Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Закон спроса и эластичность спроса

 

В условиях свободного рынка взаимоотношения собственников товаров и денег складываются естественным порядком и никем не регулируются. Рынок превращается в арену своеобразной экономической демократии, чем он решительно отличается от всякого нормированного распределения продуктов. В свободной оценке товаров, учитывая их стоимость и полезность, участвуют и продавцы и покупатели. Таким способом открывается или закрывается путь всякому продукту в сферу потребления. Итоги этой деятельности отражаются в рыночных ценах.

Рыночная цена – это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен: свободные, договорные (контрактные), регулируемые, государственные, оптовые, розничные, тарифы, биржевые и аукционные цены.

Кроме государственной, твердо фиксированной цены, все другие их виды в той или иной мере имеют общее свойство – они изменяются под воздействием конъюктуры (стечения различных обстоятельств) рынка. В свою очередь, цены закономерно влияют на экономическое положение продавцов и покупателей, их заинтересованность в купле-продаже товаров. Проанализируем это взаимодействие. Вполне естественно начать при этом с одной из самых фундаментальных рыночных категорий – спроса. [3. c. 167-205]

Спрос – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им товары.

Рассмотрим сначала качественную сторону спроса. Очевидно, что спрос самым теснейшим образом связан с потребностями людей. Однако далеко не всякая потребность может быть и действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать платежеспособной потребностью. Другими словами, спрос данного потребителя характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации. Часто говорят, что спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за товар.

Естественно, что спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.

Вместе с тем у любого явления имеется и количественная сторона. И именно в отношении количественных характеристик спроса в нашем сознании бытует множество превратных представлений. Прежде всего далеко не всегда осознаются те конкретные ограничения, при которых вообще имеет смысл говорить о величине спроса. А величина (или объем) спроса определяется именно тем максимальным количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель (покупатели) за данный период времени при данных условиях.

В этом определении важны оба уточнения. Во-первых, объем спроса – это поток, протекающий во времени. Поэтому надо всегда четко определять, к какому периоду времени относится данная величина спроса. Во-вторых, условия, при которых формируется данный объем спроса, чрезвычайно важны, так как именно они характеризуют ту среду, в которой находится принимающий решение о покупке потребитель. Попробуем выделить в этой среде главные факторы, воздействующие на выбор покупателя:

- цена данного товара (Р);

- цены товаров, заменяющих данный в потреблении, или товаров-субститутов (Рs1,…, Рsn);

- цены товаров, дополняющих данное благо в потреблении, или комплементарных благ (Рс1,…,Рсm);

- доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (Y);

- вкусы и предпочтения потребителя (Z);

- объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);

- ожидания потребителей (E).

Зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин называется функцией спроса:

 

Qd = f(P, Ps1,…, Psn, Pc1,…, Pcm, Y, Z, N, E).

 

Функция спроса, взятая в таком обобщенном виде, позволяет описать зависимость между указанными переменными даже в том случае, когда точное количественное соотношение между ними неизвестно. Например, зная, что при повышении цены на хлеб с 2500 до 3000 объем спроса на него уменьшится, мы можем не знать, на сколько именно он уменьшится, но мы можем выразить зависимость между ними в общей функциональной форме:

     


При P Qd

 

Конечно, можно расширить данный список факторов, воздействующих на спрос (детерминант спроса). Однако и приведенной совокупности вполне хватит, чтобы обречь практика на долгие наблюдения и вычисления. Поэтому чаще всего поступают обратным образом: сокращают число принимаемых во внимание факторов до необходимого минимума. Фактически это означает, что прочие факторы считаются неизменными. В крайнем случае получается зависимость объема спроса от цены данного товара: Qd = f(P).

Эту зависимость уже достаточно легко оценить, проводя соответствующие измерения и обобщая полученные в ходе статистических наблюдений данные в виде таблиц (шкал) либо графиков. [8. c. 105-167]

Предположим на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса (табл. 1).

