Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

малый бизнес финансирование

Критерии выделения малых предприятий

 

 


Важной и не теряющей своей актуальности проблемой в развитии теории предпринимательства, а также в практике государственного управления малым бизнесом продолжает оставаться вопрос, связанный с определением критериев малых форм производств.

В июле 2011 г. Верховный Совет ПМР принял новый Закон «О развитии и государственной поддержке малого предпринимательства», регламентирующий развитие малых предприятий и определяющий концептуальные основы государственной политики в области их поддержки институтами власти. Действие предыдущих нормативно-правовых актов в данной области экономической политики (Закон ПМР «О развитии малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике» от 23 февраля 1999 г. № 139-3, а также Закон ПМР «О некоторых особенностях государственной поддержки отдельных субъектов малого предпринимательства» от 26 января 2009 г. № 658-3-IV) утратило силу. Принципиально значимым и качественно новым отличием принятого закона стало внесение ясностей в формулировку «малый бизнес» и в то, что под ним понимается. Как сегмент экономики малый бизнес подвергается четкой дифференциации на три группы в зависимости от масштабов деятельности:

• индивидуальные предприниматели (физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя);

• микропредприятия (юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, где среднесписочная численность работников, принимаемая для расчета средней заработной платы, составляет не более 15 человек);

• малые предприятия (юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, где среднесписочная численность работников, принимаемая для расчета средней заработной платы, составляет не более 50 человек) [1].

В законе, наконец-то, расширяются количественные критерии, согласно которым предприятие можно относить к категории либо «микропредприятие», либо «малое предприятие». В частности, вводятся показатели финансовой деятельности. К примеру, чтобы конкретное предприятие классифицировать как «микро», следует учитывать не только указанную выше численность работников списочного состава, но и годовую сумму доходов от деятельности, которая согласно новому закону не должна превышать 365 000 РУ МЗП[1].

Введение этих критериев является прогрессивным новшеством как с точки зрения оптимизации статистического учета малого предпринимательства, так и с точки зрения совершенствования государственной экономической политики в данной области. Напомним, что предыдущая система статистического учета малых предприятий строилась на использовании одного базового критерия - численности работников списочного состава, который не должен был превышать 100 человек. Исключение составляли предприятия торговли, общественного питания и по оказанию коммунальных и социально-бытовых услуг населению, в которых среднесписочная численность работников за отчетный период должна была составлять не более 50 человек [2]. Что касается финансовых показателей, то они не играли первостепенной роли.

Особого внимания заслуживает тот факт, что гибкий способ организации статистического наблюдения позволяет вести мониторинг за каждой размерной группой предприятий, разрабатывать дифференцированную государственную политику по их поддержке и отслеживать эффективность принятых управленческих решений для любой из упомянутых групп. Несмотря на то что грамотно и дифференцированно проведенное статистическое наблюдение является более сложным, оно тем не менее позволяет высококачественно определять специфику и основные тенденции развития предприятий малого бизнеса, что, в свою очередь, играет бесценную роль в совершенствовании государственного регулирующего воздействия на сектор малого предпринимательства с целью его поддержки и развития. Таким образом, определение понятий «микропредприятие», «малое предприятие» и «среднее предприятие» имеет не только теоретическое значение. Во-первых, правильная формулировка субъекта позволяет точно вести статистический учет хозяйственной деятельности данного сегмента национальной экономики, а следовательно, точно определять его вклад в экономическое развитие государства. Во-вторых, она дает нам основу для разработки и совершенствования программно-целевых методов управления малыми предприятиями страны и регионов.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 50 статистических критериев отнесения предприятия к группам малых и средних. Эти критерии условно можно подразделить на количественные и качественные.

К количественным критериям относят:

• численность занятых на предприятии;

• стоимость основного капитала (активов);

• сумма годового дохода, объем продаж (оборот) и т. п.

Необходимо отметить, что использование одного количественного критерия для отнесения предприятия к числу малых не совсем корректно. Например, в акционерном обществе открытого типа при небольшом количестве работающих могут быть задействованы сотни и даже тысячи акционеров, или прибыль фирм, специализирующихся в области торговли, при относительно небольшом количестве работников может достигать десятков миллионов долларов США. К ограниченности количественных критериев можно отнести и тот факт, что показатель численности занятых ориентирован только на предприятия со сходным ассортиментом выпускаемой продукции, критерий величины стоимости основных фондов требует учета цен и технической оснащенности, а показатель объема произведенной продукции затруднительно применять в условиях несопоставимости различных видов продукции.

