Организационные основы системы страхования вкладов
В рамках организационных основ системы страхования вкладов действующее законодательство устанавливает порядок взаимодействия Агентства по страхованию вкладов, органов государственной власти, Банка России и кредитных организаций. Взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и Банка России по отношению к Агентству по страхованию вкладов строится на основе принципа невмешательства, в соответствии с которым вышеуказанные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Агентства по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий. Отношения Банка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информировании друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов. С указанной целью Банк России направляет в Агентство отчетность банков и иную необходимую информацию, в частности: о выдаче банку разрешения (лицензии) Банка России; о принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства; о применении Банком России к банку мер ответственности в виде наложения запрета (ограничений) на привлечение вкладов граждан, назначении временной администрации по управлению кредитной организацией, об отзыве (аннулировании), а также о замене лицензии Банка России; о реорганизации банка; о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. В свою очередь Агентство: 1) информирует Банк России: о внесении банка в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра; об изменении ставки страховых взносов; 2) обращается в Банк России с предложениями:
о проведении проверки банка Банком России; о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренных федеральными законами, с приложением документов, обосновывающих необходимость применения указанных мер. Взаимоотношения Агентства и банков осуществляются по следующим направлениям: 1) Агентство ставит банк на учет в системе страхования вкладов путем внесения его в реестр банков на основании уведомления Банка России. Порядок ведения реестра банков установлен решением правления Агентства по страхованию вкладов от 19 февраля 2004 г. В соответствии с указанным Порядком под реестром понимается перечень банков, состоящих на учете в системе обязательного страхования вкладов. Банк вносится в реестр на основании уведомления Банка России о выдаче банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Внесение банка в реестр осуществляется в день получения указанного уведомления Банка России. Если банк уже имеет лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение счетов физических лиц на день вступления в силу Закона о страховании вкладов, он вносится в реестр на основании уведомления Банка России о вынесении им положительного заключения о соответствии банком требованиям к участию в системе страхования вкладов. Внесение данного банка в реестр осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня получения указанного уведомления Банка России. Банк исключается из реестра в случаях: а) отзыва (аннулирования) лицензии Банка России и завершения Агентством процедуры выплаты возмещения по вкладам, установленной настоящим Федеральным законом; б) прекращения права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в связи с заменой лицензии Банка России и исполнения банком своих обязательств перед вкладчиками. Одновременно с принятием такого решения банк обязан уведомить всех вкладчиков о своем выходе из системы страхования вкладов;
в) прекращения деятельности банка в связи с его реорганизацией. Решение о включении банка в реестр и об исключении банка из него принимается правлением Агентства по страхованию вкладов. Действующим законодательством[39] предусмотрено введение Банком России запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц в случае выявления по данным отчетности и (или) результатам проверки Банка России несоответствия банка, состоящего на учете в системе страхования вкладов, хотя бы одному из предъявляемых требований в течении трех месяцев подряд; а также признания банка отказавшимся от участия в системе страхования вкладов и при иных обстоятельствах. Запрет вводится предписанием Банка России и отправляется банку заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В дальнейшим Банк России направляет банку требование о представлении банку ходатайства о прекращении права на работу с вкладами.[40] Отказ банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствие требованиям к участию в данной системе влечет признание утратившей силу имеющейся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или генеральной лицензии;[41] 2) получение Агентством от банков на основании мотивированного запроса разъяснений, касающихся информации об уплате банками страховых взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей; 3) осуществление Агентством комплекса действий, направленных на возмещение сумм вкладов при наступлении в банке страхового случая; 4) получение Агентством от банка информации, составляющей служебную, коммерческую и банковскую тайну банка, в отношении которого наступил страховой случай;
5) принятие Агентством участия в проверках банков по вопросам, касающимся объема и структуры обязательств банков перед вкладчиками, уплаты страховых взносов, а также исполнения банками иных обязанностей по страхованию вкладов. Одной из главных проблем при создании системы страхования вкладов является ограничение принимаемых ею финансовых рисков. Именно для ее решения и была разработана специальная процедура, в соответствии с которой осуществляется допуск в систему страхования вкладов только финансово устойчивых, стабильно развивающихся и адекватно управляемых банков. Оценка работы Банка России по отбору банков Турбановым А., генеральным директором Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов": «Требования к банкам, желающим участвовать в системе страхования вкладов, можно условно разделить на количественные и качественные. Количественные показатели Центрального Банка оценивает путем выставления банку баллов за достаточность капитала, состояние активов, доходность и ликвидность. А качественные показатели банка оцениваются по структуре его управления, прозрачности и отслеживанию рисков. Такой комплексный подход к проверке банков позволяет считать, что вошедшие в систему страхования вкладов банки имеют достоверный учет и отчетность, выполняют обязательные экономические нормативы Банка России и являются финансово устойчивыми. А это, в свою очередь, дает определенные гарантии того, что банки, работающие с депозитами граждан, будут нормально развиваться, работать прибыльно и отвечать по всем своим обязательствам. Проводимая сейчас Банком России работа, действительно является беспрецедентной по своим масштабам».[42]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|