Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура эпохи Возрождения Центральной Европы XV – XVI вв.




 

Возрождение в Польше, а также в литовских, белорусских и украинских землях, входивших в состав Речи Посполитой, считается историками «золотым веком». Для Польши связи с Италией и римской церковью сыграли особо важную роль. Итальянская культура проникла в Польшу с середины XV в. и была активно воспринята как новый тип культуры, способствуя развитию общественной мысли и традиционная польская культура. «Ренессансная польская культура стала основой последующего многовекового развития национальной культуры».

Культура Польши была издавна связана с немецкой и чешской культурами; значительную роль в ее развитии сыграл Краковский университет, основанный в 1364 г. Именно в нем сделал свое открытие гелиоцентрической модели мира Никола Коперник.

Королевский двор и дворы магнатов – та среда, в которой формировался новый тип польской культуры XVI в. Ее лицо определяла интеллигенция, средняя шляхта и духовенство. Городскую культуру питали традиции народного творчества. Крупнейшим представителем поэзии ренессансной эпохи явился Кохановский – автор выдающихся поэтических произведений, написанных на польском языке. Центром культуры польского Возрождения являлся Краков. В литовских, украинских и белорусских землях среди православного населения главным являлся церковнославянский тип культуры. Следует отметить ее постоянный диалог с католической церковью, имевшей в Польше особенное значение.

Возрождение с его культом свободной человеческой личности импонировало шляхетской аристократии. Человек в польской культуре особенно самоценен, он реализует свое стремление к власти, независимости. Все это находило свое отражение в торжественных придворных церемониалах, а в искусстве – в интересе к портретному жанру, к литературным автобиографиям, описаниям характеров. К этому следует добавить и пышность ренессансной архетектеры в Польше, появление великолепных дворцов и замков. Воспевался культ чувственных радостей, светских удовольствий.

Обещественно-политическая мысли была связана с идеями устройства польского государства. Приехавший в Польшу в 1470 г. известный итальянец Каллимах способствовал распространению ренессансных идей, оказав важное воздействие на польских гуманистов. С Эразмом Роттердамским переписывались польские поэты А. Кшицкий, П. Толицкий.

В конце XVI в. начинается наступление католицизма. Католическая публицистика П. Скарги – иезуита и проповедника – сыграла свою важную роль в обновлении католицизма. Одновременно шло развитие польской поэзии, развивалось книгопечатание.

В архитектуре укоренился итальянский стиль – в Познани, Хеллмне, Ковно, Львове, Вавеле были воздвигнуты дворцы и замки, отличающиеся пышностью и торжественностью. Светское и церковное строительство часто проводилось при участии итальянских архитекторов. «Польский ренессанс торжественен, пышен и одновременно буен, сатиричен и смешлив. Он аристократичен и демократичен, европейски ориентирован и патриотичен…, классически ясен и фольклорен. Благодаря такой многогранности он стал на многие века источником вдохновения для польской культуры, ее поистине золотым веком».

В XVI в., после возникновения Великого княжества Литовского, начинается период активного взаимодействия польской, литовской, украинской и белорусской культур. В городах исповедывался католицизм, а белорусы и украинцы были православными. Однако в конце XVI в. складывается единая культура государства, в основе которой лежали гуманизма и ренессансные идей. При этом памятники культуры словно перекликались, взамодействовали и оказывали взаимное влияние друг на друга.


3. Культура эпохи Возрождения восточной Европы XV – XVI вв.

 

Развитие культуры стран Восточной Европы шло своим непростым путем и зависело от внутренних причин и условий развития, которые в каждой стране: Литве, Белоруссии, Украине, Словении и др. были уникальными и способствовали укреплению своеобразия, национальной самобытности, так и от внешних. XVI в. передавал наследие Возрождения, достижения гуманистической мысли в новые страны, и главная роль в этом принадлежит просвещению и образованию. Латинские школе, университеты, книгопечатание, переписка гуманистов-просветителей приносила свои плоды и в Восточной Европе возникают интереснейшие очаги культуры в которых общегуманистическая основа переплетается с национальным своеобразием каждой страны. В Литве, стране, традиционно ориентированной на польскую культуру, большую роль в развитии образования сыграла разветвленная сеть латинских школ, а в 1578 г. был основан Виленский университет.

В Белорусской культуре важную роль сыграло развитие книгопечатания, основателем которого стал просветитель Франциск Скорина (1486–1554). Скорина был настоящим гуманистом, а его творчество – живым мостом между западной и православной культурами.

