Краткий обзор западных магических традиций, орденов и групп.
(В данной статье речь идёт о том, что можно обобщенно назвать «оккультными орденами», не связанными с ведовством, язычеством или шаманизмом напрямую. Статья дана для ознакомления. Если вы хотите понять, что же суть такое разные ордена и оккультные системы, и чем они отличаются и схожи. В конце статьи дан общий вывод. Автор много лет изнутри изучал то, о чем пишет. – В.А.)
Для начала, стоит определиться с самим термином “западная традиция”, в который входят сразу два неравнозначных понятия – “Запад” и “Традиция”. Конгломерат учений и техник, которые мы сейчас знаем как “западная традиция” начал складываться с древних времен в европейской части континента Евразия еще до момента открытия Америки Колумбом, представляя из себя дикую смесь различных по своему содержанию культур и взглядов. Слово “Традиция”, на мой взгляд, представляет собой нечто единое, универсальный механизм трансформации всего сущего, рассмотренный через призму разных культурных особенностей. Поэтому Традиция, будучи универсальной вещью, здесь нами будет рассмотрена через призму ее видения людьми Старой Европы.
Предлагаю кратко рассмотреть основные “двигатели” современной “западной” эзотерической среды, а затем, углубляясь все дальше и дальше в их происхождения и взаимосвязи отследить их исток.
Орден Золотой Зари (19 век) – наиболее известная из западных оккультных организаций. Воссоздана в конце 19 века на фоне ренессанса древнеегипетской эстетики и культуры, вызванного походом французской армии Наполеона Бонапарта в Египет в начале того же века. Стоит понимать, что конец 19 века и данный орден в частности – это сборная солянка из практик и людей так или иначе интересовавшихся оккультизмом или спиритизмом. Тогда это было очень модно в принципе, как и сейчас, в начале века двадцать первого.
В основе практик – нетрадиционное прочтение каббалистических техник, скрещенных с древнеегипетской эстетикой и переработанными в систему гримуарными техниками. Ритуальные техники либо переработаны напрямую по гримуарам эпохи Возрождения, либо взяты из похожих традиций французских или немецких линий передачи (рассмотрим их далее). По легенде основу традиции составляют некие “шифрованные манускрипты”, найденные одним из создателей ордена – Сэром Вудманом, где-то в недрах крупнейшего британского масонского архива, Freemason’s Hall. Другой создатель ордена, С.Л. Макгрегор-Мазерс каким-то чудным образом через эти архивы вышел на некую фрау Шпренгель из Германии, которая и растолковала ему эти манускрипты, передав таким образом традицию.
Легенда-легендой, но лично я считаю ее правдой наполовину. Был в то время такой очень известный человек и масон – Кеннет Маккензи, автор известной масонской энциклопедии, описывавшей все вычурные масонские и парамасонские ордена и группы древности и современности. Проблема в том, что никто из “отцов-основателей” Золотой Зари не знал немецкого языка, но его знал Маккензи, состоявший с этими людьми в дружбе через масонскую среду. Я полагаю, что Маккензи каким-то образом вышел на последних представителей Ордена Злато-Розового Креста в Германии и перевел их ритуалы на английский язык, после чего вся эта веселая компания (Мазерс, Вэскот и Вудман), будучи масонами 33 градуса ДПШУ (Древнего и Принятого Шотландского Устава), все это дело переработала, объединив сразу две розенкрейцерских линии в своем лице – Орден SRIA (Общество Розенкрейцеров Англии), наследовавшее британской розенкрейцерской традиции и Орден Золотой Зари (на базе немецкого герметического ордена Злато-Розового креста 18 века), отступивший от розенкрейцерской алхимии и сделавший крен в сторону древнеегипетской эстетики, разбавленной кондовым масонским церемониалом. В качестве бонуса – изучение наследия Енохианской магии доктора Джона Ди, не имеющей к основной “линии” ордена никакого отношения. После развала ордена в начале 20 века в настоящее время существуют различные линии преемственности от различных его представителей. В России, насколько мне известно, легитимных его представителей нет до сих пор. Если тут вообще можно говорить о какой-то легитимной передаче самой традиции.
