Предметная область социологии и психологии управления
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Предметом психологии управления является комплекс психических явлений и отношений в определенной организации. 1. Возникновение психологических проблем, касающихся лидерства.
Лидерство представляет собой возможность влиять как на одну конкретную личность, так и на весь коллектив в целом. Соответственно, лидер – это человек, который обладает такой способностью. Лидер должен иметь последователей. Главная задача лидера заключается в умении вести коллектив за собой, организовать сплоченность в действиях людей, а также способности завоевать авторитет среди коллег.
Таким образом, лидер – элемент упорядочивания и систематизации деятельности людей.
Лидерство выражается в степени и силе влияния, которые напрямую зависят от соотношения личных качеств лидера и качеств тех людей, на которых он оказывает непосредственное влияние, а также на ситуацию, в которой находится данная группа.
Относительно значимости стоящих перед лидером задач выделяют несколько видов лидерства:
1) бытовое лидерство (в семье, в школьных и студенческих группах);
2) социальное лидерство (в профсоюзах, на производстве, в различных спортивных и творческих сообществах);
3) политическое лидерство (государственные и общественные деятели).
В зарубежной литературе понятия «менеджер» и «лидер» отличаются по следующим признакам:
1) содержание управленческих проблем – менеджер главным образом заботится об эффективном выполнении персоналом текущих задач, решает конкретные возникшие проблемы; лидер же разрабатывает инновационные идеи, основывает пути решения задач и проблем, способных возникнуть в будущем;
2) воздействие на персонал – известный американский теоретик и практик менеджмента Ли Джексон утверждал: «Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно; лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно. Лидеры – это люди, которые способны выявить все лучшее в других. Менеджеров в организации может быть сколько угодно, лидеров всегда мало». 2. Психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными.
Общение руководителя – это такое общение, которое появляется из-за необходимости осуществления управленческого воздействия на людей в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Выделяют несколько форм взаимоотношений руководителя и его подчиненных.
Субординация, где основу общения составляют административно-правовые нормы. Это общение, возникающее между руководителями разных уровней, а также между руководителем и исполнителем.
Служебно-товарищеская форма. Здесь в основу положены административно-моральные нормы, и общение возникает между коллегами по работе.
Дружеская форма взаимоотношений, которая строится на морально-психологических нормах. Данное общение может складываться как между руководителями, между подчиненными, так и между руководителями и подчиненными.
В зависимости от определенных условий, а также индивидуально-психологических качеств людей каждый руководитель выбирает определенную форму управленческого общения.
В предмет изучения психологии управления могут также входить проблемы трудовой деятельности, отдельные теории общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), традиционные социально-психологические явления (психология общения, психологический климат, лидерство).
На данный момент специалисты в сфере психологии управления выделяют следующие наиболее важные для организации психологические проблемы:
1) поиск и активизация человеческих ресурсов в организации;
2) отбор и оценка менеджеров для потребностей организации;
3) увеличение эффективности способов подготовки и переподготовки управленческого персонала;
4) оценка и повышение социально-психологического климата, сплочение работников вокруг задач предприятия. Социология управления —- это специальность научных работников социологических наук, содержащая в себе исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), социальные группы и организации, на сознание и поведение людей.
В проблемном поле социологии управления разрабатываются концепции управленческого процесса как особого типа социального взаимодействия, обладающего устойчивыми и регулярными формами.
Социологические перспективы исследования субъектно-объектных отношений в процессе управления определяются изучением, с одной стороны, институтов управления (механизмов отбора и подготовки персонала; специализации в разделении ролей и функций; иерархии статусных позиций, механизмов контроля и оценки поведения персонала и др.), а с другой – социальных результатов принимаемых управленческих решений (оценки эффективности и качества управления, межличностных отношений в процессах управления, ценностных ориентаций, мотивации и степени участия индивидов в управлении и др.).
Область исследования История развития отечественных и зарубежных социологических концепций управления. Понятийно-категориальный аппарат социологии управления как результат ее междисциплинарного развития. Анализ современных зарубежных концепций социологии управления. Концептуальные и эмпирические исследовательские методы и процедуры в социологии управления. Институциональный уровень управления как особый вид социального взаимодействия. Факторы, детерминирующие управленческое поведение индивидов в социальных институтах и организациях. Принципы, структуры, функции и методы управления в основных институтах административно-политической деятельности.
Государственная и муниципальная служба как социальный институт и предмет социологического анализа. Содержание, функции и структура культуры управления. Влияние управленческой культуры на реальное поведение людей. Социокультурные и социально-политические факторы развития управленческой культуры. Управленческая деятельность в структурах публичной власти: особенности организации, принципы рациональности, проблемы внутриорганизационной демократии. Социальные технологии в системе управления: сущность, формы и особенности. Социология организаций как реализация функций управления. Типологические модели управленческого процесса: признаки, характер управленческих отношений, стили руководства. Проблемы эффективности управленческой деятельности.
Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.
Практическая реализация разработок в области П. у. осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|