Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели, задачи и порядок выполнения учетной политики

 

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранных организацией для использования. Методы учета различных активов и обязательств установлены положениями по бухгалтерскому учету, и организация должна самостоятельно решить, какие из них она будет применять. Если для каких либо конкретных ситуаций способы ведения бухгалтерского учета не установлены, организация может разработать их самостоятельно.

Определяя учетную политику, необходимо учитывать следующие основные требования:

- требование полноты: в бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции;

- требование своевременности: каждую операцию необходимо учитывать в том периоде, в котором она совершена (независимо от времени фактического получения или выплаты денег);

- требование осмотрительности: организация скорее признает расходы и обязательства, чем возможные доходы;

- требование приоритета содержания перед формой при учете операций следует исходить не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания;

- требование непротиворечивости: данные аналитического и синтетического учета должны быть тождественны;

- требование рациональности затраты на ведение бухгалтерского учета должны соответствовать условиям хозяйственной деятельности и величине организации.

Учетная политика организации составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Положения учетной политики организации должны применяться всеми ее обособленными подразделениями (филиалами, представительствами).

Только, что созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить в указанные сроки.

При формировании учетной политики предполагается:

- что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);

- что организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности);

- что учетная политика организации применяется последовательно из года в год (допущение последовательности применения учетной политики);

- что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

Согласно п. 16 ПБУ 1/98 вносить изменения в учетную политику можно в следующих случаях:

- когда изменилось законодательство Российской Федерации или нормативные документы по бухгалтерскому учету;

- когда организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета (более точные или менее трудоемкие);

- когда изменились условия деятельности организации (произошла реорганизация, смена собственников, изменились виды деятельности).

Внесение изменений в учетную политику оформляется приказом руководителя.

Если у организации возникли операции, схема учета которых не была установлена, то учетную политику следует дополнить. Все дополнения утверждаются приказом руководителя. Вносить их можно в течение всего года.

 

4. Основные этапы финансовой политики предприятия

 

Финансовая политика имеет следующие этапы:

1.Определение стратегических направлений развития

2. Планирование:

- стратегическое;

- оперативное;

- бюджетное.

3. Разработка оптимальной концепции управления:

- капиталом;

- активами;

- денежными потоками;

- ценами;

- издержками.

4. Контроль:

- проверка выполнения планов;

- сравнительный анализ;

- ревизии;

- аудит.

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные.

Долгосрочная финансовая политика признана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например, закупка оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет.

Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до года. Например, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки.

Разработку и реализацию финансовой политики нужно постоянно контролировать.

 

5. Субъекты и объекты финансовой политики

 

Финансовая политика – основа процесса управления финансами предприятия. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры предприятия.

Реализует финансовую политику на предприятиях по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов предприятия.

Субъектами управления на малых предприятиях могут выступать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций.

На средних предприятиях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений бухгалтерия, планово-экономический отдел.

В крупных компаниях есть возможность расширить организационную структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать полномочия и ответственность между информационными органами, финансовыми органами, контрольными органами.

Ответственным за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор.

На крупных предприятиях структура разработки и реализации финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной.

Основные объекты управления имеют следующие направления:

1. Управление капиталом:

- определение общей потребности в капитале;

- оптимизация структуры капитала;

- минимизация цены напитала;

- обеспечение эффективного использования капитала.

2. Дивидендная политика:

- определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией.

3. Управление активами:

- определение потребности в активах;

- оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;

- обеспечение ликвидности активов;

- ускорение цикла оборота активов;

- выбор эффективных форм и источников финансирования активов.

4. Управление текущими издержками.

5. Управление денежными потоками по инвестиционной и финансовой деятельности.

 

6 Оптимизация структуры капитала

 

Одну из главных задач управления капиталом – максимизацию уровня рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска – реализуют разными методами. Основной механизм ее решения - расчет эффективности использования заемного капитала, измеряемой эффектом финансового рычага.

Финансовый рычаг характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Зная воздействие финансового рычага на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска, можно целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия. Некоторые объективные и субъективные факторы позволяют целенаправленно формировать структуру капитала, обеспечивая условия наиболее эффективного его использования на каждом конкретном предприятии.

Основные факторы:

- отраслевые особенности операционной деятельности предприятия;

- стадия жизненного цикла предприятия;

- конъюнктура товарного рынка;

- уровень рентабельности операционной деятельности;

- коэффициент операционного рычага;

- уровень налогообложения прибыли;

- финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия;

- уровень концентрации собственного капитала.

