Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с I уровнем речевого развития




Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей. Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:

• развитие понимания речи;

• развитие активной подражательной речевой деятельности;

• развитие внимания, памяти, мышления детей. В течение всего учебного года индивидуальные занятия проводятся 3 раза в неделю. Программный материал изучается и закрепляется на всех занятиях воспитателей по программе детского сада, в повседневной жизни и деятельности детей. Годовое обучение условно подразделяется на 2 периода обучения:

- 1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

- 2 период – январь, февраль, март, апрель, май

Основное содержание работы I период обучения

Развитие понимания речи

Учить детей находить предметы, игрушки. Учить детей по инструкции педагога узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Учить понимать слова обобщающего значения. Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (педагог задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?. Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. Лексические темы: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Деревья и кустарники», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт» и.др.

 

Развитие активной подражательной речевой деятельности.

Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка). Учить детей называть имена друзей, кукол. Учить подражанию:

• голосам животных;

• звукам окружающего мира;

• звукам музыкальных инструментов.

Развитие внимания, памяти, мышления

Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).

Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.

Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).

Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).

Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя).

Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.

Учить находить предмет по его контурному изображению.

Учить узнавать предмет по одной его детали.

II период обучения

Развитие понимания речи

Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.

Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).

Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай.

Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.

Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

Развитие внимания, памяти, мышления.

Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.

Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки.

Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).

Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).

Учить определять лишний предмет из представленного ряда:

• 3 красных кубика и 1 синий;

• кукла, клоун, Буратино — шапка;

• шуба, пальто, плащ — шкаф;

• красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина.

Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.

Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.

Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные… шары»)

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);

• называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);

• обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);

• выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

• отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...