Эргатические функции и их генезис
В сложном социально-культурном феномене «труд» переплетается множество смежных, неоднозначных, проблемных аспектов. Тождественен ли «труд» «игре» («игре гения») и в чем их отличие? Возможно ли выделение универсальной меры психофизиологической и психологической «цены» деятельности человека, предопределяющей ее статус как «труд»? Как оценить роль профессиональной подготовленности, таланта и одаренности человека? Творчество — это «труд»? И в каких именно стадиях весьма неоднозначного творческого процесса? Эдисон, как известно, «труд» и «озарение» в результатах гениального творца «точно» оценивал в пропорции 99: 1, но понятно, что это — метафора, образ, намек успешного человека, первоклассного профессионала и высокопродуктивного работника на некоторые сущностные отношения, связанные с профессиональным трудом. Что привносит или изменяет вдохновение или, например, влюбленность, вера, убежденность человека в его деятельности по созданию социально ценного продукта, то есть — продукта труда? Другая группа вопросов. Смещается с течением времени тяжесть труда от мышечной системы человека к сенсомоторике, от сенсомо-торики — к когнитивным функциям. Труд с развитием общества и человека становится все менее напряженным физически, но все более напряженным интеллектуально и эмоционально для все большей части работников. Причем в такой степени, что спасительным для организма и личности человека-деятеля теперь становится специально организованная тяжелая физическая работа (например, в спортивном зале, на тренажерах), выступающая уже в качестве восстановительного средства. 5.1. Эргатические функиии и их генезис 111 Парадоксально, но трудовая активность современного человека за компьютером более похожа на игру, а его физическая активность — после работы вечером в спортивном зале или на дачном участке — по всем физиологическим признакам может соответствовать тяжелой физической работе.
Третий спектр вопросов обусловлен самим разделением труда и специализацией; следовательно, их последующей интеграцией, координацией, контролем — управлением в целом, представление о котором в течение столетия радикально изменялось. Четвертый спектр вопросов, до сих пор сравнительно малоизученных в рамках психологии труда, — взаимодействие субъектов совместной профессиональной деятельности, характеризующихся разными индивидуально-психологическими особенностями. Очевидно, что здесь, во взаимодействии людей, можно как обрести новые мощные ресурсы, так и потерять их; получить как гармоничное сочетание взаимодействий разных личностей, так и разлад и несогласованность действий (конфликты, профессиональные заболевания, профессиональный травматизм, профессиональная деформация личности и др.). Пятый спектр вопросов. В аспекте свободы субъекта в организации пространства своего труда одним из обстоятельно изученных в отечественной науке специфических механизмов, или психологической системой, является феномен «индивидуальный стиль деятельности» [62, 64, 72,92, 123 и др.]. Стиль — еще одни путь качественного эмоционального, смыслового, психофизиологического преобразования содержания и процессов труда, путь использования множества внешних и внутренних ресурсов человека. Все множество непростых вопросов, связанных с трудовой активностью человека, можно отчасти соотнести и «уравновесить» в рамках научной дисциплины введением базисного понятия эргатические функции (от греч. ergon — работа, труд). Принимая понятие «эргатические функции» как более широкое, чем «трудовые функции», можно более адекватно описать ряд специфических сфер деятельности и взаимодействий человека с другими людьми и средой в целом (миром животных, техники, культуры и т. д.), выстроить более адекватную систему рабочих понятий научной дисциплины.
Эргатические функиии Логика развития профессии заключается в неизбежной дифференциации многих ранее исторически сложившихся трудовых постов и рабочих мест, в оформлении и изменении трудовых функций субъектов 112 Глава 5. Эргатические функиии и классификация профессий труда, в особенностях распределения и перераспределения функций между представителями разных профессиональных структур. Вместе с тем развитие многих профессий в настоящее время имеет выраженных интеграционный характер. Он проявляется в формировании сходных технологических цепочек как в производстве товаров и услуг, в менеджменте, так и в государственном управлении. Типичное распределение основных рабочих функций между субъектами труда таково: ♦ руководитель (стратегическое управление); ♦ заместители и руководители подразделений (управление отдельными структурами, процессами, разработка программ деятельности, поддержка функций организации); ♦ технический исполнитель (ведение служебной документации); ♦ специалисты в определенной области (исполнители, консультанты, эксперты); ♦ руководители низового звена (оперативное управление); ♦ оперативная координация деятельности и контроль (оперативные дежурные); ♦ рядовые исполнители. Неуклонно возрастает роль коллегиальных органов и форм управления (совет, совещание, консилиум). Вспомним, что в начале XX в. ведущие теоретики управления (Ф. У. Тейлор, Ф. Файоль и др.) настаивали на принципе единоначалия. Но уже в середине столетия ключевую роль даже в жестких организационных структурах начинают играть ранее не присущие управлению органы, например генеральный штаб в Вооруженных силах. В конце столетия в принятии решений в бизнесе начинают доминировать отделы маркетинга и другие структуры стратегического менеджмента, а Интернет и мобильные телефоны весьма серьезно изменяют содержание деятельности и характер принятия оперативных решений даже менеджерами низового звена управления.
Еще один важный аспект динамики развития профессий — передача части трудовых функций людей сначала животным, а затем — автоматизированным системам и технологиям. Как ранее отмечалось, под трудовыми функциями понимают любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами их труда [68, с. 29]. С развитием производства и управления все большая часть трудовых функций передается тех- 5.1. Эргатические функиии и их генезис 113 ническим устройствам. С одной стороны, такие функции совершенно необходимы для достижения социальных целей труда, с другой — они теряют специфические признаки человеческой деятельности (сознательная регуляция, предвосхищение результата и др.). Трудовые функции, переданные средству труда, существуют уже в преобразованном, «овеществленном» виде. Поэтому возникает необходимость в анализе труда прибегать к более широкому понятию — эргатические функции, которому подчинены более частные понятия: трудовая функция (человека) и функция средств труда. Под эргатическими функциями понимается любая активность, характеризующая данную эргатическую систему (трудовую функцию или функцию средств труда). Функции средств труда состоят в снятии ограничений и увеличении возможностей человека (группы людей) как субъекта труда в достижении целей в определенных обстоятельствах [68, с. 32]. Эргатическая система рассматривается как наиболее широкое взаимодействие субъекта и объекта труда (т. е. потенциально и реально включающая множество опосредствующих механизмов, средств, условий). Формально эргатическую систему можно представить в виде человек -машина- среда - социум - культура. Сама эргатическая функция определяется как любое уменьшение неопределенности связей внутренних элементов системы и ее связей с внешними элементами (внешними условиями, обстоятельствами, целями и др.) [68, 107, 108]. Основные эргатические функции, связанные с общественным разделением труда, следующие.
I. Функции духовного производства: 1) построение идеологии (ретроспективной и актуальной картины и прогноза бытия человека и общества); 2) построение ближайших перспектив развития общества и его институтов (рефлексия первостепенных потребностей); 3) целеполагание (построение образа желаемого будущего, необходимых объектов); 4) интеграция научных и практических знаний (способствующих достижению целей субъектов труда); 5) интеграция эмоционального опыта (рефлексия, структурирование и создание средств управления психическими состояниями человека); 114 Глава 5. Эргатические функции и классификация профессии 6) построение смысла трудовой деятельности (рефлексия и создание условий для позитивного смысла труда). II. Функции обеспечения упорядоченности социальных процессов: 1) построение общественных норм и правил (формирование юридических и нравственных правил, образцов поведения); 2) построение социальной коммуникации и средств воздействия на членов сообщества (создание средств и норм вербального и невербального взаимодействия субъектов труда: профессиональных языков, ритуалов и др.); 3) построение стратегических общих планов деятельности (образа деятельности человека и ее результатов); 4) построение тактических (оперативных) планов деятельности (алгоритмов действий в конкретных условиях); 5) охрана, защита эргатических систем (сохранение эргатических систем при воздействии естественно-природных факторов, техногенных и социальных). III. Функции обслуживания жизнедеятельности и самообслуживания. 1) организация жизнеобеспечения субъектов труда (оптимизация среды жизнедеятельности); 2) построение средств стабилизации, восстановления, развития людей (организация режима работы, обучения, организация внутренних средств деятельности, лечения людей, восстановления работоспособности); 3) ремонт и обслуживание внешних средств труда; совершенствование эргатических систем (устранение неисправностей, повышение уровня упорядоченности систем). IV. Функции материального производства: 1) разработка оперативно-гностических средств труда: приема информации (наблюдение, поиск), ее переработки (сравнение, оценка, запоминание, построение прогнозов и др.), принятия решений; 2) организация среды — оперативно-тактические действия (организация предметной среды внешних средств труда; организация непосредственной социальной среды — оптимизация взаимодействия субъектов; самоорганизация субъекта труда — оптимизация рабочей позы, функциональных состояний и др.; перемещение предмета и средств труда и управление ими и др.);
