В течение всего похода велась запись трека устройством Garmin Edge 200
ОТЧЕТ О водном (катамараны-двойки) туристском (р.Чуя – р.Катунь от пос.Чибит до пос.Еланда) совершенном с "29" апреля по "10" мая 2016 г.
Маршрутная книжка № 5B-16 Руководитель группы: Шипчин И.А. Адрес руководителя: г. Самара, Ташкентский переулок 67-3. Тел. 8-(905)-304-1259
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут имеет III категорию сложности. Отчет использовать в ___ Штамп МКК
Самара 2016
Информационная справка о районе водной части маршрута Алтай – горная страна на территории юго-западной Сибири, Казахстана, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000 км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России – Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000 м, самая высокая точка – г. Белуха (4506 м). Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей – Чуйская степь, Курайская и др. Климат Алтая резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но теплым летом. В равнинной части Алтая средняя температура января – -19ºС, июля +19ºС, годовое количество осадков 250-300 мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12ºС до -31ºС, июля от +9 ºС до +18ºС. В горах количество осадков составляет 1500-3000 мм в год. Характерной особенностью климата Горного Алтая являются горно-долинные ветры (фены). Наиболее значительные реки Алтая – Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. От слияния рек Бии и Катуни берет начало Обь – третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. Все реки отличаются быстрым течением. Основным источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора. На территории Алтая более 3500 озер, самые большие из них – Телецкое и Маркаколь.
Чуя — самый значительный правый приток Катуни. Первые исследователи даже считали ее за главную составляющую Катуни. Как и Аргут, Чуя берет начало в высоких хребтах Юго-Восточного Алтая, где в условиях скудного увлажнения формируются прозрачные водотоки, сбегающие к широкой Чуйской степи. За пределы степи Чуя выходит единым потоком, прозрачным до слияния с левым притоком — мутно-белым Чаганузуном. Затем, в пределах Курайской степи, в нее впадают р.Актру и р.Маашей, также начинающиеся из ледников. Чуя становится мощной горной рекой, особенно впечатляющей ниже устья р.Маашей, где, оставив широкую долину, она прорезала в скалах узкое ущелье, по которому несет свои клокочущие и ревущие воды. Ниже Чуя течет в широкой долине с террасами. В русле многочисленны крупные валуны и глыбы, часты перекаты, по которым несется пенящаяся вода. Мутная Чуя, впадая в Катунь, заметно меняет голубой цвет ее воды.
Оглавление Информационная справка о районе водной части маршрута ………...…………………………2 Часть I. Подготовка к путешествию ………………………………………………………………3 Состав группы …………………………………………………………………………………...3 Планируемый график похода …………………………………………………………………...4 Раскладка продуктов …………………………………………………………………………….5 Часть II. Описание путешествия …………………………………………………………………..5 Техническое описание основной части маршрута и меры безопасности. 8
Фактический график похода. 8 Дневник похода. 10 Часть III. Материальное обеспечение ……………………………………………………………21 Примерная смета расходов ………………………...…………………………………………..21 Групповое снаряжение ………………………………………………………………...……….22 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута ……………………………….23
Часть I. Подготовка к путешествию Состав группы
Планируемый график похода
Раскладка продуктов
Часть 2. Описание путешествия
Техническое описание основной части маршрута и меры безопасности Фактический график похода
В столбце «Дни пути» в скобках указано отклонение от планового графика: опережение (+), отставание (-)
Дневник похода.
Г. (пятница) Погода солнечная, тепло. Отправляемся из Самары поездом №60 (Самара-Новосибирск) в 8:22 моск.вр. Стоимость билета в плацкартном вагоне 3801.4 руб. Расположились по местам, разместили снаряжение. Вещей достаточно много, дополнительно заняли свободные третьи полки чужих мест. Проводники сильно не придирались. На обед завхоз по питанию угощает шашлыком из курицы. У всех достаточное количество еды. Вагонные споры - последнее дело, когда больше нечего пить. Но поезд идет, бутыль опустела, И тянет поговорить. Поезд находится в пути 40 часов, так что времени для разговоров было предостаточно. Что тут только не обсуждали наши участники … Вот только несколько тем, которые активно обсуждались: конечно руководство Самарской области и непосредственно губернатор Н.И. Меркушкин, долг Родине, вождение и управление ТС без прав, вегетарианство, отношение к гетеросексуалам), чемпионат мира по футболу 2018г. и места строительства объектов в Самаре к данному мероприятию. По мере опустошения бутыли углубились в вопросы судьбы и влияния на нее своими поступками. Как обычно, мнения разделились. Кто-то утверждал, что все уже давно предопределено. Кто-то не хотел соглашаться и утверждал, что все зависит от наших поступков. 17:18 моск.вр. Уфа. Стоянка 40 мин. Немного размяли ноги. р.Белая сильно разлилась, много воды. Большое количество затопленных дач по берегам. Уральские горы пересекали ночью, так что всю красоту этих мест в темноте не разглядели. 21:42 моск.вр. ст.Вязовая. Стоянка 2 мин. В темноте серебром переливается р.Юрюзань. Туман. Молодежь еще долго играла в карты, освещая стол налобными фонариками. Постепенно вагон затих и уснул.