Орден Аурум Солис (конец 19 века) – уникальный представитель так называемой Огдоадической Традиции. По официальной версии самого Ордена он принял свое оригинальное название в конце 19 века, объединив последних из оставшихся в живых представителей Ордена Шлема, а также представителей Общества Пламенного Колеса. Церемониал похож на Орден Золотой Зари, но имеет, возможно, совершенно иное происхождение. Начальные разработки ритуалов которого, по словам представителей самого Ордена сделаны даже на 20 лет раньше на греческом языке, чем создание Ордена Золотой Зари и написание похожих ритуалов с каббалистическими именами на иврите. Настоящее происхождение ритуалов очень спорно. В ритуалах используются слова силы на преимущественно греческом языке, составляющими сердце старой традиции Sub Rosa Nigra (Под Черной Розой). Кто-то считает традицию неоплатонической. Я считаю, что она имеет гностическое происхождение по своей сути, несмотря на то, что внешнее обрамление ритуалов похоже сформировано только в 19 веке, если даже не в середине 20 века, т.к. какую-то реальную (не легендарную преемственность) можно проследить лишь до Томаса Могана (британского мага, гомеопата и друида), учителя знаменитой Мелиты Деннинг (Вивиан Годфри) из открытых источников. Остальная информация происходит из недр самого Ордена и не может быть проверена. Для удобства, ниже прикладываю схему легендарной преемственности Ордена, которую я нарисовал давным давно.
Традиция “Аурум Солис” была перенесена на Российскую почву в 2012 году и существует до сих пор. В 2013 году новый великий мастер Ордена провел ревизию всех ритуалов, сделав, по мнению автора статьи, эти практики совершенно бесполезными. Ордена в том виде, в каком он существовал в 20 веке более уже не существует, кроме красивого старого названия, однако, есть побочная и автономная ветвь в США, сохранившая прямую посвятительную линию и старые практики, которую в России представить так и не удалось, но попытки были.
Макс Теон и Герметическое Братство Люксора (19 век) – организация, о которой мало что известно, но которая, по слухам стояла “за спиной” и Теософского общества и Ордена Золотой Зари, да и вообще чуть ли не всего оккультного ренессанса конца 19 века. Как видно из названия – свою легендарную преемственность ведет из Египта. В основе практик – герметизм. Историю этой организации подробно раскрывает книга Джослина Годвина – Герметическое Братство Люксора, недавно переведенная на русский язык.
Телема / OTO (20 век) – сейчас это название слилось в одно, на самом деле оно происходит от двух посвятительных линий.
OTO – Орден Восточных Тамплиеров – наследие немецкого масона египетского Устава Мемфис-Мицраим начала 20 века, Теодора Ройсса, хартию на работы которому выдал британский масон-отступник Джон Яркер. Яркер бросил вызов так называемому регулярному английскому масонству, всю последующую жизнь занимаясь возрождением старых нерегулярных масонских уставов. С точки зрения регулярного английского масонства эта масонская линия не считается регулярной, т.е. по сути – масонством вообще. Т.е. изначально ОТО Ройсса – это филиал нерегулярного (= нелегитимного) масонского устава. В начале 20 века Ройсс встречает британца Алистера Кроули, дошедшего до степени Младшего Адепта в Ордене Золотой Зари и с треском оттуда вышвырнутого. Позже управление орденом переходит к Кроули и называется “Телемой” (по названию “телемской обители” из Гаргантюа и Пантагрюэля Ф.Рабле, естественно, трактуя суть и назначение этой обители по-своему). Практики Золотой Зари инкорпорируются на квази-масонскую почву. И там и там присутствует древнеегипетская эстетика.
Резюме: историческая преемственность довольно сомнительна. Основа практик – система Золотой Зари с серьезными модификациями и добавлениями Кроули. Фактически от практик Золотой Зари остался только ритуальный “скелет” – идеологическая начинка абсолютно другая. В основе вероучения (т.к. адепты этой системы считают ее именно религией “Нового Эона”) – Книга Закона Кроули, написанная им в ходе неких откровений.