К качественным особенностям малого предприятия можно отнести следующие, присущие только ему характеристики:

• единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

• «обозримость» предприятия. Поскольку данная фирма, компания является ограниченной в масштабах, это вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом;

• небольшие рынки ресурсов и сбыта, которые не позволяют фирме оказывать сколь-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара;

• ограниченная территориальная сфера деятельности (обычно в границах отдельного города или района);

• персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, так как малое предприятие предполагает обслуживание сравнительно узкого круга потребителей;

• ключевая роль руководителя в жизни предприятия, который несет полную ответственность за результаты хозяйствования;

• преимущественно семейное ведение дел. В западных государствах порядка 60 % малых предприятий являются предприятиями семейного типа;

• высокая доля оборотного капитала по сравнению с основными фондами. Для крупных предприятий это соотношение представлено как 80:20, у малых оно составляет 20:80;

• характер финансирования. Если крупные предприятия приобретают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые компании в основном ориентируются либо на сравнительно небольшие кредиты банков, либо на собственные средства, либо на «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей и/или родственников) [3, с. 34].

В большинстве развитых стран современного мира система статистического учета основывается на возможности получения результатов деятельности хозяйствующих субъектов в зависимости от размера последних.

Ряд стран и международных организаций используют формально-количественное определение малого и среднего бизнеса. Так, Комиссия европейских сообществ (сегодня - Еврокомиссия), определяя вклад малых и средних предприятий стран Евросоюза в валовой внутренний продукт, занятость, экспортную деятельность, до середины 90-х годов XX в. применяла критерий количества работающих до 250 человек для малых предприятий и до 500 человек для средних. Уточненное позже определение Еврокомиссии стало включать комбинацию количественных определений (табл. 1) [4, с. 11]. При этом, по данной классифи кации, стоимость основного капитала компании не должна превышать 75 млн евро, а доля юридических лиц в капитале компании - 1/3 (участие юридических лиц в микропредириятиях, как правило, не допускается).

В Великобритании для аналогичных целей используются различные критерии в зависимости от отрасли хозяйства, в котором функционирует предприятие (табл. 2) [4, с. 11].

Во Франции очень малыми предприятиями (микропредприятиями) считаются фирмы с численностью занятых до 10 человек, малыми - где трудятся от 10 до 100 человек, а средними - где занято от 100 до 500 работников. В США определение критериев отнесения предприятия к категории «малые» находится в компетенции такого органа, как Администрация по малому бизнесу (АМБ). 1 октября 2000 г. эта организация ввела новый стандарт размера малых предприятий, разработанный на основе Североамериканской промышленной классификационной системы и заменивший ранее действовавший стандарт, который был основан на Единой промышленной классификационной системе. Текущая редакция стандарта включает изменения, внесенные Администрацией по управлению и бюджету, которые вступили в силу 1 октября 2002 г. Одной из задач АМБ является обеспечение полноценного участия малых предприятий в выполнении государственного заказа, поэтому стандарт их размера имеет первостепенное значение для полноценной деятельности этого органа. В число ключевых вопросов классификации предприятия по размеру АМБ включила критерий отнесения его к той или иной группе. В стандарте используется два критерия: число работников и средняя величина годового дохода. АМБ установила два основных стандарта:

• до 500 работников - для большинства отраслей промышленности и горного дела;

• средний годовой доход до 6 млн долл. США -для большинства непроизводственных отраслей и до 25 млн - для производственных.

 

Таблица 1. Основные показатели, определяющие категории микро-, малого и среднего предприятий по классификации Еврокомиссии

Предприятие Численность занятых, чел. Годовой оборот, млн евро Баланс, млн евро
Микро- 1-9 Менее 0,5 Менее 0,25
Малое 10-99 Менее 4,0 Менее 2,0
Среднее 100-499 Менее 16,0 Менее 8,0

 

Таблица 2. Критерии выделения малых предприятий в Великобритании

Отрасль Определение
Промышленность Число занятых - не более 200 чел.
Строительство и добыча полезных ископаемых Число занятых - не более 25 чел.
Розничная торговля и услуги Оборот - не более 50 тыс. фунт. ст.
Торговля автомобилями Оборот - не более 100 тыс. фунт. ст.
Оптовая торговля Оборот - не более 200 тыс. фунт. ст.
Транспорт В собственности фирмы - не более пяти транспортных средств

 


Однако существует целый ряд исключений, формирующих достаточно сложную и сильноразветвленную систему критериев. Одним из множества примеров такого рода исключений может служить оптовая торговля. Здесь общей нормой является ограничение численности работников до 100 человек. Также если предприятие оптовой торговли выступает в качестве поставщика-непроизводителя по федеральному государственному контракту особого статуса или по государственному контракту в рамках действующих программ поддержки малого бизнеса, применяется норма не более 500 работников, причем выставляемый товар должен быть произведен на американском малом предприятии [5].