Украинские просветители, сохранявшие в XVI в. православную ориентацию, также способствовали развитию образования. Русский первопечатник Иван Федоров успешно трудился на Украине. Одним из самых важных центров в истории культуры этой страны стал Дубровник – город редкой архитектурной красоты и самобытности. Влияние итальянской культуры органично переплеталось со славянскими традициями. Многие далматинцы получали образование в Падуансом университете, в Далмацию приезжали видные ученые, педагоги и гуманисты. Гуманизм Далманции развивались главными. Поэты прославляют свой город – Дубровник, а также героизм борцов с турецкими завоевателями. Отсюда и патриотизм и героика в поэзии, имевшей высокий уровень. В литературе воспеваются образы славян, а также отражается своеобразное отношение авторов к истокам своей истории – далматинцы утверждали, что древнеславянские культурные корни шли от античности. Славянство, таким образом, включалось в контекст мировой истории. Всемирную славу получили Я. Баничевич, дипломат и гуманист, естествоиспытателей Ф. Петришич, поэт и историк Ф. Вранчич. Он создал образ «новых машин» и «летающего человека». Его труда были широко известны а Италии и Венгрии.

В Дубровнике происходил расцвет славянской поэзии. В Словении развитие культуры определялось итальянским влиянием, но также печатались книги на словенском языке. Здесь расцветала и музыкальная культура, в которой полифонической строй, близкий итальянской школе, органично сочетался с характерной славянской распевностью и задушевностью. Я. Хандл, словенский композитор, был автором месс и мадригалов.

Словацкая культура развивалась в рамках культуры венгерской. На территории современной Словакии проживали представители разных народов: венгры, словаки, немцы, чехи. Ренессансным мыслителем и поэтом стал М. Раковский – его творчество подлинно гуманистично. В то же время активно развивается жанр духовной песни, связанной с широкой средой народной культуры. Развивается жанр исторической баллады, созданной на словацкой языке. В архитектуре готические образцы уступают Ренессансу, так как в строительство городов принимают участие итальянские и немецкие зодчие.

Культура Венгрии в конце XV–XVI вв.

Историки определяют два этапа развития культуры Венгрии в эпоху Ренессанса: первый – с середины XV в. вплоть до распада Венгерского королевства, павшего под натиском турок-османов (битва при Мохаче, 1526); второй – с середины XVI в. – с проникновения в Венгрию Ренессанса.

В этот период венгерская культура не сложилось как нечто единое, целостное. «Венгерская культура, в частности в эпоху Возрождения, отличалась большим своеобразием. На ее формирование повлияли такие факторы, как полиэтничность венгерского государства, некоторая асинхронность его развития по отношению к странам Западной Европы, открытость венгерского общества влиянию извне». Эта культура в значительной степени пограничная – в ней сталкивались влиянию культур разных народов: венгров, немцев, словаков, сербов, хорватов, влахов, половцев.

Значительную роль играла католицизм и ислам. Активно взаимодействую, все эти факторы способствовали постепенному возникновению единой венгерской культуры. Венгерские города не играли той важной роли, которая существовала в эпоху Возрождения в других странах; основные линии культуры, в частности образование, долгое время оставались в рамках влияние церкви.

В небольших поселениях развивалась народная культура, а рыцарская и ренессансная культуры существовали в придворных кругах. Культура Венгрии формировалось как преимущественно патриотическая именно потому, что венгерский народ постоянно стремился к освобождению. Этой верой в свободу проникнута поэзия и публицистика. Они утверждали в первую очередь веру народу в грядущую свободу, в само существование венгерской нации.

К середине XVI в. существовало два двора – в Вене (Габсбурги), и Трансильванский, при Иштване Батории. Последний строился по западному образцу. Трансильванские князья создали при своем дворе атмосферу религиозной терпимости – были официально признаны католицизм, лютеранство, православие и унитаризм. Магнаты возводили себе замки (при помощи немцев или итальянцев), похожие на неприступные крепости. Строились типографии, церкви, школы, преподавание в которых основывалось на гуманистических принципах.

Особое место в развитии венгерских культуры занимало книгопечатание. Оно формировалось художественные вкусы и сам уровень образованности общества. Вырос интерес к беллетристике и научной литературе, а также к истории Античности. Книги печатались на языке. Появилась и венгерская драма.

Культура Чехии в эпоху национального возрождения

Особенности чешской культуры XV–XVI вв. были обусловлены исторические развитием. В XVI в. чешская готика занимала важное место в европейской художественной культуре, но в XV в. Чехия пережила гуситские войны и к XVI в. культурные связи ослабли, а затем стали столь незначительными, что ренессансные тенденции проникали в чешскую культуру с трудом, как и сами идеи гуманизма. Некоторое влияние раннего итальянского Возрождения обнаруживается в середине XVI в. во время правления императора Священной Римской империи и чешского народа Карла IV. В Чехию приезжает Петрарка, а при дворе складывается кружок чешских интеллектуалов – поклонников итальянской культуры.

