Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентами :

Самостоятельная работа №1. Тема: Предмет и задачи курса.

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Дать определение понятиям и вписать их в словарь: «психосоматика», «предмет психологического исследования в психосоматике», «психосоматическое направление в медицине».

3. Составить конспект по темам:

– Психосоматика как область междисциплинарных исследований.

– Роль психологического фактора в возникновении и течении соматических заболеваний.

– Основы культурно–исторического подхода к пониманию человеческой телесности.

 

Самостоятельная работа № 2. Тема: Психосоматические явления в норме и патологии.

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Дать определение понятиям и вписать их в словарь: «тело», «схема тела», «образ тела», «телесный опыт», «психосоматический процесс», «копинг», «копинг-поведение».

3. Составить конспект по темам:

– Психосоматические феномены, их поведенческие характеристики.

– Психологическая защита и биологические процессы.

– Стратегии поведения при стрессе.

– Соматические изменения в процессе стресса.

 

Самостоятельная работа № 3. Тема: Концепции происхождения психосоматических расстройств.

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Составить таблицу «Ведущие концепции происхождения психосоматической патологии»

 

 

Таблица 1. - Ведущие концепции происхождения психосоматической патологии

Автор Направление Феномены Характеристика
З. Фрейд Психодинамическое Конверсия, эквивалент приступа тревоги Органическая симптоматика рассматривается не как простое нарушение физиологических функциональных связей, а как следствие переживаний и поведения. В соматическом симптоме символически представлено то, что должно было содержаться в бессознательной фантазии.

 

Самостоятельная работа № 4. Тема: Психосоматические расстройства (классификация МКБ–10)

Изучить рекомендуемую литературу.

Дать определение понятиям: «психосоматические расстройства», «конверсия»,

«соматоформные расстройства», «соматизированные расстройства», «ипохондрические соматоформные расстройства», «дисморфобия», «нозогении», «соматоформное болевое расстройство», «органный невроз».

3. В книге С.А. Кулакова «Основы психосоматики» рассмотреть примеры течения различных психосоматических расстройств (стр. 18–26).

4. Составить конспект по темам:

 - Органные неврозы (кардионевроз, гипервентиляционный синдром, синдром раздраженной толстой кишки), характерные проявления.

 – Нозогенные реакции (невротические, аффективные, патохарактерологические, бредовые).

 – Соматогении (острые и затяжные симптоматические психозы), характерные проявления.

 

Самостоятельная работа № 5. Тема: Психосоматические расстройства у детей.

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Дать определение понятиям: «телесность», «телесные функции», «младенческая колика», «аэрофагия», «мерицизм».

3. Составить конспект по теме:

– Психосоматическое развитие ребенка как становление и развитие особого класса явлений, отражающих качество овладения своим собственным телом и телесными функциями.

– Отношения в системе «мать - дитя» и их влияние на телесное развитие ребенка.

– Влияние воспитания и родительского поведения на возникновение у ребенка соматических симптомов.

– Формирование понятия смерти в детском возрасте.

 

Самостоятельная работа № 6. Тема: Внутренняя картина болезни.

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Дать определение понятиям: «внешняя картина болезни», «внутренняя картина болезни», «аллопластическая картина болезни», «аутопластическая картина болезни», «соматонозогнозия», «гипосоматонозогнозия», «гиперсоматонозогнозия», «нормосоматонозогнозия», «диссоматонозогнозия», «астения».

3. Составить конспект по темам:

 – Проявление астенических состояний у соматических больных.

 – Нарушение познавательной деятельности у соматических больных.

 – Изменение мотиваций, потребностей у соматических больных.

 

Самостоятельная работа № 7. Тема: Психологические особенности соматических больных.

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Дать определение понятиям: «астенический синдром», «сенсорно–перцептивные нарушения», «гиперестезия», «астено–депрессивный синдром».

3. Составить конспект по темам

– Психологические особенности соматических больных (на примере 3-5 соматических заболеваний);

– Головная боль как частый психосоматический симптом.

– Симптоматика психосоматических расстройств.

 

Самостоятельная работа № 8. Тема: Деонтологические и этические проблемы работы психолога в психосоматике

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Дать определение понятиям: «ятрогения», «ятропатия», «дидактогения», «милеогения», «эгогения».

3. Составить конспект по темам:

– Психологические особенности системы отношений «врач-больной».

– Саногенное влияние психического фактора на соматическое состояние (положительные психологические воздействия на течение соматической болезни).

 

Самостоятельная работа № 9. Тема: Значение психологического изучения больных с соматическими расстройствами для теории и практики психологии и медицины.

Изучить рекомендуемую литературу.

Составить конспект по темам:

– Психосоматика – одно из направлений профессиональной деятельности клинического психолога; 

– Значение психологического изучения больных с соматическими расстройствами для теории и практики психологии и медицины;

– Специфика психологической атмосферы в клинике внутренних болезней.

 

Самостоятельная работа № 10. Тема: Основные принципы психодиагностической работы с больными психосоматическими заболеваниями.

Изучить рекомендуемую литературу.

Составить конспект по темам:

– Принципы построения патопсихологического эксперимента.

– Виды анамнеза.

3. Провести диагностическое исследование соматического больного по схеме:

сбор анамнеза;

наблюдение (по схеме);

изучение ВКБ (используя и Анкету о состоянии здоровья);

изучение психических процессов:

– Корректурная проба (Таблицы Шульте, Методика Мюнстерберга)

– 10 слов;

– Пиктограммы;

– Классификация предметов (Исключение лишнего, Простые и сложные аналогии, Выделение существенных признаков);

– Понимание рассказов (проба Эббингауза);

– изучение самооценки по Дембо–Рубинштейн (модификация П.В. Яньшина с элементами клинической беседы);

Опросники:

– Гиссенский опросник,

– Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS),

– Методика диагностики оперативной оценки самочувствия активности и настроения (САН),

– Экспресс–опросник СПН (Соматизированные психические нарушения),

– Шкала Астенического Состояния (ШАС),

– Методика ЛОБИ;

6. Проективные методы.

Самостоятельная работа № 11. Тема: Основные направления психокоррекционной работы.

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Составить конспект по темам:

– Психологические аспекты реабилитации больных с психосоматическими расстройствами.

– Личность и ее психосоматическое единство в развивающей педагогике оздоровления.

– Основные задачи, решаемые психологом в психосоматике.

– Принципы и формы компенсации и восстановления нарушенных психических функций.

– Психологические обоснования реабилитационных и коррекционных программ для восстановительной работы с соматическими больными.

 

Самостоятельная работа № 12. Тема: Профилактика психосоматических расстройств.

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Составить конспект по темам:

– Превентивные задачи медицинского психолога на трех этапах профилактики.

– Специфика психологической атмосферы в клинике внутренних болезней.

3 балла – работа выполнена полностью, соответствует предъявляемым требованиям, количество научных источников – 3–5.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...