Классификация видов предприятий общественного питания
На сегодняшний день оказанием услуг общественного питания, как одним из видов предпринимательской деятельности, занимается громадное количество организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности в питании и проведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, а также по видам оказываемых услуг [3]. Тип предприятия общественного питания - это вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых потребителям услуг. В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №198 (далее ГОСТ Р 50762-95) установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания: · ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха; · бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары; · кафе – предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки; · столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
· закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием. Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания: · диетическая столовая - столовая, специализирующаяся в приготовлении и реализации блюд диетического питания; · столовая - раздаточная - столовая, реализующая готовую продукцию, получаемую от других организаций общественного питания; · буфет - структурное подразделение организации, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления. То есть, как видно из приведенного списка, классификация предприятий общественного питания зависит от таких факторов, как: · ассортимент реализуемой продукции и сложность ее приготовления; · техническая оснащенность предприятия общественного питания; · квалификация персонала; · качество и методы обслуживания; · виды предоставляемых услуг. Нужно отметить, что такие виды предприятий общепита как рестораны и бары подразделяются еще и на классы. Класс предприятия общественного питания – совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания [3]. При определении класса предприятия учитывают следующие факторы: · уровень обслуживания; · изысканность интерьера; · номенклатура предоставляемых услуг. Ресторан «класса люкс» - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий.
Обязательные требования: · вывеска световая с элементами оформления; · оформление залов и помещений с использованием изысканных декоративных элементов; · наличие эстрады и танцевальной площадки; · наличие банкетного зала и отдельных кабин; · система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности; · мебель повышенной комфортности, соответствующая интерьеру помещений; · столы с мягким покрытием; · кресла (диваны, банкетки) мягкие (в холле и вестибюле); · кресла мягкие с подлокотниками в обеденном зале; · металлическая посуда и столовые приборы из мельхиора, нейзильбера или нержавеющей стали; · фарфорофаянсовая посуда с монограммой или художественно – оформленная (допускается из керамики, дерева и т.п.); · сортовая стеклянная посуда из хрусталя, художественно оформленная посуда из выдувного стекла; · скатерти фирменные белые или цветные; · салфетки полотняные индивидуального пользования; · смена столового белья после обслуживания посетителей; · меню и прейскурант с эмблемой предприятия на национальном и русском языках типографским способом; · обложка меню с эмблемой или рисунком из мелованной бумаги, картона, кожзаменителя; · печатная реклама (пригласительные карточки, буклеты); · ассортимент преимущественно из оригинальных, изысканных заказных и фирменных, в т.ч. национальных блюд, изделий и напитков всех основных групп кулинарной продукции; · широкий ассортимент кондитерских изделий промышленного производства, фруктов, виноводочных, табачных изделий, фруктовых и минеральных вод; · выполнение особых пожеланий по изготовлению блюд на виду у потребителя; · обслуживание официантами, барменами, метрдотелями, имеющими специальное образование и прошедшими профессиональную подготовку; · наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой и обуви; · выступление вокально-инструментальных ансамблей, солистов. Ресторан «высшего класса» - оригинальность интерьера, комфортность, выбор услуг, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий [3]. Обязательные требования:
· вывеска световая с элементами оформления; · оформление залов и помещений с использованием оригинальных декоративных элементов; · наличие эстрады и танцевальной площадки; · наличие банкетного зала и отдельных кабин; · система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности; · мебель повышенной комфортности, соответствующая интерьеру помещений; · столы с мягким покрытием; · кресла (диваны, банкетки) мягкие (в холле и вестибюле); · кресла мягкие с подлокотниками в обеденном зале; · металлическая посуда и столовые приборы из мельхиора, нейзильбера или нержавеющей стали; · фарфорофаянсовая посуда с монограммой или художественно – оформленная; · сортовая стеклянная посуда из хрусталя, художественно оформленная посуда из выдувного стекла; · скатерти фирменные белые или цветные (допускается замена индивидуальными салфетками); · салфетки полотняные индивидуального пользования; · смена столового белья после обслуживания посетителей; · меню и прейскурант с эмблемой предприятия на национальном и русском языках типографским способом; · обложка меню с эмблемой или рисунком из мелованной бумаги, картона, кожзаменителя; · печатная реклама (пригласительные карточки, буклеты); · ассортимент преимущественно из оригинальных, изысканных заказных и фирменных, в т.ч. национальных блюд, изделий и напитков всех основных групп кулинарной продукции; · широкий ассортимент кондитерских изделий промышленного производства, фруктов, винно-водочных, табачных изделий, фруктовых и минеральных вод; · выполнение особых пожеланий по изготовлению блюд на виду у потребителя; · обслуживание официантами, барменами, метрдотелями, имеющими специальное образование и прошедшими профессиональную подготовку; · наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой и обуви; · выступление вокально-инструментальных ансамблей, солистов. Ресторан «первого класса» - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления [3].
