Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура Московского государства в конце XV - XVI веках

Курсовая работа

 


План

 

Введение

Глава I. Искусство Московского государства в конце XV- XVI веках:

. Русская каменная архитектура

. Живопись

. Музыкальная культура

Глава II. Книжная культура России

. Рукописные книги

. Становление и развитие книгопечатания

. Литературные памятники Московского государства

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

В конце XV веке на политическую арену выходит новое Московское государство. После многовекового монгольского гнёта начинается бурный расцвет России во всех сферах жизни. Историки отмечают подъём экономических, политических и культурных сил страны. Владимир Соловьев писал: «Появление в XV веке на карте мира огромного государства- России - явление не только политического, историко- географического, но и культурного порядка»

Именно в XV веке начинается объединение русских земель вокруг Москвы. Этот этап характеризуется сосредоточением власти князя и превращение её в деспотическую. Уставший от многочисленных феодальных войн, народ не сопротивлялся такому виду правления. Необходимо было восстанавливать культуру Руси и формировать новую культуру Московского государства.

Отголоски победы на Куликовом поле вызвали подъём патриотических сил и становление самосознания русского народа. И в русской культуре начинается новый период, когда происходит восстановление многих видов искусства, развитие новых жанров в литературе и многих других видов духовной деятельности. Затем эта тенденция была продолжена в правление Ивана Грозного.

Многие ученые изучали период формирования Русского государства. Это такие видные деятели науки, как Д.С. Лихачев, В. Соловьёв, М.Н. Тихомиров и многие другие.

Наша задача состоит в анализе уже изученного материала по культуре Русского государства, а так же в общем обзоре культурных процессов того времени.

В этом исследовании необходимо выяснить: во-первых, особенности русской культуры в послемонгольский период. Во-вторых, проследить развитие различных жанров архитектуры, иконописи. И в- третьих, проследить, переход от рукописной книги на Руси к книгопечатанию.

Так же, следует, подробнее остановится на музыкальной культуре Московского государства, так как этот аспект затрагивался учеными в меньшей степени.

Объектом следует выделить культуру Московского государства в период становления и централизации.

Предметом исследования станет развитие культуры России в послемонгольский период.

Целью данного исследования является процесс развития культуры Московского государства в период после падения монгольского ига и до конца правления Ивана IV.

 


Глава I. Искусство Московского государства в конце XV- XVI веках:

 

) русская каменная архитектура

 

После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. В период ига князья не решались строить каменные церкви и храмы, опасаясь набегов со стороны татар.

Но как только Москва сбросила гнет монголо-татарского ига, возникла необходимость в возрождении форм монументального митрополичьего жанра.

Строительство каменных храмовых комплексов широко развернулось именно в период складывания централизованного Московского государства. Московским князьям необходима была поддержка церкви в процессе объединения страны с центром в Москве. Именно поэтому, московские великие князья, обстраивая свою столицу, хотели, чтобы она не уступала во внешнем облике Владимиру, где даже после нашествия сохранились соборы построенные в митрополичьем жанре, и на первых порах брали оттуда мастеров для сооружения в ней церквей, монастырей и других зданий. Первые храмы возведенные в Москве и её окрестностях этими мастерами, а также призванными из Новгорода и Пскова, - Спас-на-Бору, первоначальные кремлевские соборы Успенский собор в Звенигороде, Рождественская церковь в Саввинском монастыре, там же собор Троицко-Сергиевской Лавры и прочее- были вполне владимиро- суздальского типа и строились из белого камня.Со вступлением на великокняжеский престол Ивана Третьего начинается эпоха самодержавного могущества московских князей и вместе с ним расцвет московского государства.

Присоединив к своей отчине обширные земли, перестав быть ханским данником и женившись на греческой принцессе, отпрыске византийских императоров, Иван считал необходимым окружить себя подобающим величием и украсить свою резиденцию на славу. Значение Москвы росло, а это потребовало своего художественного воплощения в монументальных произведениях искусства. Родилась мысль о перестройке Кремля. Его заново отстроенные здания, в первую очередь Успенский собор, должны были отразить силу, могущество и величие нового государства.

Успенский собор, построенный ещё при Иване Калите, стал слишком тесен при увеличивавшемся населении Москвы, обветшал и грозил падением; надо было вместо него соорудить новый, более роскошный храм. Исполнение этого мероприятия было возложено на московских мастеров Ивана Кривцова и Мышкина; но они оказались несостоятельными: едва довели стройку до сводов, часть её обрушилась.

Чтобы пособить беде, приглашены были псковские зодчие, но они не решились взяться за исправления. Тогда великий князь последовал совету своей жены, воспитанной в Италии, вызвал из этой страны Аристотеля Фиораванти. Ему было поручено, если возможно, поправить и завершить работу московских мастеров. Однако всё это было разрушено, и на месте был построен собор, подобно Успенскому собору во Владимире. Как пишет «Софийская вторая летопись»: «старую церковь он разбил таким образом: поставил три бревна и соединил их верхние концы, дубовый брус повесил на веревке посреди них поперек, а его конец оковал железным обручем и, раскачивая, разбил стены, а другие стены разобрал снизу и поставил поленья, всё поставил на поленья, зажег поленья, и стены упали. Удивительно было видеть: что три года делали, он развалил в одну неделю…В том же году [1476] Аристотель достроил Успенский собор до кивотов, идущих вокруг собора; внутри стен положил скрепы железные на стержнях и между столбами, где в наших церквях дубовые брусья, всюду заложил кованое железо…» Гармония внешних форм храма находит себе полное соответствие в его внутреннем облике. Ясность величественного белокаменного массива сочетается со свободным, насыщенным светом и воздухом пространством. По-видимому, особенности реальных форм архитектуры московского Успенского собора скорее говорят о светских чертах здания, передают государственную идею единства, силы и могущества России, нежели церковные, несколько отвлеченные представления о значении величия православия.

М.Н. Тихомиров писал: «Русские матера, работавшие по указанию Аристотеля, создали новое поколение архитекторов, вооруженных европейскими строительными знаниями, но далеких от рабского подражания чужеземному.»

В начале 16 века Алевизом Новым был отстроен Архангельский собор- усыпальница московских князей. Его наружное архитектурное убранство было совершенно новым. Вместо строгих величественных форм, свойственным предшествующим памятникам русского зодчества, Алевиз украсил стены своего здания пышными венецианскими деталями ордерной архитектуры. Применённое Алевизом убранство преследовало ту же цель прославления московских великих князей как деятелей и собирателей Русской земли.

В каменном зодчестве Москвы на исходе 15 века стали проявляться светские черты, отразившие значение и могущество государства. Эти черты внесли новое в русскую архитектуру. Следует отметить, что формы московских соборов сделались излюбленными - их часто применяли при постройке храмов в городах и монастырях.

Крестовокупольная система храма, воспринятая от Византии, подверглась коренной переработке, а затем была заменена в основных произведениях эпохи новыми типами- посадскими храмами и каменными шатровыми церквями.

В 1514 году были построены первые новые каменные посадские храмы. они возводились под руководством Алевиза Фрязина. Посадские церкви были возведены из кирпича, который стал распространяться именно в начале 16 века. Яркими примерами того времени были церковь Успения в Старом Симонове и храм Владимира в Ивановском монастыре. Здесь ещё видно воздействие архитектуры московских построек, однако были и существенные изменения в конструкции храма: уменьшилась конструкция храма и отсутствовали столпы. Однако система сводчатого перекрытия храма сохранялась. На примере рассмотренных храмов можно увидеть некоторые изменения: изменён крестовокупольный храм, большее внимание уделяется декоративности, архитектурным деталям. Появляются народные и светские мотивы, сочетающиеся с церковными изображениями.

Первое упоминание о шатровом верхе относиться к колокольне Богородице- Рождественского монастыря в Тихвине. Год её постройки совпадает с постройкой собора Василия Блаженного в Москве. Однако следует отметить, что церковь Вознесения в селе Коломенское так же относится к шатровому зодчеству. Она построена в 1532 году по указанию Василия III. «Зело чудна высотою и красотою и светлостию, таковы не бывали прежде сего на Руси,»- так отзывались современники об этой церкви.

