Тема « Руководство учебно-профессиональной, проектной и исследовательской деятельностью»
Обучение и воспитание требуют от преподавателя организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности двух взаимосвязанных процессов. Преподаватель организует воспитание и обучение, создает определенные условия, в которых деятельность обучающихся приветствуется ими и поддерживается, и в итоге целенаправленно развивает социально-ориентированные элементы индивидуальности студента, в которых заинтересован современный работодатель. В системе профессиональных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС СПО необходимо развивать инновационные подходы к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов. С целью овладения основными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающимися используются учебно-исследовательская и проектная деятельность, которые обеспечивают продуктивное личностно-профессиональное развитие и саморазвитие студента, формирует его мастерство и творчество для достижения качественных результатов и закрепляется на производстве при прохождении производственных практик. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, которые разрабатываются обучающимися под контролем преподавателя и имеют практическое значение. Использование технологии проектного обучения способствует формированию у учащихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а так же грамотности в работе с информацией. То есть, формируются те качества, которые в полной мере соответствуют требованиям современного общества.
Главная цель организации проектной деятельности — развитие у обучающихся глубокого, устойчивого интереса к проектированию на основе широкой познавательной активности. В достижении этой цели можно выделить такие тактические задачи, как мотивация учебной деятельности, развитие познавательной самостоятельности, формирование и развитие творческих способностей, усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности, формирование опыта самообразования и так далее. Первое знакомство студентов с проектной деятельностью необходимо начинать в форме презентации проектов прошлых лет с анализом сильных и слабых сторон. На этом этапе роль педагога сводится к тому, что он мотивирует студентов к самостоятельной проектной деятельности. В зависимости от уровня подготовки аудитории, организация проектной деятельности может быть различна. Например, педагог дает уже готовую формулировку задачи, а студенты работаю над идеями (выдвигают, исследуют на актуальность и разрабатывают). Затем студенты планируют изготовление продукта в соответствии с выбранной идеей и изготавливают конечный продукт. На заключительном этапе оценивают его. Возможен и такой вариант, студентам дается материал, на основе которого необходимо выдвинуть идеи для создания продукта проектной деятельности. Они занимаются исследованиям и выбирают конкретный вариант проекта. Затем формулируют задачу, разрабатывают идею и составляют план создания продукта. И в итоге, создают и оценивают продукт. Основными задачами учебно-исследовательской работы студентов СПО являются: - формирование интереса к научному творчеству; - изучение методов и способов самостоятельного решения научно-исследовательских задач и навыков работы в научных коллективах;
- развитие творческого мышления и самостоятельности; - углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний. Успех учебно-исследовательской работы студентов определяется актуальностью их работ и глубиной исследования. Во внеурочное время научно-исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе предметных кружков, конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, где каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом, так как, анализируя свою работу и познакомившись с работой другого, студент может увидеть недостатки своей работы и определить для себя свои сильные и слабые стороны. Научно-практические конференции предполагают не только теоретические научные доклады, но и пути решения практических задач. Преподаватель для поиска подходящей конференции может воспользоваться данными интернет. Например, ресурс «Конференции.ру» представляет собой открытый каталог научных конференций, выставок и семинаров, где расположена информацию о проведении научных мероприятий по самым разнообразным тематикам (http://www.konferencii.ru). Таким образом, научно-исследовательская работа для обучающихся является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает использовать приобретённые теоретические знания в своих проектах, так или иначе связанных с практической деятельностью. Освоив профессиональные компетенции по профессиональному модулю, и закрепив их на производственной практике, обучающийся выступает с докладом на конференции, где освещает полученный опыт на производстве перед студентами, которые проходили производственную практику на других предприятиях и перед студентами, которые готовятся пойти на практику в будущем. Научно-исследовательская работа помогает каждому студенту среднего специального образования найти занятие по душе и участвовать в ней для наиболее гармоничного и глубокого образования. Преподаватель организует и обеспечивает полноту решения поставленных перед студентом задач, ритмичность работы и своевременность завершения ее этапов, соответствие предлагаемых решений современному состоянию науки.
Необходимо помнить, что при освоении студентом навыков научно-исследовательской деятельности должна быть решена конкретная научная задача, связанная с изучаемой проблемой, и в письменном виде представлены обоснование цели, гипотезы и методов, используемых в работе, описание хода работы и ее результатов. Основными структурными элементами научно-исследовательской работы являются: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы по теме исследования, приложения. Научная работа должна содержать реферативную и эмпирическую части. Общие принципы написания научной работы изложены более подробно в презентации к данной теме.
Список литературы: Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2005. Евсеева Я. В. Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 629-632.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|