Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанровый кинематограф и история советского кино.

Понятие «большого стиля» в советском кинематографе 1930-50-х годов. Партийная установка на создание «советской комедии» (Г.Александров, И.Пырьев). Типология сюжетов и конфликтов. Актерские амплуа, внешность, манера говорить, двигаться одеваться. Образы – образцы Л.Орловой, М.Ладыниной, С.Столярова.

«Оттепельная» киноповесть (кинороман) как альтернатива жанровому кинематографу «большого стиля». Смена парадигмы в советском кино после 1956 года. Размывание жанровых рамок («Летят журавли», «Баллада о солдате», «Дом, в котором я живу»). Расширение сюжетного репертуара. Новый тип актера (Н.Мордюкова, И.Макарова, Н.Рыбников) и новая манера актерской игры. «Документальность» и непрофессиональные актеры («Июльский дождь», «История Аси Клячиной…»). Знаковая и незнаковая повседневность. Военная драма в «оттепельном» кино («Солдаты»). Странные и нетипичные персонажи (Т.Самойлова, Т.Доронина). Мелодрама как вытесняемый жанр. Трансформации мелодраматической «формулы» в «оттепельном» и пост-оттепельном кино. Невозможность чисто любовного конфликта («Осень» А.Смирнова). Производственная драма «брежневского» времени («Премия», «Обратная связь»).

 

Кинокомедия. Становление жанра: успехи и неудачи. Голливудское и европейское влияние. Советская специфика. Комедия как эталонный жанр советского кино 30-50-х г.: идеологическое переозначивание «формулы». Поиск образцовых персонажей. Музыкальные кинокомедии Г.Александрова. «Деревенские» комедии И.Пырьева. Музыкальная, бытовая, спортивная комедии («Музыкальная история», «Девушка с характером», «Вратарь»). Упадок комедийного жанра в начале 1950-х годов (мелкотемье, армейские комедии).

«Вторая жизнь» жанра. Комедия положений 60-70-х Л.Гайдая. Лирические комедии Э.Рязанова и трагикомедии Г.Данелия. Постсоветская «черная комедия» К.Муратовой.

 

Историко-революционный и исторический фильм. Конструирование недавнего прошлого в историко-революционном кино («Человек с ружьем») и поиск новых героев («Чапаев», «Щорс»). Селекция «значимого» и «незначимого» для запечатления.

Кинобиография. Составление пантеона «великих людей российской истории» (Александр Невский, Петр I, Иван Грозный). Изобразительные новации исторических фильмов С.Эйзенштейна. Экранизации исторических эпопей («Война и мир»).

Фильмы про ученых – связь науки и политики («Мичурин»). Конструирование национальной идентичности в фильмах о поэтах и композиторах («Юность поэта», «Композитор Глинка»).

 

Детектив. Фильмы про шпионов и вредителей («Ошибка инженера Кочина», «Партийный билет»)в политической ситуации конца 30-х годов: поиск внутренних врагов и ожидание войны. Способы показа «своих» и «чужих». «Положительные» и «отрицательные» герои: манера поведения и внешность. Приемы создания напряжения.

Фильмы про разведчиков («Подвиг разведчика», «Щит и меч», «Семнадцать мгновений весны»). «Милицейские фильмы» («Место встречи изменить нельзя»). Роль интриги. Зрительская включенность и сопричастность.

 

Приключенческое кино. Революция и гражданская война как приключенческий сюжет («Красные дъяволята», «Неуловимые мстители»). Истерн и вестерн – ассимиляция жанра («Белое солнце пустыни», «Свой среди чужих – чужой среди своих»). Стилизация («Человек с бульвара Капуцинов»).

Экранизации классики (Ж.Верн, Р.-Л.Стивенсон, Майн Рид) и принципы отбора материала. Российские фильмы «плаща и шпаги» (экранизации А.Дюма, «Гардемарины, вперед»). Постсоветский приключенческий боевик («Параграф 78»).

 

Кинофантастика. Смылы, связываемые с космосом, в первых советских фантастических лентах: «Аэлита», «Космический рейс». «Оборонная фантастика». Социальная фантастика (И.Ефремов и «Туманность Андромеды». Смесь научно-популярного и научно-фантастического кинематографа (П.Клушанцев). «Планета бурь» П.Клушанцева и проблема спецеффектов. Отношение с голливудской и европейской традициями кинофантастики. Особенности авторского кино А.Тарковского («Солярис» и «Сталкер»). Фантастическое как жанр и как эффект. Фантастика для детей и юношества («Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Большое космическое путешествие», «Гостья из будущего»). «Экологическая фантастика» («Через тернии – к звездам»).

Метафора космоса в постсоветском кино («Космос как предчувствие», «Одиссея 1989»). Киномистификация («Первые на Луне»).

 

Киносказка (Птушко, А.Роу, Н.Кошеверова). Отбор сказочных сюжетов. Место идеологии в фильмах-сказках («Кащей Бессмертный»). Рамочные конструкции («Новый Гулливер», «Королевство кривых зеркал»). Сказки для взрослых Г.Горина и М.Захарова («Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен»). Проблема «эзопова языка».

 

 

Запретные жанры советского кино. Триллер и фильм ужасов. «Вий» как опыт фильма ужасов. Постсоветские эксперименты с жанром. «Дневной» и «Ночной дозоры». «Груз 200» и советская повседневность.

 

Литература ко всему курсу:

Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество. Ведение в социологию литературы. М., 1998. С.48-56.

Гудков Л., Дубин Б., Литература как социальный институт. Статьи по социологии литературы. М., 1994

Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. №22. С. 33-65.

Яусс Х.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. с. 34-84.

Советская власть и медиа: Сб. ст. СПб., 2005.

Советское богатство: Статьи о культуре, литературе и кино. СПб., 2002.

Соцреалистический канон. СПб., 2000.

 

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Озарения. М., 2000. С. 122-152.

Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.

Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005.

Маклюен М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М, 2003.

 

Аронсон О. Метакино. М., 2003.

Аронсон О. Бюрократизация воображения. Фантомы и фантазмы «Ночного» и «Дневного Дозоров» // Дозор как симптом: Культурологический сборник. М., 2006. С. 60 –81.

Булгакова О. Фабрика жеста. М., 2005.

Дашкова Т. Любовь и быт в кинофильмах 1930 - начала 1950-х гг.// История страны / История кино. М., 2004. С. 218-234 или // Отечественная история. 2003. № 6. С. 59-67.

Дашкова Т. Сюрпризы репрезентации, или Хвост виляет собакой (опыт анализа неудачного фильма 1935 года) // Неприкосновенный запас. 2002. № 2. С. 92-93.

Дубин Б. Испытание на состоятельность: к социологической поэтике русского романа-боевика // Новое литературное обозрение. 1996. №22. С.252-274.

Дубин Б. О банальности прошлого: опыт социологического прочтения российских историко-патриотических романов 1990-х годов//Дубин Б. Слово-письмо-литература. Очерки по социологии современной культуры. М., 2001, С.243-261.

Жижек С. Порнография, ностальгия, монтаж: триада взгляда // То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока). М, 2004. С.43-66.

Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976.

История отечественного кино / Под ред. Л.М.Будяк. М., 2005.

История советского кино. 1917-1967. В 4т. М., 1971-1974

Кинематограф оттепели. Книга первая. М., 1996.

Кинематограф оттепели. Книга вторая. М., 2002.

Кино: политика и люди (30-е годы). М., 1995.

Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерных исследований. Минск, 2000. С. 280-296.

Марголит Е. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития (Краткий очерк истории художественного кино) // Киноведческие записки. 2004. № 66.

Маркулан Я. Киномелодрама и фильмы ужасов. М., 1980.

Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005.

Трюффо Ф. Кинематограф по Хичкоку. М., 1996.

Уголовный роман. М., 1992.

Усманова А. «Визуальный поворот» и гендерная история // Гендерные исследования. 2000. № 4. С. 149-176.

Усманова А. Женщины и искусство: политики репрезентации // Введение в гендерные исследования. Ч.1. Учебное пособие. Харьков-СПб, 2001. С.465-492.

Усманова А. Научение видению: к вопросу о методологии анализа фильма // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007. С. 183-204.

Усманова А. Советская визуальная культура как объект антропологического исследования // Там же. С.18-27.

Фантастическое кино. Эпизод первый. М., 2006.

Цивьян Ю. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896-1930. Рига, 1991.

Чередниченко Т. Между «Брежневым» и «Пугачевой». Типология советской массовой культуры. М., 1993.

Ямпольский М. Власть как зрелище власти// Киносценарии.- 1989.- №5.- С.176-187.

Ямпольский М. Язык–Тело–Случай. Кинематограф и поиски смысла. М., 2004.

Bordwell D. Classical Hollywood Cinema: Narrational Principles end Procedures // Narrative, Apparatus, Ideology. NY: Columbia University Press. 1986. P. 17-35.

Bordwell D., Staiger R., Thompson K. Classical Hollywood Cinema: Film style and Mode of Production to 1960-s L., 1960

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...