Таким образом, развитие монументальной шатровой каменной архитектуры вполне отвечало становлению Московского государства в 16 веке. многие из памятников шатровой архитектуры были построены в память об одержанных победах или утверждавшие силу нового государства. Следовательно, новые памятники, созданные в середине 16 века, выражали славу молодого государства, исходили в своей композиции из светской архитектурной формы каменного шатрового храма. Шатровое зодчество возникает как качественно новое явление, хотя и отталкивается от предшествующих достижений русского зодчества. Это крупнейший перелом в развитии русского зодчества, почти полный разрыв с системой крестовокупольного храма.

 

) живопись

 

В период формирования Московского государства огромное внимание уделялось не только архитектуре, но и живописи. Время правления Ивана III, было особым периодом в развитии иконографического искусства.В средние века иконы почитались везде и всюду.

«Домострой» наставлял:

«Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа, на иконах писанные, их украсив, и поставить светильники, в которых во время молебствия перед святыми образами зажигаются свечи, а после служения- гасятся, закрываются занавеской от грязи и пыли, строго ради порядка и для сохранности».

Иконописное искусство периода XV-XVI веков начинается с творчества Андрея Рублёва. Рублёв вырос в годы, озарённые великой победой нашего народа на Куликовом поле. Ореол этой победы был над Московским государством. В это время начинается подъём патриотических сил. Именно это очень сильно повлияло на работы Рублёва. Самой известной из его работ была икона «Троица». Рублёв, в отличие от византийских художников, которые передавали легенду в подробностях, сосредоточил свое внимание на главном. В чаше, вокруг которого восседают три ангела,- голова жертвенного тельца, прообраза евангельского агнца, символа жертвенности Христа во имя любви и спасения человеческого рода. Из Стоглава:«Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублёв и прочии пресловущии живописцы…».

Следующим выдающимся иконописцем был Дионисий. П.П. Муратов писал, что на берегу небольшого озера Белозерского края, в Ферапонтовом монастыре, расположенном среди песчаных холмов и лесных просторов, каким-то чудом «сохранился замечательнейший и прекраснейший из всех известных до сей поры памятник древнерусской живописи- фрески, исполненные… Дионисием иконником.» Самой известной его работой была икона «Митрополит Алексий с житием». Сюжеты клейм, которые окружают икону, призваны восславить деятельность московского иерарха на пользу государства Российского и Русской православной церкви.

Замечательное произведение Дионисия - роспись храма Рождества богоматери Ферапонтова монастыря. Эти фрески имеют некоторые особенности: фигуры удлинены, грациозны. В подвижниках- воинах заметны светская элегантность, утонченность особое благородство. На иконах выражается стремление к пышности, торжественности, что отвечало вкусам двора Ивана III.

«Творчество Дионисия,- пишет Лазарев, -сыграло огромную роль в истории древнерусской живописи… С Дионисием парадное, праздничное, торжественное искусство Москвы, стало на Руси ведущим. На него стали ориентироваться все города, ему начали подражать…»

В конце XV века развивается жанр миниатюр. Он приобретает новые черты. В миниатюрах теперь появляется объём, с помощью белил высветляется гамма, что, конечно, утяжеляет форму рисунка. Г.В. Попов пишет: «Удлиненные, изысканные формы… их позы просты и естественны, но эти качества усиливают впечатление…» Самой интересной миниатюрой считается Прохор, записывающий евангельский текст под диктовку Иоанна Богослова. Архитектурный фон, пейзаж здесь передают настроение, характер героев.

Переломным памятником в художественном оформлении московских рукописей явилась «Буслаевская Псалтырь»1480-х годов. В миниатюрах этого произведения прослеживаются ярко выраженные черты западноевропейских и восточных мотивов.

Если первые миниатюры отличались от икон, то теперь в конце XV века миниатюры делаются к богослужебным книгам и сильно похожи на иконы.