Г. (суббота) 10:45 моск.вр. ст.Петропавловск. Погода солнечная, тепло +17°С. Приграничная железнодорожная станция Южно-Уральской железной дороги, расположенная в Казахстанском городе Петропавловске. На территории станции располагается пограничный пункт пропуска Россия—Казахстан «Петропавловск». Стоянка 40 мин. Проходим таможню. Вагон осматривают пограничники с собачками, которые все внимательно обнюхивают. Из вагона пассажиров не выпускают. Проводники рассаживают пассажиров по своим местам, пересчитывают, просят свои места не покидать. В вагон просачиваются продавцы казахской наружности, которые предлагают казахстанские коньяк, водку, шоколад. В поезде жарко. Руководитель группы раздал участникам отчеты о походах по нашему маршруту. Знакомимся с маршрутом, отсыпаемся. 13:12 моск.вр. ст.Исилькуль. Станция является пограничной между Россией и Казахстаном. Стоянка 60 мин. История с таможней повторяется. Сидим на своих местах, из вагона не выпускают. После проверки пограничников все же разрешили выйти из вагона, подышать свежим воздухом, размять ноги. Перекусив мороженым из Омска стоимостью 15 руб. продолжили путь. 16:07 моск.вр. ст.Омск +15°С. пересекли р.Иртыш. Стоянка 44 мин. Размяли ноги, сравнили цены. Шоколад, который казахские продавцы предлагали нам за 100р. в Омске на вокзале лежит по 58 руб. Очень удивились, что казахскую продукцию значительно дешевле покупать в России, а не на Родине, всем показался данный факт очень странным. Перекусив немного салом, товарищи вегетарианцы готовятся ко сну. Для сна времени немного. В Новосибирск прибываем в 00:30 моск.вр.
Г. (воскресение) Далее в дневнике похода указано местное время. Разница во времени между Алтайским краем и г.Самара составляет – 3 часа. (12:00 - Алтайский край 09:00 – г.Самара)
04:30 ст.Новосибирск. Выгружаемся из поезда на платформу, где нас сразу встречает водитель Алексей. На улице солнечно, прохладно +7°С. Водитель провожает нас до автобуса Ford Transit. Загружаемся в автобус. Места в автобусе хватает с большим запасом. Все вещи и участники погружены в автобус, выезжаем в сторону г.Бийск. На выезде из Новосибирска достаточно часто встречаются патрульные машины ДПС. По месту их расположения понятно, что контролируют они скоростной режим, знаки «Обгон запрещен» и сплошную линию разметки. Дорожное покрытие хорошее, ограничение скорости 60-70 км/ч. Из окон автобуса слева видна р.Обь. Проезжаем Новосибирское водохранилище (неофициально «Обское море») которое составляет примерно 220 км в длину при максимальной ширине 22 км. г.Бийск встретил нас красными знаменами, 1 мая, конечно, трудно представить без красных знамен. В парке Победы митинг был в самом разгаре. От города Бийска начинается Чуйский тракт. Чуйский тракт - участок Федеральной трассы М52 от города Бийска до Ташанты, соединяющий Россию и Монголию. По версии международного журнала National Geographic, Чуйский тракт занимает пятую позицию в мире в рейтинге красивейших дорог мира. Проехать по Чуйскому тракту - все равно что пересечь Россию, дорога непредсказуема и огромна, как и сама страна, так пишет издание National Geographic о великом шелковом пути.. На протяжении всего Чуйского тракта расположено огромное количество достопримечательностей: водопадов, смотровых площадок, перевалов, археологических памятников. Из всего большого разнообразия достопримечательностей хотелось бы отметить осмотренные нами: Село Сростки – многие туристы знают его как хорошее место для остановки по пути в горы Алтая, перекуса, покупки меда и различной снеди на рыночке возле дороги и не все задумываются, что