Органы, осуществляющие государственный экологический мониторинг
Система государственных органов экологического мониторинга представляет собой совокупность организационных форм (организаций, учреждений, органов), однородных по своим задачам, наделенных конкретной компетенцией, занимающих определенное место и имеющих связи в политической системе, направляющих свои усилия на осуществление основных наблюдательных функций. Она строится из двух основных подсистем – общего и специального управления. Органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственный экологический мониторинг, делятся по своему статусу на общие и специальные, по масштабу деятельности – на федеральные и территориальные (субъектов РФ). К органам общего управления относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Компетенция звеньев этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов РФ (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых, как правило, имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. Иногда в литературе их называют государственными органами общей компетенции. Деятельность президента и правительства в сфере управления охраной окружающей среды и экологического мониторинга сосредоточена в первую очередь на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью и общем контроле за ними.
С поправкой на масштабы (рамки) деятельности аналогичные функции выполняют и другие субъекты общей компетенции. Система специальных органов управления охраной окружающей среды и экологического мониторинга, существующая на сегодняшний день, состоит из министерств, федеральных служб и федеральных агентств, которые при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга: − формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы; − взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации; − осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти. Каждое министерство осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому и правовому регулированию, координации и т.п., но не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, по управлению госимуществом (кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ). Министерство внутренних дел РФ подчиняется Президенту РФ, а остальные министерства, уполномоченные в сфере экологического управления, – Правительству РФ. Федеральные службы как федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, ряд специальных функций в области общественной безопасности, издают индивидуальные правовые акты. Федеральные службы находятся в ведении Президента РФ или Правительства РФ непосредственно, либо соответствующего министерства и не вправе осуществлять другие функции (за исключением случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ).
Федеральные агентства являются федеральным органом исполнительной власти, находятся в ведении соответствующего министерства, осуществляют в установленной сфере функции по оказанию государственных услуг и управлению госимуществом, правоприменительные функции (за исключением контроля и надзора), издают индивидуальные правовые акты, а в исключительных случаях по указу Президента РФ или постановлению Правительства РФ могут быть наделены функциями нормативно-правового регулирования, контроля и надзора. Система специальных органов РФ, выполняющих функции мониторинга окружающей среды: I. Министерства: − Министерство природных ресурсов и экологии РФ; − Министерство сельского хозяйства РФ; − Министерство здравоохранения РФ; − Министерство транспорта РФ; − Министерство промышленности и торговли РФ; − Министерство энергетики РФ; − Министерство регионального развития РФ; − Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; − Министерство экономического развития РФ; − Министерство внутренних дел РФ. II. Федеральные службы: − Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии); − Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ); − Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии); − Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ); − Федеральная таможенная служба (руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ);
− Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (с 2012 года руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ); − Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (находится в ведении Министерства здравоохранения РФ); − Федеральная служба безопасности РФ (руководство деятельностью осуществляет непосредственно Президент РФ); − Федеральная служба государственной статистики (находится в ведении Министерства экономического развития РФ); − Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (находится в ведении Министерства экономического развития РФ). III. Федеральные агентства − Федеральное агентство водных ресурсов (находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии); − Федеральное агентство лесного хозяйства (с 2012 года находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии); − Федеральное агентство по недропользованию (находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии); − Федеральное агентство по рыболовству (с 2012 года находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ); − Федеральное космическое агентство (руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ); − Федеральное медико-биологическое агентство (находится в ведении Министерства здравоохранения РФ); − Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (находится в ведении Министерства промышленности и торговли РФ). В настоящее время, основными государственными органами экологического мониторинга являются Министерство природных ресурсов и экологии РФ и подведомственная ему Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Рис. 2. Государственные органы управления охраной окружающей среды и экологического мониторинга. Министерство природных ресурсов и экологии РФ выполняет следующие функции в части мониторинга окружающей среды:
− общая координация и контроль деятельности министерств и подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию, а также предприятий и организаций в области мониторинга объектов природной среды; − организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинга животного и растительного мира, наблюдения за состоянием недр и мониторинга водных объектов и лесов; − согласование методических и нормативно-технических документов федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга; − обеспечение с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создание условий для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает: 1) проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценку происходящих в ней изменений, а также прогнозирование следующих опасных явлений и факторов: − опасные природные явления, приводящие к стихийным бедствиям; − неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности; − химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и биологические (для поверхностных водных объектов) процессы; − изменение компонентов природной среды, приводящее в том числе к изменению климата; 2) предоставление органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления сведений (данных) о фактическом состоянии окружающей среды, а также информации о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии; 3) предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и организациям, входящим в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной фактической и прогностической информации о состоянии окружающей среды в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) предоставление органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информации о состоянии окружающей среды для решения задач социально-гигиенического мониторинга; 5) предоставление специально уполномоченным государственным органам РФ в области охраны окружающей среды информации для комплексного анализа и оценки состояния окружающей среды и использования природных ресурсов; 6) предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния; 7) организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений; 8) организацию согласованного функционирования государственной системы наблюдений с аналогичными международными системами. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при осуществлении государственного мониторинга взаимодействует со следующими федеральными органами исполнительной власти: − с Министерством природных ресурсов и экологии РФ – в части организации и осуществления государственного экологического мониторинга на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, а также при создании и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга; − с Министерством экономического развития РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством энергетики РФ, Министерством транспорта РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством регионального развития РФ, Федеральной службой государственной статистики – в части получения и использования сведений российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов; − с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – в части получения и использования сведений о состоянии окружающей среды, получаемых при осуществлении мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; − с Министерством сельского хозяйства РФ – в части получения и использования сведений о состоянии и загрязнении земель сельскохозяйственного назначения, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения; − с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования – в части использования данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, результатов производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора, а также по вопросам установления и пересмотра перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха; − с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии – в части использования государственных топографических карт, а также сведений о состоянии земель, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); − с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным медико-биологическим агентством – в части получения и использования сведений о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов и почв, получаемых при проведении социально-гигиенического мониторинга; − с Федеральным агентством водных ресурсов – в части получения и использования сведений о водопотреблении и водоотведении на всех водных объектах, а также о проведении общей оценки и прогнозирования изменений состояния водных объектов, их морфометрических особенностей, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, получаемых при осуществлении государственного мониторинга водных объектов; − с Федеральным агентством по рыболовству – в части использования сведений о состоянии среды обитания водных биологических ресурсов, получаемых при ведении государственного мониторинга водных биологических ресурсов; − с Федеральным агентством по недропользованию – в части использования сведений о состоянии подземных вод для оценки влияния подземных вод на состояние поверхностных вод, а также сведений об опасных экзогенных и эндогенных геологических процессах для оценки их влияния на состояние окружающей среды, получаемых при осуществлении государственного мониторинга состояния недр; − с Федеральным агентством лесного хозяйства – в части использования сведений в отношении объектов государственного мониторинга, получаемых в ходе государственного лесопатологического мониторинга; − с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках международных и межведомственных соглашений. Конечно, и другие министерства и ведомства выполняют отдельные задачи и функции экологического мониторинга, в некоторых из них выделены в этих целях отделы или иные подразделения, но их функции носят более частный либо подчиненный иным целям характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|