Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология самоконструирования в пространстве психологического времени.




Психологическое время является ключевой составляющей человеческой жизни. Самоконструирование в пространстве психологического времени раскрывается в тезисе: вы живете так, как вы обращаетесь со своим временем.

У каждого человека вырабатывается свое отношение к понятию «время». Это один из стереотипов, которым человек научается за свою жизнь. Одни люди приучаются высоко ценить традиции и устоявшиеся нормы, и их жизнь оказывается тесно связана с прошлым («ориентация в прошлое»). Другие спешат ставить перед собой все новые и новые цели и постоянно стремятся к ним. Они живут, думая только о следующем дне («ориентация в будущее»). Третьи живут под напором повседневной рутины, сосредоточиваются на том, чтобы просто справиться с текущими делами. Философия «жить сегодняшним днем» называется «ориентацией на настоящее». Чрезмерная концентрация только на прошлом или настоящем может стать причиной депрессии [12, с. 125].

Время — наиважнейший элемент в организации жизненного опыта человека. Конструируя в пространстве своего будущего, следует исходить из того, что оно вероятностно. Поэтому нужно выделять и рассматривать разные пути решения задач в будущем. Для этого можно помещать в свое будущее символы, ориентиры достижений, жизненные ценности, т. е. психологические знаки, предполагающие оптимальные направления продвижения. Свое будущее следует представлять в качестве возможности, а не факта. Обязательно нужно выделять несколько

432 Глава 1 3. Человек как активным субъект своей жизнедеятельности

направлении предполагаемого движения, чтооы не оказаться связанным единственным «верным» путем.

Строгое следование ранее задуманному плану ставит человека в ситуацию отсутствия выбора, что может привести к стрессу или депрессии.

Один из эффективных приемов, усиливающих данную пснхотех-нологпю, — формирование особых («измененных», трансовых) состояний сознания, получивших название медитативных (медитация, эриксонианский гипноз и другие недирективные методы). При этом изменяются физиологические процессы организма, гормональная активность, ЭЭГ головного мозга, метаболизм в целом.

Такие психотехники позволяют человеку выйти за пределы обычного состояния и осознать, что принятые в физическом мире представления о пространстве и времени условны и относительны. Новый опыт восприятия пространства и времени позволяет человеку освободиться от ограничений трехмерного мира повседневной жизни и испытать ощущение безвременности. Психологически это действует как восстановительный потенциал. Психика эффективно избавляется от накопившихся отрицательных впечатлений; мозг не заполнен мыслями о прошлом или будущем и в нем нет волнений, негативных мыслей, предчувствий, разочарований.

В философских учениях Востока медитация означает многое: взгляд вовнутрь, спокойное самонаблюдение, рефлексию и осознание самого себя, осознанность сознания, беспристрастное наблюдение потока меняющихся мыслей, ощущений, влечений и видений до тех пор, пока не распознается их природа и источник.

Но это только первые шаги. На последующих стадиях «практикующий меняет роль интеллектуального наблюдателя на роль испытывающего более глубокую реальность, а именно: вневременной и универсальный источник всех феноменов, которые можно наблюдать при созерцании потока сознания» [12, с. 135].

Парадигмы психологии труда

История науки — это история колебательных процессов смены ее парадигм. В естественных науках можно выделить две основные мета-парадигмы, которые образно были названы «линия Демокрита» (материализм) и «линия Платона» (идеализм).

В конце XX в. на процессы практики, теории и методологии психологии труда активно влияли общие тенденции изменений соци-

Практические задания 433

альных и культурных ценностей, коснувшиеся всех гуманитарных наук. В конце столетия, как и в его начале, в психологии доминирует «линия Платона»: психофизиология, психогенетнка, психофизика все более оттесняются на периферию науки, их статус занижается, уважение к научным фактам все чаще подменяется «декларацией о намерениях».

Напротив, принципы гуманистической психологии к концу XX в. утвердились среди ее самых «технических» родственниц. Достаточно обратить внимание лишь на изменения названий монографий ведущих специалистов в области психологии труда, изданных в 1997— 2002 гг. (В. А. Бодрова, А. А. Деркача, Е. М. Ивановой, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Н. С. Пряжникова, Ю. К. Стрелкова и др.). Явно просматриваются новые тенденции расширения интерпретации учеными-психологами содержания феномена «труд человека».

В ряде случаев мы встречаем и элементы зкзистенционального подхода к проблеме «человек в системе трудовой деятельности». На рубеже веков в общей психологии и других ее ветвях активно пересматривается понимание человека как субъекта, как личности, как индивидуальности, мира и пространства его ценностей и смыслов.

Параллельно с этим четко вырисовываются тенденции создания «индустрии психотехнологий», обещающих быстрое и эффективное обучение всему и вся, быстрый и неограниченный успех в жизни всем, всем, всем.

Вопросы

1. Изменился ли, и если да, то как и насколько, человек как субъект труда за последнее столетие?

2. Как изменилось понимание сущности человека в гуманистических науках за тот же период?

3. Каковы реальные перспективы дальнейшего генезиса человека как субъекта труда?

4. В чем состоят ключевые механизмы психотехнологий самоменеджмента?

Практические задания

1. Составить план-проспект выступления Президента США (премьер-министра Великобритании, главы Православной церкви, Папы Римского) но поводу одного из важных политических событий.

434 Глава 1 3. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности

2. Сравните ваши тезисы с основными положениями речи главы государства (церкви). Выделить элементы сходства и отличия.

3. Освоить одну из психотехник. Провести эксперимент. Сравнить результаты запланированной практической деятельности до и после использования психотехники. Сделать выводы.

Литература

Абульханова К. А. Время жизни и время личности. СПб., 2001.

Бакштапский В. Л., Жданов О. И. 10 000 дней: менеджмент жизни. М., 2001.

Базылевич Т. Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М., 1998.

Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М, 2001.

Брушлинский А. В. Психология субъекта / Отв. ред. В. В. Знаков. М.; СПб., ' 2003.

Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спорте. М., 1981.

Деркач А. А. Методолого-прнкладные основы акмеологических исследований. М, 1999.

Иванова Е. М. Психотехнологня изучения человека в трудовой деятельности. М„ 1992.

Климов Е. А. Психология профессионала. М, 1996.

Леонтьев Д. А. Психология смысла. М, 1999.

Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектностн. Ростов-на-Дону, 1996.

Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М., 1997.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М, 2001.

Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.

 

Глава 14

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...