Пик иконографического искусства пришелся на период правления Иоанна IV. Живопись этого века развивает тенденции, начатые в прошлом столетии. В живописи начинают преобладать элементы рассказа. Но в то же время, теряется тот высокий строй образов, который был характерен для искусства Дионисия и Андрея Рублева.

Широкое распространение получает иллюстрация притч. Интерес к бытовым подробностям проявляется в книжных миниатюрах в «Житии Николая Чудотворца», «Летописном своде».

Характерно, что в это время обнаруживается сознательное стремление великих князей и царей подчинить живопись государственным задачам. Эти черты проявляются в иконе «Церковь воинствующая»(1552), написанной в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного. Возможно это уже не икона, а картина. Она и предназначена была для апартаментов царя. Художник помещает на картину воинство Ивана. Позы и жесты воинов очень убедительны, отмечены особенности вооружения, более реалистичен пейзаж.

Живопись в этот период развивается, как и другие виды искусства. Происходит постепенный переход от церковной живописи к светской. Появление парсуны в конце XVI века очень наглядно это иллюстрирует. Прослеживается стремление власти к подчинению живописи своим интересам. Это немаловажно, так как государи добивались величия и прославления России, а наряду с другими жанрами искусства, живопись могла это выполнить эту задачу. Постепенный переход к светской живописи, то есть отход от иконографии показывает подчинение церкви. Таким образом на примере живописи можно увидеть, что государство занимает теперь главенствующие позиции, и светское начало постепенно начинает преобладать над духовным, церковным.

 

) музыкальная культура России

 

Процессы связанные с развитием культуры в XV-XVI веках сказывались на различных её областях. В том числе и на музыке. Можно проследить, как обогащение старых жанров, так и появление новых. Музыка продолжала развиваться в рамках средневековой культуры и над ней по прежнему тяготело господство религиозно-догматических представлений. Светское искусство преследовалось и обличалось как греховное, противное духу христианского благочестия.

Под влиянием исторического прошлого окончательно оформились некоторые эпические жанры музыки. Именно в конце XV-XVI веках происходит систематизация былинного эпоса, отдельные сюжеты былин складываются в единое целое. Все события группируются вокруг наделённого легендарными чертами киевского князя Владимира Святого.

Наряду с этим складывается новый жанр исторических песен. Они несколько отличались от былин: историческая песня воспроизводит подлинные, действительные события, предавая их с большей точностью, не используя гиперболизированных героев- богатырей. Наиболее ранний цикл исторических песен связан с событиями царствования Ивана Грозного. Это песни о взятии Казани, о завоевании Ермаком Сибири, о некоторых сторонах личной жизни царя.

В конце XV века появляется ещё один новый жанр- протяжная лирическая песня. Некоторые ученые отмечали, что подобного типа песен не встречали ни у украинцев, ни у белорусов. Поэтому можно заключить, что именно в период формирования Московского государства она и появляется.

С развитием отношений России с другими странами, происходит знакомство с западноевропейской культурой. И, хотя церковь осуждала «бусурманские» обычаи отдельные элементы европейской культуры все-таки проникли в российский уклад. Так, при дворе московских князей и в домах знатных семейств появились музыкальные инструменты западного образца. Доказательством этого проникновения служат миниатюры «Книги Индикоплова», которая входит в состав Новгородской рукописи XVI века. Там встречаются миниатюры небольших по размеру органов с фигурами играющих на них людей.

Музыкальные инструменты, как и было сказано имелись не только при дворе государя, но и у некоторых европеизированных бояр. Так в описи имущества Строгановых указаны «цымбалы». Скорее всего здесь указывался клавесин.

Наряду со светской музыкой существовала и церковная, которая была более распространенной. Период XV-XVI был знаменательным и плодотворным для русского церковно- певческого искусства.

В это время происходит окончательное оформление особенностей церковного пения и появление певческих школ. Крупнейшей по значению была новгородская школа. Новгород ещё с XII века был ведущим певческим центром страны. Новгородские певцы внесли огромный вклад в развитие и укрепление общерусской певческой традиции.

