Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль рассудочной деятельности в поведении животных




Рассудочная деятельность прошла длительную эволюцию у животных предков человека, прежде чем дать поистине гигантскую вспышку человеческого разума.
Из этого положения с неизбежностью вытекает, что изучение рассудочной деятельности животных как любого приспособления организма к среде его обитания должно быть предметом биологического исследования. Опираясь в первую очередь на такие биологические дисциплины, как эволюционное учение, нейрофизиология и генетика, можно добиться успеха в объективном познании процесса формирования мышления.
Исследование показало, что наиболее точная оценка уровня элементарной рассудочной деятельности может быть дана при первом предъявлении задачи, пока ее решение не было подкреплено биологически значимым раздражителем. Всякое подкрепление решений задачи вносит элементы обучения при последующих ее предъявлениях. Быстрота обучения решению логической задачи может быть лишь косвенным показателем уровня развития рассудочной деятельности.
В общей форме можно сказать, что чем большее число законов, связывающих элементы внешнего мира, улавливает животное, тем более развитой рассудочной деятельностью оно обладает. Очевидно, используя такой критерий оценки элементарной рассудочной деятельности, можно давать наиболее полную сравнительную оценку разным таксономическим группам животных.
Применение разработанных нами тестов позволило оценить уровень развития рассудочной деятельности у разных таксономических групп позвоночных животных. Отчетливо выявилось, что рыбы и амфибии практически не в состоянии решать задачи, доступные для рептилий, птиц и млекопитающих. Существенно отметить, что среди птиц и млекопитающих наблюдается огромное разнообразие в успехе решения предлагавшихся задач. Вороновые птицы по уровню развития рассудочной деятельности сравнимы с хищными млекопитающими. Едва ли можно сомневаться в том, что исключительная приспособляемость птиц из семейства вороновых, которые распространены почти по всему земному шару, в значительной степени связана с высоким уровнем развития их рассудочной деятельности.
Разработанные критерии количественной оценки уровня развития элементарной рассудочной деятельности животных позволили подойти к изучению морфофизиологических и генетических основ этой формы высшей нервной деятельности. Исследования показали, что объективное изучение рассудочной деятельности в модельных опытах на животных вполне возможно. Основные результаты экспериментального исследования можно сформулировать в виде следующих положений.
Во-первых, удалось выявить связь уровня развития элементарной рассудочной деятельности с размерами конечного мозга, структурной организацией нейронов и установить ведущую роль некоторых отделов мозга в осуществлении изучаемой формы высшей нервной деятельности. Мы считаем, что результаты исследований дают основание распространить общепринятый в физиологии принцип о приуроченности функций нервной системы к ее структуре и на рассудочную деятельность.
Во-вторых, выяснилось, что таксономические группы животных с различной цитоархитектонической организацией мозга могут иметь сходный уровень развития рассудочной деятельности. Это становится очевидным при сравнении не только отдельных классов животных, но и при сопоставлении в пределах одного класса (например, приматы и дельфины). Одно из общебиологических положений о большей консервативности конечного результата формообразовательных процессов, чем путей, приводящих к этому, очевидно, применимо для осуществления рассудочного акта.
В-третьих, поведение строится на базе трех основных компонентов высшей нервной деятельности: инстинктах, обучаемости и рассудке. В зависимости от удельной массы каждого из них можно условно охарактеризовать ту или другую форму поведения как инстинктивную, условно-рефлекторную или рассудочную. В повседневной жизни поведение позвоночных животных представляет собой интегрированный комплекс всех этих компонентов.
Одна из важнейших функций рассудочной деятельности - отбор той информации о структурной организации среды, которая необходима для построения программы наиболее адекватного акта поведения в данных условиях.
Поведение животных осуществляется под ведущим влиянием раздражителей, несущих информацию о среде обитания, непосредственно окружающей их. Система, воспринимающая такую информацию, была названа И.П. Павловым первой сигнальной системой действительности.
Процесс формирования мышления человека осуществляется не только при помощи первой сигнальной системы действительности, но главным образом под влиянием информации, которую он получает при помощи речи. Эту систему восприятия действительности Павлов назвал второй сигнальной системой. При помощи второй сигнальной системы человек имеет возможность получать всю сумму знаний и традиций, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. В этом отношении и границы возможностей человеческого мышления колоссально отличаются от возможностей элементарной рассудочной деятельности животных, которые в своей повседневной жизни оперируют лишь весьма ограниченными представлениями о структурной организации среды их обитания. В отличие от животных с наиболее высокоразвитой элементарной рассудочной деятельностью и, вероятно, от своих пещерных предков, человек оказался в состоянии улавливать не только эмпирические законы, но формулировать и теоретические законы, которые легли в основу понимания окружающего мира и развития науки. Все это, конечно, ни в какой мере не доступно животным. И в этом огромное качественное различие между животным и человеком.

