Здание Присутственных мест
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Здание Присутственных мест, в конце XVIII—середине XIX в., представляло собой двухэтажный и частично трехэтажный протяженный корпус с подвальным этажом, состоящий из ряда разновременных построек. Наиболее раннее из них — здание бывшей консистории (конец XVIII в.), тесно связанное со зданием бывшего губернской канцелярии (начало XIX в.). Проект каменной губернской канцелярии составлен архитектором В.И. Кафтыревым, который в 1767 году был направлен сенатом в Казань для детализации генерального плана города, разработанного Комиссией для строений Санкт-Петербурга и Москвы после пожара Казани в 1765 году. Этот проект характерен для школы видного московского зодчего середины XVIII века Д. Ухтомского, учеником которого с 1748 по 1753 год был Кафтырев. В связи с открытием Казанского наместничества в 1781 году русское правительство отпустило средства на «возведение дома генерал-губернаторского, для которого переправлено по новой фасаде бывшее в крепости каменное строение, где помещена была губернская канцелярия длиной на 23'/2 поперечника на 8 сажен». [12] Для превращения недавно возведенного здания канцелярии в дом наместника к нему, кроме того, было «на угол пристроено несколько покоев длиной на 10 поперечника на 7 сажен». В распоряжении наместника оказался двухэтажный с антресолями дом в 15 окон по главному фасаду с перпендикулярно к нему расположенным крылом (южное крыло нынешнего здания Присутственных мест). Здесь размещались канцелярии официальных приемов и жилые комнаты семьи наместника. Центральный зал на втором этаже с хорами для музыкантов, опирающимися на колонны в обоих его торцах, был самым нарядным и именовался тронным. Строительство дома наместника, где «в способных местах» имелись антресоли и погреба, и Присутственных мест было закончено в 1783 году. В отделке его фасадов, выполненной по аналогии с проектами домов «сплошной фасадою», разработанными Комиссией для строений в 1760—80 годах, уже не чувствуется отзвуков барокко.
Без существенных переделок до наших дней сохранил свой изначальный вид лишь дворовый фасад этого здания (главный значительно искажен), на котором уцелели даже двухоконный северный ризалит и шесть рустованных пилястр центральной части бывшей губернской канцелярии. Обработка фасадов пилястрами заподлицо с фризом, неглубокими нишами, в которые вписаны оконные проемы, декоративными филенками трех разных рисунков над и под окнами и двухцветная покраска придавали зданию, слишком вытянутому (особенно после того, как сразу же после окончания работ в 1783г. «большой корпус присутственных генерал-губернатора, два двусветных зала для мест» увеличили в длину еще на 10'/2 сажен), известную представительность, отвечавшую его назначению. Рапорт казанского генерал-губернатора Мещерского свидетельствует, что одновременно к северному торцу бывшей губернской канцелярии пристроили «в одну линию и одинаковой с ней ширины присутственные места длиною 32'/2 сажен». [13] Декор главного фасада — сдержанный по оформлению. Северное крыло бывшей губернской канцелярии декорировано по краю второго этажа лопатками, выступающий цоколь — одним рядом руста, окна первого этажа с фасцами и профилированным наличником. Простенки декорированы фасцами в четыре уровня. Этажи разделены карнизом. Наличники арочных проемов второго этажа с профилированными подоконными карнизами, пересечены контрналичниками, внизу завершающимися гирьками, а наверху профилированными кронштейнами, на которые опирается разорванный сандрик. Верхний карниз украшен аркатурным поясом. Фасад Присутствия, в которое вошел и бывший губернаторский дом в XIX в. был приведен к одному решению — выступающий карниз, подходит под сливы окон первого этажа, которые украшены простым прямоугольным наличником. Этажи разделены двумя неширокими профилями карнизов; верхний подведен под сливы окон, обрамленных простым прямоугольным наличником. Прямые сандрики опираются на вертикальные контрналичники. По верху фасада — просто профилированный карниз.
В 1800 году издатель и просветитель Максим Невзоров составил описание главной крепости: «В ней находится соборная Благовещенская церковь, Спасо-Преображенский 2-го класса мужской монастырь, церковь Киприана и Иустины, архиерейский дом с духовною консисториею, присутственные места и соединенный с ними генерал-губернаторский дом со всеми службами, артиллерийский цейхгауз, гауптвахта, старый оберкомендантский дом, колодничьи казематы, деревянные старые провиантские и соляные магазины».[14] При нашествии Наполеона, на территории Казанского кремля действовал завод по изготовлению и ремонту пушек. К концуXIX века сложился как сам внутренний архитектурный комплекс кремля, так и окружавший его современный городской ансамбль. После революции 1917 года, в 1920-1930-х годах, в период борьбы с религией, в Казанском кремле были разрушеныколокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора, церковь Киприана и Иустинии, Спасская часовня при Спасской башне, утрачены иконостасы, чтимые иконы и реликвии кремлёвских церквей. В советский период продолжалось археологическое изучение кремля (с 1917 года: Н. Бороздин, Н. Калинин, с 1976 года — А.X. Халиков), начатое ещё в XIX веке профессором Казанского университета Н. П. Загоскиным, П. А. Пономаревым и другими казанскими краеведами. В1960-е была образована Татарская реставрационная мастерская. С образованием Республики Татарстан в 1992 году Казанский Кремль становится резиденцией Президента Республики Татарстан. В 1993-1994 годах были разработаны «Основные направления реконструкции и развития комплекса Казанского Кремля». 22 января 1994 года указом президента Республики Татарстан создаётся Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», положивший начало планомерному научному изучению и реставрации комплекса Кремля. Была отреставрирована большая часть оборонительных стен, а также три башни — Преображенская, Тайницкая, Воскресенская. [15] Основания четырёх ранее обрушившихся и разобранных башен были изучены археологами, после чего была выполнена их консервация и музеефикация. Также консервации с музеефикацией подверглись несколько объектов XV-XVI веках в древней части Кремля: археологические остатки одного из представительских зданий из комплекса ханского двора, ханской мечети, усыпальницы казанских ханов. Было начато возведение мавзолея для перезахоронения останков ханов, извлеченных во время раскопок. В ходе раскопок был также обнаружен погост Троицкого монастыря, некрополь и «пещерка» Спасо-Преображенского монастыря, где под толщей асфальта и щебня (после взрыва Преображенского собора в 1930 г.) сохранились захоронения местночтимых казанских святых.
С помощью укрепления фундаментов удалось остановить падение башни Сююмбике (с отклонением от оси почти на 2 метра). В это время полностью отреставрирован губернаторский дворец (с возрождением дворцовой анфиладной планировки и парадной площади перед главным фасадом) и Дворцовая церковь. Также были отреставрированы четыре здания, входящие в комплекс Пушечного двора. В комплексе Архиерейского двора отреставирован кафедральный Благовещенский собор. В 1995 году начались работы по воссозданию легендарной мечети Кул Шариф и реставрации интерьеров: раскрытию фресок, воссозданию иконостаса кафедрального Благовещенского собора. Под собором был расчищен подземный храм «Всех святых» с некрополем Казанских архиереев, отреставрирована келья первосвятителя казанского Гурия, примыкающая к собору с юга. Комплекс мечети был изначально запланирован как культовый, культурно-просветительский и мемориальный центр, поэтому в нижнем этаже здания разместили Музей Ислама. Комплекс мечети Кул Шариф
При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий. Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом. Мечеть построена в 1996—2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров. Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан. По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов. Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий.[16] Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м.[17] Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля. Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения. В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с
группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин. В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама. Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы. Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами. В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами.[18] В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|