Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предметная область социологии и психологии управления




Предметом психологии управления является комплекс психических явлений и отношений в определенной организации.

1. Возникновение психологических проблем, касающихся лидерства.

 

Лидерство представляет собой возможность влиять как на одну конкретную личность, так и на весь коллектив в целом. Соответственно, лидер – это человек, который обладает такой способностью. Лидер должен иметь последователей. Главная задача лидера заключается в умении вести коллектив за собой, организовать сплоченность в действиях людей, а также способности завоевать авторитет среди коллег.

 

Таким образом, лидер – элемент упорядочивания и систематизации деятельности людей.

 

Лидерство выражается в степени и силе влияния, которые напрямую зависят от соотношения личных качеств лидера и качеств тех людей, на которых он оказывает непосредственное влияние, а также на ситуацию, в которой находится данная группа.

 

Относительно значимости стоящих перед лидером задач выделяют несколько видов лидерства:

 

1) бытовое лидерство (в семье, в школьных и студенческих группах);

 

2) социальное лидерство (в профсоюзах, на производстве, в различных спортивных и творческих сообществах);

 

3) политическое лидерство (государственные и общественные деятели).

 

В зарубежной литературе понятия «менеджер» и «лидер» отличаются по следующим признакам:

 

1) содержание управленческих проблем – менеджер главным образом заботится об эффективном выполнении персоналом текущих задач, решает конкретные возникшие проблемы; лидер же разрабатывает инновационные идеи, основывает пути решения задач и проблем, способных возникнуть в будущем;

 

2) воздействие на персонал – известный американский теоретик и практик менеджмента Ли Джексон утверждал: «Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно; лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно. Лидеры – это люди, которые способны выявить все лучшее в других. Менеджеров в организации может быть сколько угодно, лидеров всегда мало».

2. Психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

 

Общение руководителя – это такое общение, которое появляется из-за необходимости осуществления управленческого воздействия на людей в процессе осуществления профессиональной деятельности.

 

Выделяют несколько форм взаимоотношений руководителя и его подчиненных.

 

Субординация, где основу общения составляют административно-правовые нормы. Это общение, возникающее между руководителями разных уровней, а также между руководителем и исполнителем.

 

Служебно-товарищеская форма. Здесь в основу положены административно-моральные нормы, и общение возникает между коллегами по работе.

 

Дружеская форма взаимоотношений, которая строится на морально-психологических нормах. Данное общение может складываться как между руководителями, между подчиненными, так и между руководителями и подчиненными.

 

В зависимости от определенных условий, а также индивидуально-психологических качеств людей каждый руководитель выбирает определенную форму управленческого общения.

 

В предмет изучения психологии управления могут также входить проблемы трудовой деятельности, отдельные теории общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), традиционные социально-психологические явления (психология общения, психологический климат, лидерство).

 

На данный момент специалисты в сфере психологии управления выделяют следующие наиболее важные для организации психологические проблемы:

 

1) поиск и активизация человеческих ресурсов в организации;

 

2) отбор и оценка менеджеров для потребностей организации;

 

3) увеличение эффективности способов подготовки и переподготовки управленческого персонала;

 

4) оценка и повышение социально-психологического климата, сплочение работников вокруг задач предприятия.

Социология управления —- это специальность научных работников социологических наук, содержащая в себе исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), социальные группы и организации, на сознание и поведение людей.

 

В проблемном поле социологии управления разрабатываются концепции управленческого процесса как особого типа социального взаимодействия, обладающего устойчивыми и регулярными формами.

 

Социологические перспективы исследования субъектно-объектных отношений в процессе управления определяются изучением, с одной стороны, институтов управления (механизмов отбора и подготовки персонала; специализации в разделении ролей и функций; иерархии статусных позиций, механизмов контроля и оценки поведения персонала и др.), а с другой – социальных результатов принимаемых управленческих решений (оценки эффективности и качества управления, межличностных отношений в процессах управления, ценностных ориентаций, мотивации и степени участия индивидов в управлении и др.).

 

Область исследования

История развития отечественных и зарубежных социологических концепций управления.

Понятийно-категориальный аппарат социологии управления как результат ее междисциплинарного развития.

Анализ современных зарубежных концепций социологии управления.

Концептуальные и эмпирические исследовательские методы и процедуры в социологии управления.

Институциональный уровень управления как особый вид социального взаимодействия.

Факторы, детерминирующие управленческое поведение индивидов в социальных институтах и организациях.

Принципы, структуры, функции и методы управления в основных институтах административно-политической деятельности.

Государственная и муниципальная служба как социальный институт и предмет социологического анализа.

Содержание, функции и структура культуры управления. Влияние управленческой культуры на реальное поведение людей.

Социокультурные и социально-политические факторы развития управленческой культуры.

Управленческая деятельность в структурах публичной власти: особенности организации, принципы рациональности, проблемы внутриорганизационной демократии.

Социальные технологии в системе управления: сущность, формы и особенности.

Социология организаций как реализация функций управления.

Типологические модели управленческого процесса: признаки, характер управленческих отношений, стили руководства.

Проблемы эффективности управленческой деятельности.

 

Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.

 

Практическая реализация разработок в области П. у. осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...