Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образец оформления заголовка

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для подготовки доклада

На научную конференцию

Чита 2012

Методические рекомендации для подготовки доклада на научную конференцию. Приведены рекомендации по подготовке доклада: каким должно быть содержание доклада, как его готовить, как выступать с докладом непосредственно на конференции.

Рекомендации предназначены для студентов очной формы обучения

 

Составитель: к.и.н., доцент Л.Г. Новикова

 

Рецензент: к.ю.н., доцент О.П. Дамбаева

 

 

Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры ТИГП ЧИ ФГБОУ ВПО «БГУЭП»

Протокол №  8 от  18 апреля 2012 года

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

ОБЪЕМ – 3 - 5 страниц;

ФОРМАТ ТЕКСТА – Word for Windows – 98, 2000, 2002, XP;

ФОРМАТ СТРАНИЦЫ – А4 (210*297);

ОРИЕНТАЦИЯ – книжная;

ПОЛЯ – (верхнее, нижнее, левое, правое) – 20мм;

ШРИФТ: размер (кегль) – 14;

ТИП ШРИФТА – Times New Roman;

ВЫРАВНИВАНИЕ – по ширине;

МЕЖСТРОЧНЫЙ ИНТЕРВАЛ – одинарный;

СТИЛЬ ЗАГОЛОВКА – (см. Приложение);

РИСУНКИ, ТАБЛИЦЫ – не более 2, элементы рисунка следует сгруппировать, рисунок выполнять размерами не более 60*60 и не более 110*170;

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ – в конце текста (неавтоматические).

 

 

Общая технология подготовки доклада

В научной работе, которая выполняется и готовится для представления на научной конференции, можно выделить следующие основные

этапы:

· выбор темы;

· проведение исследования (собственно работа);

· письменное оформление результатов;

· доклад на конференции.

Задачи и цели доклада:

· сформулировать цели исследования;                                                   

· определить понятийный аппарат;

· представить полученные результаты;                                                  

· сформулировать основные выводы;                                                       

· наметить перспективы дальнейших исследований, а также практическую значимость полученных результатов (если таковые просматриваются).

При этом необходимо произвести благоприятное впечатление на слушателей, в особенности, на жюри, потому что работа оценивается жюри, в основном, по докладу.

Содержание доклада.

Содержание доклада должно в максимальной мере соответствовать теме и сформулированным задачам и целям.                                                                                                                                                                                    В начале доклада необходимо четко сформулировать цели проведенного исследования. О цели работы можно и целесообразно сказать еще и после определения основных понятий, а также в конце доклада, перед формулировкой выводов.

Перед тем, как будут изложены полученные в работе результаты, необходимо определить понятийный аппарат: используемые понятия должны быть четко определены и разъяснены.

Желательно также сделать краткий обзор источников и литературы, на которые опирается исследование. Например: «В книге (статье)   такого-то автора  рассмотрены…»

Изложение основных результатов работы должно идти в контексте заявленным целям исследования, а не выглядеть простым набором неких результатов и фактов.

При изложении основных результатов работы не следует увлекаться подробным изложением доказательств, решением конкретных задач. Как правило, достаточно после формулировки гипотезы или проблемы, сказать: «В работе приведено подробное доказательство (решение)». Исключением могут быть случаи, когда эти результаты получены самостоятельно новым, оригинальным методом, когда результат – по сравнению с традиционным методом – получается просто и быстро, или когда доказательство либо решение является основной целью работы. И в этих случаях нет необходимости излагать доказательство или решение подробно: достаточно указать основные этапы и идеи.

В докладе необходимо сообщить, какие результаты получены самостоятельно.   При этом следует избегать заявлений вроде: «Я самостоятельно решил эту проблему».                   Предпочтительнее формулировки:                                               «Применяя рассматриваемый метод, удалось решить…»,     «Были сформулированы и доказаны следующие утверждения»,     «Удалось обобщить».                                                                    Вообще, в докладе следует избегать формулировок вроде:                 «Я поставил задачу»,                                                                                 «Я рассмотрел вопрос»,                                                                          «Это поможет мне при подготовке к выпускной квалификационной работе»  и  тому подобное.                                                                           Лучше использовать безличную форму.

