Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Новейшая история рекламы: от борьбы за чистоту к сегментированию потребительского рынка.

Министерство экономического Министерство

Развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации

 

Государственный университет-

Высшая школа экономики

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

 

Программа дисциплины

"Социология Рекламы"

для специальности 020300 - «Социология»

(третий уровень высшего профессионального образования)

Автор программы: старший преподаватель, к. культурологии

Е.В. Надеждина

 

  Рекомендована УМС Секция «Cоциология» Председатель И.Ф. Девятко   Одобрена на заседании кафедры экономической социологии Зав. кафедрой В.В. Радаев  
_______________ “___” __________ 2004 г. _______________ “___” __________ 2004 г.
       

 

 

Утверждено УС факультета социологии

Ученый секретарь Г.В. Иванченко

 

_______________

“___” __________ 2004 г.

 

Москва, 2004 г.


I. Пояснительная записка

Автор: кандидат культурологии Надеждина Евгения Владимировна

Требования к студентам

Изучение курса «Социология рекламы» предполагает предварительное знакомство студентов с такими учебными дисциплинами как «Философия», «Экономическая теория», «Экономическая социология», «Социология труда и занятости».

Аннотация

В современном мире институт рекламы является одним из доминирующих механизмов воздействия на массовое сознание, служит каналом трансляции культурных норм и ценностей. Развитие рекламного бизнеса в России вызвало потребность в специалистах рекламного дела, инициировало возникновение новых учебных специальностей, учебных курсов по рекламе и маркетингу.

Однако большинство учебных курсов (как и обеспечивающей их учебной литературы) посвящено прикладному аспекту рекламной деятельности и рассматривает вопросы технологии создания рекламы, психологических аспектов ее восприятия, способы воздействия на потенциального потребителя. Реклама представлена как специфическая маркетинговая деятельность, направленная на переведение качества товара или услуги на язык запросов и нужд покупателя. Выдвигается требование соответствия рекламы запросам потребителя, особое внимание уделяется созданию наиболее выигрышных рекламных образов. Социокультурная функция рекламы если и рассматривается, то как факультативное, сопутствующее явление.

Учебная задача курса

При подготовке студентов по специальности «социология», на наш взгляд, необходим более широкий подход к такому многомерному явлению как реклама. В этом случае недостаточно ограничиться описанием психологических особенностей восприятия рекламы, определением степени ее продуктивности с точки зрения продвижения того или иного товара (услуги).

Цель настоящего курса – проанализировать институт рекламы как особый канал коммуникации и механизм конструирования социальной реальности

Для этого предполагается описать специфику производства и потребления рекламы с точки зрения теории коммуникации. Такой подход позволит более полно выявить особенности трансакции на всех уровнях функционирования рекламы («реклама – потребитель», «рекламодатель – потребитель», «рекламодатель – криэйтор», «криэйтор – криэйтор»), проанализировать механизмы формирования и трансляции системы ценностей и социально одобренных стилей жизни посредством рекламного сообщения.

В ходе курса студенты получат представление об общекультурных и этнокультурных предпосылках становления рекламы, получат навыки структурного анализа рекламных сообщений.

Цель практических занятий – дать представление о работе рекламного агентства и этапах работы криэйтора, освоить различные способы обращения к целевой аудитории.

Программа курса предусматривает такие формы самостоятельной работы, как написание эссе. Итоговый контроль проводится в виде письменного экзамена.


Формы контроля

Текущий и промежуточный контроль

1. Посещение лекций

2. Посещение семинарских занятий

3. Качество выполнения творческих заданий

4. Домашнее эссе

Итоговый контроль

1. Письменный экзамен

Итоговая оценка

1. Посещение лекций и семинаров (5%)

2. Обобщающая оценка работы на семинарах (30%)

3. Эссе (25%)

4. Письменный экзамен (40%)

Требования к написанию эссе

Минимальный объем эссе – 18000 знаков (10 страниц), 12 кегль, 1,5 интервал. Эссе оценивается по таким критериям, как постановка проблемы, самостоятельность и оригинальность в изложении материала, четкость выводов. Количество привлекаемых источников – не менее 3.

Форма проведения экзамена

Экзамен проводится в письменной форме. В течение 2 академических часов студентам предлагается ответить на 2 вопроса: теоретический (см. список) и практический (структурный анализ рекламного сообщения, предложенного преподавателем).

II. Тематический расчет часов

 

№ п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самост. работа Всего часов
Лекции Сем. занят. Всего
  Реклама как социальный институт и форма коммуникации          
  Новейшая история рекламы: от борьбы за чистоту к сегментированию потребительского рынка          
  История «базара»: десятилетие российского рекламного рынка          
  Адресант и адресат рекламной коммуникации          
  Коммуникативная функция рекламы          
  Фатическая (контактоустанавливающая) функция рекламы          
  Контекстуальная функция рекламы          
  Рекламные коды и мета-уровень рекламы          
  Эстетическая функция рекламы          
  Эссе          
  Всего          

 

III. Содержание программы

Тема 1. Реклама как социальный институт и форма коммуникации.

Экономическая и социокультурная функции рекламы. Два подхода к анализу рекламы: маркетинговый и философский. Мир-хозяйственная система и ее динамика. Реклама в современном миро-хозяйстве. Маркетинговые и социальные функции рекламы. Семиотический аспект рекламного сообщения. Реклама как форма идеологии. Реклама как иллюзия, празднество. Замещающая функция рекламы. Реклама как коммуникативный акт. Структура рекламной коммуникации, адресант и адресат. Функции рекламной коммуникации: коммуникативная, фатическая, контекстуальная, кодовая, эстетическая.

Основная литература:

Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. С. 177-218.

Медведева Е. Основы рекламоведения. М.: РИП-холдинг, 2003. С. 9-24.

Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: за и против. М.: Прогресс, 1975. С. 193–231.

Дополнительная литература:

Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М. – СПб.: Медиум, Ювента, 1997.

Аронсон О. Рассеянное желание // Художественный журнал. № 24.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Немецкий культурный центр имени Гете, «Медиум», 1996. С. 17–60.

Валерстайн И. Конец знакомого мира. М.: Логос, 2004. С. 13–29; 162–187.

 

Тема 2. Новейшая история рекламы: от борьбы за чистоту к сегментированию потребительского рынка.

Развитие массового производства (сер. XIX в.) и первые образцы рекламы. Реклама и пропаганда здорового образа жизни. Достижительский идеал и идеальное потребление. Кока-кола: от антипохмельного средства к статусному потреблению. Супы «Кембелл» как символ американской культуры (Э.Уорхолл). Стиль «Не отставать от Джонсонов». Позиционирующая реклама. Маркетинговые войны 1970-х. Десятилетие «под знаком «Я» (1980-е). Сегментация современного рекламного рынка (гендерная, возрастная, этнокультурная реклама).

Основная литература:

Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. СПб.: Питер, 2002. Часть II. Юность американской рекламы. С. 69-125.

Джулер А. Дж., Бонни Л. Дрюниани. Креативные стратегии в рекламе. СПб.: Питер, 2003. С. 42-68 (Глава 2. Охват различных рынков).

Дополнительная литература:

Бове К.Л., Аренс У. Современная реклама. Тольятти: Изд. Дом Довгань, 1995. С. 19-27.

Краткая история рекламы // Журнал о рекламе. http://senator.perm.ru/jurnal.htm

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...