Какое отношение организация имеет к средневековому военно-монашескому Ордену (Тамплиерам) – также непонятно.
В России – одна из самых многочисленных и старейших оккультных организаций. Существует где-то с начала 90х годов прошлого века, активно занимаясь переводами старинных оккультных трудов, и ставя на них свой “знак”. Труды часто не имеют к Телеме вообще никакого отношения.
Мартинизм (18-20 век) – французская традиция. Происходит все от одного загадочного гримуара – так называемого “Алжирского кодекса”, текст которого сохранился до сих пор. Эту книгу якобы использовал один известный практик конца 18 века – Мартинес Паскуалли, занимавшийся ритуальными практиками и теургией, вызовами различных сущностей и т.д. Творив настоящие чудеса он привлек большое число последователей, в числе которых в конце концов оказались Луи Клод Де Сен-Мартен и Жан Батист де Виллермоз (масон). Так появилась традиция Мартинизма в конце 18 века с центром во Франции, разделившаяся по сути на три ветви или пути. Путь Мистика/Путь Сердца (собственно Мартинизм) (Сен Мартен) склонный к ритуально-созерцательным практикам, Путь Духовного Рыцаря/Путь нравственного совершенствования (Жан Батист де Виллермоз) склонный к масонским практикам, Путь Мага/Теурга (Мартинезизм) (Мартинес Паскуалли), склонный к практической работе с духами и сущностями.
Основанный на век раньше, Орден оказал огромнейшее влияние на весь западный оккультизм, гораздо большее, чем пресловутый Орден Золотой Зари, однако в настоящее время не столь сильно известен.
Есть сведения, что британская группа мартинистов “Друзья Сен-Мартена” оказала влияние на формирование пресловутого Ордена Золотой Зари.
В России “бум” на мартинизм был дважды. В первый раз им активно интересовались дворяне конца 18 века. Активный московский масон Н.И.Новиков получил посвящение во Франции из рук самого Сен-Мартена. Это дело прикрыли после декрета Екатерины Второй в начале 19 века о запрещении масонства в России и мартинизма в частности, приравнивавшегося к масонству.
Данные группы оставили после себя огромное количество редких переводов на русский язык оккультной и алхимической литературы, напечатанной в тайной масонской типографии Лопухина. Книги очень редкие, т.к. все тиражи изымались и сжигались как запрещенные при Екатерине II, но в настоящее время оцифрованы из запасников российских библиотек, выложены в интернет и доступны всем желающим.
Во второй раз в конце 19 века мартинизм был восстановлен двумя французами – Жераром Анкоссом (Папюсом) и Тедером, объединивших две своих посвятительных линии и основавших восстановленный орден мартинистов. Русский посол во Франции, граф Муравьев-Амурский получив посвящение во Франции передал орден на развитие в Россию Чеславу фон-Чинскому (Punar Bhava), проживавшему в Москве. В Санкт-Петербурге орден возглавил Григорий Оттонович Мебес (Г.О.М.). Один из активнейших деятелей и переводчиков Санкт Петербурга начала 20 века, мартинист Трояновский перевел на русский язык известные до сих пор труды Папюса, Агриппы, многих других известных оккультистов того времени, издавая также журнал “Изида”. Папюс несколько раз приезжал в царскую Россию, вместе с известным французским чудотворцем – мэттром Филиппом, основав мартинистскую ложу при дворе государя-императора Николая II – “Звезда и Крест”. Позже ГОМ решил основать собственную традицию на базе мартинизма, о чем уведомил в переписке главу ордена – Папюса, который в ответном письме уведомил ГОМа о том, что последний более не является легитимным представителем ордена в России.
Вскоре Папюс был убит на полях сражений в ходе первой мировой войны, а в царской России грянула красная революция.