 

Таблица 1 Шкала спроса

Цена яблок (руб. за кг) 2000 1500 1300 1000 800 500
Продано (тонн) 2 4 6 9 15 25

 

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.

При всем многообразии определяемых таким образом конкретных функций спроса их объединяет одно общее свойство: с ростом цены (при прочих равных условиях, т.е. когда значения всех факторов, перечисленных выше не меняются) количество товара, которое способен приобрести потребитель, сокращается (точнее не растет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спроса. Соответственно выражающая ее на графике кривая спроса (рис. 1) имеет поэтому отрицательный наклон.

 

Р     Р1    

              Q1         Q

Рисунок 1

 

Вместе с тем взаимосвязь цены и покупаемого количества можно рассматривать и в обратном направлении. В таком случае та же самая кривая спроса на том же самом графике будет показывать, какую именно максимальную цену готов заплатить данный потребитель за данное количество товара (рис. 2).

 

Р  
 


Р1

 

 

              Q1         Q

Рисунок 2.

 

А в аналитической форме такая обратная зависимость максимальной цены, которую в состоянии заплатить данный покупатель, от количества покупаемого товара соответственно может быть выражена в виде обратно функции спроса: Pd = h(Q0).

Такая обратная зависимость также является убывающей: максимальная цена при покупке большого количества того же самого товара всегда снижается (например, оптовые скидки).

Пересечение горизонтальной и вертикальной осей графика кривой спроса выражает, с одной стороны тот факт, что даже бесплатное потребление любого данного блага за ограниченный период времени имеет свои пределы, а с другой стороны, что далеко не все товары покупаются нами даже в очень небольших количествах (или, по обратной функции спроса, чаще всего существует максимальная цена, выше которой потребитель вообще не будет приобретать данный товар).

Когда цена товара изменяется, то имеет место движение вдоль кривой спроса. Когда изменяется по крайней мере одно из «прочих равных» условий – цены на другие товары, доход, вкусы и предпочтения и т.д. – происходит сдвиг самой кривой спроса. Важно различать движение вдоль кривой спроса и сдвиг самой кривой – отражающие соответственно изменение величины (объема) спроса и изменение спроса. [8. c. 140-167]

Коме того, необходимо учитывать и такую тенденцию, касающуюся цен на субституты. Речь идет о двух товарах, имеющих одинаковое значение для потребителя. Если повышается цена на первый продукт, то это ведет к увеличению спроса на другой. Когда покупатель предпочел приобрести второе нужное ему благо в большем количестве, то становится очевиден эффект замены (закуплено больше полезностей по относительно меньшей цене).

Для измерения чувствительности изменения функции к изменению аргумента в экономике часто изучают связь не абсолютных изменений в переменных, а их относительных изменений.

Для этих целей используется показатель эластичности, введенный в экономический анализ А.Маршаллом. эластичностью данной величины можно считать измеряемую в относительной форме степень изменения ее значения в ответ на изменение значения другой сопоставимой с ней при анализе величины. В аналитическом выражении эластичность (величины спроса Q по цене Р (или просто ценовая эластичность спроса) может быть найдена исходя из соотношения относительных изменений объема спроса и цены. Иногда пренебрегая формальными тонкостями, говорят, что ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на один процент.

Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс).


Кс = Рост объема спроса (в %)/Снижение цен (в %)

 

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Вот условный пример. При повышении цены автомобиля на 1% объем продаж снизился на 2%. В этом случае:

 

Кс =-2%/1%= -2

 

Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательна, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности спроса по цене (за долгосрочный период со знаком минус): канцелярские принадлежности – 0,6; бензин – 1,5; жилье – 1,9; кино – 3,9.

Абсолютное значение коэффициента эластичности может изменяться в диапазоне от нуля до бесконечности, однако важной границей является единица, поскольку она разделяет реакцию, превышающую исходный импульс, и менее чувствительные изменения. При | Кс| меньше 1 степень изменения, например, объема спроса меньше исходного изменения цены – значит мы имеем дело с товаром неэластичного (жесткого) спроса. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или не понижались цены на электроэнергию или коммунальные услуги, спрос на них неизменен. При единичной эластичности |Кс| = 1, исходный импульс и ответная реакция совпадают по относительной величине. Если же | Кс| больше 1, то можно говорить о товаре эластичного (гибкого) спроса (рис. 3).

Р

 3 1
2  

                                                             Q

 

Крайними случаями являются: с одной стороны, нулевая эластичность (прямая 1). В этом случае кривая спроса строго вертикальна: DQ = 0 при любых изменениях цены, т.е. величина спроса совсем не реагирует на изменения цены. С другой стороны, это бесконечная эластичность (прямая 2). В этом случае кривая спроса строго горизонтальна: DQ = ¥ при самых незначительных изменениях цены, то есть объем спроса при малейшем соответственном росте или падении цены снизится до 0. кривая спроса с постоянной эластичностью – это график степенной функции – гипербола (кривая 3).

Рассмотрим основные факторы, влияющие на величину коэффициента ценовой эластичности спроса. Прежде всего, это степень необходимости данного вида товара для данного потребителя. Очевидно, что чем она выше, тем менее эластичен спрос на такие товары. При Кс меньше единицы мы чаще всего сталкиваемся с предметами первой необходимости, а Кс больше единицы обычно имеют предметы роскоши. [3. c. 167-198]

Далее важной является степень заменяемости данного блага другими, аналогичными для данного потребителя. Проще говоря, чем больше у данного товара субститутов, тем выше эластичность спроса на него. Особым случаем степени заменяемости товаров фактически является проблема определения границ его сходства и различия с другими товарами: чем шире круг конкретных предметов, считаемых нами однотипными и охватываемыми данным понятием, тем меньше эластичность спроса на такую группу. Например, известно, что спрос на хлеб в нашей стране неэластичен. Однако если мы от понятия «хлеб в целом» перейдем к различению понятий «черный хлеб» и «белый хлеб», а затем – к рассмотрению уже по отдельности спроса на различные сорта белого и черного хлеба, да еще станем как самостоятельные виды товара рассматривать, например, бородинский хлеб, продающийся в данной области, городе, районе и даже в конкретной булочной – то мы, проведя соответствующие наблюдения и исследования, сразу увидим, что с последовательной конкретизацией понятия «хлеб», а фактически - с сужением круга охватываемых этим понятием товаров, коэффициент эластичности спроса будет постоянно возрастать. Так что владелец конкретной булочной, решивший существенно поднять цену на конкретный сорт хлеба, продающийся в его магазине, может обнаружить по реакции покупателей, что коэффициент эластичности спроса на данный товар значительно выше единицы, особенно если у него достаточно заменителей, да и другие булочные, торгующие по прежним ценам, находятся неподалеку.

Еще один фактор ценовой эластичности спроса – удельный вес расходов на данный товар в общем бюджете данного потребителя. Очевидно, что при прочих равных условиях потребитель скорее всего будет более чувствителен к изменению цен тех товаров, чья доля в его общих расходах выше.

Наконец, немаловажен и период времени, за который определяется реакция потребителя. Нередко изменения в условиях потребления являются такими, на которые в полной мере отреагировать потребитель может лишь спустя определенный срок. Поэтому обычно величина коэффициента эластичности с ростом временного интервала повышается.

Коэффициенты эластичности различных видов широко применяются в научной и практической экономической деятельности. Они позволяют переводить на язык конкретных цифр связи между самыми разнообразными экономическими явлениями и процессами. [11. c. 79-105]


Заключение

 

Страны с переходными экономиками переживают период всесторонних и радикальных преобразований, затрагивающих все сферы жизни общества. Их успех во многом зависит от того, в какой степени осуществляемые меры позволяют обеспечить рост эффективности экономики и социальный прогресс. Переходная экономика анализируется представителями всех направлений экономической науки, однако, экономическая теория по-особому подходит к анализу ее содержания и опыта. Она анализирует основные закономерные тенденции процесса преобразований, социально-экономическую структуру и экономический строй переходной экономики, а также определяет наиболее общие принципы и формы преобразований. При этом экономическая теория опирается на обобщение реальных фактов преобразований, анализируя их во внутренней взаимосвязи и противоречивости.

На современном этапе рыночной экономики в стране предъявляются высокие требования к уровню экономических исследований, методам хозяйственного руководства.

Сейчас, когда возрастает конкурентная борьба между товаропроизводителями, только глубокий научный подход к руководству производственно-коммерческой деятельностью предприятия обеспечит максимизацию прибыли, позволит предприятию в полной мере использовать свои преимущества.

Необходимыми условиями дальнейшего повышения эффективности производства являются овладение точными методами количественного анализа, широкое использование математики в бизнес-планировании. Современная компьютерная техника способна точно решать сложные и большие по объему экономические задачи, которые в иных условиях неизбежно решаются условно и приближенно.

В нашей стране накоплен большой опыт решения экономико-математических задач. Успешно развиваются методы оптимального планирования. Решено значительное количество практических задач по составлению оптимальных планов – от сравнительно простых, например, маршрутизации перевозок или уменьшения отходов при раскрое материала, до сложных проблем оптимального размещения и специализации производства на различных производственных площадках предприятий.

Рассмотренные в данной работе темы относятся к кругу проблем методического и методологического обеспечения экономической теории как науки, призванной решать задачи, возникающие при производстве богатств, удовлетворяющих разнообразные потребности людей.

Несомненно, экономическая теория, как наука, находится в тесном взаимодействии со многими отраслями научного знания – социологией, статистикой, политологией и т.д. Она проникает во все сферы человеческой деятельности, находится с ней в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии.

Именно сейчас в нашей стране как никогда остро стоит вопрос о подготовке грамотных, квалифицированных специалистов, способных на практике наиболее эффективно решать задачи, поставленные экономической теорией и реалиями социально-экономических преобразований.


Список используемой литературы

 

1. Адамчук В.В. и др. Экономика труда: Учебник/ В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.Я. Яковлев; Под ред. В.В. Адамчука. – М.: ЗАО «Финстатинформ» 1999. – 431 с.

2. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. - М.: ИНФРА – М, 2002 г.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 478 с.

4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика в 2-х т. – СПб: Экономическая школа, 1996 г.

5. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998

6. Корнан Я. Путь к свободной экономике. – М.: ИНФРА М, 1999. 356 с.

7. Козловски П. Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая школа, 1999. – 344 с.

8. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие/ под ред. проф. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ им М.В.Ломоносова, изд-во ДиС, 1997. – 736 с.

9. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. Лекции 3,4,5. – М.: ЮНИТИ, 1991.

10.Липсиц И.В. Экономика. В 2 кн. Кн. 1: Учебник для 9класса общеобразоват. Учрежд.- 3-е изд..- М.: Вита-Пресс, 1998.

11.Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2 т. пер. с англ. т. 1, гл. 2. М.: 1992

12.Макроэкономика: Учебник /Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича – М.: Изд-во «Дело и Сервис» - 2001 г

13.Пономарев Л.Н., Попов В Д., Чичканов ВТ. Экономическая культура (сущность, направления развития). - М.: Мысль, 1987.

14.Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов.-М.,: Наталис, 1998. – 56 с.

15.Рузавин Г., Мартынов В. Курс рыночной экономики: Учеб. Пособие/ под. Ред. Г. Рузавина. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996. – 160 с.

16.Хейне Пол Экономический образ мышления.-Пер. с англ. Издание второе, стереотипное.-М.: Изд-во “Дело” при участии Изд-ва “Catallaxy”, 1993.

17.Экономическая история России 19-20 вв.: Современный взгляд. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 624 с.


[1] Кларк Дж.Б. Распределение богатства. Пер. с англ. М.:1992. с. 46 - 48

[2] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Т. 1 стр. 16

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...