это не рядовой населенный пункт со своей спокойной и размеренной жизнью, это еще исторически значимое место, а также родина режиссера и актера Василия Макаровича Шукшина. Село Сростки – одно из самых первых в Алтайском крае, основано официально в 1804 году. Село расположено на берегу р. Катунь на Чуйском тракте в 35 км. от г. Бийск, всего в 200-350 м. над уровнем моря. Самое первое упоминание о селе Сростки было обнаружено в документах 1747-ых годов, когда здесь, предположительно, была небольшая заимка и местными жителями велась рыбная ловля и охота. Семинский перевал находится на 583-м километре автодороги М-52 «Чуйский тракт». Высота перевала — 1717 м, подъём — 9 км, спуск — 11 км. Дорога пересекает Семинский хребет между горами Сарлык (2507 м н.у.м.) и Вершина Тияхты (1900 м) в том месте, где хребет изменяет направление с широтного на меридиональное, а с севера к нему примыкает Чергинский хребет. На север с перевала стекает река Сема, на юг — Туэкта. На вершине перевала в 1956 году была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. С этого места видны горы Сарлык и вершина Тияхты, на склоне последней расположен учебно-тренировочный центр (УТЦ) «Семинский» с летними беговыми дорожками для лыжероллеров, зимним горнолыжным спуском с вершины горы и одним горнолыжным подъёмником. Семинский перевал — памятник природы государственного значения. Перевал Чике-Таман — горный перевал на 659 км Чуйского тракта. Высота перевала — 1295 м, подъём, спуск — 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай. Весь путь от железнодорожного вокзала г.Новосибирска до места стапеля по Чуйскому тракту составил 780 км. С учетом всех остановок время в пути составило 12 часов 37 мин. Выбирая перевозчика, следует обратить внимание на достаточно долгий процесс заброски.
Наиболее безопасный вариант, использовать перевозчика из Новосибирска, что мы и сделали. Дело в том, что перевозчик, например, из Бийска должен будет проехать сначала 380 км до Новосибирска, забрать группу и проехать еще более 700 км до места, т.е. его пробег будет более 1000 км, что по нашему мнению является небезопасным вариантом. В районе 18:00 прибыли к месту стапеля. Погода хорошая, поставили лагерь по правому берегу, начали собирать катамараны. Уровень воды в реке Чуя низкий, воды мало. Дров на месте стоянки достаточно, ужин и завтрак готовили на костре. Ближе к ночи температура опустилась до +4°С, прохладно. В районе стоянки обнаружили сигнал сотовой сети «МТС», которого хватило для комфортного разговора.
Координаты стоянки: Широта: 50°21′4″N (50.351033) Долгота: 87°23′52″E (87.397808) Высота: 1087 м.
В течение всего похода велась запись трека устройством Garmin Edge 200 Ссылка на трек дня http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ggortpkxqgpynger Г. (понедельник) Подъем 7:00. Ночью температура 0ºС, прохладно. Погода солнечная, температура быстро поднимается. По состоянию на 9:30 температура поднялась до 7ºC. Перед стартом руководитель определил порядок движения экипажей в походной колонне. Для участников похода установлен следующий порядок движения: Экипаж №1 Шипчин Иван, Юдин Александр. Экипаж №2 Абраменко Алексей, Иванов Андрей. Экипаж №3 Чикалов Виктор, Дунаев Владимир. Экипаж №4 Шерстнев Леонид, Тарасова Мария. Руководителем проведен инструктаж для экипажей. Правила для участников - двигаться друг за другом в непосредственной близости, обеспечивая взаимную страховку на маршруте. Установленный порядок движения походной колонны не менялся в течение всего похода. Вышли в 11:00. Прошли 1 час. (6 км.) до порога «Буревестник».
Порог «Буревестник» Широта: 50°21′35″N (50.359597) Долгота: 87°19′44″E (87.328946)
Ориентиром порога служит галечный остров перед левым поворотом реки и высокий правый берег, косогор. Чалиться можно прямо перед островом в правой протоке, либо сразу за островом перед правой береговой глыбой в улово. Зачалились перед островом, провели разведку по правому берегу. На пороге обнаружили навешенные ворота. Большое количество каякеров тренировались в водном слаломе. Подготовка каякеров разная, похоже на учебно-тренировочные сборы. Заходить в порог можно с любой стороны от острова. Мы в порог заходили с левой стороны от острова. Состоит порог из двух ступеней, между которыми можно зачалиться на правый берег. Первая ступень характеризуется большим падением и множеством камней. Легче проходить справа, что мы и сделали. Вторая ступень более короткая - валы и сливы на коротком участке, основная струя сжата большими камнями, образующими ворота, левая часть русла наглухо перегорожена скальными обломками. Страховку обеспечивали тандемом (идут 2 судна со взаимостраховкой). На разведку и прохождение порога ушло около 1 часа. Через 3 часа после старта остановились на перекус в районе впадения р.Ярбалык. Нужно уточнить, что еще в процессе подготовки к походу группой был определен следующий порядок питания в походе: питание двухразовое с горячими завтраками и ужинами. Кроме этого, в течении дня были запланированы два перекуса через каждые 3 часа сплава. Данный порядок питания выполнялся в течении всего похода. После перекуса продолжили сплав. Подошли к порогу «Бегемот» в 15:00.
Порог «Бегемот» Широта: 50°20′59″N (50.349788) Долгота: 87°13′44″E (87.228776) Длина основной части около 200 м. От порога Буревестник до порога Бегемот примерно 1 час чистого сплава. Ориентир начала порога - деревянный мост через Чую на левом повороте после устья р.Айгулак. Увидев его, следует чалиться, лучше на левый берег (длинный прямой участок, крупная галька). Зачалились на левом берегу. По обоим берегам есть тропа. Провели разведку по камням левого берега, полный просмотр структуры порога удобен с высокой полки левого берега. Порог расположен на плавном S-образном повороте в скальном сужении. Начинается метров за 100 до моста разгонной шиверой, которая перед мостом наваливает на правые камни. Прямо под мостом сложный слив с косой бочкой. Далее серия сливов, валов и бочек, мощность и количество которых зависит от уровня воды. Линия движения четко видна с воды, т.к. основная струя везде выражена. Примерно в середине порога на левом повороте струя разделена на две части характерным камнем, называемым "Акулий плавник". Необходимо избегать навала на "плавник" и попадания в правую часть струи, т.к. в противном случае можно угодить в прижим под скалы. После этого сложных мест в пороге нет. Страховку обеспечивали тандемом и с берега, выставив участников с «морковками». При прохождении серии сливов после моста экипажа №2 зацепил скалу рамой катамарана. В результате один участник не удержался и выпал с катамарана. Изменение центра тяжести катамарана привело к его переворачиванию. Выпавшего участника вытащили из воды «морковкой». Второй участник забрался на перевернутый катамаран и самосплавом прошел порог. В конце порога с катамарана смыло чалку, карабин застрял в камнях. Катамаран прибило к берегу без помощи страхующего катамарана. Остальные экипажи прошли порог без проблем. Перевернув катамаран экипажа №2 продолжили сплав. Примерно 1 километр ниже порога встали на ночевку на левом берегу около 17:00. За день сплава прошли 16 км. Перепад высот от утренней точки старта составил 87 м. Координаты стоянки: Широта: 50°20′34″N (50.342728) Долгота: 87°13′20″E (87.222252) Высота 1000 м. Ссылка на трек дня http://www.gpsies.com/map.do?fileId=diiwsaquiygoitke
