Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология экстремальных ситуаций

Содержание

С.

Введение ……………………………………………………………….. 6

1. Психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников МЧС

1.1 Психология экстремальных ситуаций …………………………. …9

1.2 Экстремально-психологические факторы деятельности сотрудников МЧС и содержание эффективной подготовки к ним ……………………….16

1.3 Влияние экстремальных ситуаций на психику и действия сотрудников МЧС ………………………………………………………... ….20

2. Особенности проявления эмоционально-волевой сферы сотрудников МЧС

2.1 Генезис понятий «эмоции» и «воля» в психологии………………25

2.2 Значение эмоционально-волевой подготовленности сотрудников МЧС …………………………………………………………………………….35

3. Эмпирическое исследование влияния экстремальных ситуаций на эмоционально-волевую сферу личности сотрудников МЧС

3.1 Организация, база и методы исследования ………………………..39

3.2 Диагностика, результаты и анализ исследования…………………48

3.3 Экономическое обоснование затрат на разработку системы диагностики влияния экстремальных ситуаций на эмоционально-волевую сферу сотрудников МЧС ……………………………………………………..61

Заключение ……………………………………………………………..69

Список использованных источников …………………………………71

Приложения ……………………………………………………… ……76

 


Введение

Актуальность исследования. В нашей жизни существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. Известно, что деятельность сотрудников МЧС характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными. В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности МЧС, связанная с ликвидацией масштабных ЧС, освобождением заложников, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций [7].

Экстремальными (от лат. extremum – предельный, крайний) называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу.

Результаты комплексных исследований психологов МЧС России показали, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными ситуациями, необходимость полной отдачи психических и физических сил при ликвидации ЧС снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Это определяет высокие требования к эмоционально-волевой сфере личности сотрудников МЧС, их стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях.

Следовательно, длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной витальной угрозы для жизни, высокая вероятность гибели или ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к психологическим качествам личности, обусловливающим психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях [34].

Степень разработанности проблемы. Проблема профессиональной и личностной адаптации человека в экстремальных условиях деятельности, составляет сферу интересов многих научных дисциплин и различных отраслей психологии. Приоритет этого научного направления подтверждается публикациями более 700 научных работ, связанных с изучением особенностей профессионального поведения в группах, социально-психологической и психической адаптацией личности в напряженных условиях деятельности, отдаленными последствиями травматического стресса и психологической реабилитации.

Многоплановые исследования, проводимые Адаевым А.И., Аболиным Л.М., Васильевым В.А.,Волковым А.А., Корчемным П.А., Крупником Е.П., Кон И.С., Платоновым К.К., Родионовым А.В.,Столяренко А.М., Смирновым В.Н., Цой А.А., Чудновским В.Э., Човдыровой Г.С. и другими учеными-психологами позволяют выделить одно из существенных психологических качеств – устойчивость личности сотрудника МЧС к экстремальным ситуациям профессиональной деятельности.

Эффективность выполнения служебных задач в экстремальных условиях зависит от уровня профессиональной подготовки, эмоционально-волевой устойчивости и надежности сотрудников.

Цель работы: разработка системы диагностики влияния экстремальных ситуаций на эмоционально-волевую сферу сотрудников МЧС.

Объект исследования: сотрудники МЧС.

Предмет исследования: эмоционально-волевая сфера личности сотрудников МЧС.

Задачи исследования:

- проанализировать теоретико-методологическую базу проблемы исследования;

- систематизировать психологические подходы к изучению и определению экстремальных ситуаций;

- раскрыть сущность понятий «эмоции», «воля» и «эмоционально-волевая сфера личности»;

- выявить характер влияния экстремальных ситуаций на эмоционально-волевую сферу личности сотрудников МЧС.

Гипотеза исследования:

Экстремальные ситуации и специфический характер профессиональной деятельности сотрудников МЧС являются предрасполагающим фактором для развития эмоционально-волевых расстройств. Экстремальные условия жизнедеятельности личности обусловливают изменения в эмоционально-волевой сфере.

Методы исследования


Психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников МЧС

 

Психология экстремальных ситуаций

 

Психология экстремальных ситуаций - это одно из направлений прикладной психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях [49].

Стресс (данный термин переводится с английского как «давление, напряжение») - это понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стрессоры обычно делят на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура и т.п.) и на психологические (факторы, действующие своим сигнальным значением, такие как опасность, угроза, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.) [47].

