Управление конфликтом в организации
Не приводя множества определений организационного конфликта, отметим, что общей их чертой является блокада потребностей отдельных членов коллектива или целых социальных групп, столкновение интересов и целей. К организационным конфликтам относят:[11] 1). Конфликт целеполагания, в котором противоречивость целей перерастает в конфликтные взаимоотношения специализированных групп членов; 2). Конфликт между целями узкой группы руководителей организации и остальными членами организации; 3). Конфликт между структурными подразделениями организации; 4). Внутриорганизационный конфликт, связанный с подменой главной цели и носящий дисфункциональный характер. Существуют и другие критерии типологии конфликтов. В зависимости от критериев выделяют личностные, межличностные, межгрупповые конфликты, открытые и скрытые конфликты, конструктивные и деструктивные и т.д. и т.п. Причинами возникновения конфликтов считают различие или пересечение интересов; различие в ценностных ориентациях, различные формы экономического и социального неравенства; неудовлетворенность формами отношений, в том числе и отдельных структурных подразделений; ошибочные действия руководства и т.д. и т.п. Условиями развертывания конфликтов являются - технические условия (наличие лидеров в группировках, четкость целей конфликтующих сторон и т.д.); - политические условия (условия применения власти руководителем, условия подчинения и т.д.); - социальные условия (соотношения между статусами и ролевыми требованиями, наличие неформальных групп, жесткость или либеральность нормативной системы организации и т.д.); - психологические условия (эмоциональный настрой и т.д.).[12]
Способы управления конфликтом, применяемые в конкретной конфликтной ситуации, зависят от природы конфликта: рациональной или эмоциональной. В первом случае избирается стратегия целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта; во втором – изменение установок и ценностных ориентаций соперников. При разрешении конфликтов руководитель целенаправленно воздействует на управленческие подразделения, на отдельные личности, а основное внимание направляет на изменение структуры, связей или технологии подразделений. Основные организационные способы разрешения конфликта следующие: 1. Образование подгрупп внутри конфликтующих сторон приводит к ослаблению внутригрупповой сплоченности, а значит к ослаблению конфликтной энергетики сторон. 2. Введение независимых контролирующих элементов выражается в работе конфликтных комиссий, экспертных советов, склоняющих стороны к примирению на основе справедливого разрешения конфликта. 3. Замена лидеров или руководителей отдельных групп, подразделений приводит к нарушению координации действий конфликтующей стороны. 4. Ротация заключается в перемещении членов организации из одной структурной единицы в другую. Этот чисто организационный способ дает возможность территориально разъединить противников. 5. Изменение содержания труда дает возможность переключить интересы с конфликта на содержание труда. Описанные выше способы не являются единственными. На каждом этапе конфликта в конкретной ситуации противостояния руководитель может выбрать наилучший с его точки зрения способ разрешения конфликта, в том числе и устранение собственных ошибочных действ, в виде нарушения служебной этики, нарушения трудового законодательства или несправедливой оценки подчиненных и результатов их труда. Заключение
Социология управления позволяет оптимизировать управленческие процессы в организации, а также перестроить их в связи с последними достижениями управленческой науки. Практическую значимость социологии управления невозможно переоценить. Гражданский долг и ответственность заставляют прилагать все усилия для развития управленческого потенциала на своем рабочем месте. От того, как каждый руководитель будет понимать свои управленческие функции и роли зависит эффективность организации в целом.
Социологические знания, наряду с экономическими, юридическими, психологическими дают возможность построить управление на принципиально новых основаниях, учитывая требования времени. Накопленное научное знание должно быть сориентировано не столько в отношении отдельных руководителей, менеджеров, сколько в отношении базового организационного процесса – управления. Особый вопрос – вопрос о будущем организаций и их управлении. Традиционные представления об управлении как некотором результате и функции организации, оставаясь верными, в настоящее время, отходят на задний план. В центре внимания находится управление, формирующее организацию, ее культуру. Организации будущего, скорее всего, будут представлять собой самоорганизующиеся структуры, характеризующиеся автономностью, самоподдержанием и активностью. Реально разрешимой на практике проблемой – соотношение формальной и внеформальной организаций, использование потенциала их взаимодействия в управленческом процессе. Развитие идеи организационной культуры логически привело к осознанию ее огромной важности как характеристики, усиливающей значение гуманизма в управлении. Сегодня идея гуманизма звучит еще явственней в связи с возрастанием конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, возникновением международных информационных систем, а также проявлением тенденции в управлении опираться на научно обоснованный «здравый смысл», предполагающий учет данных об организационных изменениях, в том числе и на индивидуальном уровне. Заканчивая данную работу, нам бы хотелось отметить, что управленческая деятельность находится в тесной зависимости от достижений науки и опыта практики. Раскрытие реального управленческого потенциала организаций, во многом, зависит от общего уровня культуры и образования работников, менеджеров, управленцев высшего звена.
Список использованной литературы:
1. Социология: краткий тематический словарь//под общ. ред. Волкова Ю.Г. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001. 2. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2003. 3. Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001. 4. Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 2000. 5. Занковский А.Н. Организационная психология. М.,2000. 6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.,2002. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. М., 1995. 7. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Прометей, Юрайт, 1999 [1] Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 2000. [2] Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 2000. [3] Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001. С. 190. [4] Там же. С.192. [5] Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 2000. С.101. [6] Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. С. 77. [7] Фролов С.С. Социология организаций. М. 2001. С. 301. [8] Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.,2002. С. 62. [9] Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001. С. 307. [10] Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 2000. С. 74. [11] Организационный конфликт //Социология: краткий тематический словарь. Ростов-на-Дону., 2001. [12] Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001. С. 285.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|