Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зоопсихология и сравнительная психология




Соцкая М.Н.

Зоопсихология и сравнительная психология

Учебник, - МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2007. – 641 стр.

Содержание:

  • Авторский коллектив
  • Методические рекомендации
  • Программа курса
  • Тема 1. История изучения поведения животных
  • Тема 2. Основные направления в изучении поведения животных
  • Тема 3. Исследования поведения животных в природе
  • Тема 4. Физиологические основы поведения
  • Тема 5. Коммуникации животных
  • Тема 6. Инстиктивное поведение
  • Тема 7. Обучение
  • Тема 8. Рассудочная деятельность. Элементарное мышление животных
  • Тема 9. Формирование поведения животных
  • Тема 10. Биологические формы поведения
  • Тема 11. Социальное поведение
  • Тема 12. Поведение, связанное с размножением
  • Тема 13. Онтогенез поведения
  • Тема 14. Сравнительная психология

 

  • Биографии
  • Словарь терминов
  • Список литературы по курсу
  • Примерная тематика рефератов по курсу
  • Примерные вопросы к экзамену (зачету)
  • Хрестоматийный материал по курсу
  • Итоговое тестирование

СОТСКАЯ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

Место работы: МГППУ.
Должность: доцент.
Образование: вышее.
Ученая степень, ученое звание: кандидат биологических наук. Общий пед. стаж: свыше 20 лет.

Работа в ведущих образовательных учреждениях: биологический факультет МГУ.

  • Курсы лекций:
    • Практичекие занятия по программе "большого практикума по физиологии ВНД".
    • "Зоопсихология и сравнительная психология".
  • Область научных интересов:
    • Поведение животных. Рассудочная деятельность животных.
    • Генетика собак и кошек.
  • Практическая деятельность в сфере образования (консультирование, тренинги и др.):
    • Курс лекций по обязательной программе в 1 семестре 1 курса.
    • Курсы лекций на курсах кинологов Российской кинологической федерации.
    • Научный консультант по генетике в РКФ.
  • Научные статьи:
    • Автор свыше 50 научных работ. Канд. диссертация "Сравнительное изучение рассудочной деятельности представителей семейства собачьих".
    • Монография "Поведение собаки" с соавт. М. 2003.
    • Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. Изд. МГППУ, 2003.
  • Другие публикации:
    • Генетика и наследственные болезни собак и кошек. М. 2000.
    • Племенное разведение собак М. 2004.

Электронный адрес (e-mail): [email protected]

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКОМ
"ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНЯА ПСИХОЛОГИЯ"

Автор и составитель программы - канд. биолог. наук, доцент МГППУ М.Н. Сотская.
Рецензент - д-р биолог. наук, зав. лабораторией "Физиология и генетика поведения" биологического ф-та МГУ З.А. Зорина.

1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный курс является обязательным и читается в первом семестре для всех студентов МГППУ. Базовыми для него являются параллельно читаемые курсы общей биологии, антропологии, общей психологии и анатомии ЦНС. Важным условием успешного усвоения студентами курса зоопсихологии и сравнительной психологии являются их знания в области зоологии, физиологии и общей биологии, полученные в средней школе. Цель данного курса заключается в формировании профессионального мировоззрения будущих психологов, ознакомлении их с основными теоретическими положениями зоопсихологии и сравнительной психологии, а также с методами научного исследования психики и поведения животных. В результате прохождения курса зоопсихологии и сравнительной психологии у студентов формируются знания об изучении психических процессов у животных в онтогенезе, о происхождении и развитии психики в процессе эволюции, о биологических предпосылках и предыстории зарождения человеческого сознания.