Таким же крупным центром становится и Москва. Значительную роль в этом можно определить перенесением митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. В период централизации строятся новые кремлевские стены, церковные соборы и царские терема- это должно было придать величия внешнему облику столицы. Поэтому церковное пение становится предметом государственной заботы

Как отмечают исследователи, в Москве был создан хор, состоящий из лучших отборных мастеров певческого искусства, которые именовались государевыми певчими дьяками. Дьяки входили личный штат царя и сопровождали его в походах и парадных выездах.

Ученые спорят о дате возникновения этого хора, самые ранние упоминания о нём относятся еще к XIV веку, но Н.Ф. Финдейзен ставит образование государевых певчих дьяков в связь с широкой строительной деятельностью Ивана III, сооружением новых роскошных храмов, обширные пространства которых требовали достаточного по численности состава певцов.

Однако, кроме вышеупомянутых «государевых певчих дьяков», существовали еще и «патриаршие певчие дьяки». Они участвовали в богослужениях, на которых присутствовал патриарх и царь.

Следует отметить, что главной особенностью церковной музыки являлась многораспевность песнопений, нередко текст распевался множеством распевов.

Церковное пение развивал и сам грозный царь Иван IV. Он был автором двух сохранившихся литургических текстов. Известны данные, что в певческих рукописях XVII века сохранились две стихиры(с греч. стихотворение, многостишие) на слова Грозного, авторство которого устанавливается надписями: «Творение царя Иоанна деспота российского», «Творение царёво».

Следующим этапом развития церковной музыкальной культуры было появление трёхголосного пения. «Трехголосие осмысляется как триединое ангельское пение. Три голоса, сливаясь воедино, создавали образ ангельского пения, поэтому переход от средневековой монодии к многоголосию произошел достаточно органично. Он не вызывал сопротивления ни у представителей церкви, ни у певцов, ни у слушателей,»- писала исследователь русской музыкальной культуры Т.Ф. Владышевская.

Не стоит забывать и о мастерах церковного пения. Самыми известными в то время были Фёдор Крестьянин и Стефан Голыш, которые основали две крупнейшие школы церковного пения.

Государство завершает объединительную политику. Москва теперь не только политический, но и культурный центр. Развиваются многие сферы культуры, в том числе, и музыка. Начинает оформляться светская музыка. Это говорит о некотором отходе от церковной музыки. Но это не указывает на то, что существовали застойные процессы в певческой церковной культуре. Скорее наоборот. Факт перехода от монодии к трехголосию иллюстрирует развитие церковного пения. Однако к XVII веку появляются кардинальные перемены, а именно: происходит становление нового стиля церковной музыки. Это нововведение связано, прежде всего, с церковной реформой патриарха Никон.

 


2. Книжная культура России

 

) рукописные книги в России

 

После падения ига, России необходимо было возродить свое наследие. Повсеместно на территории Московского государства строились монастыри, храмы. В храмах восстанавливались книжные фонды и книги, без которых невозможно было проводить богослужение. По мере возвышения Московского княжества в Москве создаются первые государственные архивы, составляются обширные библиотеки.

Вообще, в России книголюбие приветствовалось и считалось одним из христианских добродетелей. Чтение книг было основной обязанностью духовенства. Эту идею развил в «Поучении игуменам, попам и диаконам» святой Петр, митрополит Московский. И именно отношение к книге в церкви во многом определила характер книжного производства вXIII- XV веках.

Неслучайно в XIV веке сам Сергий Радонежский высоко ценил книжные знания и считал их необходимым для совершенствования монахов. Иосиф Волоцкий в своих сочинениях писал, что вначале бедная обитель Сергия могла лишь позволить себе иметь только книги на бересте. Постепенно, поощрение Сергием книжного занятия иноков, привело к богатой просветительской книжной традиции.

Книги создавались монахами собственноручно. Однако, не только монахи в монастырях занимались этим, но и профессиональные писцы. В конце XV века в Москве возникают крупные рукописные мастерские с целым штатом писцов, переводчиков, редакторов, рисовальшиков, переплетчиков. В создании книги участвовало несколько человек. Во- первых, это сам переписчик, во-вторых, его помощники- ученики. Если писцов было много, то работу делили на части, и книга переписывалась частями.