Стоимость капитала зависит от суммы вновь привлекаемых средств. Если в течение определенного промежутка времени будут привлекать все больший объем капитала, то стоимость капитала возрастет.

Причина увеличения: спрос на ценные бумаги; заемные средства.

Для определения оптимального бюджета капиталовложений необходимо выяснить доходность инвестиционных возможностей предприятия. Предприятию следует принять все независимые проекты с доходностью, превышающей цену капитала, привлекаемого для их финансирования.

Факторы, характеризующие возможность привлечения заемного капитала:

- стоимость привлечения дополнительного заемного капитала:

- доступность кредитов на финансовом рынке;

- уровень кредитоспособности предприятия, определяемым его финансовым состоянием;

- фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

 

7. Дивиденды и дивидендная политика

 

Выплата дивидендных доходов – важный раздел в области финансовой политики. Дивидендная политика – процесс оптимизации пропорций между потреблением и капитализацией прибыли в целях максимизации рыночной стоимости предприятия.

Ключевые вопросы дивидендной политики:

должно ли предприятие выплачивать деньги акционерам или вкладывать эти деньги на развитие?

какую часть прибыли должно выплатить предприятие в виде текущих дивидендов?

должно ли предприятие поддерживать стабильный рост дивидендов?

влияет ли дивидендная политика на рыночную стоимость предприятия?

Термин дивидендная политика связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Порядок и размер выплаты дивидендов устанавливает собрание акционеров. Дивиденды не всегда выплачивают в денежной форме. Иногда их выплачивают в форме акций или иных ценных бумаг.

Достичь максимального благосостояния собственника не возможно без разработанной дивидендной политики.

Основные виды дивидендной политики.

На практике оптимальная доля дивидендов - это функция четырех факторов:

- предпочтение инвесторами дивидендов приросту капитала и значимость дивидендов для собственников.

- инвестиционные возможности предприятия.

- целевая структура капитала.

- возможность привлечения заемного капитала.

Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия:

- стадия жизненного цикла, когда предприятие больше средств инвестирует в свое развитие;

- необходимость расширения своих инвестиционных программ на расширение воспроизводства основных фондов и нематериальных активов;

- степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности.

Целевая структура капитала должна поддерживать баланс между определенным соотношением собственного и заемного капитала, формируемым финансовым руководством и собственниками предприятия, и достигнутым уровнем финансового рычага.

Факторы, характеризующие возможность привлечения заемного капитала:

стоимость привлечения дополнительного капитала;

доступность кредитов на финансовом рынке;

уровень кредитоспособности предприятия;

фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

Совокупность этих факторов формирует тип дивидендной политики.

- остаточная политика дивидендных выплат.

- политика стабильного размера дивидендных выплат.

- политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды.

- политика стабильного уровня дивидендов.

- политика постоянного возрастания размера дивидендов.

 

8. Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета. Прогнозирование финансовой устойчивости предприятия

 

Рост предприятия напрямую связан с внешним финансированием. Эту взаимосвязь выражают с помощью специальных коэффициентов: внутреннего роста; устойчивого роста.

Коэффициент внутреннего роста – это максимальный темп роста, который предприятие может достигнуть без внешнего финансирования, используя только внутренние источники финансирования.

Коэффициент внутреннего роста рассчитывается как отношение произведения чистой прибыли и активов к коэффициенту капитализации капитала.

Коэффициент устойчивого роста показывает максимальный рост предприятия за счет выпуска новых акций без дополнительно внешнего финансирования. Коэффициент устойчивого роста рассчитывается как отношение произведения чистой рентабельности собственного капитала и активов к коэффициенту капитализации капитала.

Способность предприятия к устойчивому росту напрямую зависит от четырех факторов:

1. Чистой рентабельности продаж. Рост чистой рентабельности продаж показывает способность предприятия к увеличению использования внутренних источников финансирования. В этом случае коэффициент устойчивого роста увеличивается.

2. Дивидендной политики. Уменьшения процента чистой прибыли на выплату дивидендов, увеличивает коэффициент капитализации. Это увеличивает собственный капитал за счет внутренних источников и, следовательно, усилит устойчивый рост.

3. Финансовой политики. Рост отношения заемных средств к собственному капиталу увеличивает финансовый рычаг предприятия. Поскольку это позволяет получить дополнительное финансирование за счет займов, коэффициент устойчивого роста также увеличивается.

