Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития и совершенствования негосударственных пенсионных фондов в России

Введение

 

На сегодняшний день многие россияне обеспокоены вопросом обеспечения своего благосостояния в преклонном возрасте. На фоне несостоятельности прежней системы начисления пенсий, когда пенсионный фонд РФ не в состоянии обеспечивать пенсионеров достаточным размером выплат. Хорошую возможность для создания дополнительного или основного источника дохода для будущих пенсионеров предоставляют негосударственные пенсионные фонды. Своим появлением они обязаны проведенной пенсионной реформе.

В основе механизма негосударственного пенсионного обеспечения граждан через НПФ лежат принцип долгосрочного сбережения средств, поступающих на персональные счета граждан в виде их личных взносов и платежей работодателей, и получение доходов от инвестирования активов в НПФ (принцип капитализации взносов).

Необходимо отметить то, что тема курсовой работы является актуальной и важной так как, негосударственные пенсионные фонды являются не только механизмом социальной защиты работающих граждан, но и играют важную макроэкономическую роль, аккумулируя значительные денежные сбережения для их последующего инвестирования.

Главной целью курсовой работы является проведение теоретических и практических исследований деятельности негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг.

При написании курсовой работы, использовалась экономическая литература отечественных авторов и федеральные законы Р.Ф.

Объектом исследования в курсовой работе выступают негосударственные пенсионные фонды. Предметом исследования в курсовой работе, являются особенности и механизмы деятельности негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг.

 


Глава 1. Особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов

 

История развития и совершенствования негосударственных пенсионных фондов в России

 

Во многих странах система государственного пенсионного обеспечения дополняется негосударственной пенсионной системой, доля которой может достигать 50-60 % национального пенсионного обеспечения.

Что касается России, то необходимо отметить что одним из атрибутов перехода России от плановой экономики к рыночной стала начавшаяся в 1990-х годов пенсионная реформа. В основу реформирования системы пенсионного обеспечения легла идея трехуровневой конструкции. Первый уровень должен представлять собой базовые пенсии; второй уровень — трудовые пенсии (пенсии по трудовому стажу); третий уровень — негосударственные пенсии. Поэтому одна из основных задач пенсионной реформы заключается в развитии негосударственного пенсионного обеспечения посредством введения института негосударственных пенсионных фондов.

Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к основному (государственному), поэтому может осуществляться как в форме личного пенсионного обеспечения граждан, путем накопления средств в негосударственных пенсионных фондах, так и в форме дополнительных пенсионных программ отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий. [12, 134 с.]

При этом цель введения института негосударственных пенсионных фондов не ограничивается только негосударственными пенсиями.

Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установлено три вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по потере кормильца.

Пенсии по старости и по инвалидности состоят из трех частей: базовая (I уровень), страховая и накопительная (II уровень).

Финансирование выплаты трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, но из разных источников. В отношении базовой части пенсии - за счет средств, зачисляемых в федеральный бюджет. В отношении страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств, поступающих в Пенсионный фонд РФ.

Базовая часть выплачивается всем гражданам вне зависимости от трудового стажа. Размер страховой части определяется из суммы страховых взносов, поступивших в течение трудовой деятельности пенсионера. Накопительная часть формируется за счет накопленных взносов и инвестиционного дохода, полученного от размещения пенсионных накоплений.

Чтобы повысить эффективность размещения пенсионных накоплений, влияние негосударственных пенсионных фондов распространяется на накопительную часть государственной пенсии, что придало деятельности фондов элемент состязательности. [12, 134 с.]

8 апреля 1998 года был принят Федеральный закон РФ № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", в соответствии с которым негосударственный пенсионный фонд определен как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда. Деятельность фонда включает аккумулирование пенсионных вносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств, выплату негосударственных, пенсий участникам фонда.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон о негосударственных пенсионных фондах), негосударственный пенсионный фонд - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

-деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

-деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);

-деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (ППС).

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Наряду с проблемой сохранения реальной стоимости сбережений в условиях высокой инфляции, у граждан России существует в этом плане пенсионная проблема. Это реализация возможности пенсионных накоплений в реальном исчислении с учетом инфляции и достаточно высокая вероятность их обесценивания. [9, 228 с.]

Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

Негосударственные пенсионные фонды осуществляют деятельность по любому из этих направлений независимо от осуществления ими деятельности по другим пенсионным направлениям.

Негосударственный пенсионный фонд действует на основании лицензии федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, руководствуясь законодательством РФ, уставом и правилами фонда.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется без ограничения срока ее действия.

Лицензионными условиями при предоставлении лицензии являются требования:

-к организационно-правовой форме фонда;

-пенсионным правилам фонда, а если фонд предполагает осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, также к страховым правилам;

-лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам коллегиального исполнительного органа, главному бухгалтеру, а также к контролеру или руководителю и сотрудникам службы внутреннего контроля фонда;

-организации внутреннего контроля фонда;

-величине денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда.

Фонд в соответствии с уставом выполняет следующие функции:

-разрабатывает правила фонда;

-заключает пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;

-аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;

-ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

-ведет пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

-ведет пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;

-информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

-заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;

-определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплении;

-формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и инвестирует составляющие его активы;

-формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размешает пенсионные резервы;

-организует инвестирование средств пенсионных накоплений;

-заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками

отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

-рассматривает отчеты управляющей компании и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;

-расторгает договоры с управляющей компанией и специализированным депозитарием по основаниям, установленным законодательством РФ:

-принимает меры, предусмотренные законодательством, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании, с которой расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

-ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

-ведет обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

-осуществляет актуарные расчеты;

-производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;

-производит назначение и осуществляет выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;

-производит назначение и осуществляет выплаты профессиональных пенсий;

-осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и участникам или перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд РФ;

-принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

-предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

-осуществляет иные функции для обеспечения уставной деятельности фонда.

Меры по совершенствованию законодательной базы негосударственных пенсионных фондов, проведенные в РФ в последние годы, способствовали довольно быстрому росту последних. [13, 257 с.]

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в расходах ПФР. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета - беспроцентного кредита Центрального банка РФ.

К ним относятся пенсии и пособия военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; социальные пенсии; выплаты социальных пособий на погребение; расходы на предоставление льгот по пенсионном)'обеспечению граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовам военнослужащих; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, выехавшим на постоянное местожительства за границу; расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в России предусматривала создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения: базовая (социальная) государственная пенсия, трудовая государственная пенсия и негосударственная пенсия. Однако основная тяжесть всех выплат лежит на государственном Пенсионном фонде, не способном в одиночку решить все проблемы обеспечения достойной старости россиян.

Пенсионные накопления в развитых странах ориентированы на инвестиционные портфели умеренного роста. В основном это портфели облигаций и смешанные портфели. В российских условиях высокой инфляции задача обеспечения стабильного роста пенсионных накоплений является, с одной стороны, достаточно сложной. Российский рынок акций очень нестабилен. [9, 463 с.]

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и страховые компании, которые должны были стать реальными союзниками государственного фонда, пока ещё серьезного вклада в решение этой проблемы не внесли. [18, 183 с.]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...