 

Словарь терминов

  1. Мышление
  2. Интеллект
  3. Рассудочная деятельность
  4. Элементарная рассудочная деятельность
  5. Наглядно-действенное мышление
  6. Образное мышление
  7. Индуктивное мышление
  8. Дедуктивное мышление
  9. Абстрактно-логическое мышление
  10. Вербальное мышление
  11. Анализ
  12. Синтез
  13. Сравнение
  14. Обобщение
  15. Абстрагирование
  16. Понятие
  17. Суждение
  18. Умозаключение
  19. Когнитивные процессы
  20. Психонервный образ
  21. Психонервное представление
  22. Образная память
  23. Рабочая память
  24. Референтная память
  25. Краткосрочная память
  26. Долгосрочная память
  27. Процедурная память
  28. Декларативная память
  29. Образные представления
  30. Абстрактные представления
  31. Дифференцировочные условные рефлексы
  32. Установка на обучение
  33. Транзитивное заключение
  34. Метод отсроченных реакций
  35. Латентное обучение
  36. Обучение по образцу
  37. Радиальный лабиринт
  38. Т-образный лабиринт
  39. Водный лабиринт Мориса
  40. Алоцентрическая стратегия
  41. Эгоцентрическая стратегия
  42. Когнитивная карта
  43. Эмпирические законы
  44. Закон неисчезаемости
  45. Закон вмещаемости
  46. Закон перемещаемости
  47. Элементарная логическая задача
  48. Экстраполяция направления движения
  49. Пространственное мышление
  50. Тест на размерность

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные функции интеллекта человека?
  2. Перечислите основные формы мышления человека.
  3. Что такое 1-ая сигнальная система?
  4. Что такое 2-ая сигнальная система?
  5. Каковы, с точки зрения психологов, основные критерии зачатков мышления у животных?
  6. Что является наиболее характерным свойством рассудочной деятельности?
  7. Что такое рассудочная деятельность по определению Л.В. Крушинского? Какова роль "канона Ллойда Моргана" в изучении разума животных?
  8. Каким требованиям должны удовлетворять тесты на рассудочную деятельность?
  9. Что такое когнитивные процессы?
  10. Перечислите основные методы изучения когнитивных процессов.
  11. Какие методы изучения когнитивных процессов основаны на выработке дифференцировочных условных рефлексов?
  12. Что такое установка на обучение?
  13. Что такое транзитивное заключение?
  14. Что такое метод отсроченных реакций?
  15. Что такое когнитивные карты?
  16. Для чего используют метод обучения в лабиринте?
  17. Какие стратегии поиска приманки используют животные при обучении в лабиринте?
  18. Кто является автором водного лабиринта?
  19. Какие методы используют животные при ориентировке в пространстве?
  20. Что такое латентное обучение?
  21. В чем заключается метод "выбор по образцу"?
  22. Какие методы исследования интеллекта человекообразных обезьян использовал О. Келер?
  23. Расскажите об интеллектуальном поведении обезьян в природной обстановке.
  24. В каких тестах обнаруживаются различия между уровнем когнитивных способностей человекообразных и других обезьян?
  25. Что такое орудийная деятельность и какие механизмы могут лежать в ее основе у животных разных видов?
  26. Какие стороны рассудочной деятельности выявляют тесты, предложенные Л.В. Крушинским?
  27. На знании каких эмпирических законов основано решение элементарных логических задач?
  28. В чем заключается методика для изучения способности к экстраполяции направления движения?
  29. Что такое пространственное мышление?
  30. Какие животные обладают самой высокой способностью к экстраполяции направления движения?
  31. В чем заключается суть теста на оперирование эмпирической размерностью фигур?
  32. Какие животные оказались способны решать тест на " размерность"?

Список литературы

  1. Бериташвили И.С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение. М., 1974.
  2. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.; Л., 1949.
  3. Гудол Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М, 1992.
  4. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. М., 1953.
  5. Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.
  6. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М., 2001.
  7. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1925.
  8. Крушинский Л.В. Формирование поведения животных в норме и патологии. М., 1960.
  9. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986.
  10. Крушинский Л.В. Избр. труды. Т. 1. М., 1991.
  11. Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М., 1959.
  12. Мазохин-Поршняков Г.А. Как оценить интеллект животных? // Природа. 1989. № 4. С. 18-25.
  13. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., 1988.
  14. Меннинг О. Поведение животных.Вводный курс. М., 1982.
  15. Орбели Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности. М.; Л., 1949.
  16. Павлов И.П. Павловские среды. М.; Л., 1949.
  17. Пажетнов B.C. Мои друзья медведи. М., 1985.
  18. Пажетнов B.C. Бурый медведь. М., 1990.
  19. Рогинский Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). Л., 1948.
  20. Сифард P.M., Чини Д.Л. Разум и мышление у обезьян // В мире науки. 1993. № 2, 3.
  21. Счастный А.И. Сложные формы поведения антропоидов. Л., 1972.
  22. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и человека: Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. - М., 1997.
  23. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993.
  24. Фирсов Л.А. Память у антропоидов: Физиологический анализ. Л., 1972.
  25. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.
  26. Фирсов Л.А. Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян и проблема антропогенеза // Физиология поведения: нейробиологические закономерности: Руководство по физиологии. Л., 1987.
  27. Шаллер Дж. Год под знаком гориллы. М., 1968.
  28. Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 "Психология". М., 1997.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...