3) производство продуктов, предметов, услуг [68, 108]. 5.2. Классификация профессий 115 Классификация профессий Представляя собой сложные социально-технические системы, профессии могут классифицироваться по разным основаниям в зависимости от научно-практических задач: 1) по сфере деятельности и объекту труда: техника, природа, знаковые системы, художественное отображение действительности, работа с людьми; 2) по целям деятельности: гностические (эксперт, ревизор), преобразующие (токарь, учитель), изыскательские (ученый-исследователь, композитор); 3) по средствам труда: профессии ручного труда (представители ремесел), использующие автоматические системы (оператор); 4) по условиям труда: близкий к комфортному микроклимат (бухгалтер, экономист, учитель), работа на открытом воздухе (агроном), необычные и экстремальные условия труда (водолаз, пожарный), условия повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (следователь); 5) по степени регламентированности труда: автоматический труд (строго регламентированный, с однообразными и однотипными операциями — рабочий - сборщик деталей), полуавтоматический труд (перечень заданий и приемов однообразен, но возможна вариативность в ритме, в стиле деятельности — секретарь-делопроизводитель), шаблонный исполнительный труд (задания и приемы однообразны, задания оговорены — швея), самостоятельный труд (в пределах задания возможность широкого выбора средств, стилей — инженер, конструктор), свободный творческий труд (научный работник, писатель, композитор) [68, 70, 71]. Одна из признанных классификаций профессий предложена Е. А. Климовым. В ее основу положено представление о развитии форм материи и о типах объектных систем, с которыми взаимодействует человек в профессиональном труде [68]. Профессии разных типов предполагают наличие у человека особых природных задатков, особой предрасположенности к специфическим профессиональным задачам, а отсюда и своеобразие результатов его деятельности. Профессии типа «человек-природа» (агроном, ихтиолог, ветеринарный врач, биолог и др.). Представители этого типа профессий должны хорошо ориентироваться в явных и неявных признаках пове- 116 Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий дения животных, жизнедеятельности микроорганизмов и растений. Профессиям этого типа обычно присуща значительная отдаленность во времени основных результатов деятельности субъекта. Профессии типа «человек-техника» (наладчики, механики, водители, инженеры, конструкторы и др.). Представители технических профессий должны интересоваться техникой «вообще», знать расположение и функции компонентов обслуживаемых технических систем и при необходимости быстро находить причины неисправности машин и оборудования, удерживать в уме разные схемы, обладать тонко дифференцированными двигательными навыками, необходимыми при разборке-сборке узлов и т. п. Прямые и косвенные результаты деятельности здесь, как правило, определенно и наглядно представлены и поддаются быстрой корректировке. Профессии типа «человек-человек» (преподаватель, воспитатель, тренер, инструктор, проводник пассажирского вагона, стюардесса, официант, продавец и др.). Профессии по обеспечению поддержки и управления разными социальными процессами требуют от их представителей нередко полярных качеств: умения быть требовательным и в то же время доброжелательным, внимательным; строго следовать этическим и правовым нормам и уметь быстро ориентироваться в неординарных ситуациях; строго соблюдать технологический регламент и быстро принимать решения в экстремальных ситуациях; собственным примером задавать и поддерживать нормы поведения и общения и решительно пресекать их нарушение. Профессии этого типа нередко предъявляют повышенные требования к здоровью, физической и психической работоспособности человека. Им присущи сложные сочетания прямых и косвенных результатов труда, непосредственных и отдаленных во времени. Профессии типа «человек-знак» (корректор, программист, бухгалтер, экономист, математик). В профессиях этого типа требуется устойчивость внимания, аккуратность — часто деятельность связана со сложными расчетами, с информацией, представленной в таблицах и формулах. Профессиям этого типа присущи внешнее однообразие, монотонность труда, обычно это работа в помещении, в стабильных и комфортных условиях. Некоторые аспекты результатов труда могут быть значительно отдалены во времени и проявляться только при функционировании созданных систем в специфических условиях — проверяться практикой. Профессии типа «человек - художественный образ» (музыкант, литератор, художник, дизайнер). Высокий профессионализм в этих 5.2. Классификация профессии 117 областях предполагает наличие у человека высокой общей