Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентами :
Самостоятельная работа №1. Тема: Предмет и задачи курса. 1. Изучить рекомендуемую литературу. 2. Дать определение понятиям и вписать их в словарь: «психосоматика», «предмет психологического исследования в психосоматике», «психосоматическое направление в медицине». 3. Составить конспект по темам: – Психосоматика как область междисциплинарных исследований. – Роль психологического фактора в возникновении и течении соматических заболеваний. – Основы культурно–исторического подхода к пониманию человеческой телесности.
Самостоятельная работа № 2. Тема: Психосоматические явления в норме и патологии. 1. Изучить рекомендуемую литературу. 2. Дать определение понятиям и вписать их в словарь: «тело», «схема тела», «образ тела», «телесный опыт», «психосоматический процесс», «копинг», «копинг-поведение». 3. Составить конспект по темам: – Психосоматические феномены, их поведенческие характеристики. – Психологическая защита и биологические процессы. – Стратегии поведения при стрессе. – Соматические изменения в процессе стресса.
Самостоятельная работа № 3. Тема: Концепции происхождения психосоматических расстройств. 1. Изучить рекомендуемую литературу. 2. Составить таблицу «Ведущие концепции происхождения психосоматической патологии»
Таблица 1. - Ведущие концепции происхождения психосоматической патологии
Самостоятельная работа № 4. Тема: Психосоматические расстройства (классификация МКБ–10) Изучить рекомендуемую литературу. Дать определение понятиям: «психосоматические расстройства», «конверсия», «соматоформные расстройства», «соматизированные расстройства», «ипохондрические соматоформные расстройства», «дисморфобия», «нозогении», «соматоформное болевое расстройство», «органный невроз». 3. В книге С.А. Кулакова «Основы психосоматики» рассмотреть примеры течения различных психосоматических расстройств (стр. 18–26). 4. Составить конспект по темам: - Органные неврозы (кардионевроз, гипервентиляционный синдром, синдром раздраженной толстой кишки), характерные проявления. – Нозогенные реакции (невротические, аффективные, патохарактерологические, бредовые). – Соматогении (острые и затяжные симптоматические психозы), характерные проявления.
Самостоятельная работа № 5. Тема: Психосоматические расстройства у детей. 1. Изучить рекомендуемую литературу. 2. Дать определение понятиям: «телесность», «телесные функции», «младенческая колика», «аэрофагия», «мерицизм». 3. Составить конспект по теме: – Психосоматическое развитие ребенка как становление и развитие особого класса явлений, отражающих качество овладения своим собственным телом и телесными функциями. – Отношения в системе «мать - дитя» и их влияние на телесное развитие ребенка. – Влияние воспитания и родительского поведения на возникновение у ребенка соматических симптомов. – Формирование понятия смерти в детском возрасте.
Самостоятельная работа № 6. Тема: Внутренняя картина болезни. 1. Изучить рекомендуемую литературу. 2. Дать определение понятиям: «внешняя картина болезни», «внутренняя картина болезни», «аллопластическая картина болезни», «аутопластическая картина болезни», «соматонозогнозия», «гипосоматонозогнозия», «гиперсоматонозогнозия», «нормосоматонозогнозия», «диссоматонозогнозия», «астения».
3. Составить конспект по темам: – Проявление астенических состояний у соматических больных. – Нарушение познавательной деятельности у соматических больных. – Изменение мотиваций, потребностей у соматических больных.
Самостоятельная работа № 7. Тема: Психологические особенности соматических больных. 1. Изучить рекомендуемую литературу. 2. Дать определение понятиям: «астенический синдром», «сенсорно–перцептивные нарушения», «гиперестезия», «астено–депрессивный синдром». 3. Составить конспект по темам – Психологические особенности соматических больных (на примере 3-5 соматических заболеваний); – Головная боль как частый психосоматический симптом. – Симптоматика психосоматических расстройств.
Самостоятельная работа № 8. Тема: Деонтологические и этические проблемы работы психолога в психосоматике 1. Изучить рекомендуемую литературу. 2. Дать определение понятиям: «ятрогения», «ятропатия», «дидактогения», «милеогения», «эгогения». 3. Составить конспект по темам: – Психологические особенности системы отношений «врач-больной». – Саногенное влияние психического фактора на соматическое состояние (положительные психологические воздействия на течение соматической болезни).
Самостоятельная работа № 9. Тема: Значение психологического изучения больных с соматическими расстройствами для теории и практики психологии и медицины. Изучить рекомендуемую литературу. Составить конспект по темам: – Психосоматика – одно из направлений профессиональной деятельности клинического психолога; – Значение психологического изучения больных с соматическими расстройствами для теории и практики психологии и медицины; – Специфика психологической атмосферы в клинике внутренних болезней.
Самостоятельная работа № 10. Тема: Основные принципы психодиагностической работы с больными психосоматическими заболеваниями. Изучить рекомендуемую литературу. Составить конспект по темам: – Принципы построения патопсихологического эксперимента.
– Виды анамнеза. 3. Провести диагностическое исследование соматического больного по схеме: сбор анамнеза; наблюдение (по схеме); изучение ВКБ (используя и Анкету о состоянии здоровья); изучение психических процессов: – Корректурная проба (Таблицы Шульте, Методика Мюнстерберга) – 10 слов; – Пиктограммы; – Классификация предметов (Исключение лишнего, Простые и сложные аналогии, Выделение существенных признаков); – Понимание рассказов (проба Эббингауза); – изучение самооценки по Дембо–Рубинштейн (модификация П.В. Яньшина с элементами клинической беседы); Опросники: – Гиссенский опросник, – Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS), – Методика диагностики оперативной оценки самочувствия активности и настроения (САН), – Экспресс–опросник СПН (Соматизированные психические нарушения), – Шкала Астенического Состояния (ШАС), – Методика ЛОБИ; 6. Проективные методы. Самостоятельная работа № 11. Тема: Основные направления психокоррекционной работы. 1. Изучить рекомендуемую литературу. 2. Составить конспект по темам: – Психологические аспекты реабилитации больных с психосоматическими расстройствами. – Личность и ее психосоматическое единство в развивающей педагогике оздоровления. – Основные задачи, решаемые психологом в психосоматике. – Принципы и формы компенсации и восстановления нарушенных психических функций. – Психологические обоснования реабилитационных и коррекционных программ для восстановительной работы с соматическими больными.
Самостоятельная работа № 12. Тема: Профилактика психосоматических расстройств. 1. Изучить рекомендуемую литературу. 2. Составить конспект по темам: – Превентивные задачи медицинского психолога на трех этапах профилактики. – Специфика психологической атмосферы в клинике внутренних болезней. 3 балла – работа выполнена полностью, соответствует предъявляемым требованиям, количество научных источников – 3–5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|