В придворных кругах пропагандируется также чешский язык, его приравнивают к латыни. Реформационное движение, которое проповедовал великий чешский проповедник Ян Гус, распространяется по всей стране. Сторонников Ян Гуса называли «чашниками», так как они считали что миряне должны причащаться вином из чаши так же, как и священники. Однако с Яном Гусом жестоко расправились в 1415 г., а его учение превратилось в широкое социально-политическое движение. «Гусизм с точки зрения идеологии и культуры был чисто средневековым явлением».

На первое место в культуре выходили поэзия и исторические хроники: чешский язык стал основным во всех сферах, включая и богослужение.

Во второй половине XV в. усиливаются гуманистические связи с Италией. Однако активное восприятие возрожденческих тенденций в Чехии начинается позже, когда на первый план выходит проблема создания национальной культуры. Переводятся на чешский язык Плавт, Тееренций, Цицерон, популярным становиться Эразм Роттердамский, намечается новые тенденции и в чешской словесности. «Специфика чешского гуманизма состояла в том, что не личность была центром мира, а служение личности на благо коллектива…».

Повышается роль чешской школы, народного образования. В лоне педагогики развивается учение Яна Амоса Коменского. В изобразительном искусстве и архитектору все чаще появляются отдельные черты итальянской школы. Положение изменяется с приходом на чешский трон Габсбургов (1526). Преображается облик городов – жилые здания перестраиваются, в них появляются черты, близкие итальянскому Возрождению.

К середине XVI в. возрастает роль чешских просветлей и книгоиздателей, особый интерес проявляется к истории – издается множество произведений исторического характера. Одновременно расцветает декоративно-прикладное искусство и музыка: хоровое пение, инструментальная музыка.

Рудольф II подает пример аристократии, коллекционируя картины и другие предметы искусства. Это способствует созданию общей культурной и другие предметы искусства. Это способствует созданию общей культурной атмосферы и помогает формированию идей в разных областях культуры.


Заключение

 

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественные произведения наиболее полно выражают и идеал гармонического мира, и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в период Раннего, высшего и Позднего Возрождения. Для литературы Раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, прославляющего предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы. В период Позднего Возрождения развиваются жанры романа и драмы, основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.

Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получает яркое выражение в театральном искусстве, испытывающем значительное влияние античной драматургии. Для него характерен интерес к внутреннему миру человека, наделенного яркой индивидуальностью. В театре эпохи Возрождения развиваются традиции народного искусства, сочетаются трагические и комические элементы, как в театре Италии, Испании, Англии. В XVI веке в Италии развивается импровизационная комедия дель арте. Наивысшего расцвета достигло театральное искусство Возрождения в творчестве Шекспира.

Профессиональная музыка в эпоху Возрождения проникается новым гуманистическим мироощущением, перестает быть чисто церковным искусством и испытывает влияние народной музыки. Появляются различные жанры светского музыкального искусства – фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, распространившийся из Италии на все европейские страны. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на органе, лютне. Завершают эпоху Возрождения появление новых музыкальных жанров – сольных песен, оперы, ораторий.

Наиболее полно идеалы Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись, причем живопись в этот период выходит на первый план, оттеснив архитектуру. Это объясняется тем, что у живописи было больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие.

Характерная черта культуры Возрождения – тесная связь науки и искусства. Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научному знанию. Вырабатывается новая система художественного видения мира. Художники Возрождения разрабатывают принципы линейной перспективы. Это открытие помогло расширить круг изображаемых явлений, включить в живописное пространство пейзаж, архитектуру, превратив картину в своеобразное окно в мир. Соединение ученого и художника в одной творческой личности было возможно только в эпоху Ренессанса. Титаны Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, величайшие художники-ученые, воплотили характерные черты Ренессанса – универсальность, разносторонность, творческую одаренность. В эпоху Возрождения зарождаются и развиваются новые стили и направления, во многом определившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее развитие.

 

 


Список литературы

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. – М., 1995

2. Лазарев В.Н. Происхождения итальянского Возрождения. Т. 1 – 3. – М., 1965–1979.

3. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Возрождения. – М., 1999

4. Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения. – М., 1992

5. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасов Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. – СПб.: Питер, 2006

6. Марковой А.Н. Культурология: Учеб. Пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

7. Драча Г.В. История мировой культуры (мировых цивилизаций). – изд. 6-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...