Правила выделений логических ударений
ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ
Сочетание З-Ж и Ж-Ж произносятся мягко, как долгое Ж с мягким знаком, если оба звука относятся к корню слова.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ЧТЕЦА НАД ТЕКСТОМ
1 этап – первое впечатление от прочитанного произведения (записать свои ощущения, ассоциации).
2 этап – сведения об авторе, его жизни, определение стиля языка и т.д.
3 этап – определения темы, идеи.
Тема – это проблема, положенная в основу произведения. Идея – отношение автора к проблеме. Конфликт – противоборство, противостояние между изображаемыми в произведении действующими силами, характерами, характером и обстоятельствами, или различными стонами характера. Конфликт непосредственно раскрывается в сюжете, обычно составляет ядро темы.
ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Л.Н. Толстой говорил, что искусство писателя заключается в том, чтобы находить «единственно нужное размещение единственно нужных слов». Задача чтеца – понять замысел автора, проникнув в тайну этого единственно нужного размещения нужных слов. Здесь помогает в первую очередь умение логически мыслить и знание особенностей родного языка – его лексики, специфического построения фраз, значения знаков препинания. В словесном действии это имеет не маловажное значение, но и обязательным условием является интонация (движение голоса вверх, вниз при развитии мысли, при завершении ее). Она должна точно передавать мысль, которую хотел сказать автор. А для этого нужно проникнуть в существо мысли. Такая задача ставится в первую очередь при логическом анализе текста. Мы изучаем не интонационные подходы сами по себе. Мы идем к тому кругу мыслей, видений, подтекстов, которые необходимы для раскрытия замысла автора. Это и помогает рождению нужных интонаций для единственно нужных слов.
Каждое отдельное предложение делится по смыслу на группы, состоящие их одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением или понижением голоса. Такое интонационное выделение слова называется – логическим ударением. Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль. Ударение каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения. В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Внутри такта не может быть паузы, и все слова произносятся слитно, почти как одно слово. А между тактами и в конце предложения может быть логическая пауза. Логические паузы могут проставляться там, где находятся знаки препинания. Но логических пауз в предложении может быть гораздо больше, чем знаком препинания.
Виды пауз: 1. Разъединительные паузы – такая пауза, которая означает границы сюжетных композиционных кусков. Перед разъединительной паузой характерно понижение голоса.
2. Соединительные паузы – это паузы, не отмеченные знаками препинания и бывают в следующих предложениях: - между группой подлежащего и группой сказуемого (если подлежащее не выражено местоимением). Дочка, V слушала с любопытством.
- между двумя подлежащими или двумя сказуемыми перед соединительными союзами И, ДА, ИЛИ, и др. Иван Матвеевич, V садится V и широко улыбается. - после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения, реже в середине или в конце. Со школьных лет V я чувствовал красоту русского языка.
перед: Ходжи Мурат V прожил неделю V в доме Ивана Матвеевича.
3. Психологические паузы – это паузы, которые не подчинены законам логики, они всецело относятся к области словесного действия.
«Там, где, казалось бы, логически и грамматически не возможно сделать остановки, там ее смело вводит психологическая пауза.» (К.С. Станиславский).
4. Люфт пауза – пауза для добора воздуха. Она не заметна.
Длительность пауз I - короткая, ставится между речевыми тактами (соединительная пауза).
II - более длительная пауза, ставиться между предложениями.
III - еще более длительная пауза, ставиться между сюжетными кусками
I - пауза чтеца (логическая).
Марья Гавриловна I закрыла книгу, I и I потупив глаза I ушла. II ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
Грамматическими паузами мы называем паузы связанные со знаком препинания. Это особые помощники для чтеца, подсказывающие как лучше передать смысловую сторону интонации. Зачастую знаки препинания совпадают с логическими паузами.
(.) - показывает завершение мысли, сильное понижение голоса на ударном слове. (;) - разъединяет и в то же время соединяет в одно целое части одной картины. (,) - показывает, что мысль не закончена, но происходит понижение голоса на (:) - указывает на намеренье разъяснить, перечислить то, о чем сказано перед (-) - разъясняет то, что находится перед ним. (-) требует повышения голоса на
ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЙ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ
Как уже говорилось, в каждом речевом такте слова группируются возле одного главного слова. Такое слово называется ударным, т.к. произносится оно обычно с некоторым усилением голоса. Фраза может состоять из одного или нескольких речевых тактов. Эти такты неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных тактов неодинаковы. Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых тактов (например, группы обстоятельств), выделяются менее акцентировано. Выделение главных по мысли слов зависит, прежде всего, от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.
1. Подлежащее и сказуемое в простом не распространенном предложении на одно из них и падает логическое ударение. Обычно это слово занимающее второе порядковое место в предложении. Поля V опустели; I обнажились V леса.
Правило о новом понятии. - если подлежащим или сказуемым является слово, означающее новое для данного текста понятие, то на нем ставится ударение. Если впервые упоминаются оба понятия, то они оба выделяются.
- если данное понятие уже упоминалось в тексте, то оно не выделяется.
Вот V дом, I Который построил V Джек, II А это V пшеница, I Которая в темном V чулане хранится I В доме, Который построил Джек. II
Сверкнула V молния, I прогремел V гром. II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|