Обязательные требования: · вывеска световая с элементами оформления; · оформление залов и помещений с использованием оригинальных декоративных элементов; · наличие банкетного зала и отдельных кабин; · система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности; · мебель стандартная, соответствующая интерьеру помещений; · столы с полиэфирным покрытием; · кресла полумягкие в обеденном зале; · металлическая посуда и столовые приборы из нержавеющей стали; · полуфарфоровая, фаянсовая посуда; · сортовая стеклянная посуда без рисунка; · скатерти фирменные белые или цветные (допускается замена индивидуальными салфетками); · салфетки полотняные индивидуального пользования; · меню и прейскурант с эмблемой предприятия на национальном и русском языках; · обложка меню с эмблемой или рисунком; · разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления; · широкий ассортимент кондитерских изделий промышленного производства, фруктов, вино - водочных, табачных изделий, фруктовых и минеральных вод; · обслуживание официантами, барменами, метрдотелями; · наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой или без и обуви; · любые виды музыкального обслуживания (с использованием музыкальных автоматов, звуко-, видеовоспроизводящей аппаратуры). Бар «класса люкс» - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, заказных и фирменных напитков и коктейлей. Обязательные требования: · вывеска световая с элементами оформления; · оформление залов и помещений с использованием изысканных декоративных элементов; · наличие эстрады и танцевальной площадки; · система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности; · мебель повышенной комфортности, соответствующая интерьеру помещений; · столы с мягким покрытием; · кресла (диваны, банкетки) мягкие (в холле и вестибюле); · кресла мягкие с подлокотниками в обеденном зале; · металлическая посуда и столовые приборы из мельхиора, нейзильбера или нержавеющей стали; · фарфорофаянсовая посуда с монограммой или художественно – оформленная (допускается из керамики, дерева и т.п.); · сортовая стеклянная посуда из хрусталя, художественно оформленная посуда из выдувного стекла; · скатерти фирменные белые или цветные; · салфетки полотняные индивидуального пользования; · смена столового белья после обслуживания посетителей;
· меню и прейскурант с эмблемой предприятия на национальном и русском языках типографским способом; · обложка меню с эмблемой или рисунком из мелованной бумаги, картона, кожзаменителя; · печатная реклама (пригласительные карточки, буклеты); · ассортимент преимущественно из оригинальных, изысканных заказных и фирменных, в т.ч. национальных блюд, изделий и напитков всех основных групп кулинарной продукции; · ассортимент коктейлей, пуншей, грогов и других смешанных напитков, соков, закусок, сладких блюд, кондитерских изделий, преимущественно состоящей из заказной и фирменной продукции в соответствии со специализацией; · широкий ассортимент кондитерских изделий промышленного производства, фруктов, вино - водочных, табачных изделий, фруктовых и минеральных вод; · обслуживание барменами, имеющими специальное образование и прошедшими профессиональную подготовку; · наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой и обуви; · любые виды музыкального обслуживания (с использованием музыкальных автоматов, звуко-, видеовоспроизводящей аппаратуры). Бар «высшего класса» - оригинальность интерьера, комфортность, выбор услуг, широкий выбор заказных и фирменных напитков и коктейлей. Обязательные требования: · вывеска световая с элементами оформления; · оформление залов и помещений с использованием оригинальных декоративных элементов; · система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности; · мебель повышенной комфортности, соответствующая интерьеру помещений; · столы с мягким покрытием; · кресла (диваны, банкетки) мягкие (в холле и вестибюле); · кресла мягкие с подлокотниками в обеденном зале; · металлическая посуда и столовые приборы из мельхиора, нейзильбера или нержавеющей стали; · фарфорофаянсовая посуда с монограммой или художественно – оформленная; · сортовая стеклянная посуда из хрусталя, художественно оформленная посуда из выдувного стекла; · скатерти фирменные белые или цветные (допускается замена индивидуальными салфетками); · салфетки полотняные индивидуального пользования; · смена столового белья после обслуживания посетителей; · меню и прейскурант с эмблемой предприятия на национальном и русском языках типографским способом; · обложка меню с эмблемой или рисунком из мелованной бумаги, картона, кожзаменителя; · печатная реклама (пригласительные карточки, буклеты); · разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления; · ассортимент коктейлей, пуншей, грогов и других смешанных напитков, соков, закусок, сладких блюд, кондитерских изделий, преимущественно состоящей из заказной и фирменной продукции в соответствии со специализацией; · широкий ассортимент кондитерских изделий промышленного производства, фруктов, вино - водочных, табачных изделий, фруктовых и минеральных вод; · обслуживание барменами, имеющими специальное образование и прошедшими профессиональную подготовку; · наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой и обуви; · любые виды музыкального обслуживания (с использованием музыкальных автоматов, звуко-, видеовоспроизводящей аппаратуры). Бар «первого класса» - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный набор напитков и коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных [3]. Обязательные требования: · вывеска световая с элементами оформления; · оформление залов и помещений с использованием оригинальных декоративных элементов; · система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности; · мебель стандартная, соответствующая интерьеру помещений; · столы с полиэфирным покрытием; · кресла полумягкие в обеденном зале; · металлическая посуда и столовые приборы из нержавеющей стали; · полуфарфоровая, фаянсовая посуда; · сортовая стеклянная посуда без рисунка; · скатерти фирменные белые или цветные (допускается замена индивидуальными салфетками); · салфетки полотняные индивидуального пользования; · меню и прейскурант с эмблемой предприятия на национальном и русском языках; · обложка меню с эмблемой или рисунком; · разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления; · коктейли, напитки, десерты, закуски несложного приготовления, заказные и фирменные напитки, коктейли, кулинарная продукция; · широкий ассортимент кондитерских изделий промышленного производства, фруктов, вино - водочных, табачных изделий, фруктовых и минеральных вод; · обслуживание барменами за барной стойкой; · наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой или без и обуви; · любые виды музыкального обслуживания (с использованием музыкальных автоматов, звуко-, видеовоспроизводящей аппаратуры). Кафе Обязательные требования: · вывеска обычная; · оформление залов и помещений с использованием декоративных элементов, создающих единство стиля; · система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности; · мебель стандартная, соответствующая интерьеру помещений; · столы с полиэфирным покрытием; · металлическая посуда и столовые приборы из нержавеющей стали; · полуфарфоровая, фаянсовая посуда; · сортовая стеклянная посуда без рисунка; · салфетки полотняные индивидуального пользования; · меню и прейскурант с эмблемой предприятия на национальном и русском языках оформленное машинописным или другим способом; · разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков, в т.ч. фирменных, заказных и с учетом специализации; · обслуживание официантами, барменами, метрдотелями или самообслуживание; · наличие у обслуживающего персонала санитарной одежды. Столовая Обязательные требования: · вывеска обычная; · оформление залов и помещений с использованием декоративных элементов, создающих единство стиля; · мебель стандартная, соответствующая интерьеру помещений; · столы с гигиеническим покрытием; · металлическая посуда и столовые приборы из алюминия; · полуфарфоровая, фаянсовая посуда; · сортовая стеклянная посуда из прессованного стекла (или разовая из фольги, картона и др.); · салфетки полотняные индивидуального пользования; · меню и прейскурант с эмблемой предприятия на национальном и русском языках оформленное другим способом; · разнообразный ассортимент блюд, изделий, покупных товаров, с учетом специфики обслуживания и рационов питания; возможна реализация фирменных и порционных блюд; · наличие скомплектованных рационов питания; · самообслуживание; · наличие у обслуживающего персонала санитарной одежды. Закусочная Обязательные требования: · вывеска обычная; · оформление залов и помещений с использованием декоративных элементов, создающих единство стиля; · система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности; · мебель стандартная, соответствующая интерьеру помещений; · столы, кронштейны для приема пищи стоя; · металлическая посуда и столовые приборы из алюминия; · полуфарфоровая, фаянсовая посуда; · сортовая стеклянная посуда из прессованного стекла (или разовая из фольги, картона и др.); · салфетки полотняные индивидуального пользования; · меню и прейскурант с эмблемой предприятия на национальном и русском языках оформленное машинописным способом; · ценники; · разнообразный ассортимент блюд, изделий, покупных товаров, с учетом специфики обслуживания и рационов питания; возможна реализация фирменных и порционных блюд; · самообслуживание; наличие у обслуживающего персонала санитарной одежды [3]. Подтверждение соответствия предприятия общественного питания выбранному типу и классу производится органами по сертификации, аккредитованными Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке. Классность присваивается только ресторанам и барам, остальные типы предприятий общественного питания на классы не подразделяются. Однако помимо типов и классности предприятия общественного питания могут различаться по таким признакам, как ассортимент реализуемой продукции, место нахождения и контингент посетителей. Так, например, кафе по ассортименту реализуемой продукции подразделяются на кафе-мороженое, кафе-кондитерская, а по контингенту потребителей могут быть представлены как кафе для молодежи или детское кафе. Бары по ассортименту реализуемой продукции могут быть следующих видов: молочный, кофейный, пивной, коктейль-бар и так далее. Определенные различия имеют и столовые. По ассортименту они могут быть представлены общего типа или диетическими, по месту расположения – общедоступными или закрытого типа, например, столовая на территории завода, предназначенная для организации питания только своих сотрудников. Кроме того, столовые можно условно разделить на столовые, изготавливающие и реализующие продукцию собственного изготовления и раздаточные столовые, реализующие готовую продукцию, получаемую от других предприятий общественного питания. Услуги, предоставляемые потребителям организациями общественного питания, можно подразделить на: · услуги питания; · услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий; · услуги по организации потребления и обслуживания; · услуги по реализации продукции; · услуги по организации досуга; · информационно-консультационные услуги; · прочие услуги. Так под услугами питания следует понимать услуги по изготовлению продукции общественного питания и созданию условий для ее реализации в соответствии с типом и классом организации общественного питания. Исходя из этого, услуги питания подразделяются на: · услуги питания ресторанов; · услуги питания баров; · услуги питания кафе; · услуги питания столовых; · услуги питания закусочных. К услугам по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий относятся такие виды услуг как: · изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей; · изготовление продукции из сырья заказчика в организации общественного питания; · изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий на дому. Услуги по организации потребления и обслуживания представлены достаточно широким спектром услуг, которые включают в себя следующие виды: · организация и обслуживание торжеств и ритуальных мероприятий; · организация и обслуживание культурно-массовых мероприятий; · доставка продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому; · услуги официанта на дому; · доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий в номера гостиниц; · организация комплексного питания и прочие. К услугам по реализации продукции в общественном питании относятся: · реализация продукции и изделий кухни через магазины - кулинарии и буфеты; · отпуск обедов на дом. Услуги по организации досуга включают в себя: · организацию музыкального обслуживания; · проведение концертов и других подобных мероприятий; · предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда. Предприятия общественного питания могут предоставлять потребителям консультации специалистов по изготовлению, оформлению блюд, а также обучать правилам сервировки. Такие услуги относятся к информационно-консультационным услугам. Кроме того, для привлечения клиентов нередко предприятия общественного питания оказывают такие виды услуг, как парковка автотранспорта, вызов такси по желанию клиента, мелкий ремонт и чистка одежды, услуги по хранению и так далее. Количество видов услуг, которые могут быть предоставлены предприятием общественного питания, достаточно велико и их номенклатура может быть расширена в зависимости от типа и класса последнего. Различные виды предприятий общественного питания позволяют предоставлять услуги по организации питания в весьма широком диапазоне обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых потребителям услуг [3].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|