культуры, образного мышления, эмоциональной восприимчивости в жизни, сен-зитивности (повышенной чувствительности) в восприятии звуков, цвета, ритмики, пластики. Результаты труда в этих сферах нередко сложно формализовать, они не всегда поддаются строгому учету и количественной оценке. С профессиональной принадлежностью человека связаны и самые общие психологические образования: образ мира, смысловые реальности, ценностные ориентации, направленность, способы психорегуляции и многое другое. У представителей профессий типа «человек - художественный образ» чрезвычайно велика, нередко гипертрофирована роль эмоциональной составляющей в структуре профессионально важных качеств. С одной стороны, это активная эмоциональная включенность, эмоциональная пластичность, высокая эмоциональная чувствительность, выполняющая функции ценностных ориентации, этических, эстетических и профессиональных оценок. «Я пою только о том, на что откликается мое сердце», — писала А. Б. Пугачева, прима советской эстрады 1970-1990 гг., заслуженная артистка РСФСР. По поводу комплиментов ее удивительной памяти Т. В. Доронина, режиссер МХАТа, заслуженная артистка СССР, высказалась так: «...Память у меня очень плохая. Но для запоминания текста сценария важно иное. Текст запоминается в той партитуре чувств, которые он должен вызывать. Определив эмоциональную партитуру роли, запоминать текст чрезвычайно легко». С другой стороны, эмоциональная сензитивность и реактивность, зависимость художественной натуры от множества внешних обстоятельств может затруднять поиск нужного функционального состояния. Так, например, известная актриса О. Л. Книппер-Чехова могла устроить скандал и не выйти на сцену, если под рукой не оказывалось ее любимых духов. Бывают и курьезные случаи, например обстоятельства появления на свет знаменитого «Футбольного марша» М. Я. Блантера. ...Блантер придумал мелодию, сыграл, но записать поленился. На другой день он присел к роялю, но никак не мог вспомнить то, что сочинил накануне. Тогда он решил обратиться за помощью к своему сыну, который был дома, когда мелодия звучала. — Володя, ты помнишь, я вчера играл новый марш... — Помню, — отозвался сын. 118 Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий — Ты не можешь мне напомнить мелодию? — Могу, — сказал тот. — Давай сто рублей. — Как тебе не стыдно, — возмутился родитель. — Давай сто рублей, помогу... Блантер махнул рукой и решил самостоятельно вспомнить свое сочинение. Но как он ни бился, мелодия не шла на ум. Тогда он достал сторублевую купюру и опять пошел в комнату к сыну. Тот взял купюру и напел марш, который так хорошо потом знали все любители футбола... (Шостакович в воспоминаниях. М., 2003. С. 42). Представители профессий «человек-природа», с одной стороны, склонны «очеловечивать» поведение растений и животных, с другой — редуцировать поведение человека до уровня животных. «У людей все, как у собак» — такие заявления можно нередко услышать от кинологов. Биологам, зоотехникам, агрономам, многим сельским жителям присуще особое, трепетное отношение к фауне и флоре. С удивительной нежностью и теплотой они обычно общаются с животными, поверяя им свои тайны и сомнения. Их суждения о животных часто насыщены богатой гаммой человеческих чувств: «...Когда молодые орангутаны и шимпанзе нездоровы, их унылый вид так же трогателен и явственен, как и у наших детей. Это душевное и телесное состояние проявляется у них в безмолвных движениях, осунувшихся лицах, потускневших глазах и в изменении всего их облика. ...Примечательно, что умение лаять приобретено собаками после приручения и у разных пород передается по наследству в различной степени; но не позволительно ли предположить, что в приобретении лая некоторую роль играло подражание, так как собаки долго жили в тесном сообществе с таким болтливым существом, как человек?» (Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб., 2001. С. 109, 336). Ряд примечательных особенностей мировосприятия присущ представителям профессий «человек-техника» и «человек-знак». Так, человек — это всего лишь типичная гидросистема для инженера-гидротехника; человек — это компьютер для программиста и т. п. А. Эйнштейн, помешивая чай, мог заговорить с гостем о... центробежном движении частиц, иллюстрируя свои тезисы траекторией чаинок; Н. Винер у горного ручья — о математических формулах, описывающих турбулентные потоки. На обращение игрока в казино по поводу его конфликта при игре в карты Б. Паскаль ответил... разработкой теории вероятности. 5.3. Психические регуляторы труда 119
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|