2. АННОТАЦИЯ КУРСА
Зоопсихология - отрасль психологии, наука о психике животных, о закономерностях психического отражения на этом уровне.
Предмет зоопсихологии - формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания.
Основные понятия зоопсихологии: психика и поведение. Психика - форма отражения, позволяющая организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение - один из важнейших способов активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды, обеспечивающий выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом.
Объектом зоопсихологии как науки является психическая деятельность животных, т.е. весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животных. Особое значение имеет изучение сложных форм поведения и элементарного мышления животных.
Сравнительная психология. На разных этапах развития этой отрасли психологии перед ней ставились различные задачи. В связи с этим авторы несколько по-разному определяют круг проблем, очерчиваемых этой наукой.
В нашем курсе сравнительная психология трактуется как сравнительное изучение психических процессов у животных разных таксономических групп. В настоящий момент сравнительная психология, являющаяся составной частью учебного курса "Зоопсихология и сравнительная психология", обычно рассматривается в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева об эволюции психики, дополненной К.Э. Фабри. Особое место в курсе занимают сравнительные исследования психики и поведения животных и человека.
В настоящее время сравнительные исследования психики и поведения животных и человека превратились в междисциплинарную научную область (наряду с психологией - этология, социобиология, антропология).

3. ФОРМЫ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКОМ
Данный учебник разрабатывался, прежде всего, как самодостаточный курс (принцип "все в одном"), позволяющий в ходе самостоятельного обучения получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической сторон зоопсихологии что называется "не отрываясь от экрана" компьютера. Это комплекс материалов для самостоятельного овладения учащимся всей программой учебной дисциплины "Зоопсихология и сравнительная психология".

  • В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум два уровня самопроверки и самоконтроля:
    • "тематический" - по завершении той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов;
    • "итоговый" уровень самопроверки (и аттестации), который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом.

Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных этапов самопроверки.
Эти возможности реализованы благодаря системе динамического дневника обучающегося, в который заносятся результаты его работы с программой самопроверки и самоконтроля. Это подвижная форма, призванная стимулировать учащегося к достижению все более полноценного знания (в случае неудачной "оценки" на каждом из этапов предлагается повторное изучение материала темы).
Такая форма работы (самостоятельное дистанционное обучение), конечно, не является препятствием для более привычной лекционной формы преподавания. Мы надеемся, что наши разработки позволят снять определенную долю "черновой" преподавательской работы. В частности, в этих целях нами предлагается широкий выбор вопросов, заданий, тестов, предложена тематика рефератов, контрольных, курсовых (дипломных) работ, составлен обширный словарь терминов и понятий (глоссарий), написан ряд библиографических статей, приведен довольно значительный список учебной и научной литературы.
Преподавателю и учащемуся, конечно, будет удобен предложенный опорный конспект лекций, подборка хрестоматийных статей и дополнительных материалов.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С КУРСОМ
Работа с материалами, находящимися в хрестоматии, не является обязательной (в тренировочных и тестовых упражнениях по темам не представлены вопросы, связанные с данным материалом). Но представляется желательным, чтобы учащийся после прохождения соответствующих тем использовал возможность проработки хрестоматийных материалов, обращая особое внимание на описание психофизиологических методик, использованных в том или ином исследовании. Также необходимо обращать внимание на те методологические постулаты, которые лежат в основе исследований, описанных в хрестоматии.

ПРОГРАММА КУРСА
"ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

1. Автор и составитель программы - канд. биолог. наук, доцент МГППУ М.Н. Сотская.
Рецензент - д-р биолог. наук, зав. лабораторией "Физиология и генетика поведения" биологического ф-та МГУ З.А. Зорина.
Длительность курса - 34 час.
Количество часов в неделю - 2 часа.

2. Место курса в учебном плане. Данный курс является обязательным и читается в первом семестре для всех студентов МГППУ. Базовыми для него являются параллельно читаемые курсы общей биологии, антропологии, общей психологии и анатомии ЦНС. Важным условием успешного усвоения студентами курса зоопсихологии и сравнительной психологии являются их знания в области зоологии, физиологии и общей биологии, полученные в средней школе. Цель данного курса заключается в формировании профессионального мировоззрения будущих психологов, ознакомлении их с основными теоретическими положениями зоопсихологии и сравнительной психологии, а также с методами научного исследования психики и поведения животных. В результате прохождения курса зоопсихологии и сравнительной психологии у студентов формируются знания об изучении психических процессов у животных в онтогенезе, о происхождении и развитии психики в процессе эволюции, о биологических предпосылках и предыстории зарождения человеческого сознания.