4. Оборачиваемости активов.- Увеличение оборачиваемости активов предприятия увеличивает объём продаж, получаемый с каждого рубля активов. Это снижает потребности предприятия в новых активах по мере роста продаж и, следовательно, увеличивает коэффициент устойчивости роста. Увеличение оборачиваемости активов эквивалентно снижению капиталоёмкости.

Коэффициент устойчивости роста – очень полезный показатель в финансовом планировании. Он устанавливает точную зависимость между четырьмя основными факторами, влияющими на результаты работы предприятия:

- производственной эффективностью

- эффективность использования активов

- дивидендной политикой

- финансовой политикой

Коэффициент устойчивого роста – используют для:

- расчета возможностей достижения согласованности различных целей предприятия;

- определения осуществимости запланированного темпа роста.

Если объем продаж растут большими темпами, чем рекомендует коэффициент устойчивого роста, то предприятие должно увеличить следующие показатели:

- чистую рентабельность продаж

- оборачиваемость активов

- финансовый рычаг

- коэффициент реинвестирования

- либо выпустить новые акции.

Одна из важнейших задач долгосрочного финансового планирования - прогнозирование стабильности деятельности предприятия с позицией долгосрочной перспективы. Такая задача связана прежде всего с прогнозной оценкой общей финансовой устойчивости предприятия, которую характеризуют соотношением собственных и заемных средств. Наиболее значимые показатели, используемые при прогнозной оценки финансовой устойчивости предприятия:

- коэффициент автономии, он показывает долю собственного капитала в пассиве баланса предприятия, т.е. степень независимости предприятия от заемных средств. Рост данного коэффициента говорит о повышении независимости предприятия.

- финансовый рычаг определяется делением внешних обязательств (заемный капитал) на собственный капитал. Нормальным считается соотношение 1:2. На практике оптимальное соотношение во многом зависит от вида бизнеса.

- коэффициент финансовой зависимости – определяется отношением все обязательств к активам. Низкое соотношение характеризует низкий риск банкротства и хорошую платежеспособность.

- коэффициент покрытия процентов прибылью – определяется отношением прибыли до выплаты процентов и налогов к выплаченным процентам. Высокий коэффициент означает хорошие возможности возврата кредитов и низкую вероятность банкротства.

Показатель покрытие постоянных финансовых расходов более узок. Этот коэффициент показывает способность предприятия покрывать все постоянные расходы.

 

9. Затраты: их поведение, учет и классификация для управленческих решений и планирования. Методы планирования затрат на производство и реализацию продукции

 

Затраты – это потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за продукцию. Классификация затрат помогает получить комплексное представление об их свойствах и основных характеристиках.

В зависимости от уровня деловой активности предприятия затраты делятся на постоянные и переменные.

Переменные затраты изменяются пропорционально объему производства. Примеры переменных затрат: затраты сырья и основных материалов (прямые материальные затраты), сдельная заработная плата основных производственных рабочих (прямые трудовые затраты), электроэнергия, топливо, вспомогательные материалы (общепроизводственные расходы), затраты на тару (коммерческие расходы).

Существуют также ресурсы, для наращивания объемов которых необходимо больше времени, чем для изменения переменных затрат. Их называют постоянными затратами. К постоянным затратам относят некоторые общепроизводственные расходы, например, расходы на аренду, сумму начисленного износа, расходы по налогу на имущество, Эти затраты предприятие несет даже при полной остановке производства. В коммерческих расходах также есть постоянные расходы, такие как, например, расходы на рекламу. Управленческие (общепроизводственные) расходы в основном представлены постоянными расходами. Сумма постоянных и переменных издержек образует суммарные (валовые) затраты анализируемого периода.

По способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты прямо включают в себестоимость продукции. Как правило, их величина зависит от количества выработанных изделий. К таким затратам относятся: основные материалы, заработную плату основных производственных рабочих с начислением ЕСН и другие затраты, которые можно прямо отнести на себестоимость продукции.

Косвенные затраты возникают и формируются за отчетный плановый период независимо от того, сколько и каких изделий производят. К косвенным затратам относят: вспомогательные материалы, заработную плату подсобных рабочих, менеджеров, мастеров, контролеров и другого вспомогательного персонала. Затраты можно классифицировать в соответствии с тем, насколько они значимы для конкретного управленческого решения. Релевантные затраты – это значимые затраты будущего периода, которые меняются в результате принятия решения. Затраты называются нерелевантными, если они являются незначимыми, то есть не влияют на принимаемое решение.

Предотвратимые затраты – это затраты, которые еще не были осуществлены или которые могут быть аннулированы без потерь. При принятии управленческого решения учитывают только предотвратимые затраты.

