Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Беспризорники оказались людьми обеспеченными

В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.

Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются прежде всего в семье, следует продолжить работу в данном направлении в 2003-2006 годах.

Беспризорность и безнадзорность являются "питательной средой" для сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, вовлечения их в проституцию и изготовление порнографической продукции. С учетом решений Второго Всемирного конгресса против коммерческой сексуальной эксплуатации детей, состоявшегося в декабре 2001 года в Иокогаме, нижняя палата российского парламента провела в феврале 2002 года парламентские слушания по теме "Социально-правовая защита детей от сексуальной эксплуатации и растления". В ходе слушаний был рассмотрен проект закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", направленный на усиление ответственности за преступления против половой неприкосновенности детей. 27 июля 2002 г. нижняя палата российского парламента приняла этот закон в первом чтении. Окончательное утверждение данного законопроекта позволит существенно ускорить ратификацию Российской Федерацией Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли женщинами, детской проституции и детской порнографии, а также Конвенции МОТ N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".[2] ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТРЕТЬЕМ КОМИТЕТЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН (57-я СЕССИЯ) 14 октября

 

Перспективной формой обустройства ребенка является патронат. Это первый шаг к усыновлению. Патронат дает возможность взрослым и ребенку привыкнуть друг к другу, а потенциальным родителям определиться в новом качестве, понять свою ответственность и потребность в ребенке, оценить в связи с этим свои возможности. Тогда усыновление становится более естественным и продуманным.

Во всем мире признано, что только семья, пусть и неродная, может стать надежным средством реабилитации детей с трудной судьбой. Содержание ребенка-сироты в приемной или патронатной семье обходится государству в три раза дешевле, чем в детском доме.

По данным разных источников, в настоящее время количество беспризорных детей в стране колеблется от 3 до 5 млн. человек. Основная масса таких подростков, сбежавших от пьянства и насилия со стороны родителей, бывших питомцев детских приютов и интернатов, концентрируется в мегаполисах - в первую очередь в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург.

Российское законодательство возложило на органы социальной защиты работу с безнадзорными и беспризорными детьми. Однако не было обеспечено ее финансирование, не были четко определены ее формы и методы.

Постановление правительства Москвы от 4 июля 2000 года N 522 "О мерах по реализации в Москве Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"", предусматривающее создание Городского центра для иногородних беспризорных детей, до сих пор не выполнено.

Подобных учреждений не хватает и в других городах страны. Например, в Ростове, где по федеральным нормам должны действовать 40 приютов, в настоящее время функционируют только 2 (Парламентская газета, 11 октября 2001 года).

Гуманизация государственной политики по защите детства предполагает уход от репрессивных мер, в частности отказ от помещения безнадзорных детей в специальные учреждения закрытого типа.

Согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" центрам временной изоляции несовершеннолетних, входящим в систему МВД России, в настоящее время запрещено принимать беспризорников, не совершивших правонарушений и в отношении которых нет соответствующего решения суда. Однако мнение, что центры временной изоляции представляют собой пересыльные тюрьмы, где нарушаются права детей, не соответствует действительности. Уполномоченный имел возможность убедиться в этом во время посещения Московского Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП), знакомства с работой аналогичных учреждений в других регионах страны.

У многих центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей - большой потенциал. Они имеют охраняемые, обустроенные помещения, работают школы, группы психологов. Так, в 2001 году в г. Калуге открылся Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Подростки занимаются в нем общественно-полезным трудом. С ними работают психологи и медики, некоторые проходят курс лечения. Главное, по мнению сотрудников центра, вовремя наставить ребенка на путь исправления, помочь ему избежать судимости, которая повлияет на всю его жизнь.

Целесообразно на базе этих центров, где имеются нормальные условия и квалифицированные кадры, организовывать приюты для реабилитации безнадзорных и беспризорных детей. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ И ИНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. // Закон и Армия (Москва).- 30.12.2002.- 012.- C.19-30   ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 ГОДУ. // Российская газета (Москва).- 22.06.2002.- 111.- C.12-15

 

В целях обеспечения эффективности государственной политики в области профилактики беспризорности и безнадзорности детей и тесно связанных с этими явлениями наркомании и правонарушений несовершеннолетних участники парламентских слушаний рекомендуют:

содействовать развитию семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения, путем поощрения усыновления, опеки (попечительства), приема в семьи, других форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечить благоприятные условия для устройства детей в семьи российских граждан; РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ " ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК ОДИН // Парламентская газета (Москва).- 26.12.2001.- 245.- C.5

В XIX веке в Европе образовалась система принудительного воспитания молодежи, в соответствии с которой в деятельности по отношению к несовершеннолетним правонарушителям должно было преобладать педагогическое влияние и помещение их в условия, наиболее соответствующие естественному складу жизни ребенка.

Под принудительным воспитанием как беспризорных детей, так и правонарушителей понималось определяемое судебными или административными органами воспитание несовершеннолетних лиц, с изъятием их из-под родительской власти и с принятием государством на себя прав и обязанностей родителей. Поводом применения принудительного воспитания могло быть или отсутствие у ребенка родителей либо лиц, их заменяющих, или же неспособность их поставить ребенка на путь честной жизни, что следовало из факта совершения несовершеннолетним преступления или ведения им подозрительного образа жизни.

Так как принудительное воспитание применялось вследствие отсутствия или несостоятельности родной семьи ребенка, то, естественно, возникло убеждение, что успех его может быть обеспечен помещением ребенка в чужую законопослушную семью, которая изъявит согласие его принять и воспитывать, как родного. Данная мера широко практиковалась в Швейцарии и в некоторых местах Германии, а прусский закон от 13 марта 1878 г. отдает ей предпочтение перед всеми другими, с чем согласился и Стокгольмский международный пенитенциарный конгресс 1876 г., высказавший, что лучшее воспитание детей бесприютных и преступных обеспечивается помещением их в благонравную семью, и только при невозможности найти такую семью следует обращаться к государственным или частным воспитательным заведениям. Однако тогда же было высказано мнение, что найти семьи с доброй волей и способностью принять, как родного, отданного им ребенка в высшей степени трудно. "Независимо оттого, - замечал Фэринг, - что весьма неосторожно вводить детей испорченных и преступных в среду благонравных, почему добросовестный отец весьма воздержится открывать им двери своей семьи, крайне редко можно встретить семейства, способные к воспитанию преступных детей, с характером, часто в высшей степени испорченным. Обыкновенно у отца семейства для обстоятельной педагогической деятельности с питомцами нет достаточно времени и еще чаще нет необходимого для того дара. Создать же соответствующие этой цели семьи, установив за ними педагогический контроль и общее руководство особого центрального учреждения, как предлагал нейкирхенский пастор Брэм, -задача крайне широкая и неосуществимая" (1).

Так, различные благотворительные общества Швейцарии еще в XVIII в. практиковали помещение бесприютных детей в семейства крестьян-землевладельцев. Но опыт показал, что крестьяне заботились лишь о своих выгодах, а не об обучении и исправлении отданных им детей, относясь к отдаваемым им питомцам, как к батракам. Недостатки этой системы выяснил знаменитый педагог Иван Генрих Песталлоци, который за свой счет устроил для бедных детей школу в Нейгофе, близ Берна, куда принимал их на полное содержание, давая им элементарное образование и заботясь главным образом об обучении их земледелию. В конце XVIII в. бернский аристократ Фелленберг открывает в Гофвиле, близ Берна, обширное земледельческое учреждение, включавшее в себя земледельческий институт, реальную школу и земледельческую школу, в которой дети бедных родителей получали практическое земледельческое обучение. В этой школе, рассчитанной на небольшое число детей, обучение мальчиков и девочек проходило совместно. По примеру Гофвильской школы в Швейцарии было открыто множество других, причем в некоторых к земледельческому обучению стали прибавлять обучение ремеслам.

В Германии благотворительные учреждения для бездомных детей появляются в начале XIX в. и характеризуются попытками насаждения семейного начала. Впервые такие заведения появились в Вюртемберге, где после голодных годов (1816 и 1817 гг.) появилось множество бездомных детей. В так называемые спасательные дома принимались дети бесприютные, но не совершившие преступление (мальчики и девочки), в возрасте от 6 до 12 лет, которые находились в этих домах до достижения 14 лет. Во главе этих учреждений стоял "отец", обыкновенно женатый человек, супруга которого исполняла роль матери. Дальнейшую попытку в этом направлении представляет исправительная школа, открытая в 1832 г. близ Гамбурга, в которую также принимались дети обоего пола без преступного прошлого, но в возрасте от 8 до 10 лет. Среднее число их колебалось между 150 и 200. Принцип содержания был тот же (семейный): директор школы носил название отца, его жена - матери. Весь контингент детей делился на несколько семей (человек по 12 в каждой), причем семьи мальчиков отделялись от семей девочек. Детей обучали земледелию и ремеслам, они получали также начальное школьное и религиозное образование. Каждый предмет вел особый наставник; производство работ также совершалось под руководством особых мастеров и мастериц. Церковь, школа и мастерские были общие для всех семей. Целью данной исправительной школы было, чтобы каждый питомец полюбил ее, как свою действительную семью, и сохранял с ней связи даже после выхода. Дети оставались в школе до помещения их в приемные семьи или в частное услужение при условии, что это можно было сделать без вреда для них. При этом хозяев старались находить поблизости, а помещенных у них питомцев регулярно посещали (от 2 до 4 раз в месяц). С теми же, кто жил вдали, связь поддерживалась при помощи писем.

Этот семейный принцип из Германии был перенесен во Францию, где он впервые применен к детям с преступным прошлым. В 1839 г. недалеко от Тура открылась получившая затем мировую известность меттрейская колония, предназначавшаяся для детей: а) отдаваемых родителями для исправления; б) обвинявшихся в уголовном порядке, но признанных судом не подлежащими уголовной ответственности в силу малолетства и в) оказавшихся бродягами. Главные отличия меттрейской колонии от германской исправительной школы состояли в следующем: 1) колония принимала только мальчиков; 2) контингент ее был значительно больше, доходя до 700 и более детей; 3) в меттрейской колонии были введены рассчитанные на честолюбие знаки отличия (занесение на похвальную доску, публичная раздача наград и пр.); 4) существовали некоторые отличия в порядке содержания по категориям детей. Так, дети, отданные для исправления родителями, содержались отдельно от прочих, и даже по желанию родителей могли находиться в одиночных помещениях. Присланные судом содержались до наступления определенного им срока, однако колонии было предоставлено право по своему усмотрению ранее этого срока отдавать их в частное услужение. За совершение каких-либо проступков они подвергались дисциплинарным взысканиям, состоящим в выговорах, заключении в карцер светлый (без обозначения срока) и темный (до 3 дней), в вычеркивании имени с похвальной доски, а в более тяжких случаях могли помещаться в общую тюрьму.

Подобные заведения появились в Великобритании и Северных Американских Штатах.

В Бельгии проводилось строгое различие между детьми, совершившими преступление, и детьми "заброшенными". Для бесприютных детей были учреждены воспитательные школы, для детей же, совершивших преступление, - пенитенциарные дома. Те и другие были государственными учреждениями, но первые более приближались к семейному складу.

В настоящее время система профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних продолжает развиваться. В этом отношении интересен опыт Швеции.

В 1984 году в связи с ростом преступности среди несовершеннолетних Муниципалитет Стокгольма принял решение о создании и финансировании группы социальной помощи при отделе полиции Стокгольма по делам молодежи. В то же время при Управлении социальными ресурсами Стокгольма была сформирована специальная дежурная молодежная служба, состоящая из двух групп, одна из которых осуществляет оперативную работу на улицах в вечернее и ночное время и ведет прием посетителей по вопросам, касающимся подростков группы риска (токсикомания, наркомания, преступность, проституция); другая работает непосредственно в полицейском управлении Стокгольма, в частности, ее сотрудники помогают несовершеннолетним жертвам преступлений решиться на дачу показаний в полиции и суде.

Несмотря на то что полиция и социальная служба работают в одном здании и одном отделе по делам молодежи, подчиняются они различным структурам и финансируются из разных источников (полиция из федерального бюджета, социальная служба из муниципального), что исключает вероятность зависимости во взаимоотношениях.

Все подростки в возрасте от 15 до 18 лет (в редких случаях моложе 15), совершившие правонарушения в черте города, привлекаются для рассмотрения обстоятельств дела в городскую полицию, включая тех, кто проживает за городом и других регионах Швеции.

Подросток после задержания на месте совершения правонарушения допрашивается в полиции. Полиция имеет право допрашивать задержанного в течение 6 часов, в особо сложных случаях этот срок продлевается еще на 6 часов. Если задержанный моложе 15 лет, сроки задержания ограничены соответственно 3+3 часами. По истечении этого срока прокурор должен принять решение о целесообразности дальнейшего содержания подростка под стражей и в случае принятия решения о целесообразности оставления подростка под стражей, прокурор должен направить в местный суд просьбу о продлении срока задержания, которую суд обязан рассмотреть в течение 96 часов с момента задержания. По решению суда задержанный может быть переведен в следственный изолятор до слушания его дела.

В большинстве случаев задержанные освобождаются из-под стражи и в дальнейшем вместе с родителями вызываются на допросы в отделение полиции, ведущее расследование дела. Если родители не приходят, с ними связываются по телефону для выяснения вопросов, интересующих следствие.

Отдел социальной службы при полиции служит связующим звеном между полицией и муниципальной социальной службой по месту проживания подростка. Социальный работник присутствует на допросе, но не вмешивается в процесс ведения допроса. Затем в отдельной комнате происходит беседа социального работника с подростком и его родителями, в ходе которой он пытается выяснить, какова обстановка в семье подростка, как обстоят дела в школе, есть ли проблемы в общении со сверстниками и т.п. Социальный работник составляет отчет по результатам беседы, в котором содержатся рекомендации и предложения по поводу дальнейших мер в отношении данного подростка и направляет его в социальную службу защиты по месту жительства подростка

Немаловажен и тот факт, что полиция обязана предоставлять социальным работникам всю известную ей информацию о подростке, в то время как социальные работники не имеют права сообщать полиции факты, касающиеся личности подростка и обстоятельств дела, за исключением особо тяжких преступлений. Данное обстоятельство известно задержанным и способствует большей степени откровенности в беседе с социальным работником.

Наибольших успехов шведские органы социальной защиты и полиции совместными усилиями добились в профилактике рецидивных правонарушений (из числа подростков, совершивших впервые правонарушение, 80-90% в дальнейшем не допускают каких-либо нарушений закона). Достижению данного результата способствует существующая система регистрации правонарушений и ограничительных мер социального характера, а также своевременное информирование подростка об этих мерах.

Так, подростку, впервые совершившему правонарушение, офицеры полиции и социальные работники разъясняют, что каждое, даже самое мелкое, правонарушение заносится в компьютерную базу данных полиции, т.е. на каждого правонарушителя старше 15 лет заводится электронное досье, которое хранится в компьютерной базе данных в течение пяти лет за мелкое правонарушение и 7-10 лет - за более тяжкие. В случае, если данное лицо совершает повторное правонарушение, в электронное досье вносится вторая запись, и срок хранения данных об обоих правонарушениях продлевается. Наличие электронного досье непосредственным образом влияет на дальнейшую жизнь человека в обществе, поскольку на определенных этапах карьеры его персональные данные запрашиваются в полиции, например при устройстве на работу или при оформлении разрешения на получение водительских прав.

Интересен тот факт, что полицейские отдела по делам несовершеннолетних не носят полицейскую форму ни во время патрулирования, ни в помещении полиции, а при уличном патрулировании имеют при себе оружие и видеокамеру. Видеосъемка имеет своеобразный эффект профилактики правонарушений: молодые люди видят, что их снимают, следовательно, в дальнейшем они могут быть с легкостью опознаны и найдены, если совершат правонарушение.

С подростком, совершившим правонарушение повторно, по возможности работают те же офицеры, что вели его предыдущее дело.

Центральной фигурой в профилактике правонарушений несовершеннолетних является сотрудник службы социальной защиты по месту жительства подростка, который принимает активное участие в определении судьбы подростка на стадии расследования дела, в принятии решения о выборе меры наказания, исправительного учреждения, сроке нахождения в исправительном учреждении (кроме тех случаев, когда это решает суд), индивидуальной программе содержания подростка и последующей его социальной реабилитации.

Местная муниципальная служба работает с детьми и их семьями в своем районе, организуя, например, вместе с родителями уличные рейды по вечерам в пятницу под названием "Отцы и матери в городе" и т.п.

Если поведение подростка представляет угрозу для общества или он нуждается в специализированной помощи (наркомания, алкоголизм, асоциальное поведение), сотрудники социальной службы детально изучают ситуацию и в случае необходимости именно социальный работник продумывает программу реабилитационного характера, подбирает подходящее исправительное учреждение и договаривается с директором этого учреждения о помещении подростка на определенный срок. Однако, если принято решение о принудительной изоляции, оно должно быть утверждено административным судом, причем каждые шесть месяцев суд рассматривает вопрос о необходимости дальнейшей изоляции подростка, учитывая мнения администрации исправительного учреждения и социального работника.

Существуют также программы временной изоляции подростка открытого типа, применяемые по договоренности с подростком и его родителями. Выбор учреждения, оформление документов о помещении и финансировании содержания подростка осуществляются так же, как и при принудительной изоляции, за исключением участия суда.

Участие социального работника обязательно на всех этапах расследования дела по обвинению подростка в совершении правонарушения и судебного разбирательства.

В случаях, когда в семье ребенок подвергается насилию либо лишен родительской опеки, социальная служба может временно направить его в приемную семью. Решение социальной службы, так же как и в случаях помещения в исправительные учреждения, подтверждается решением суда и является обязательным независимо от согласия родителей, однако каждые шесть месяцев рассматривается вопрос о возможности возвращения ребенка в родную семью. В случаях же сексуального насилия в семье ребенок может быть определен в приемную семью навсегда. При возникновении в приемной семье каких-либо серьезных проблем (психологическая несовместимость, болезнь или смерть приемных родителей) ребенку подбирают другую приемную семью. Приемные семьи тщательно отбираются и контролируются, за каждого ребенка государством выплачивается пособие на его содержание. Детских домов в Швеции не существует.

Исправительные учреждение (реабилитационные центры), куда по решению административного или местного суда направляются несовершеннолетние правонарушители и подростки, нуждающиеся во временной изоляции, находятся в ведении Национального Совета исправительных учреждений Швеции. Помимо государственных существуют частные и муниципальные реабилитационные центры, находящиеся под контролем Совета службы социальной защиты и образования. Однако общественные организации не имеют права открывать приюты, их деятельность ограничивается организацией спортивных центров, центров проведения досуга и консультированием государственных организаций.

Примером закрытого исправительного учреждения может служить Ювенальный центр Hammargarden, в котором содержатся 24 подростка от 16 до 20 лет как осужденные за совершение преступления, так и нуждающиеся в социальной реабилитации. Штат сотрудников составляет 76 человек. Центр финансируется как из национального, так и из городского бюджета, причем на содержание одного подростка расходуется более 2000 крон в день.

Порядок направления подростка в центр следующий: после принятия решения о принудительной изоляции подростка сотрудник местной службы социальной защиты, работающий с ним, договаривается о помещении его с администрацией центра (конкретно с заведующим приемным отделением), от которой и зависит принятие окончательного решения. Социальный работник по телефону связывается с администрацией центра, выясняет наличие свободных мест и сообщает сведения о подростке (обстоятельства жизни, проблемы социального, психологического, медицинского характера), характеризует его личность (положительные и отрицательные качества). Установив наличие свободных мест, приезжает в центр и обсуждает с представителем администрации вопрос о целесообразности помещения подростка именно в данный центр и реабилитационную программу его содержания. Хотя администрация центра имеет право отказать в приеме подростка, посчитав, что, учитывая индивидуальные особенности, его следует направить в другой центр (например, с меньшим числом воспитанников), на практике подобное происходит крайне редко.

Центр представляет собой комплекс зданий в пригороде Стокгольма - административное здание, школа, кухня, мастерские и пять двухэтажных домиков, в которых живут подростки. Какая-либо охрана, а также заграждения на территории центра отсутствуют, однако подростки не имеют права передвигаться по территории центра без присмотра - прогулки, посещение школы, мастерских и других помещений происходят обязательно в сопровождении воспитателя.

Каждый домик (отделение) имеет свое название ("лее", "дуб", "гора", "холм", "коттедж") и свои правила содержания воспитанников. Условия везде одинаковые - на втором этаже отдельные спальни, душевые и туалеты в коридоре, помещения для проведения досуга, комната для курения, кабинет дежурного воспитателя; на первом этаже комната для персонала и общая кухня. Завтрак и обед приносят из центральной кухни, ужин воспитанники и иногда воспитатели готовят сами, по очереди.

Первое отделение предназначено для подростков обоего пола. В нем находится, как правило, 6 подростков, а работают 17 сотрудников - старший офицер, заместитель, три офицера для ночных дежурств (работают поочередно по одному), 12 воспитателей (с 8.00 до 17.00 - четверо, с 17.00 до 22.00 - трое, двое дежурят ночью). Срок содержания подростков - до 8 недель. Это закрытое отделение характеризуется наиболее строгим режимом и самым пристальным наблюдением. Находящиеся там воспитанники не посещают школу. В течение дня подростки могут общаться друг с другом, на ночь девочки и мальчики расходятся по разным отсекам. В данное отделение подросток помещается в случаях, когда у него тяжелая ситуация в семье либо с целью проведения обследования с помощью тестирования со стороны специалистов: психологов, психотерапевтов, преподавателей.

Во втором отделении соотношение воспитанников и сотрудников составляет 1 к 2: 5 воспитанников обоих полов и 10 сотрудников. Особенность содержания подростков в этом отделении состоит в том, что девочки и мальчики могут свободно общаться как днем, так и ночью.

Третье отделение предназначено только для мальчиков. Соотношение воспитанников и сотрудников такое же, как и во втором. Особенность третьего отделения в том, что как подростки, так и воспитатели являются представителями иммигрантских слоев населения. Воспитатели помогают подросткам адаптироваться к шведскому образу жизни, делятся с ними своим личным опытом и дают практические советы. В случаях, когда, по мнению социального работника, воспитанник нуждается в изучении родного языка, ему предоставляют такую возможность, причем услуги преподавателя оплачиваются социальной службой по месту жительства подростка.

В четвертом отделении находятся девочки (в основном наркоманки 18-19 лет). Соотношение воспитанниц и сотрудников также 1 к 2. В течение первых трех недель им назначается закрытый режим содержания, в течение которого они проходят тестирование, и только потом могут посещать школу. Медикаментозного лечения на переходный период отвыкания от наркотиков не назначается. По мнению сотрудников, через неделю после принудительного отказа от приема наркотиков организм очищается и подростки чувствуют себя лучше. Воспитанницы находятся под постоянным наблюдением штатной медсестры центра, врач же посещает центр один раз в неделю.

В пятое отделение, в котором число воспитанников равно числу воспитателей, помещают или переводят молодых людей относительно зрелого возраста, которым предоставляется большая свобода и возможность подготовиться к жизни в обществе: проживая в центре, они могут учиться или работают в городе.

Школьные программы центра адаптированы к индивидуальным особенностям развития и уровня образования учеников. Занятия проводятся в группах по 3 человека и индивидуально. При этом используются "прикладные методы" преподавания, например, английский язык изучается с помощью прослушивания и разбора слов песен современных поп-групп, чтение и математика с помощью чтения кулинарных рецептов и расчета ингредиентов в зависимости от количества порций и т.п. Проводятся и творческие занятия: изготовление театральных масок и декораций, постановка пьес, съемка видеофильмов и т.д.

Хотя в Швеции нет специальных учебных заведений, готовящих кадры для работы в исправительных центрах, их сотрудники имеют возможность получить дополнительное образование в Стокгольмском университете на специальных теоретических курсах. Специалисты университета также проводят практические занятия для слушателей курса непосредственно в исправительных центрах.

Большая работа в этом направлении проводится и в Великобритании. Здесь развернута широкая кампания за укрепление сотрудничества между школами и полицией. С этой целью создана специальная группа начальников полиции и работников образования по связи между полицией и школами. Программа участия полиции в работе школ включает три основных направления: 1) овладение методиками самозащиты и защиты окружающих; 2) осознание роли полиции в жизни непосредственно населенного пункта или района, где они живут и работают; 3) разъяснение учащимся их прав и обязанностей в обществе. Что касается форм работы, то это главным образом заранее запланированные посещения сотрудниками полиции школ для организации и проведения бесед, уроков, дискуссий, ответов на вопросы и др. По каждому направлению программы разработаны темы, причем дифференцированно для детей младших и старших возрастов. Младшие - знакомятся с телефонами служб экстренного вызова, правилами противопожарной безопасности, безопасности во время игр, общения с незнакомыми людьми, предупреждения несчастных случаев на дорогах, дома, с азами правовых знаний, социальными последствиями преступлений, средствами предупреждения преступлений. Старшеклассники рассматривают проблемы личной безопасности в плане защиты от токсикомании, наркомании, алкоголизма, им дают рекомендации по предупреждению преступности в домашних условиях, в общественных местах и т.д. Главная цель - понимание детьми задач и роли полиции в обществе достигается на занятиях, на которых рассказывается о создании и развитии полиции, объясняется ее современная структура, полномочия, правовой статус, рассматриваются такие понятия, как арест, обыск, обеспечение общественного порядка и т.д., подробно освещается работа отдела по делам молодежи и населения, обсуждается вопрос о сотрудничестве населения с полицией. Темы, которые прорабатываются в школах и способствуют пониманию детьми прав граждан, обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка различны. Это: природа преступлений, понятие правонарушений, последствия преступлений (например, краж, нападений, вандализма, нарушения порядка, хулиганства, беспорядков на футбольных матчах), гарантии, предоставляемые законом, меры, которые могут принять граждане в отношении преступников, и т.д. Основной принцип организации занятий - полная откровенность. Учащиеся могут задавать любые вопросы, высказывать критические замечания в адрес полиции, главное - создать атмосферу доверия. Полиция готовит также ряд публикаций, которые распространяются среди преподавателей и учащихся. В качестве своеобразных пособий школы регулярно получают цветные книги, значки, карандаши, воздушные шары, несущие информацию о личной безопасности детей. В начале действия программы предполагалось, что посещать начальные школы должны полицейские участковые, средние - сотрудники отдела по делам молодежи и населения, которые в этих целях закреплялись за отдельными школами. Однако в дальнейшем было признано целесообразным направлять в школы тех полицейских, которые не только способны установить контакт с детьми в классе, но и искренне хотят добросовестно и творчески выполнять эту роль. Конечно, одного желания недостаточно, помимо этого нужны соответствующие знания, квалификация. Именно поэтому полицейское управление обратилось к различным учебным заведениям с просьбой о подготовке специалистов по данному профилю. В настоящее время действует следующая система: полицейский посещает пятидневные курсы в одном из педагогических колледжей Лондона, программа которых разрабатывается самим колледжем. Цель не в том, чтобы превратить полицейских в учителей, а в том, чтобы научить их более полно использовать предоставленные им возможности, не мешая нормальному функционированию школы. Поощряется также подготовка полицейских совместно с преподавателями на базе школ района. Она не только дополняет основную программу, но и учитывает местные условия и факторы, обеспечивает обмен мнениями между полицейскими и преподавателями. Рекомендуется также в каждой школе назначить учителя, ответственного за связь с полицией, а в каждом полицейском участке - полицейского, ответственного за связь со школой.

Проблемами надзора за условно освобожденными подростками в Великобритании занимаются более 50 специальных ведомств, возглавляемых комитетами, в состав которых входят представители местных властей, полиции, суда и общественности. Данная служба располагает приблизительно 7 тысячами сотрудников (весь полицейский корпус страны - 140 тыс.). На 80% финансируется правительством, 20% - различными благотворительными организациями. Под контролем службы постоянно находится около 140 тыс. человек (2/3 - правонарушители, осужденные условно и находящиеся на перевоспитании по решению уголовных судов, 1/4 - ранее осужденные к отбыванию наказания в тюрьмах, а затем выпущеные на свободу под административный надзор, остальные - дети из неблагополучных семей, помещенные в центр реабилитации решением суда). Основная задача - исправление и перевоспитание условно осужденных правонарушителей с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений. Воспитательная работа проводится с правонарушителями, нуждающимися в изоляции от общества, и с теми подростками, которые содержатся в специальных домах и колониях. Важное место в деятельности сотрудников служб занимает практическая помощь, оказываемая прошедшим перевоспитание подросткам в преодолении экономических и социальных трудностей в повседневной жизни. Проводится как индивидуальная воспитательная работа с поднадзорным, так и групповой прием воздействия с учетом характера совершенных правонарушений. Например, группа осужденных за совершение нарушений общественного порядка на почве злоупотребления спиртными напитками изучает вопросы о влиянии алкоголя на здоровье, а также соответствующие законы, определяющие наказания за совершение правонарушений в этой части. В группах осужденных за кражи и нападения в целях грабежа рассматриваются социальные проблемы, нормы уголовного законодательства. Каждый поднадзорный в соответствии с решением суда должен бесплатно отработать установленный срок на строительстве и благоустройстве территории городов, парков и других объектов. Стоимость затрат на перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей составляет лишь 20-ю часть расходов, выделяемых на содержание тюрем. В своей повседневной деятельности служба исходит из той важной роли, которую играет семья. Сочетание родительской преданности с надлежащим контролем за подростками силами службы рассматриваются как

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...