Г. (вторник) Подъем 7:00. Всю ночь шел дождь, температура комфортная, в палатке тепло. В промежутках между дождем удачно позавтракали. Вокруг наблюдаем подозрительно белые вершины, выше стоянки все деревья в инее, пришла зима?.... Предчувствия не обманули. Вышли в 11:00. Сначала холодный встречный ветер с дождем, который потом перешел в снег! Холодно, несколько раз останавливались греться. Бегали по берегу, приседали, прыгали…. грелись чаем. Вокруг крупные, пушистые снежинки, настоящая зимняя метель. Местами было сложно смотреть вперед, мешал встречный ветер со снегом. Проходящие параллельно группы туристов поздравляют с Новым годом. После обеда снег прекратился, вышло солнышко, немного согрелись. Идти стало комфортней. В течение дня сложные препятствия отсутствовали, проходили все походной колонной с ходу, без разведки. До следующего сложного препятствия порога Турбинный далеко. Встали на ночевку по левому берегу около 16:30 напротив села Иодро. За день сплава прошли 26 км. Перепад высот от утренней точки старта составил 123 м. Погода к вечеру наладилась, хотя на стоянке прохладно, солнце быстро спряталось за горы. Готовимся к холодной ночи. Участники шутят «На самом деле не холодно – просто температура понизилась». На спасжилетах появился иней. Пока готовили ужин, пытались найти сотовую сеть. В районе стоянки обнаружили только минимальный уровень сигнала «Билайн», которого хватило лишь на отправку SMS. Когда ложились спать, замерзшие шнурки на обуви уже напоминали медную проволоку, гнулись с трудом. Координаты стоянки: Широта: 50°23′15″N (50.387571) Долгота: 86°58′44″E (86.978943) Высота 877 м. Ссылка на трек дняhttp://www.gpsies.com/map.do?fileId=ykxcstaeyejkysfh
Г. (среда) Подъем 7:00. Ночью был мороз, грязь на берегу замерзла, можно ходить как по асфальту. С утра хорошая погода, светит солнце, тепло. Вышли в 10:15. В 14:00 подошли к порогу Турбинный. Порог «Турбинный» Широта: 50°24′27″N (50.407544) Долгота: 86°44′29″E (86.741398) Порог хорошего ориентира не имеет. На участке перед порогом три левых поворота, на которых слева бом, а справа - крутой берег, осыпь с крупными камнями, порог расположен на третьем повороте. В этом месте в верхней части обрыва с правого берега торчит сливная труба, но можно легко и не заметить ее, поэтому это плохой ориентир. Разумно чалиться к правому берегу в конце правого поворота и осматривать порог с правого берега, поднявшись на полочку по тропе. Но, если вы уже влетаете в порог, нужно чалиться направо в улово прямо перед водосбросом. Порог начинается с короткой разгонной шиверы. Русло на крутом левом повороте перегорожено скальными выходами коренных пород, делящими реку на две протоки. По малой воде можно чалиться, завидев свал воды и крутой поворот, времени и места хватает. Правая протока по нашей воде была сухая. В левой протоке два варианта прохождения - справа и слева от большой глыбы. Общий перепад уровня воды в пороге до 4 м. Сразу после порога река затихает, поэтому страховка с воды очень эффективна - можно без проблем собрать все, что пойдет из порога. С берега можно страховать только прохождение правой протокой. В случае необходимости обноса порога - обносить по правому берегу, т.к. с полки левого берега долгое время нет нормального спуска к воде. После аварийной ситуации на пороге «Бегемот» руководителем было принято решение об обязательной страховке с воды сложных препятствий. Провели разведку по правому берегу, перенесли катамаран для организации страховки с воды. Дополнительно поставили страховку с берега для контроля прохождения правой протоки. После разведки пошли порог. Экипаж катамарана №1 прошел порог по левой протоке. Экипаж катамарана №2 в составе Абраменко Алексея и Шипчина Ивана прошли порог по правой протоке. Иванов Андрей порог проходить отказался. Катамаран №3 при прохождении порога по правой протоке вынесло на большую глыбу, с которой был снят силами экипажа и продолжил движение. Экипаж катамарана №4 прошел порог без проблем по правой протоке. 500 м. ниже порога Турбинный находится порог Турклуб Горизонт. Подошли к порогу в 15:30.