Невозвратные затраты – это затраты прошлого периода, которые возникли в результате ранее принятого решения и их невозможно изменить в будущем невозвратные затраты часто возникают при оценке инвестиционных проектов. Следует различать нерелевантные и невозвратные затраты. Не все нерелевантные затраты являются невозвратными.

Затраты любого предприятия можно разделить на явные и неявные Сумма всех явных затрат - себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью – это прибыль. Чтобы получить бухгалтерскую прибыль, предприятию достаточно добиться повышения доходов над явными расходами.

Затраты квалифицируются по месту возникновения затрат – в зависимости от организованного деления и технологических особенностей предприятия. Затраты делят на две группы: регулируемые (контролируемые) и нерегулируемые (неконтролируемые). Если руководитель центра затрат способен влиять на затраты, они являются регулируемыми, если затраты не поддаются управлению – нерегулируемыми. Например, в цехе допущен перерасход сырья и материалов. Эти затраты контролируемые для начальника цеха, если перерасход вызван нарушением технологического процесса. В случае приобретения предприятием материалов низкого качества, то затраты станут неконтролируемые.

Различают следующие методы планирования затрат на производство (себестоимости):

метод полного включения затрат в себестоимость продукции;

метод неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку, например, по признаку зависимости расходов от объемов производства.

Согласно методу полных затрат все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, полностью включают в себестоимость продукции. Таким образом, прямые и косвенные затраты пропорционально распределяют между реализованной продукцией и готовой продукцией на складе. В плановую калькуляцию (себестоимость единицы продукции, работы, услуги) по нормам включают прямые и косвенные затраты. Косвенные затраты распределяются на готовые изделия пропорционально с помощью коэффициентов распределения. Согласно методу прямых затрат все издержки подразделяются на переменные и постоянные. При этом себестоимость планируют только по переменным затратам, то есть только переменные издержки распределяют на единицу произведенной продукции. Постоянные же затраты в плановую калькуляцию не включают, а периодически списывают на финансовые результаты, то есть учитывают при расчете прибыли и убытков за период. По переменным затратам (материалам, оплате труда) оценивают также запасы – остатки готовой продукции на складе и остатки незавершенного производства.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовая политика предприятии в условиях рынка – это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, например, усиления позиций производителя на рынке товаров; достижения приемлемого объема продаж, прибыли и доходности (рентабельности) активов; увеличение собственного капитала; сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.

Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала.

Финансовая политика выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия.

Финансовая политика дает ответы на вопросы:

- как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития предприятия?

- как в конкретных финансово – экономических условиях достигнуть поставленных целей?

- какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?

- стоит ли изменять финансовую структуру предприятия, используя финансовые инструменты?

- как и какими критериями можно проконтролировать достижение поставленных целей?

Только при разработанной финансовой политики можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей.

Только при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей.

Целью финансовой политики является разработка такой программы действий на будущее, которая дала бы возможность повысить эффективность организации во всех сферах ее деятельности.

 Финансовая политика должна четко формулировать цели организации, эффективно налаживать связи с внешней средой, распределять ресурсы, привлекать работников, расширять производство, увеличивать объемы продаж и проникать на новые рынки.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Большаков С.В. Основы управления финансами. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. – 368 с.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.

3. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. – 502

4. Галицкая С. В. Денежное обращение. Кредит. Финансы. – М.: Международные отношения, 2002. – 272 с.

5. Ковалев В.В. Управление финансами. - М.: Финансы и статистика – Пресс, 2001. - 512 с.

6. Колчина Н. В., Павлова Л. Н., Поляк Г. Б. Финансы предприятий. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 447 с.

7. Колчина Н. В., Поляк Г. Б., Бурмистрова Л. М. Финансы организаций (предприятий). – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 368 с.

8. Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию. - М.: Бита-Пресс, 1999. - 368 с.

9. Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. - 145 с.

10. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт – М, 2003. – 543 с.

11. Финансы. Денежное обращение, кредит / Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-ое издание 2001. - 512 с.

12. Финансы предприятий / Под ред. М.В. Романовского. - СПб.: Бизнесс пресса, 2000. – 528 с.

13. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 543 с.

14. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 479 с.

15. Финансы / Под ред. В. В. Ковалева. – М.: Проспект, 2001. – 384 с.

16. Шеремет М. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 1999. 343 с.

17. Шуляк П. Н. Финансы предприятия. - М.: Дашков и К0, 2001. - 750 с.

18. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Бек, 1997. 604 с.

19. Экономика предприятия / Под ред. Волкова О.Н. – М.: Инфра-М,  1998. 453 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...