В отличие от облигатного, факультативное обучение представляет собой приобретение индивидуального опыта, который зависит от частных условий жизни особи и не является необходимым для всех представителей данного вида в качестве компонента их инстинктивного поведения. Факультативное обучение модифицирует, совершенствует и приспособляет видоспецифическое, врожденное поведение в соответствии с особыми, частными, преходящими, а зачастую и случайными элементами среды обитания особи, поэтому факультативное научение носит сугубо индивидуальный характер, оно не приурочено и к определенным чувствительным периодам и отличается большой лабильностью и обратимостью. Между облигатным и факультативным обучением не всегда можно провести резкую грань, и в реальном поведении животных, особенно молодых, зачастую обнаруживаются сочетания этих двух категорий приобретения индивидуального опыта. Наиболее четко и часто факультативное научение проявляется в виде разного рода навыков, обеспечивающих индивидуально приспособительную деятельность.
Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения
При анализе любого проявления психической деятельности постоянно встает вопрос о врожденных и приобретаемых компонентах поведения. Что же получает особь в наследство от предыдущих поколений в генетически фиксированном врожденном виде и чему она должна научиться в порядке приобретения индивидуального опыта? Современное понимание взаимоотношений врожденного и благоприобретенного в онтогенезе поведения животных исходит из признания не только наличия, но и взаимообусловленности этих компонентов. Процесс онтогенеза поведения открывается нам во всей его сложности и противоречивости как подлинно диалектическое формирование качественно нового в результате количественных преобразований первичных функциональных состояний развивающегося организма. Взаимопроникновение и различные сочетания безусловно- и условно-рефлекторных элементов в онтогенезе поведения побудили Л.В. Крушинского выдвинуть тезис об унитарных реакциях, под которыми он понимает акты поведения, имеющие сходное внешнее выражение при различных способах их формирования. Унитарные реакции представляют собой "единые, целостные акты поведения, в которых объединены, интегрированы условные и безусловные рефлексы ", они направлены " к выполнению определенного акта поведения, имеющего разные пути осуществления и в то же время определенный шаблон конечного исполнения". Соотношение условных и безусловных рефлексов в унитарной реакции не строго фиксировано, а сама она направлена на выполнение одиночного приспособительного действия. В ходе онтогенеза унитарные реакции интегрируются, в форме многоактного поведения, связанного с обеспечением основных биологических потребностей организма. Эти формы поведения не являются простой суммой унитарных реакций, а обладают гибкой структурой, что позволяет животному приспосабливаться в процессе своего развития к самым различным условиям жизни.
Словарь терминов
онтогенез
периоды развития
метаморфоз
стадия личинки
схемы периодизации
эмбриональное научение
пренатальный период
постнатальный период
эмбриональный период
внутриутробный период
период новорожденности
период смешанного вскармливания
период полового созревания
период морфофизиологической зрелости
ювенильный период
неонатальный период
ранний постнатальный период
игровой период
подростковый период
предадультный период
реакция скучивания
слетки
рефлекс "Что такое?"
сенсорная депривация
игровая деятельность
манипуляционные игры
локомоторные игры
трофейные игры
сексуальные игры
совместные игры
одиночные игры
половое запечатление
импринтинг
реакция следования
врожденное узнавание
облигатное обучение
перцептивное научение
натуральные условные рефлексы
стадный рефлекс
опосредованное обучение
сигнальная преемственность
игровая сигнализация
Вопросы для самопроверки
В чем заключается принципиальное отличие процесса онтогенеза, у животных имеющих стадию личинки, и у тех, которые ее не имеют?
Перечислите основные периоды онтогенеза позвоночных животных.
Охарактеризуйте каждый из периодов онтогенеза.
Что такое эмбриональное научение?
Каким путем осуществляется взаимодействие между организмом матери и плодом у млекопитающих?
Расскажите о способах контактах птиц с птенцами до их вылупления.
В чем заключается предадаптивное значение эмбрионального поведения?
В чем, по мнению Л.А. Орбели, заключается преимущество незрелорождения?
В чем отличия процесса онтогенеза зрело- и незрелорождающихся животных?
Расскажите о развитии поведения млекопитающих в ранний постнатальный период.
В чем заключается сходство в развитии незрелорождающихся млекопитающих и птенцовых птиц?
В чем заключается сходство в развитии зрелорождающихся млекопитающих и выводковых птиц?
Чем отличается развитие социальных отношений детенышей в период социализации и в ювенильный период?
С чем связано усиление проявления пассивно-оборонительной реакции детенышей в ювенильный период?
Какую роль играет игровая деятельность для формирования поведения животных?
В чем заключается биологический смысл манипуляционных игр?
В чем заключается биологический смысл локомоторных игр?
В чем заключается биологический смысл трофейных игр?
В чем заключается биологический смысл сексуальных игр?
В чем заключается биологический смысл совместных игр?
Расскажите о воспитательных мерах осуществляемых родителями по отношению к детенышам.
Какое значение для развития полового поведения имеет половое запечатление?
Какую роль для развития поведения играет врожденное узнавание?
Какую роль для развития поведения играет импринтинг?
Какую роль для развития поведения играет реакция следования?
Какую роль для развития поведения играет перцептивное научение?
Какую роль для развития поведения играет натуральные условные рефлексы?
Какую роль для развития поведения играет опосредованное обучение?
Какую роль для развития поведения играет сигнальная преемственность?