В зависимости от вида стрессора и характера его воздействия выделяют различные виды стрессов, в наиболее общей классификации - физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек, несущий большую ответственность за последствия принимаемых им решений, не справляется с поиском нужного алгоритма, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе. Яркие примеры информационных стрессов дает работа операторов технических систем управления [41].

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих физической безопасности человека (войны, преступления, аварии,


 

Рисунок 1 - Структурное отражение экстремального условия с входящими в него элементами (образ-Я и экстремальная ситуация)

 

В исследовании принимали участие 50 сотрудников. Для начала мы провели исследование по СМИЛу. И вот какие результаты мы получили.

Таблица 1 - Т-баллы

Наименование шкал
L F K                    
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

Заключение

 

Анализ научно-методической литературы и материалов исследовательской работы позволил нам определить, что же входит в понятие «экстремальные (напряженные) ситуации» и влияния этих ситуаций на эмоционально-волевую сферу личности сотрудников МЧС.

Напряженные условия и специфический характер профессиональной деятельности сотрудников МЧС в «горячих точках» являются предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств и дезадаптивных состояний сотрудников.

Была выдвинута гипотеза: экстремальные ситуации и специфический характер профессиональной деятельности сотрудников МЧС являются предрасполагающим фактором для развития эмоционально-волевых расстройств. Экстремальные условия жизнедеятельности личности обусловливают изменения в эмоционально-волевой сфере.

В ходе исследования обе гипотезы получили подтверждение.

Современные условия профессиональной деятельности сотрудников МЧС представляют собой сложный процесс социализации личности, в которых происходит формирование психических реакций, адекватных требованиям, предъявляемым средой жизнедеятельности. Вне зависимости от ситуаций, длительности воздействия и сроков пребывания сотрудников в этих условиях, они содержат отрицательную для психики информацию, несут разрушительную силу и крайне негативные последствия на эмоционально-волевую сферу личности сотрудников.

Частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от сотрудников умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава.

На сотрудников МЧС ежедневно оказывают воздействие различные факторы, зачастую имеющие стрессовый характер, что в свою очередь может привести к появлению усталости, переутомления, возникновению различных отрицательных эмоциональных состояний, к расстройствам профессионально-служебной деятельности.

В настоящее время перед сотрудниками МЧС встают все более трудные задачи, которые нередко приходится выполнять в экстремальных условиях. Для успешного достижения поставленной цели им приходится выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие от них максимального психического и физического напряжения. Специфика службы требует от сотрудника МЧС умение управлять своим психическим состоянием, мобилизовать все свои возможности.


Список использованных источников:

 

1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. - 1989.- № 4.- C. 45

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

3. Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях. Учебное пособие. - М.: Высшая юридическая заочная школа МВД СССР, 1988. - 46 с.

4. Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. научн. трудов / Отв. ред. Л. А. Пергаменщик. – М.: НИО, 1999.-188с.

5. Анализ и прогнозирование текучести кадров молодых специалистов – выпускников образовательных учреждений МВД России: методическое пособие / С.Д. Назаров [и др.]; Сибирский юридический институт МВД России. - М.: Департамент кадрового обеспечения МВД России; Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2006

6. Бектурганов О.Е. Регуляция эмоционально-поведенческих реакций сотрудников и военнослужащих в экстремальных условиях // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. – 2004. – №4. – С. 280 – 286

7. Беляева Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001. – 600 с.- С.531–533

8. Быков А.В., Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. - М.: Аванта, 1999. – 320 с.

9. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. – 200 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А1

Презентация ВКР

Слайд 1

Слайд 2

ПРИЛОЖЕНИЕ А2

Слайд 3

Слайд 4

ПРИЛОЖЕНИЕ Б1

Тест агрессивности личности А. Ассингера

1. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного конфликта?

1) Всегда.

2) Иногда.

3) Никогда.

2. Как Вы ведете себя в конфликтной ситуации?

1) Внутренне кипите.

2) Сохраняете полное спокойствие.

3) Теряете самообладание.

3.Каким считают Вас коллеги?

1) Самоуверенным и завистливым.

2) Дружелюбным.

3) Спокойным и независимым.

4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

1) Примите ее с некоторыми опасениями.

2) Согласитесь без колебаний.

3) Откажитесь от нее ради собственного спокойствия.

5.Как Вы будете себя вести, если кто-то без разрешения возьмет почитать книгу (журнал), которую Вы читаете?

1) Выдадите ему «по первое число».

2) Заставите вернуть.

3) Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6.Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

1) «Что это тебя так задержало?»

2) «Где ты торчишь допозна?».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...