Порог «Турклуб Горизонт» Широта: 50°24′22″N (50.406248) Долгота: 86°43′55″E (86.731882) Разведка проводилась по правому берегу. Порог расположен в узком каньоне с высокими (до 25м) скальными стенками. Имеет две ступени. В первой ступени ширина реки метров 15 с перепадом около 5м, длина 50м. Расположенные по центру обломки скал делят струю на две части. Левая часть струи по малой воде идет через гряды полуобливных плит и зубьев и является сложно проходимой, на выходе торчит острый камень. Уже средняя вода делает эту протоку вполне ходябельной, но появляются мощные бочки. Правая часть струи более чистая - горка с валами, пара бочек. После слияния проток следует подковообразная обливная плита, образующая длинную неглубокую бочку. После первой ступени справа, под отвесной скалой имеется улово, которое можно использовать для страховки первой ступени с воды. При большой воде улово исчезает и струя подходит под самые скалы. Между ступенями на левом повороте река образует прижим к скалам правого берега, осложненный карманами. По средней воде уход от прижима не сложен, по малой прижима практически нет. Вторая ступень образована сплошной грядой обломков скал, плит, отходящих от правого берега. По средней воде большая их часть залита и прохождение не представляет труда. По малой воде слева есть лишь небольшой проход со сливом 1 - 1.5м, куда довольно трудно выгрести. Большая вода резко усложняет порог - прижим вправо делается мощным, а уход от него - проблематичным, при этом организовать какую-то осмысленную страховку затруднительно. Обнос порога удобнее делать по правому берегу по тропе, однако возможен обнос и по левому берегу с преодолением крутого подъема. После разведки перенесли катамаран по правому берегу для организации страховки с воды. Обнос достаточно сложный, высокий подъем и спуск. Спускали катамаран, придерживая его веревкой. Все экипажи прошли порог без каких либо затруднений. Первая ступень проходилась по правой части струи. Между ступенями прижима не было. Вторую ступень прошли по проходу слева, куда было не сложно выгрести. Выходную шиверу прошли сходу походной колонной до стрелки с р.Катунь. Река делает несколько резких поворотов. В пределах шиверы возможно зачаливание, по крайней мере, по средней и малой воде, так что это по сути не одна шивера, а каскад шивер. К реке Катунь вышли 17:30, немного размяли ноги. Погода хорошая, светит солнце, жарко. Решили еще немного пройти по р.Катунь. Вода в р.Катунь немного светлее, встречаются шиверы с отдельными валами и бочками до 1,2 м. 3 км. ниже села Иня встали на ночевку на правом берегу в 20:40. За день сплава прошли 41 км. Перепад высот от утренней точки старта составил 177 м. В районе стоянки обнаружили хороший уровень сигнала «МТС», которого хватило для комфортного разговора. Координаты стоянки: Широта: 50°28′42″N (50.478352) Долгота: 86°38′36″E (86.643359) Высота 700 м. Ссылка на трек дняhttp://www.gpsies.com/map.do?fileId=wteinzlgoyydqnqx Г. (четверг) Подъем 7:00. Ночью было прохладно, температура ниже 0ºС, утром на траве иней. Вышли в 9:40. Перекус в 12:00. К порогу "Ильгуменский" подошли в 13:30. Порог "Ильгуменский" Широта: 50°36′31″N (50.608611) Долгота: 86°30′34″E (86.509387) Разведка проводилась по правому берегу. В Катунь впадает левый приток – река Большой Ильгумень, и практически сразу за ним начинается одноимённый порог «Ильгумень». Дополнительные ориентиры порога – слева домики кемпинга, справа большая суводь (участок реки без течения) и обширный песчаный пляж, ниже которого есть скальные выходы по обоим берегам. Они уже являются началом порога. Русло сужается, и начинается непосредственно порог, в начале которого громоздятся несколько тёмных валунов, обливаемых потоком воды. После них река поворачивает налево практически под прямым углом, и на повороте расположен слив, высота которого справа (в более крутой стороны) составляет около 2,5м, а слева (более пологой) – около 2м. В правой части слива расположены крупные глыбы, но вода обтекает их без навала. Бочки большие, однако проносные, дальше начинается цепочка валов высотой до 4м в большую воду; в более низкий уровень могут составлять от 2,5 до 3м. Постепенно валы уменьшаются, а на выходе из порога стоит довольно мощная бочка, которую удобно обойти справа. Размер бочки составляет примерно 1,5м. После бочки и валов начинается струя с быстротоком и спокойный участок. После проведения разведки порог прошел Экипаж №1 и встал на страховку. Остальные экипажи также прошли порог без проблем последовательно друг за другом. Оптимальный вариант - входить левым краем слива и интенсивно отбиваться вправо, чтобы не быть выброшенными из струи и прижатыми к левому берегу. 15:00 прошли устье реки Кадрин, ориентир начала порога Кадринская труба. Порог Кадринская труба или Кадринский прорыв — это участок на Средней Катуни от устья реки Кадрин, протяженностью около десяти километров. Водные препятствия в этой части Катуни похожи друг на друга, не имеют собственных имен и объединены под общим названием Кадринская труба. "Труба", то есть скалы подступают к Катуни и значительно сужают русло реки, порой в два раза. В узких местах ширина Катуни около пятидесяти метров. В скальных сужениях вода вздыбливается валами и бочками до двух метров высотой, затем река выходит из сужения и следуют участки спокойной воды с закручиванием струи — улова, по краям которых возникают воронки и выходы вертикальных струй воды на поверхность из глубоких пластов,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|