Изложение письменной работы характеризуется специфической лексикой и синтаксисом. В частности, лексика доклада опирается, прежде всего, на словарный запас, почерпнутый из научных источников и официальных документов, нормативных источников, деловых бумаг и публицистики, использованных при разработке текста.

В процессе подготовки текста доклада рекомендуется использовать следующие функционально-синтаксические и специальные средства:   1. Средства, указывающие на последовательность изложения: вначале;                                                                                                     затем;                                                                                              впоследствии;                                                                                                  прежде всего;                                                                                         во-первых (во-вторых и т.д.)                                                                               после.                            2. Средства, указывающие на противопоставление отдельных тезисов изложения:                                                                                                    однако;                                                                                                            между тем;                                                                                                     тем не менее;                                                                                                  в то же время;                                                                                           тогда как .                          3. Средства, указывающие на наличие причинно-следственных отношений:                                                                                                                               следовательно;                                                                                           потому что;                                                                                                   сообразуясь с;                                                                                                 поэтому;                                                                                                    благодаря;                                                                                                       вследствие.             4. Средства, отражающие переход изложения от одной мысли к другой:      прежде чем;                                                                                           рассмотрим как;                                                                           подчеркнем следующее;                                                                             обратимся к;                                                                                              остановимся на.             5. Средства, подытоживающие изложение или его часть:                                              итак;                                                                                                               значит;                                                                                                           на основе сказанного;                                                                                   таким образом;                                                                                             в заключение отметим;                                                                  следовательно.                                                                                                     

В качестве рассматриваемых средств в ряде случаев могут выступать местоимения и причастия:                                                                                                                    данный;                                                                                                             эти;                                                                                                             названные;                                                                                                      указанные;                                                                                                      этот;                                                                                                               такая;                                                                                                             упомянутые;                                                                                              означенные.

Не допускается применять:

Ø Обороты разговорной речи, произвольные словообразования, в том числе профессионализмы.

Ø Различные научные термины, близкие по своему значению – для обозначения одного и того же понятия.

Ø Иностранные слова и термины – при наличии русскоязычных аналогов.

 

Тезисы

Чаще всего доклад оформляется в виде тезисов.                                          

Тезис (от греч. tezos – «утверждение») – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже – опровергающей) форме. Для тезисов характерно:                                                                                - высокая степень концентрации материала;                                       - преобладание выводов над общими рассуждениями;                      - записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без прямого цитирования.

Тезисы незаменимы для подготовки глубокой и всесторонней аргументации письменной работы любой сложности, а также для подготовки выступлений на защите докладов.

В зависимости от своего предназначения тезисы могут быть основными, простыми и сложными.

Основные тезисы – не что иное, как близкая к дословной запись принципиально важных положений оригинального текста с небольшим добавлением обобщений, представляющих собой основу для итоговых выводов.

Простые тезисы – почти дословный перечень главных мыслей автора. Эти тезисы отличаются сравнительной краткостью и прямотой изложения. Основное предназначение простых тезисов – облегчить понимание сути оригинального текста.

Сложные тезисы – представляют собой одновременно и весьма компактный, и достаточно совершенный по своей компоновке и содержанию материал, который может послужить первоосновой для записи чернового варианта основного текста доклада.

 

4. Советы.

Внешний вид. Экстравагантные одежда, прическа, макияж вряд ли будут уместны для атмосферы научной конференции.

Манера поведения. Вы не отвечаете, не сдаете экзамен. Вы хотите рассказать нечто интересное и благодарны аудитории за то, что вас слушают. Если задают вопросы, значит, ваше сообщение вызвало интерес, и тон вашего ответа должен быть соответствующим.