Переписчики книг оставляли свои пометки в конце книги, которые являются не менее значимым источником, чем содержание самой книги.

Дело в том, что переписчик указывал не только имена заказчиков книги, но и процесс её создания, что тоже немало важно. Из этих данных можно узнать о социальном составе потребителей, и назначении книги: обетные(клятвенные), книги, как вклад в память об умерших.

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служили выделанная телячья или ягнячья кожа. Писали на пергаменте гусиным пером. Чернила изготавливались из ржавчины с добавлением коры деревьев. Чтобы защитить книгу от механических повреждений, ей делали переплет из двух досок, обтянутых кожей и делали богатый оклад. Для оклада использовались драгоценные камни и драгоценные металлы.

В 40-50-е годы XVI века сначала в Новгороде, а затем в Москве появились крупные мастерские по изготовлению икон и рукописных книг, организованные Сильвестром. Трудились по найму специально обученные люди. Об этом Сильвестр писал так: «В Новгороде, изде, на Москве, вскормих и вспоих до свершена возраста, изучих, хто чево достоин, многих грамоте и писати и пети, иных иконописна письма, иных книжного рукоделья…»

С середины XVI века появляются писцы- профессионалы, работавшие на городских площадях и потому получивших название «площадных». Профессиональные писцы переписывали книги на заказ и для продажи на рынке, получая за свою работу вознаграждение - могарыч.

Таким образом прослеживается технология изготовления рукописных книг. Если до конца XV века книга переписывались исключительно монахами в монастырях, то теперь изготовлением книги занимались специально обученные люди. Подводя итог развитию рукописного дела на Руси, можно отметить, что к XV веку наметился новый поворот в книжности. Постепенно внедряется бумага, вместо выделанной кожи. По подсчетам Л.М.Костюхиной доля бумажных книг составляла примерно 17-20%.

Замена рукописания книгопечатанием тоже не была кратковременной. Рукописные книги долго бытовали наряду с печатными. Их можно встретить и в конце XVI и в XVII веках.

 

) становление книгопечатания на Руси

 

Начало книгопечатания в России относят ко второй половине XVI века, и обычно связывают с именем Ивана Фёдорова. Однако, если подробнее изучить историю развития этого феномена, то можно опровергнуть данный факт. Прежде всего, следует указать предпосылки возникновения первых печатных книг на Руси.

Шла централизация и укрепление границ русского государства. Одновременно с расширением границ шло расширение церкви. Во вновь присоединенные земли Астраханского и Казанского царств, а в Сибирь посылали миссионеров- проповедников, повсеместно строили храмы и монастыри. И для новых церквей понадобились богослужебные книги в большем количестве, чем могло дать рукописное дело. Кроме того многие рукописные книги изобиловали неточностями и ошибками. На церковном соборе 1551 года Иван IV говорил: «Божественные книги писцы пишут с неправленых переводов, а написав, не правят же; опись к описи прибывает, и недописи, и точки непрямые».

Единственным способом устранить эти недостатки, был переход от рукописного производства книг к механическому.

Есть сведения, что попытки наладить книгопечатание в Московском государстве делались и на исходе XV века, но успехом не увенчались. Второй попыткой было приглашение в Москву иностранных печатников, но и эта попытка была неудачной. В 1552 г. приехал Ганс Миссенгейм, посланник датского короля Христиана III, но его заподозрили в пропаганде лютеранства. И он был выслан из страны.

Следующим этапом развития книгопечатания в стране было создание Анонимной типографии. Эта типография возникла в 1555 году. Известно, по крайней мере, четыре книги, которые вышли на свет в это время, то есть ранее первой датированной книги «Апостол». Однако, дальнейшая судьба типографии не известна, так как весь инвентарь исчез бесследно.

В течение года с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 при участии митрополита Макария был составлен и отредактирован текст книги, были отлиты шрифты и приготовлено необходимое оборудование.