В Японии используется комбинированная система количественных критериев градации предприятий, т. е. помимо списочного состава работников используется еще один показатель -объем основного капитала. Как первый, так и второй показатель действует синхронно и обязательно привязывается к отраслям. Если речь идет об отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи и коммунальном хозяйстве, то к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с численностью занятых до 300 человек и/или объемом основного капитала не более 100 млн йен (1,3 млн долл. США); если это оптовая торговля, то до 100 человек и/или до 30 млн йен (390 тыс. долл.) основного капитала; если розничная торговля и сфера услуг, то от 5 до 50 человек и/или до 10 млн йен (130 тыс. долл.) капитала.

Критерии определения мелкого бизнеса, предлагаемые различными национальными и международными институтами для развивающихся стран, отличаются еще большим разнообразием. Так, ООН и ее региональные институты относят к малой промышленности «совокупность мелких фабрик и предприятий нефабричного типа (в том числе и ремесленных мастерских), а также домашнюю промышленность». При этом региональные экономические комиссии предлагают разные экономические критерии в зависимости от региона земного шара.

Для Азии и Тихого океана Экономическая комиссия ООН определяет домашний бизнес как промышленность, которая обслуживается целиком или частично членами семьи и является для них основным или побочным занятием. В отличие от домашней мелкая промышленность предполагает, во-первых, применение наемного труда, во-вторых, более крупные размеры: до 50 занятых без использования электрических двигателей и до 20 занятых, если предприятие применяет в своем производстве электродвигатели.

Для Латинской Америки Экономическая комиссия предлагает несколько иной подход. Здесь к мелкой промышленности относится производство, где с помощью современных орудий труда от 5 до 50 человек производят традиционные товары, а также предприятия, на которых производство осуществляется на условиях субподрядных отношений или в рамках высокой специализации.

Что касается Африки, то при определении мелкого производства в странах данного континента Экономическая комиссия ООН исходит из наиболее простого критерия - количества занятых до 100 человек.

Еще большие различия при определении мелкого производства демонстрируют исследования соответствующих материалов отдельных развивающихся государств. Например, на Филиппинах с начала 70-х годов XX в. малым считается производство с числом занятых до 20 человек и основным капиталом до 400 тыс. песо. В Таиланде к категории малых относятся предприятия с численностью занятых до 50 человек и основным капиталом до 2 млн бат (62 тыс. долл. США). В Индии главным критерием при определении категории производства является размер основного капитала. Здесь мелким считается предприятие, у которого стоимость основного капитала не превышает 3,5 млн рупий (68 тыс. долл. США). Еще в 1961 г. на территории этой страны был полностью устранен критерий численности занятых, который, по мнению индийских специалистов, не может служить ограничителем размера предприятия в условиях перенасыщенного предложения на южно-азиатском рынке труда [6, с. 44-50].

В России в основу классификации предприятий изначально был положен количественный критерий. Напомним, что в российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Сначала к числу малых относили государственные предприятия, на которых ежегодное среднее число занятых не превышало 100 человек. В августе 1990 г. согласно постановлению Совета Министров СССР к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодных занятых, не превышающим в промышленности 200 человек, в науке - 100, в других отраслях производства - 50, в отраслях непроизводственной сферы - 25, в розничной торговле - 15 человек. Однако величина хозяйственного оборота так и не была установлена. Принцип отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых по численности работников сохранился в России и после принятия в июне 1995 г. Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с данным законом с 1995 г. в России к субъектам малого предпринимательства относят:

• предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ);

• крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ);

• малые предприятия - юридические лица (МП). В рассматриваемом законодательном акте под

субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, предприятия, где доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не выше 25 %, а также предприятия, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

• 100 человек - в промышленности, строительстве и на транспорте;

«60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере;

• 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании;

• 50 человек - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности [7].

С 1995 по 2007 г. Россия являлась одним из немногих государств современного мира, где отсутствовали стоимостные критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, что можно считать явным пробелом в российском законодательстве. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ с внесенными в него изменениями от 18 октября 2007 г., от 22 и 23 июля 2008 г., от 2 августа, 27 декабря 2009 г. и от 5 июля 2010 г. попытался устранить эти пробелы [8]. Критерии отнесения к малым предприятиям, предъявляемые новым законодательством, таковы: уставной капитал юридических лиц - общая доля участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований, иностранных физических и юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25 % (кроме активов акционерных инвестиционных и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не может быть более 25 %. Некоторые исключения для научно-исследовательских предприятий сделаны в Федеральном законе № 217 от 2 августа 2009 г. Средняя списочная численность сотрудников с учетом всех работающих, в том числе по гражданско-правовым договорам и по совместительству, а также с учетом отработанного времени, определяемая сегодня в соответствии с приказом Росстата № 335 от 31 декабря 2009 г., не должна превышать следующих показателей:

• до 15 человек - микропредприятия;

• до 100 человек - малые предприятия;

• от 101 до 250 человек - средние предприятия.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг без НДС или балансовая стоимость активов согласно дополнениям от 22 июля 2008 г., внесенным в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не должны превышать следующих параметров:

• для микропредприятий - 60 млн рублей;

• для малых предприятий - 400 млн рублей;

• для средних предприятий - 1 млрд рублей [8]. Приднестровское законодательство в области

государственного регулирования малых предприятий, начиная с Закона ПМР «О предпринимательской деятельности и предприятиях в При днестровской Молдавской Республике», принятого депутатами первого созыва в 1992 г., и заканчивая Законом ПМР «О некоторых особенностях государственной поддержки отдельных субъектов малого предпринимательства» от 15 октября 2008 г., к сожалению, как и российское законотворчество, имело массу недоработок в части рассматриваемой проблематики. Вплоть до 2011 г. в Приднестровье учитывался фактически лишь один количественный критерий для отнесения предприятия к категории «малое» - это списочный состав работников. Такое положение дел препятствовало выявлению четких контуров и границ сектора малого бизнеса приднестровской экономики. Упущенная в предыдущих законах дифференциация количества работников в зависимости от вида (сектора или отрасли) деятельности предприятия, а также использование финансовых критериев при его оценке были бы вполне оправданными в условиях нашего региона. Например, выручка от продаж организации оптовой торговли с пятью работниками может в несколько десятков и даже сотен раз превышать оборот предприятия, оказывающего бытовые услуги населению, с тем же числом сотрудников.

Одним из множественных следствий указанных законодательных недоработок стало и то, что до 2010 г. в сектор малого бизнеса ПМР входили очень крупные и далеко не безызвестные коммерческие организации с годовым оборотом, исчисляемым десятками миллионов долларов, которые по факту являлись вовсе не малыми, а средними или даже крупными фирмами. Доказательством тому может служить резко изменившаяся доля малого бизнеса в ВВП ПМР. Всем известно, что если до 2010 г. малые предприятия Приднестровья производили примерно 13,7 % валового внутреннего продукта, то в 2010 г. стали фигурировать цифры 8-10%.

Что касается статистического наблюдения за сектором малого и среднего предпринимательства как в России, так и в Приднестровье, то здесь следует отметить, что поскольку органы статистики не получают отчетность от ПБОЮЛ, или от так называемых патентщиков, то данные по индивидуальному предпринимательству не анализируются и весь сектор учитывается в экономике посредством досчетов до полного круга учета всех субъектов хозяйствования.

Несмотря на некоторые упущения, в новый Закон «О развитии и государственной поддержке малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике» приднестровские парламентарии, по сути, включили дополнения, аналогичные внесенным в соответствующий аналог российского закона, принятого в 2007 г. На наш взгляд, данные корректировки, пусть с оговорками, но все-таки можно назвать прогрессивными, так как их введение позволит уже с 2012 г. кардинально изменить в ПМР систему статистического наблюдения за деятельностью малых хозяйствующих субъектов негосударственных форм собственности и хоть как-то приблизить ее к международным стандартам. Внесенные изменения дадут специалистам возможность уже по итогам статистических данных за I квартал 2012 г. сформировать более или менее четкое и самое главное - реалистичное представление о том, что же это такое - малый бизнес Приднестровья, а значит, позволят органам государственной власти разработать более эффективную систему мер по поддержке и развитию этого важного сегмента экономики.


Литература

 

. Закон ПМР «О развитии и государственной поддержке малого предпринимательства» от 29.07.2011 г. № 140-3-V (САЗ 11-30).

. Закон ПМР «О развитии малого предпринимательства» от 23 февраля 1999 г. № 139-3 (СЗМР 99-1).

. Петриенко В.А. Государственная поддержка становления малого предпринимательства на региональном уровне. Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: Дис.... канд. экон. наук. - М., 2005.

. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий и проблемы определения // Вопросы экономики. - 1996. - № 7. - С. 11.

5. К вопросу о критериях отнесения предприятия к категории малых. - Доступ: http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_ C1184135-7AED-45C9-BA2E-B086090AB3E0.html

. Фадеев В.Ю. Формирование и развитие системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в период трансформации российской экономики. Специальность 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством: Дис.... д-ра экон. наук.-М., 2001.

. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. -№29. -Ст. 2757.

8. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.06.2007 г. № 209-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007 г., от 22, 23 июля 2008 г., от 2 августа, 27 декабря 2009 г., от 5 июля 2010 г.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...