Чинский, проживавший в то время в Москве, передал все права на орден некоему К.К.Владимирову из г.Владимир. По отдельным сведениям Владимиров также получил мартинистскую преемственность от розенкрейцера Зубакина, в семейной линии которого тайно передавалось мартинистское посвящение, практиковавшееся в круге Новикова еще в начале 19 века и ведущее происхождение от самого основателя традиции напрямую. Таким образом, Владимиров, объединив в себе две ветви “русскую” и “восстановленную Папюсом французскую” основывает еще одну ложу в Киеве под руководством Сержа Маркотуна, которому вскоре приходится эмигрировать во Францию из-за набирающей обороты в стране красной революции. (Начинаются тридцатые годы, происходят массовые расстрелы враждебных партийному режиму элементов и “красный террор” в полном разгаре). Естественно, все оккультные ордена мгновенно становятся врагами Пролеткульта. Однако, есть легенда, что традиция русского мартинизма тайно пережила “советский” 20 век и дожила до наших дней, снова осев в Москве в веке 21м.
В России в настоящее время представлен Мартинизм нескольких видов (примерно с 2011 года): AMO (Древний Орден Мартинистов) – ветвь из США. MOUP (Мартинистский Орден Неизвестных Философов) – лионская французская ветвь, возводящая исток к самому Папюсу. OMIR – восстановленная “русская ветвь” французского происхождения на основе ритуалов Сержа Маркотуна (украинского эмигранта начала 20 века), в которую, по правилам приема допускаются только мастера-масоны любого устава.
AMORK - розенкрейцерский орден мартинистов.
Мартинезизм – практическая ритуальная теургия Ордена Избранных Коэнов. (как надстройка над высшими степенями S.I. мартинизма)
ИШУ (Исправленный Шотландский Устав) – псевдо-масонский устав, основанный одним из идеологов мартинизма, Жаном Батистом Де Виллермозом.
Масонство (начало 18 в.)
Масонство традиционно подразделяется на “Ордена”. Каждый Орден – это пачка градусов, объединенных одной темой. Т.е. Голубое масонство (Собственно Масонство как таковое заканчивается на Третьем градусе)., далее следуют ложи усовершенствования и дополнительных степеней, Красное масонство (Собственно это Розенкрейцерство), Белое Масонство и Черное масонство (Собственно это – Тамплиерские градусы). 28 градус “Рыцаря Солнца” относится к практикам Авиньонского общества Илюминатов Антуана Жозефа Пернетти. 33 градуса составляют стандартную шкалу Древнего и Принятого Шотландского Устава, практикующегося в большинстве масонских юрисдикций и в частности регулярными масонами ВЛА – Великой Ложи Англии. Некоторые масонские уставы могут включать в себя линейку градусов с 34 по 95(99) – так называемые Герметические градусы в которых якобы преподается герметическое искусство и алхимия. Особый интерес представляют пресловутые 4 градуса 84-88, называемые Аркана Арканорум и по легендам, содержащие в себе суть алхимического делания, предписания, фазы сезонности, лунные фазы для манипулятивных операций с собственной кровью и т.д. Эти градусы инкорпорированы в египетское масонство Мемфис-Мицраим итальянскими алхимиками-масонами 18 века и называются “Шкала Неаполя”. Фактически, это уже структура, имеющая отношение к самому масонству весьма косвенное. По легенде – эти практики передаются только устно и не всем подряд масонам. Т.е. два разных человека могут пройти посвящения в одни и те же градусы. Один получит Арканы, а другой – нет. Хотя у обоих будет равный “социальный статус” в масонской среде.
Стоит сказать пару слов о масонской легитимности или “регулярности”. С точки зрения объявившей себя старейшей масонской ложей в Англии – ВЛА (Великой Ложей Англии) масонством может называться группа лиц, имеющих регулярное посвящение, патент на работы, выданный материнской ложей, а также соблюдающая ландмарки – пункты, по которым можно идентифицировать группу лиц как масонство вообще. Великий Мастер Великой Ложи Англии – всегда мужчина настоящей королевской крови. Сейчас это – герцог Кентский, кровный родственник британской королевы Елизаветы II.
