Представление о содержании культурно-досуговой деятельности
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание Введение Глава 1. Культурно-досуговая деятельность 1.1 Представление о содержании культурно-досуговой деятельности 1.2 Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека 1.3 Социальная стратифицированность досуговых занятий и предпочтений Глава 2. Реализация системы досуговой деятельности с пожилыми гражданами 2.1 Характеристика работы Муниципального бюджетного учреждения Дома культуры "Строитель" в области досуга людей старшего поколения 2.2 Проект создания клуба общения "оптимисты" Заключение Список литературы Введение
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Прекращая трудовую деятельность, снижается уровень материального благополучия у людей, при этом с возрастом ухудшается здоровье, слабеет память, сужается круг общения (постепенно уходят из жизни ровесники, дети и родственники постоянно заняты своими семьями). Тем не менее, отметим, что экономическая ситуация в России побуждает пожилых людей активизировать свою позицию, жить более насыщенной жизнью, работать и после наступления пенсионного возраста. Поэтому очень важно, чтобы общество, учитывая все экономические, политические и демографические факторы, способствовало продлению активной трудовой деятельности пожилых людей. При написании данной работы нами использованы статьи Конституции Российской Федерации и основы Законодательства Российской Федерации о культуре. Вопросы социальной работы и досуга населения рассматриваются в работах Л.И. Анциферовой и Е.И. Холостовой. Также использована учебная литература Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, Ю.А. Стрельцова.
Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встаёт проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям о комфорте и безопасности. Проблема исследования На сегодняшний день многие пожилые люди испытывают чувство одиночества. Поэтому так важно, чтобы человек, независимо от своего возраста, социального и материального положения чувствовал себя нужным другим. И здесь очень важна психологическая поддержка престарелых людей. Потому создание клуба общения "Оптимисты" нацеливается на преодоление комплексов и переживаний людей преклонного возраста, связанных с потерей социальной активности и страхами остаться один на один со своим возрастом и неизбежными болезнями. Объектом исследования данной работы является культура и досуг для общесоциальных групп. Предметом исследования данной работы являются пожилые люди как особая категория граждан. Цель данной работы - рассмотреть формы и методы досуга пожилых людей, а также разработать основные этапы проекта по созданию клуба общения "Оптимисты" для пожилых людей. Задачи данной работы заключаются в следующем: · Раскрыть сущность понятия "культурно-досуговая деятельность". · Определить функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека · Рассмотреть специфику досуговых занятий и предпочтений различных групп населения. · Дать общую характеристику работы в области досуга людей старшего поколения Муниципального бюджетного учреждения Дома культуры "Строитель"
· Разработать основные этапы создания клуба общения "Оптимисты" Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: ¾ теоретический анализ специализированной литературы, нормативно - правовых документов, Устава МБУ ДК "Строитель" и информационных отчетов о достижениях и проблемах за 2010 и 2011 гг. ¾ Опрос, анкетирование, проектирование. Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом изучении проблем досуга пожилых людей. Теоретическое обоснование работы: заключается в изучении работ авторов Л.И. Анциферовой и Е.И. Холостовой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, Ю.А. Стрельцова и др. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы: при разработке программ социальной поддержки пожилых людей; для дальнейшего использования в практике культурно - досуговых учреждений по работе с пожилыми людьми. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. культурный досуг пожилой человек Глава 1. Культурно-досуговая деятельность
Представление о содержании культурно-досуговой деятельности
В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется "внешний" социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга. [2, с145] Категория содержания досуга при всей ее многомерности и инвариантности всегда сохраняет свою изначальную заданность, целевой характер и адекватность назначению досуга. [2, с146] Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. [2, с148]
Проблема досуга как социально-культурной категории не относится к ряду извечных проблем человечества. Она возникла в определенную историческую эпоху в связи с распадом традиционного ритуализированного отношения к работе и отдыху, праздникам и будням. [6, с105] Не ставя своей задачей дать полный анализ развития понятия "досуг", заметим лишь, что осмысление историко-культурных основ просветительства и досуга в России, теории социально-культурной деятельности, в том числе культурно-досуговой, ориентирует нас на исследование этого явления в его историческом аспекте, на поиски исходного значения понятия "досуг". [2, с151] Слово "досуг" со значением свободного или удобного времени (по досугу - по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века. В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово "досуг" трактуется довольно широко и означает время, достаточное для достижения какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безделье. [2, с151] В "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даля читаем: "Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела". Следовательно, уже в XIX веке слово "досуг" имело современное нам толкование. Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы, приводимые В.И. Далем: "Был бы друг, будет и досуг"; "Работе время, а досугу час" и др. [2, с152] Но здесь же мы находим и производное от этого слова: "Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки". Здесь досуг предполагает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время. У древних славян слово "досуг" происходило от глагола "досягать" - достигать чего-либо, на что требуются усилия.
Близкое толкование слова "досуг" мы находим и в современном словаре русского языка СИ. Ожегова: "Досуг - свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (в св. вр.); досужий - свободный от дела, праздный. Досужее время. Появляющийся на досуге, от безделья. Досужие мысли. Досужие сплетни". [2, с152] Вряд ли правомерно отождествлять досуг с бездельем. Если; "безделье - мать всех пороков", то досуг несет в себе через особым образом организованное общение глубокий социальный, часто педагогический, смысл, имеет культурно-образовательное, развивающее назначение. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия. Об этом свидетельствует опыт изучения традиционных национальных культур. [2, с154] Досуг - это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере "размывается". Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастным стратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельное население (производительная сила общества), поколение, по возрасту вышедшее "на заслуженный отдых". [2, с155] Главное в досуге - гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам. "Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В культурно - досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки", - так определяет это ключевое понятие один из ученых. [7, с31] Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: "усилие - расслабление", "работа - отдых", "утомляющий вид активности - восстанавливающий вид активности" и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.
Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа: ü первичные, или врожденные, - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.; ü социальные - потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.; ü культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др. Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др. В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др. Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются: ü непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности; ü осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в это время оказывается в фокусе его внимания; ü его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе. Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис - словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом. Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации. Укажем еще одну особенность содержательного досуга - восприятие произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному - с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени. В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток. Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время - это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры - весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|