3. Аннотация курса/ Зоопсихология - отрасль психологии, наука о психике животных, о закономерностях психического отражения на этом уровне.
Предмет зоопсихологии - формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания.
Основные понятия зоопсихологии: психика и поведение. Психика - форма отражения, позволяющая организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение - один из важнейших способов активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды, обеспечивающий выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом.
Объектом зоопсихологии как науки является психическая деятельность животных, т.е. весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животных. Особое значение имеет изучение сложных форм поведения и элементарного мышления животных.
Сравнительная психология. На разных этапах развития этой отрасли психологии перед ней ставились различные задачи. В связи с этим авторы несколько по-разному определяют круг проблем, очерчиваемых этой наукой.
В нашем курсе сравнительная психология трактуется как сравнительное изучение психических процессов у животных разных таксономических групп. В настоящий момент сравнительная психология, являющаяся составной частью учебного курса "Зоопсихология и сравнительная психология", обычно рассматривается в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева об эволюции психики, дополненной К.Э. Фабри. Особое место в курсе занимают сравнительные исследования психики и поведения животных и человека.
В настоящее время сравнительные исследования психики и поведения животных и человека превратились в междисциплинарную научную область (наряду с психологией - этология, социобиология, антропология).

4. Тематический план и расчет часов по видам занятий

Лекция Номера и наименования тем Кол-во часов по очной форме Кол-во часов по вечерней форме Кол-во часов по очно-заочной форме
Лекции Семинары Самостоят. Лекции Семинары Самостоят. Лекции Семинары Самостоят.
  1 3 4 5 6 7 8 9 10 11
  История изучения поведения животных 0,7     0,4     0,4    
  Основные направления в изучении поведения животных 0,7     0,4     0,4    
  Исследование поведения животных в природе 0,6     0,2     0,2    
  Физиологические основы поведения                  
  Коммуникации животных             0,5    
  Инстинктивное поведение             0,5    
  Обучение             0,5    
  Рассудочная деятельность. Элементарное мышление животных             0,5    
  Формирование поведения животных             0,5    
  Биологические формы поведения                  
  Социальное поведение                  
  Поведение, связанное с размножением                  
  Онтогенез поведения                  
  Сравнительная психология             2,5    
  ВСЕГО                  

Содержание курса

Тема 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
Эволюция отношения человека к животным. Представления о поведении животных в XVII - XVIII вв. Представления о душе животных и человека. Анимизм. Картезианство. Начало экспериментального изучения поведения животных. Работы Ж. Бюффона и Г. Реймауруса. Изучение поведения животных в XIX и начале XX в. Работы Дарвина, Ламарка, Кювье, Ллойда Моргана, Э. Торндайка, У. Мак-Дугалла, У. Джеймса, Ф. Бейтендинка, Я. Юкскеля, У. Крэга, О. Хейнрота, У. Уитмена, Д. Сполдинга, К. Лоренца, Н. Тинбергена и др. Российские исследователи поведения животных: К. Рулье, В. Вагнер, В. Боровский, И. Сеченов, Н. Бехтерев, И. Павлов, Н. Ладыгина-Котс, Л. Фирсов, Л. Воронин, П. Анохин, К. Фабри. История изучения мышления животных.

  • ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
    1. Тотемизм
    2. Анимизм
    3. Креационизм
    4. Антропоморфизм
    5. Инстинкт
    6. Разум
    7. Условный рефлекс
    8. Безусловный рефлекс
    9. Метод проблемных ящиков
    10. Инсайт
    11. Рассудочная деятельность
    12. Методологическое правило Моргана
  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    1. Как менялось отношение человека к животным на протяжении периода эволюции?
    2. Что имели в виду древние исследователи под понятиями "Инстинкт" и "Разум"?
    3. Что такое "антропоморфизм"?
    4. В чем заключается основная заслуга Ламарка с точки зрения изучения поведения?
    5. Какую роль для развития представлений о психике животных сыграли работы Ч. Дарвина?
    6. Как развивалась наука о поведении животных в России?
    7. Какой вклад в развитие науки внес Л.В. Крушинский?
    8. Что такое методологическое правило Моргана?
  • ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И/ИЛИ КУРСОВЫХ РАБОТ
    1. Культ животных в религиях.
    2. Представления о поведении животных в ХII-ХIII вв.
    3. Картезианство и его роль в изучении естественных наук.
    4. Изучение поведения животных в XIX и первой половине XX в.
    5. История изучения поведения животных в России.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.; Л., 1949.
    2. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. Т. 2. М., 1953.
    3. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.; Л., 1937.
    4. Дембовский Я. Психология животных. М., 1959.
    5. Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.
    6. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.
    7. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М., 2001.
    8. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., 2002.
    9. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1986.
    10. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.
    11. Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М., 1959.
    12. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.
    13. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.
    14. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М., 1982.
    15. Орбели Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности. М.; Л., 1949.
    16. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. М., 1973.
    17. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Полн. собр. соч. Т. IV. М.; Л., 1952.
    18. Павлов И.П. Павловские среды. М.; Л., 1949. С. 262-263.
    19. Савельев С.А. Введение в зоопсихологию. М., 2000.
    20. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969, 1978.
    21. Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970.
    22. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.
    23. Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975.
    24. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие МГППУ / Сост. М.Н. Сотская. М., 2003.