Масонство, по мнению ВЛА эти ландмарки не соблюдающее называется ими “нерегулярным” и собственно не признается за масонство вовсе. С другой стороны, нерегулярное масонство оспаривает мировое первенство и старшинство ВЛА, не считаясь вовсе с его мнением и продолжая называть себя масонами. Если посмотреть на историю масонства, то формально оно началось с основания ВЛА в начале 18 века в Лондоне. Если же смотреть объективно, то масонство существовало и раньше, например существуют письменные свидетельства наличия масонских лож в Шотландии (Манускрипты Кука и др.), которые прослеживаются, как минимум, до середины 17 века. Есть свидетельства войны между так называемыми “Древними” масонами, в основном, Якобитами-шотландцами и “Современными” масонами – англичанами. Причем последние поглотили первых, когда правящая верхушка, вступая в масонство, начала изменять ритуалы. Автор статьи убежден, что начало официальной истории масонства можно считать его концом как полноценной эзотерической традиции и началом становления масонства как корпоративной среды, инструментом реализации скрытых связей социально-политического толка. Так алхимические ритуалы превратились в странный реликт, как бы “приложенный” к корпоративной закрытой социально-политической структуре 18 века. В конце концов сейчас масонство уже само стало реликтом – его функцию прекрасно исполняют новые “Ордена” нашего времени – Транснациональные корпорации.
Итак:
c 1 по 3 градусы – Голубое/Иоанново Масонство (собственно Масонство как таковое вообще)
(В английском регулярном масонстве и в уставе Эмулейшн существует дополнительная надстройка над Вторым градусом, считающаяся по факту Четвертым градусом – градус Мастера Метки, есть еще отдельный градус старого масонства – “Шотландский мастер” тоже считающийся как четвертый и как надстройка уже к третьему градусу)
c 4 по 14 – Красное/Розенкрейцерское масонство.
с 15 по 28 – Белое масонство
с 28 по 33 – Черное масонство/Тамплиерские градусы.
--- здесь заканчивается ДПШУ
с 34 по 95 – Герметические градусы.
----здесь заканчивается Устав Мемфис-Мицраим
Одна и та же группа масонов может практиковать разные уставы. Чтобы практиковать регулярные уставы нужно быть регулярно посвященным масоном. Чтобы практиковать нерегулярные уставы нужно быть либо регулярно, либо нерегулярно посвященным масоном. В регулярном масонстве масонская ложа может быть только мужской. Один и тот же устав может практиковаться как в регулярном, так и в нерегулярном масонстве. В нерегулярном масонстве ложа может быть изначально учреждена либо как мужская, либо как женская, либо как смешанная. В двух последних случаях она не будет считаться регулярной. Изменение типа ложи уже после ее учреждения невозможно. Существует отдельный огромный раздел масонской внутренней юриспруденции, в которой прописаны свои внутренние правила, распорядок работ, официальных обращений друг к другу, правила учреждения, функционирования лож и вступления в них, взаимных посещений, аффилиаций (перехода из одной масонской группы в другую), масонские суды чести и т.д.
Пример:
Две основные масонские ландмарки:
1. Вера в Бога.(Вообще) 2. Участие в ритуалах только мужчин.
Члены ложи А – только мужчины, и ложа провозглашает атеистическую позицию. В данном случае она в любом случае – нерегулярна, т.е. ее участники – не масоны, даже если будут совершать любой из масонских ритуалов. (самое интересное – такие есть. Непонятно зачем им вообще ритуал если они собираются по иным вопросам.)
Члены Ложи Б верят в Бога, ее участники – только мужчины, но у нее нет патента от материнской Ложи на проведение работ, либо он создан ею самостоятельно. Ложа – нерегулярна. По масонской юриспруденции она – “дикая”, т.е. “отщепенцы”.
Члены Ложи C верят в Бога, состоят из мужчин и имеют патент на работы от нерегулярной материнской Ложи. Ложа С – нерегулярна.
Члены Ложи D верят в Бога, имеют патент на работы от регулярной же материнской Ложи, но ложа учреждена как смешанная (и мужчины и женщины проводят ритуалы вместе) – Ложа нерегулярна.
Масон посвященный в нерегулярной ложе – нерегулярен сам по себе. Масон, посвященный в регулярной ложе и аффилированный в нерегулярную нерегулярен как ее член, но регулярен сам по себе при выходе из оной и возвращении обратно в регулярную ложу.
