Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы увлечений. Индивидуализация. Наблюдения




Типы увлечений

 

Увлечения подростков разнообразны, но в то же время достаточно типичны и поддаются классификации. Помимо распространенных увлечений футболом, хоккеем, мотоспортом, автомашинами, компьютерами, поп– и рок-музыкой, А. Е. Личко и Ю. А. Строцкий в своей рабочей классификации, основанной «на стремлении разобраться в мотивах, толкающих на то или иное увлечение», приводят следующие типы увлечений подростков:

интеллектуально-эстетические, основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу – музыке, рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов и т. д., сюда же относится изобретательство и конструирование;

– телесно-мануальные – связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах;

– лидерские увлечения – поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать, направлять других;

– накопительские увлечения представляют собой коллекционирование во всех видах;

– эгоцентрические – любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например, художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные занятия;

– азартные увлечения – картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;

информативно-коммуникативные увлечения связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не требующую критической переработки.

Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.

 

 

Индивидуализация

 

Индивидуальные особенности человека, обусловливающие вариативность его поведения, обнаруживаются очень рано. Из-за ограничений, связанных с объемом текста данного издания и большей важности общих закономерностей поведения детей, мы не касались проблемы их индивидуальной специфичности в младших возрастах.

Между тем уже на первом году жизни у ребенка отмечаются выраженные индивидуальные различия. Например, в реакциях «устремления» к игрушке, предмету или другому человеку, в стремлении ребенка либо к «самостоятельности» в овладении и манипулировании предметами, либо к обращению за помощью взрослого (Овчинникова Т. Н., 1987).

Различия в поведении детей стимулируют и различные реакции окружающих, что в итоге приводит к формированию предпочитаемых форм и сфер активности ребенка. «Сочетание генетических, „опытно-практических“ и социально-оценочных (социально-стимулирующих, социально-организационных) факторов приводит к тому, что в результате обобщения индивидуального опыта адаптации у ребенка возникает избирательное отношение к определенным видам деятельности и социальных взаимодействий, то есть они приобретают особую индивидуальную значимость» (Щербаков Н. Ю., 1998, с. 28).

Однако наиболее важным результатом процесса индивидуализации является то, что на основе этой индивидуальной значимости различных видов деятельности и социальных взаимодействий у ребенка «начинает формироваться „чувство особости социального Я“ – представление о « Я » как субъекте индивидуально и вместе с тем социально значимой активности, которое в дальнейшем становится своеобразным организующим центром индивидуальности» (там же, с. 28).

Важным здесь является то, что развивающийся субъект как источник активности сам оказывает влияние на формирование этого чувства «особого Я».

 

 

Наблюдения

По данным Н. И. Непомнящей, большей сформированности «особого Я» способствуют: «высокая общая активность ребенка, избирательность его побуждений, стремление к успеху в определенных видах деятельности и отношений, стремление к самостоятельности в овладении доступными на данном этапе развития умениями.

Меньшей сформированности, диффузности и неустойчивости „особого Я“ соответствуют: пассивность (реактивность) поведения ребенка, „потребительский“ характер его интересов (насыщение, комфорт, развлечения и т. п. ), отсутствие избирательности побуждений, ожидание инициативы и помощи со стороны других» (цит. по: Щербаков Н. Ю., 1998, с. 29).

 

Характер взаимодействий ребенка с социальной средой в процессе его взросления все больше индивидуализируется, определяясь субъектным опытом , который представляет собой условие реализации субъектной активности.

Помимо прочего субъектный опыт состоит из следующих компонентов:

– опыт привычной активизации, который ориентирует субъекта в собственных возможностях;

– операциональный опыт, объединяющий конкретные средства взаимодействия с миром;

– опыт сотрудничества, который способствует объединению усилий в достижении результата деятельности (Осницкий А. К., 1996).

В подростковом возрасте увеличивающаяся потребность в автономии приводит «к резкому повышению вариативности социального поведения», что проявляется в самом образе жизни подростка (Щербаков Н. Ю., 1998).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...