Тема 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
Особенности развития науки о поведении животных во второй половине ХХ столетия. Формирование разных направлений. Этология. Влияние на формирование этологических представлений Д. Сполдинга, Ч. Уитмена, У. Крэга, О. Хейнрота. Основоположники этологии К. Лоренц и Н. Тинберген. Физиология высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Условный и безусловный рефлексы. Зоопсихология. Изучение проблемы "мышления", или рассудочной деятельности, животных. Экспериментальная психология. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Зоопсихология и сравнительная психология.

  • ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
    1. Бихеворизм
    2. Выбор по образцу
    3. Гештальт
    4. Гештальтпсихология
    5. Завершающий акт
    6. Импринтинг
    7. Инсайт
    8. Ключевой раздражитель
    9. Когнитивные карты
    10. Метод отсроченных реакций
    11. Метод проблемных клеток
    12. Необихеворизм
    13. Поисковое поведение
    14. Психонервный образ
    15. Рефлексология
    16. Сочетательный рефлекс
    17. Специфическая мотивация
    18. Структура поведенческого акта
    19. Фиксированный комплекс действий (ФКД)
    20. Формула "стимул - реакция"
    21. Этология
  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    1. История становления науки о поведении животных.
    2. Какие науки изучают поведение животных и в чем заключается различие их методологических подходов?
    3. Кто является автором метода "выбор по образцу"?
    4. Что такое "инсайт"?
    5. Что такое бихевиоризм и необихеворизм?
    6. Что такое Гештальтпсихология?
    7. Что такое когнитивная карта?
    8. Что такое метод проблемных клеток?
  • ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И/ИЛИ КУРСОВЫХ РАБОТ
    1. Основные положения этологии и ее связь с другими науками о поведении.
    2. Физиология высшей нервной деятельности и ее роль в изучении поведения.
    3. Развитие зоопсихологических исследований в России.
    4. Вклад Н.Н. Ладыгиной-Котс в развитие зоопсихологии.
    5. Л.В. Крушинский и его вклад в развитие науки о поведении.
    6. Л.А. Фирсов и его вклад в развитие науки о поведении.
    7. Основные направления изучения поведения животных в природе.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
    2. Бериташвили И.С. Индивидуально приобретенная деятельность центральной нервной системы. Тифлис, 1932.
    3. Бериташвили И.С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение. М., 1974.
    4. Бехтерев A.M. Общие основы рефлексологии человека. Л., 1926.
    5. Вагнер В. Биологические основания сравнительной психологии. Спб.; М., 1913.
    6. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. Т. 2. М., 1953.
    7. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.; Л., 1937.
    8. Дембовский Я. Психология животных. М., 1959.
    9. Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.
    10. Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М., 1994.
    11. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.
    12. Зорина З.А. Элементарное мышление животных и птиц // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1997. С. 160-172.
    13. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1925.
    14. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М., 1979.
    15. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986.
    16. Крушинский Л.В. Избр. труды. Т. 1. М., 1991.
    17. Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М., 1959.
    18. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.
    19. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.
    20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
    21. Лоренц К. Человек находит друга. М., 1992.
    22. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1978.
    23. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.
    24. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М., 1982.
    25. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. М., 1973.
    26. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Полн. собр. соч. Т. IV. М.; Л., 1952.
    27. Павлов И.П. Павловские среды. М.; Л., 1949. С. 262-263.
    28. Прайор К. Не рычите на собаку! М., 1995.
    29. Рогинский Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). Л., 1948.
    30. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1981.
    31. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.
    32. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993.
    33. Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970.
    34. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и человека // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1997. С. 172-184.
    35. Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. Одесса, 1925.
    36. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.
    37. Фирсов Л.А. Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян и проблема антропогенеза // Физиология поведения: нейробиологические закономерности. Руководство по физиологии. Л., 1987. С. 639-711.
    38. Фирсов Л.А. Память у антропоидов: Физиологический анализ. Л., 1972.
    39. Фирсов Л.А. По следам Маугли // Язык в океане языков. Новосибирск, 1993. С. 44-59.
    40. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.
    41. Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975.
    42. Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 "Психология". М., 1997.
    43. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие МГППУ / Сост. М.Н. Сотская. М., 2003.
    44. Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.
    45. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997.

