О пятой заповеди
550. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ УЧИТ ОТНОСИТЬСЯ К РОДИТЕЛЯМ? Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям , учит почитанию их: почтительно обходиться с ними ; повиноваться им ; питать и покоить их во время болезни и старости; после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания , не противоречащие закону Божию и гражданскому (см. 2 Мак 12: 43-44; Иер 35: 18-19; Святого Иоанна Дамаскина. Слово об усопших). 551. НАСКОЛЬКО ТЯЖЕК ГРЕХ НЕПОЧТЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ? Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. Исх. 21: 16). 552. ПОЧЕМУ К ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ ПРИСОЕДИНЕНО ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ? Для того, чтобы очевидной наградой побудить к исполнению заповеди, на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни. 553. КАКИМ ОБРАЗОМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ? Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей (см. Быт. гл. 27). «Благословение отца утверждает домы детей» (Сир 3: 9). Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном. 554. ПОЧЕМУ В ЗАПОВЕДЯХ О ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО УПОМИНАЮТСЯ РОДИТЕЛИ? В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех. 555. КОГО, КРОМЕ РОДИТЕЛЕЙ, СЛЕДУЕТ НАМ ПОЧИТАТЬ?
В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей. 556. КТО ДЛЯ НАС МОЖЕТ БЫТЬ ВМЕСТО РОДИТЕЛЕЙ? Вместо родителей для нас являются: Отечество , потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные — дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные , потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели ; начальствующие в разных отношениях. 557. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ГОСУДАРЮ? Священное Писание так говорит о почтении к Государю: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13: 1-2). «Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13: 5). «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» (Притч 24: 21). «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21). «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет 2: 17). 558. КАК ДАЛЕКО ДОЛЖНА ПРОСТИРАТЬСЯ НАША ЛЮБОВЬ К ГОСУДАРЮ И ОТЕЧЕСТВУ? Наша любовь к Государю и Отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. Ин. 15: 13). 559. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ПАСТЫРЯМ И УЧИТЕЛЯМ ДУХОВНЫМ? Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно» (Евр. 13: 17). 560. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К СТАРШИМ ПО ВОЗРАСТУ? В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею:
«Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер» (1 Тим. 5: 1-2). «Пред лицем седаго вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего» (Лев 19: 32). 561. КАК СВЯЩЕННОМ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К БЛАГОДЕТЕЛЯМ? Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк. 2: 51). 562. КОГО ЕЩЁ СЛЕДУЕТ ПОЧИТАТЬ ПОДОБНО РОДИТЕЛЯМ? Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т. е. учителя и наставники ; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т. е. начальники гражданские ; те, кто защищает нас от обид силой законов, т. е. судьи ; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т. е. начальники военные. 563. КАК СВЯЩЕННОМ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ? В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13: 7). 564. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ ТАК О ПОДЧИНЕННОСТИ СЛУЖИТЕЛЕЙ И РАБОВ ГОСПОДАМ:
«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Еф. 6: 5-6). «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» (1 Пет 2: 8). 565. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПИСЫВАЮТСЯ В ОТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ? Священное Писание предписывает обязанности к детям , соответственно обязанностям в отношении родителей. «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4). 566. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ПРЕДПИСЫВАЕТ ОТНОСИТЬСЯ ДУХОВНЫМ ПАСТЫРЯМ К СВОЕЙ ПАСТВЕ? Священное Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»
(1 Пет 5: 2-3). 567. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ ОБ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬСТВУЮЩИХ И ВЛАДЕЮЩИХ? Священное Писание о долге и обязанностях начальствующих и владеющих говорит так: «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол 4: 1). 568. КАК СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, КОГДА ТРЕБУЮТ ОТ НАС ПРОТИВНОГО СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ? Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: «Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? » (Деян. 4: 19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало. 569. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ, КОТОРУЮ ТРЕБУЕТ ОТ НАС ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ? Добродетель, которую требует пятая заповедь, называется послушанием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|