Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

крепостной право буржуазный контрреформа




Логическим продолжением реформы 1861 г. стали либеральные реформы 1860-1870-х годов: земская, судебная, городская, военная, школьная и университетская… В 1864 году была проведена земская реформа. В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы). Деятельность их ограничивалась хозяйственными вопросами местного значения. В ведении земств находились устройство и содержание дорог, школ, больниц, богаделен, попечение о местной торговле и промышленности, строительство церквей, содержание тюрем.

В 1870 г. органы местного самоуправления были созданы в 509 городах страны. Городские думы, также как земства, были лишены политических функций и занимались решением хозяйственных задач. Буржуазный характер земской и городской реформ определялся выборностью и всесословностью органов местного самоуправления, хотя преобладали в них все же представители дворянства и буржуазии.

Самой последовательной по своему буржуазному значению стала судебная реформы 1864 года. Старый сословный суд был отменен, вместо него вводились две единые судебные инстанции – окружные суды и судебные палаты. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. В судах вводился принцип состязательности сторон, несменяемости судей и их независимости от администрации, судебные заседания становились гласными и открытыми. Большое значение имело введение института присяжных заседателей – представителей общества, призванных вынести вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

В ходе финансовых реформ был учрежден Государственный банк, откупная система заменялась акцизной, единственным ответственным распорядителем всех средств казны стал министр финансов.

В 1863 г. был учрежден университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы.

Школьная реформа (1864 г.) предусматривала расширение сети школ и упростила доступ к среднему образованию для всех сословий и вероисповеданий. Наряду с государственными школами, возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы.

В результате реформы печати (1865 г.) была отменена предварительная цензура для столичных изданий: центральных периодических изданий и книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества.

В 1874 г. завершилось проведение военной реформы, начатой в 1861 г. Рекрутская система набора в армию была отменена, вводилась всеобщая воинская повинность для юношей, достигших 20-летнего возраста, без различия сословий. Телесные наказания в армии отменялись. Срок службы был сокращен до 6 лет в пехоте и 7 лет на флоте. Еще значительнее сокращался срок службы для лиц с образованием.

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века приблизили Россию к образцам передовых европейских стран. Они открывали путь к созданию гражданского общества, были нацелены на развитие национального самосознания народа, воспитание в нем чувства достоинства.

Вместе с тем, в стране сохранялись такие феодальные пережитки, как абсолютная монархия, деление общества на сословия и их неравноправие. Ограниченность, узость большинства реформ объяснялась тем, что инициатором реформ, в силу слабости буржуазии и политической инертности народных масс, выступали некоторые высшие государственные чиновники.

Конец 1870 – начало 1880-х годов ознаменовались подъемом общественного движения, обусловленным непоследовательностью и половинчатостью реформ. В начале марта 1881 г. царь-освободитель Александр II был убит членами революционной организации "Народная воля". На престол вступил Александр III, не разделявший либеральных взглядов своего отца. Во внутренней политике усилились реакционные тенденции, нашедшие выражение в серии контрреформ – мероприятий, направленных на ограничение действия либеральных реформ Александра II.

В апреле 1881 г. был опубликован манифест "О незыблемости самодержавия", а в августе правительство получило право введения чрезвычайного положения в любой местности. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум.

Новые "Временные правила о печати" (1882 г.) значительно ужесточили цензуру и привели к закрытию целого ряда либеральных изданий.

В 1884 г. был принят новый университетский устав, фактически ликвидировавший автономию университетов. Плата за обучение в вузах повышалась, был усилен полицейский надзор за студентами, свертывалась система высшего женского образования.

В сфере начального образования усиленно внедрялись церковные школы. В 1887 г. был издан так называемый "циркуляр о кухаркиных детях", запретивший прием в гимназии детей из низших сословий.

В 1889 г. сельская крестьянская администрация была подчинена земским начальникам. Они назначались министерством внутренних дел из числа местных потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. Эта мера означала ограничение крестьянского самоуправления и мировых судов. "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" 1890 г. во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. "Городовое положение" 1892 г. значительно урезало принципы выборности и все сословности земств.

Характеризуя внутреннюю политику правительства Александра III, следует отметить, что пакет контрреформ не был реализован полностью. Не удалось уничтожить местное самоуправление, сохранилась система судопроизводства. Были сокращены выкупные платежи крестьян и прекращено временно обязанное состояние крестьян. Реакция оказалась бессильной повернуть вспять исторический процесс.

 .ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...