Тема 3. ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ
Краткая история изучения поведения животных в природе. Основные направления изучения поведения животных. Коммуникации животных. Поведение в популяциях. Методы изучения поведения животных в популяциях: тропление, использование радиоактивных изотопов, использование портативных радиопередатчиков.
Поведение отдельных видов. Наблюдения за животными в непосредственной близости от объекта. Наблюдение за прирученными животными в природной обстановке. Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания. Исследования поведения горилл. Исследования поведения шимпанзе в условиях, приближенных к естественным.

  • ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
    1. Этограмма
    2. Социограмма
    3. Биотелеметрия
    4. Биоакустика
    5. Коммуникации
    6. Биологические ритмы
    7. Популяционная генетика
    8. Метод троплений
    9. Урбанизированная среда
  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    1. Расскажите об основных направлениях исследований поведения животных в природе.
    2. Что такое этограмма?
    3. Что такое социограмма?
    4. Каковы основные направления изучения популяционных взаимоотношений?
    5. Какой вклад в изучение поведения животных вносит популяционная генетика?
    6. Что дает изучение поведения в природных условиях прирученных животных?
    7. Как влияет на поведение животных урбанизированная среда?
    8. Расскажите об исследованиях поведения в природе человекообразных обезьян.
  • ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ И/ИЛИ РЕФЕРАТОВ
    1. Поведение волков в природе.
    2. Поведение человекообразных обезьян в природе.
    3. Поведение китообразных.
    4. Поведение львов.
    5. Поведение гиен и гиеновых собак.
    6. Наблюдения за выращенными в природе и возвращенными в естественную среду животными.
    7. Поведение врановых птиц в природе и в экспериментальных условиях.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Хейнрих Б. Ворон зимой. М., 1994.
    2. Тинберген Н. Мир серебристой чайки. М., 1974.
    3. Лоренц К. Год серого гуся. М., 1984.
    4. Панов Е.Н. Механизмы коммуникации у птиц. М., 1978.
    5. Длусский Г.М. Муравьи рода Формика. М., 1967.
    6. Еськов Е.Л. Акустическая сигнализация общественных насекомых. М., 1979.
    7. Захаров А.Л. Муравей, семья, колония. М., 1978.
    8. Резникова Ж.И. Угловая ориентация и эффект обучения у рыжих лесных муравьев // Матер. VII науч. студ. конф. Новосибирск, 1969.
    9. Резникова Ж.И. Пространственная ориентация и способность муравьев усваивать логическую структуру задачи // Этология насекомых и клещей. Томск, 1969.
    10. Резникова Ж.И. Межвидовые отношения у муравьев. Новосибирск, 1983.
    11. Баскин Л.М. Поведение копытных животных. М., 1976.
    12. Беликов С.Е., Куприянов А.Г. Географические особенности некоторых аспектов поведения белого медведя // Поведение млекопитающих: Вопросы териологии. М., 1977.
    13. Бибиков Д.И. (отв. ред). Волк: происхождение, систематика, морфология, экология. М., 1985.
    14. Вальдман А.В., Пошивалов А.Д. Фармакологическая регуляция внутривидового поведения. Л., 1984.
    15. Гольцман М.Е. Социальный контроль поведения млекопитающих; ревизия концепции доминирования / Итоги науки и техники. ВИНИТИ // Зоология позвоночных. М., 1983.
    16. Гольцман М.Е., Наумов Н.П., Никольский А.А. и др. Социальное поведение большой песчанки (Rhombomis opimus Lichf) // Поведение млекопитающих: Вопросы териологии. М., 1977.
    17. Гороховская Е.А. Становление классической этологии: историко-логический анализ // Автореф. дис... канд. биол. наук. М., 1998.
    18. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.
    19. Данилкин А.Л. Звуковая сигнализация сибирских косуль (Capreolus capreolus pygargus Pal) // Поведение млекопитающих: Вопросы териологии. М., 1977.
    20. Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов. M., 1986. № 1.
    21. Дуглас-Гамильтон И., Дуглас-Гамильтон О. Жизнь среди слонов. М., 1981.
    22. Крайслер Л. Тропами карибу. М., 1966.
    23. Кроукрофт П. Артур, Билл и другие... или все о мышах. М., 1970.
    24. Крук Дж. Структура и динамика сообщества у гелад (Theropithecus gelada) // Успехи современной териологии. М., 1977.
    25. Крученкова Е.П., Гольцман М.Е. Родительское поведение песца (Alopex lagopus) на острове Медном. Факторы, определяющие связь взрослых песцов и детенышей // Зоол. журн. 1994. Т. 73.
    26. Крушинская Н.Л., Лисицына Т.Ю. Поведение морских млекопитающих. М., 1993.
    27. Лавик-Гудолл Дж., Лавик-Гудолл Г. Невинные убийцы. М., 1977.
    28. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.
    29. Лисицына Т.Ю. Структура лежбищ и социальное поведение ушастых тюленей // Экология, структура популяций и внутривидовые коммуникативные процессы у млекопитающих. М., 1982.
    30. Матюшкин Е.Н. Выбор пути и освоение территории амурским тигром (по данным зимних троплений) // Поведение млекопитающих: Вопросы териологии. М., 1977.
    31. Махмутов С.М. О поведении алтайского цокора (Myospalax myospalax Laxm.) // Поведение млекопитающих: Вопросы териологии. М., 1977.
    32. Наумов Н.П. Биологические (сигнальные) поля и их значение в жизни млекопитающих // Усп. совр. териол. М., 1977.
    33. Никольский А.А. Звуковая сигнализация млекопитающих в эволюционном процессе. М., 1984.
    34. Никольский А.А. Экологическая акустика млекопитающих. М., 1992.
    35. Никольский А.А., Фроммолт К.-Х. Звуковая активность волка. М., 1989.
    36. Новиков С.Н. Феромоны и размножение млекопитающих. Л., 1988.
    37. Овсянников Н.Г. Поведение и социальная организация песца. М., 1993.
    38. Пажетнов B.C. Мои друзья медведи. М., 1985.
    39. Пажетнов B.C. Бурый медведь. М., 1990.
    40. Панов Е.Н. Общение в мире животных. М., 1970.
    41. Панов Е.Н. Сигнализация и "язык" животных. М., 1970.
    42. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М., 1983.
    43. Поярков А.Д. "Исторический" (биографический) метод описания социальной организации и поведения бродячих собак // Методы исследования в экологии и этологии. Пущино-на-Оке, 1986.
    44. Прайор К. Несущие ветер. М., 1981.
    45. Рябко Б.Я., Резникова Ж.И. Способности муравьев к сложению и вычитанию небольших чисел // Российская наука: Выстоять и возродиться. М., 1997.
    46. Смирин В.М., Смирин Ю.М. Звери в природе. М., 1991.
    47. Тинберген Н. Осы, птицы, люди. М., 1970.
    48. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.
    49. Фирсов Л.А. По следам Маугли // Язык в океане языков. Новосибирск, 1993.
    50. Хаютин С.Н., Дмитриева Л.П. Организация раннего видоспецифического поведения. М., 1991.
    51. Шаллер Дж. Год под знаком гориллы. М., 1968.
    52. Шилов И.А. Эколого-физиологические основы популяционных отношений у животных. М., 1977.
    53. Яблоков А.В., Белькович B.A., Борисов В.И. Киты и дельфины. М., 1972.