Затем, уже в следующем году Федоров и Мстиславец издают «Часовник», это тоже богослужебная книга, как и «Апостол». После издания этой книги деятельность первопечатников в Москве прекращается. Ивана Федорова обвиняют в причастности к еретикам, и он был вынужден уехать из Москвы во Львов, где и продолжил свою деятельность. Там Федоров издает «Учительское Евангелие» (1569), «Псалтырь с Часосоловом» (1570), также выпускает, специально подготовленную книгу для детей «Азбука» (1574-1578). В Москве он оставил вместо себя учеников Никифора Тарасиева и Андроника Невежу. Они в 1568 году выпускают «Псалтырь». В 1571 году сильнейший пожар в Москве уничтожил Печатный двор. Однако, в 1577 году по указу Ивана Четвертого типография была организована в Александровской слободе. Всего в XVI веке на территории Московского государства было выпущено 19 изданий тиражом 1000-1200 экземпляров.

Первые печатные книги очень напоминали своих рукописных предшественниц: внешнее и внутреннее оформление повторяло допечатные образцы. Такие книги назывались «инкунабулы». И первое время люди настороженно относились к печатным книгам, но постепенно к ним привыкли.

На рубеже XV- XVI веков происходит постепенное внедрение печатной книги. Замена рукописных книг печатными привела к дальнейшему распространению книги на территории Московского государства. Производство книг механическим способом ускорило и облегчило их создание, а так же увеличилось общее количество книг. Для культурного роста России введение книгопечатания имело огромное значение. Пользоваться печатной книгой, хранить её было удобнее, чем рукописную, хотя переписка книг продолжалась ещё долгое время. Введение книгопечатания сказалось и на уровне грамотности на Руси. Теперь у людей появилась возможность читать книги, так как их становилось всё больше. Тематика книг становилась все более разнообразной. Появились новые жанры в литературе.

 

) литературные памятники Московского государства.

 

Русская литература всегда находилась на переднем крае национального, политического, культурного и художественного развития. В конце XV- XVI веках, когда происходило формирование Российского государства, литература сыграла немаловажную роль в этом процессе.

В течение XV появилось довольно много рассказов о путешествиях русских людей в чужие страны, которые, как правило, включались в летописи: Хожение Зосимы в Иерусалим в 1420, хожение во Флоренцию 1437-1440г, хожение за три моря Афанасия Никитина. Однако, рассказывая о различных странах, он постоянно сравнивал Русскую землю с увиденным. Писатели стали создавать образ новой усиливающейся, богатеющей и независимой Русской земли. По замечанию Лихачева, «характерною чертою русского культурного подъёма было особое внимание к государственным интересам страны».

Появляется новый жанр летописная повесть. В них рассказываются победы русского государства над татарами, тема борьбы за независимость очень часто поднимается в таких повестях. Например летописная повесть «О приходе безбожного царя Ахмата на Угру», в 1480 венчала длинный ряд летописных повестей о борьбе русских с ордынцами.

Образ освобожденной земли русской дан в двух известнейших произведениях посвященных Куликовской победе - «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».

Следующим этапом литературы стал XVI век. Книжники продолжали переписывать популярные произведения. Все более укрупнялся «Хронограф». Туда вставлялись почти все новые произведения историко- географического содержания: «Хожение»купца Василия Позднякова в Царьград, Иерусалим и Египет 1558-1561., «Хожение» купца Трифона Коробейникова, и мн. др..

К середине 16 века была предпринята попытка собрать все важнейшие произведения в единый многотомный сборник- «Великие Четьи Минеи». Работа над сборником длилась почти 20 лет под руководством митрополита Макария, но так и не была закончена.

В XVI веке появляются сочинения, в которых можно заметить обращение к государственно- русской тематике. Антибоярской направленностью отличалась «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Показательны произведения Ивана Семеновича Пересветова. Созданные им произведения - «Сказания о греческом царе Константине», «Сказание о греческих книгах», «Сказание о турецком царе Магомете - Салтане», предназначались прежде всего для царя и были написаны простым языком.