Конечно, какой-либо вопрос может вызвать у вас затруднения. Чтобы их было меньше, необходимо, конечно, свободно владеть материалом и не только тем, который вы излагаете в докладе непосредственно, но, желательно, быть компетентным в той области, которой посвящена ваша работа. Если все-таки с ответом на поставленный вопрос возникла проблема, не следует впадать в «столбняк». Можно прибегнуть к формам, вроде: «Этот вопрос непосредственно не входил в тему моей работы», «Сейчас я затрудняюсь сформулировать точный ответ», «Если я вас правильно понял, …» – и дальше отвечать не совсем на поставленный вопрос, а на близкий к нему, но такой, на который вы в состоянии ответить.

Начало доклада. Задача в этой части: вызвать интерес к себе и к тому, что вы будете говорить. Если вас не представили, следует начать с этого: «Меня зовут…, я представляю Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права (если конференция межвузовская)…, тема моей работы (доклада)…». Хорошо начать доклад с относящегося к теме афоризма, высказывания известного ученого и т.п.

Если содержание вашей работы или рассматриваемые понятия и термины связаны с именем известного ученого, желательно назвать его полное имя, годы жизни или работы, кратко – вклад в науку.

Конец доклада. Доклад можно закончить фразой: «Я закончил. Спасибо. Готов ответить на ваши вопросы».

Использование текста. Текст доклада, как правило, необходимо и целесообразно готовить заранее. Использовать ли его во время доклада? Это не запрещается, некоторые так и делают. Однако есть риск при выступлении (с учетом большой эмоциональной нагрузки и стресса) утратить нить и логику изложения. Докладчик не может оторваться от текста, который читает без расстановки смысловых акцентов и логических ударений. Есть другая крайность: текст выучивают наизусть и затем читают, как стихотворение, используя, в том числе, художественные приемы. Такая форма подачи также плохо подходит для научного доклада.

Оптимальным представляется вариант, когда у докладчика на руках имеется план-конспект доклада. Это придает определенную уверенность и позволяет докладчику излагать материал последовательно, не пропустить существенных моментов в сообщении. Если при этом речь докладчика будет менее гладкой и правильной, чем при чтении по заготовленному тексту или при декламации заученного текста – это вполне допустимые огрехи.

Демонстрационные средства. Таблицы, графики, рисунки, наглядные пособия, используемые при выступлении с докладом, должны быть тщательно продуманы. Следует отобрать только то, что действительно необходимо при изложении материала. Перегруженность демонстрационными средствами рассеивает внимание слушателей и может снизить общее впечатление от выступления. Следует обратить особое внимание на то, как демонстрационные средства будут вплетаться в ткань устного сообщения, раскрывать и дополнять его. Таблицы, графики должны быть выполнены таким образом, чтобы аудитория могла рассмотреть, что на них изображено и написано. Не следует во время доклада зачитывать слушателям, что написано в ваших таблицах. Достаточно показать указкой в нужное место со словами: «Здесь приведены результаты исследования…».

Вполне приемлемой формой являются записи на доске (не очень длинные), сопровождающие устное изложение.

Подготовка доклада. Доклад нужно как следует отрепетировать: вначале самостоятельно, затем в присутствии родных, друзей.

При подготовке доклада следует обращать внимание на расстановку акцентов и смысловых ударений. Важные моменты: цели исследования, основные утверждения и результаты, выводы – должны выделяться голосом, интонацией, возможно, повторением.

Распределение времени. Обычно регламентом конференции на доклад отводится определенное время (8 - 10 минут). Если докладчик не уложился в отведенное время, его могут просто прервать. Такая ситуация крайне нежелательна. Поэтому при подготовке и репетициях доклада временному фактору следует уделить особое внимание. Лучше зарезервировать 2-3 минуты на непредвиденный случай.

 

 

Приложение 1.

Образец оформления заголовка

К.В. Иванов

ЮР-…-…  

Руководитель: к.и.н., доцент

С.Ф. Феоктистов

 

МЕСТО МИРОВЫХ СУДЕЙ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

(все буквы заглавные, жирные)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...