Тема 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ
Безусловные рефлексы. Условные рефлексы. Условия образования условных рефлексов. Совпадающий условный рефлекс. Отсроченные реакции. Возбуждение и торможение. Проблема наследования условных рефлексов.
Возбуждение и торможение. Растормаживание. Учение о физиологии высшей нервной деятельности.
Срывы высшей нервной деятельности у животных. Сверхсильный раздражитель. Фобия. Неврозы. Представления о типах высшей нервной деятельности. Представления о функциональных системах по П. Анохину. Акцептор действия. Принцип обратной связи. Нейрогуморальная регуляция поведения.

  • ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
    1. Акцептор действия
    2. Акцептор результата действия
    3. Безусловное возбуждение
    4. Безусловное торможение
    5. Безусловный раздражитель
    6. Безусловный рефлекс
    7. Внешнее торможение
    8. Внутреннее торможение
    9. Возбуждение
    10. Гаснущее торможение
    11. Дифференцировочное торможение
    12. Запаздывательное торможение
    13. Запаздывающий условный рефлекс
    14. Запредельное торможение
    15. Иррадиация возбуждения
    16. Иррадиация торможения
    17. Концентрация возбуждения
    18. Концентрация торможения
    19. Невроз
    20. Нейрогуморальная регуляция
    21. Неугасающее торможение
    22. Обратная афферентация
    23. Обстановочная афферентация
    24. Отрицательная индукция
    25. Отсроченные реакции
    26. Охранительное торможение
    27. Принцип обратной связи
    28. Пусковая афферентация
    29. Пусковой стимул
    30. Растормаживание
    31. Сверхсильный раздражитель
    32. Совпадающий условный рефлекс
    33. Срыв ВНД
    34. Типы ВНД
    35. Торможение
    36. Угасательное торможение
    37. Условия образования условных рефлексов
    38. Условное возбуждение
    39. Условное торможение
    40. Условный раздражитель
    41. Условный рефлекс
    42. Условный рефлекс второго (третьего, четвертого и т.д.) порядка
    43. Условный сигнал
    44. Фобия
    45. Функциональная система
  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    1. Каковы условия образования условных рефлексов?
    2. Что такое запаздывающий условный рефлекс?
    3. Что такое внутреннее торможение?
    4. Что такое внешнее торможение?
    5. Что такое дифференцировочное торможение?
    6. Какова роль запредельного и охранительного торможения в жизни животных?
    7. В чем причины возникновения неврозов у животных?
  • ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И/ИЛИ КУРСОВЫХ РАБОТ
    1. История и основные положения учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.
    2. Типологические особенности ВНД, методы их определения.
    3. Концепция функциональной системы П.К. Анохина.
    4. Срывы высшей нервной деятельности.
    5. Нейрогуморальная регуляция поведения животных.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Анохин КВ., Судаков К.В. Системная организация поведения: новизна как ведущий фактор экспрессии ранних генов в мозге при обучении // Усп. физиол. наук. 1993. Т. 24, № 3. С. 53-69.
    2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
    3. Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса // Бюл. эксп. биол. мед. 1948. Т. 26, № 9-10. С. 168-185.
    4. Бериташвили И.С. Индивидуально приобретенная деятельность центральной нервной системы. Тифлис, 1932.
    5. Бериташвили И.С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение. М., 1974.
    6. Бехтерев В.M. Общие основы рефлексологии человека. Л., 1926.
    7. Воронин Л.Г. Лекции по сравнительной физиологии высшей нервной деятельности. М., 1965.
    8. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М., 1979.
    9. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986.
    10. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., 1988.
    11. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. М., 1973.
    12. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Полн. собр. соч. Т. IV. М.; Л., 1952.
    13. Павлов И.П. Павловские среды. М.; Л., 1949. С. 262-263.
    14. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции // М.: Изд-во МГУ, 1981.
    15. Селье Г. На уровне целого организма. М., 1972.
    16. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., I960.
    17. Суворов Я. Ф., Андреева В.Н. Проблемы наследования условных рефлексов в школе И.П. Павлова // Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т. 40, № 1. С. 3-14.
    18. Шульговский В.В. Физиология целенаправленного поведения млекопитающих. M., 1993.
    19. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М., 1997.

Тема 5. КОММУНИКАЦИИ ЖИВОТНЫХ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...