Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы, осуществляющие государственный экологический мониторинг

Система государственных органов экологического мониторинга представляет собой совокупность организационных форм (организаций, учреждений, органов), однородных по своим задачам, наделенных конкретной компетенцией, занимающих определенное место и имеющих связи в политической системе, направляющих свои усилия на осуществление основных наблюдательных функций. Она строится из двух основных подсистем – общего и специального управления.

Органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственный экологический мониторинг, делятся по своему статусу на общие и специальные, по масштабу деятельности – на федеральные и территориальные (субъектов РФ).

К органам общего управления относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Компетенция звеньев этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов РФ (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых, как правило, имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. Иногда в литературе их называют государственными органами общей компетенции. Деятельность президента и правительства в сфере управления охраной окружающей среды и экологического мониторинга сосредоточена в первую очередь на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью и общем контроле за ними.

С поправкой на масштабы (рамки) деятельности аналогичные функции выполняют и другие субъекты общей компетенции.

Система специальных органов управления охраной окружающей среды и экологического мониторинга, существующая на сегодняшний день, состоит из министерств, федеральных служб и федеральных агентств, которые при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга:

− формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы;

− взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;

− осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти. Каждое министерство осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому и правовому регулированию, координации и т.п., но не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, по управлению госимуществом (кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ). Министерство внутренних дел РФ подчиняется Президенту РФ, а остальные министерства, уполномоченные в сфере экологического управления, – Правительству РФ.

Федеральные службы как федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, ряд специальных функций в области общественной безопасности, издают индивидуальные правовые акты. Федеральные службы находятся в ведении Президента РФ или Правительства РФ непосредственно, либо соответствующего министерства и не вправе осуществлять другие функции (за исключением случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ).

Федеральные агентства являются федеральным органом исполнительной власти, находятся в ведении соответствующего министерства, осуществляют в установленной сфере функции по оказанию государственных услуг и управлению госимуществом, правоприменительные функции (за исключением контроля и надзора), издают индивидуальные правовые акты, а в исключительных случаях по указу Президента РФ или постановлению Правительства РФ могут быть наделены функциями нормативно-правового регулирования, контроля и надзора.

Система специальных органов РФ, выполняющих функции мониторинга окружающей среды:

I. Министерства:

− Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

− Министерство сельского хозяйства РФ;

− Министерство здравоохранения РФ;

− Министерство транспорта РФ;

− Министерство промышленности и торговли РФ;

− Министерство энергетики РФ;

− Министерство регионального развития РФ;

− Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

− Министерство экономического развития РФ;

− Министерство внутренних дел РФ.

II. Федеральные службы:

− Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии);

− Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ);

− Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии);

− Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ);

− Федеральная таможенная служба (руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ);

− Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (с 2012 года руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ);

− Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (находится в ведении Министерства здравоохранения РФ);

− Федеральная служба безопасности РФ (руководство деятельностью осуществляет непосредственно Президент РФ);

− Федеральная служба государственной статистики (находится в ведении Министерства экономического развития РФ);

− Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (находится в ведении Министерства экономического развития РФ).

III. Федеральные агентства

− Федеральное агентство водных ресурсов (находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии);

− Федеральное агентство лесного хозяйства (с 2012 года находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии);

− Федеральное агентство по недропользованию (находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии);

− Федеральное агентство по рыболовству (с 2012 года находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ);

− Федеральное космическое агентство (руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ);

− Федеральное медико-биологическое агентство (находится в ведении Министерства здравоохранения РФ);

− Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (находится в ведении Министерства промышленности и торговли РФ).

В настоящее время, основными государственными органами экологического мониторинга являются Министерство природных ресурсов и экологии РФ и подведомственная ему Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Рис. 2. Государственные органы управления охраной окружающей среды и экологического мониторинга.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ выполняет следующие функции в части мониторинга окружающей среды:

− общая координация и контроль деятельности министерств и подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию, а также предприятий и организаций в области мониторинга объектов природной среды;

− организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинга животного и растительного мира, наблюдения за состоянием недр и мониторинга водных объектов и лесов;

− согласование методических и нормативно-технических документов федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга;

− обеспечение с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создание условий для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает:

1) проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценку происходящих в ней изменений, а также прогнозирование следующих опасных явлений и факторов:

− опасные природные явления, приводящие к стихийным бедствиям;

− неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности;

− химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и биологические (для поверхностных водных объектов) процессы;

− изменение компонентов природной среды, приводящее в том числе к изменению климата;

2) предоставление органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления сведений (данных) о фактическом состоянии окружающей среды, а также информации о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии;

3) предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и организациям, входящим в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной фактической и прогностической информации о состоянии окружающей среды в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) предоставление органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информации о состоянии окружающей среды для решения задач социально-гигиенического мониторинга;

5) предоставление специально уполномоченным государственным органам РФ в области охраны окружающей среды информации для комплексного анализа и оценки состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;

6) предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния;

7) организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений;

8) организацию согласованного функционирования государственной системы наблюдений с аналогичными международными системами.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при осуществлении государственного мониторинга взаимодействует со следующими федеральными органами исполнительной власти:

− с Министерством природных ресурсов и экологии РФ – в части организации и осуществления государственного экологического мониторинга на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, а также при создании и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга;

− с Министерством экономического развития РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством энергетики РФ, Министерством транспорта РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством регионального развития РФ, Федеральной службой государственной статистики – в части получения и использования сведений российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;

− с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – в части получения и использования сведений о состоянии окружающей среды, получаемых при осуществлении мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

− с Министерством сельского хозяйства РФ – в части получения и использования сведений о состоянии и загрязнении земель сельскохозяйственного назначения, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

− с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования – в части использования данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, результатов производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора, а также по вопросам установления и пересмотра перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха;

− с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии – в части использования государственных топографических карт, а также сведений о состоянии земель, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

− с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным медико-биологическим агентством – в части получения и использования сведений о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов и почв, получаемых при проведении социально-гигиенического мониторинга;

− с Федеральным агентством водных ресурсов – в части получения и использования сведений о водопотреблении и водоотведении на всех водных объектах, а также о проведении общей оценки и прогнозирования изменений состояния водных объектов, их морфометрических особенностей, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, получаемых при осуществлении государственного мониторинга водных объектов;

− с Федеральным агентством по рыболовству – в части использования сведений о состоянии среды обитания водных биологических ресурсов, получаемых при ведении государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

− с Федеральным агентством по недропользованию – в части использования сведений о состоянии подземных вод для оценки влияния подземных вод на состояние поверхностных вод, а также сведений об опасных экзогенных и эндогенных геологических процессах для оценки их влияния на состояние окружающей среды, получаемых при осуществлении государственного мониторинга состояния недр;

− с Федеральным агентством лесного хозяйства – в части использования сведений в отношении объектов государственного мониторинга, получаемых в ходе государственного лесопатологического мониторинга;

− с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках международных и межведомственных соглашений.

Конечно, и другие министерства и ведомства выполняют отдельные задачи и функции экологического мониторинга, в некоторых из них выделены в этих целях отделы или иные подразделения, но их функции носят более частный либо подчиненный иным целям характер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...