Для русской литературы эти призведения были существенно новы. Пересветов вовсе не старался изложить достоверные данные из жизни Византии, Турции. Эти сказания были некоторым политическим ходом. Он рисовал образ идеального государя. Он рассчитывал на непосредственное побуждение молодого царя к действиям. Многие произведения были похвалой самому царю.

Ученые выделяют несколько тем публицистики того периода. Во- первых, обличение еретиков. Иосиф Волоцкий в конце XV-XVI веков составил резкое «Сказание о новоявившейся ереси» новгородских еретиков., а затем и антиеретический сборник «Просветитель». Он призывал казнить их и осуждал их идеи об отделении от Руси. Во - вторых, был вопрос о землевладениях монастырей. Писатели разделились на два враждующих лагеря- на тех, кто защищал право церкви иметь церковное землевладение и на тех, кто это право отвергал. Их называли первых иосифлянами вторых нестяжателями. В-третьих, очень важной темой была тема крестьянства.нестяжатели описывали страдания крестьян, особенно монастырских, и бесчеловечие их хозяев. появилась серия сочинений неизвестного автора «Беседа Валаамских чудотворцев Сергия и Германа» обличавшая монахов. К тому же времени писатель Ермолай- Еразм подготовил трактат о необходимости облегчить положение крестьян. Этот трактат назывался «Благохотящим царём правительница и землемерие». Ещё одной важной темой была тема бытовая. Русский быт в XVI веке начал отражаться в поучениях на общеправославные темы. Например, яркие бытовые сцены рисовал «Домострой»- регламентировавший поведение мирянина и его домочадцев, многие другие бытовые вопросы.

В XVI век русское государство стало многонациональным и представления писателей о Руси постепенно превратились в представления о России. Широкий образ Росси отчетливо рисовался в ряде сочинений тех лет. Например? в это время развернулись в огромные произведения, вроде «Никоновской летописи», и даже перестали походить на летописи, составляя собой целые литературные повествования. К ним можно отнести «Степенную книгу» и «Историю о Казанском царстве».

В первой трети XVI века авторы высказывались о России в радостных тонах довольства, горделивости и создавали образ мощного Российского государства. В этом образе были воплощены идеи исключительного значения России как оплота и центра мирового православия. Так, например, монах Елиазарова монастыря Филофей обратился к Василию III с посланием, в котором разбирались догматические вопросы, но выводы делались политические. Филофей провозглашал: «…вся царства православныя христианския веры снидошася в твоё едино царство, един ты во всеи поднебесной христианом царь»; «…вся христьянская царства снидошася в твое едино царствие. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии»

Эту идею подхватили другие писатели. В 1511-1521 гг. бывший киевский митрополит Спиридон -Савва, составил историческую повесть, в которой доказывал, что род русских великих князей ведет своё начало от Римского кесаря Августа и что царские регалии русских князей принесены из Византиии. Так называемое «Сказание о князьях владимирских» развило эту идею связи римских кесарей и князей русских

Писатели XVI века рисовали картины того, как враги боятся России, русского войска. В сравнении с XVвеком такие описания более решительны. В XVI веке составлялись похвалы сначала князю Василию III, а затем и Ивану Грозному.

После завоевательных походов Ивана IV, появилась и соответствующая литература. К примеру, «История о Казанском царстве», рассказывалось о взаимоотношениях татар и русских ещё до нашествия Батыя, и эпизоды борьбы с татарами при Василии III и Иване IV.

В «Истории о Казанском царстве», как в произведении, выразившем основные идеи своего времени, содержалось некое предвидение будущего социально- общественного кризиса.

Внутренний кризис получил отражение в литературе 1560-1570-х годов. Власти неохотно допускали описание такого рода явлении. Этой темы касались в основном летописные книги, причем их изложение неоднократно редактировалось.

В Александровской слободе, куда перенес свою резиденцию Иван IV после введения опричнины, создавался гигантский «Лицевой летописный свод»(1568-1576гг).

Наиболее яркое отражение социальный кризис в стране получил в сочинениях А. Курбского, написанных после бегства за границу.

XVI век в литературе продолжил ту линию развития, которая сформировалась ещё в XV веке. Все больше и больше начинает в литературе появляться государственная тема и с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...