Более высший градус дает больший вес над должностью, но человек меньшего градуса, но более высокой должности может принять более веское решение (например Досточтимый Мастер 3 градуса посвящения может принять решение об усыплении брата более высокого градуса, например четвертого или пятого). Верховный Совет Устава может коллегиально отменить решение Досточтимого Мастера Ложи, хотя с точки зрения Конституций Андерсона это будет нарушением, т.к. члены Орденов высших степеней не могут вмешиваться в работу Голубых Лож.
и т.д. (очень много юридических тонкостей и заморочек внутренних, интересных только самим масонам, которые очень часто являются юристами или сотрудниками спецслужб по профессии, что неудивительно)
В масонство обычно можно вступить по достижению 21 года. Если один из родителей ребенка был масоном, то может быть произведен ритуал адопции или “приема Волчонка”. Таким образом, человек может быть принят в масонство уже в 18 лет.
Ритуал адопции также существует и в регулярном масонстве для женщин (масонских жен). После этого женщина не становится масонкой в полной мере, но имеет некую причастность к нему. Ритуалы посвящений и адопций естественно отличаются.
Орден Злато-Розового креста (18 век). Германия. Центр и сердце немецкого розенкрейцерства.
Говоря о Розенкрейцерстве в целом – его создатель Иоганн Валентин Андреа позже признался, что это была шутка, но его уже отстранили от управления бывшие коллеги. Тем не менее легенда о походе Христиана Розенкрейца на Восток и обнаружении его могилы в Германии имеет под собой реальные основания, т.к. наиболее интересны в этом смысле частные мастера алхимики, которых в то время в Германии водилось великое множество, например известный “тевтонский философ” Якоб Беме, также давший начало отдельной традиции христианской мистики.
Начальные градусы посвящения Ордена Злато-Розового Креста были переданы кругу Новикова в Москве в конце 18 века. Ритуалы градусов 18 века сохранились в российских библиотеках в отделах рукописей.
Примерно с 2016 года Орден вновь перевезен из Европы и существует в России.
-------------
Подводя краткий итог всей “западной традиции” можно заключить, что она базируется в основном на трех столпах – каббале, гностицизме и древнеегипетском жречестве, пропущенных через призму христианизированного рационально-философского европейского мышления. Наиболее ярко все это было проявлено в масонстве, организации, стоявшей в основе практически любого оккультного ордена. Каббала, будучи пропущенной через множество оккультных орденов, не имевших прямого доступа к собственно иудейской традиционной передаче выглядит в данном случае довольно коряво и местами натянуто. Углубляясь в истоки Каббалы, можно сделать вывод, что это – гностицизм. В древнеегипетском жречестве также все было не так однозначно уже в эпоху Среднего Царства. Многие древние обряды были извращены и преследовали цели прямо противоположные тем, которые закладывались в них изначально.
Наиболее рациональным вектором автору статьи представляется индоевропейский шаманизм (сюда входит и комплекс античных мистерий также). Его изначальное влияние на европейскую культуру было довольно значительным, однако позже практически сошло на нет.
Вывод (ИМХО): Западная Традиция – идеальный инструмент для человека, желающего потешить ЧСВ. Поиграть в крутую ролевую игру с забавными разноцветными рюшечками и красивыми ритуалами, до тех пор, пока не выяснится, что на поверку в ней мало что сохранилось. Если человек глубоко интересуется Каббалой, то будет изучать иврит и уедет в Израиль учиться у раввинов в традиционных кружках. Если изучает Древний Египет, то с головой уйдет в кеметизм. Если изучает христианские мистерии – в исихазм, например.
Западная Традиция как огромный и неповоротливый мамонт из кучи градусов и степеней посвящений, вобравших в себя дофига разнородной интеллектуальной информации обо всем и ни о чем конкретно – по сути, т.к. реальная практика Традиции минует рациональное мышление, которое является бедой большинства людей европейского типа.
© Александр Никитчук, 17.03.2019.
Воспользуйтесь поиском по сайту: