Методика изучения концетрации и устойчивости внимания(метод Пьерона-Рузера).
Проблемы и рекомендации для дальнейшей работы с учеником
Проблема
| Рекомендации
учителям
| Рекомендации родителям
| Рекомендации ученику
|
Чувствительное отношение к неудачам
| 1.Избегать публичной критики
2.Корректно указывать на ошибки, желательно в беседе один на один. При невысокой оценке указывать на конкретные пробелы
| 1.Не рассчитывая на идеальное выполнение. Оценивать не результат, а активность, старание
| 1.Ставить перед собой достижимые цели, поэтапно приближаясь к ней
|
Небогатый словарный запас
| 1.Предлагать интересную для чтения литературу, пользуясь педагогическим авторитетом воспитанников
| 1.Употреблять в речи синонимы общеупотребительных слов, объясняя их значение
2.Играть в развивающие речь игры
3.Помогать в работе с текстами, учить выделять главное
| 1.Читать познавательную и художественную литературу
2.Читать тексты вслух, проговаривая слова, пересказывать их
|
Сложности в запоминании информации
| 1.Обратить внимание на ведущий тип запоминания информации
2.Рекомендовать разбивать текст на смысловые части, пересказывать его своими словами
| 1.Давать упражнения развивающие все виды памяти
| 1.Выполнять упражнения для развития памяти
2.Материал разбить на смысловые части, составить план, запомнить опорные слова, пересказать текст своими словами
|
Вспыльчивость
| 1.Рассмотреть с психологом
приемы саморегуляции
| 1.Показать личным примером, что любую конфликтную ситуацию можно решить мирным путем
| 1.Обсуждать с близкими людьми жизненные ситуации, школьные проблемы
2.Отслеживать проявления вспыльчивости и наблюдать в этот момент за своими чувствами
3.Направлять негативные эмоции в другую деятельность-зарядка, уборка
|
Приоритет зубрежки
| 1.Предлагать задания в форме, где «зубрежка» будет исключена из средств выполнения, например, задания для развития мышления. привлечения ранее полученных знаний, конкретного применения на практике
2.Научить ребят различным способам запоминания информации
| 1.Следить за способом подготовки домашних заданий
2.Показывать непродуктивность зубрежки, предлагая другие формы запоминания информации
| 1.Не ограничиваться только чтением учебника, не стараться дословно заучивать материал
2.Практиковать пересказ
3.Освоить и практиковать смысловые способы запоминания информации или ассоциативные
|
Приложение.
Методика диагностики типа памяти
Тип памяти
| Количество слов в ряду
| Количество правильно воспроизведенных слов
| Коэффициент памяти
С = А/10 * 100%
|
Слуховой
|
|
| 80%
|
Зрительный
|
|
| 70%
|
Моторно-слуховой
|
|
| 20%
|
Комбинированный
|
|
| 50%
|
1) Слуховой. Где С= А/10 * 100%=8:10*100=80%
2) Зрительный. Где С= А/10 * 100%=7:10*100=70%
3) Моторно-слуховой. Где С= А/10 * 100%=2:10*100=20%
4) Комбинированный. Где С= А/10 * 100%=5:10*100=50%
Вывод: преобладает слуховой тип памяти.
Методика выявления особенностей мыслительных операций
Протокол
Список пар слов-понятий
| Сходства
| Различия
|
1. стол-стул
| Мебель
| Выполняют разные функции
|
2. корова-лошадь
| Домашние животные
| Лошадь – ездовое животное, а корова нет
|
3.трамвай-автобус
| Общественный транспорт
| Трамвай ездит по рельсам, а автобус по асфальту
|
4. озеро-река
| Вода
| Озеро – стоячая вода, река – течет
|
5. река-птица
| -
| -
|
6. дождь-снег
| Осадки
| Снег – твердое состояние, а дождь - жидкое
|
7. поезд-самолет
| Средства передвижения
| Поезда – наземный транспорт, а самолет – воздушный
|
8. ось-оса
| -
| -
|
9. обман-ошибка
| -
| -
|
10. яблоня-вишня
| Культурные растения
| Вишня – ягода, яблоко – фрукт
|
11.ботинок-карандаш
| Неодушевленные предметы
| Ботинок – предмет одежды, карандаш- концелярский товар
|
12. мальчик- человек
| Одушевленный предмет
| Человек – общее понятие, а мальчик определенный пол
|
13. молоко-вода
| Жидкие вещества
| Молоко дает корова, а вода льется из крана
|
14. ветер-соль
| -
| -
|
15. сани-телега
| Транспорт для груза
| Сани не имеют колес, телега с колесами
|
16. воробей-курица
| Птица
| Воробей дикая птица, а курица – домашнее животное
|
17. дуб-береза
| Дерево
| На березе есть полоски, а на дубе нет
|
18. картина-портрет
| Искусство
| Потрет – изображение человека, а картина нет
|
При исследовании особенностей мыслительных операций ученица в некоторых случаях не давала никаких ответов. Маруся практически всегда сначала указывал сходство, а только после этого различие. Это свидетельствует о хорошем развитии таких умственных качествах как анализ, синтез и обобщение.
Методика изучения скорости протекания мыслительных процессов
Список слов:
Перо
| Дерево
| П-л-а
| Ученик
|
Гора
| Замок
| О-р-ч
| Капуста
|
Поле
| Камень
| К-р-он
| Чернила
|
Коса
| Сарай
| Зерно
| С-а-ц-я
|
Тело
| Холод
| В-с-ок
| К-н-о-а
|
Пуля
| Невод
| Сугроб
| А-е-ь-ин
|
Вера
| Песок
| Ветра
| К-с-а-ник
|
Сажа
| Козел
| П-д-ак
| У-и-е-ь
|
Игра
| З-л-нь
| Б-л-он
| Т-у-о-ть
|
46сек
| 1мин49сек
| 5минут
| 8 мин59сек
|
Время на выполнение 12 минут 54 сек. Из 36 слов составлено 23.следовательно. У Маруси средний показатель скорости протекания мыслительных процессов.
Методика изучения концетрации и устойчивости внимания(метод Пьерона-Рузера).
Задание выполнено за 1 минуту 9 секунд, но с двумя ошибками, что свидетельствует о среднем уровне устойчивости внимания.
Тест Айзенка
Воспользуйтесь поиском по сайту: