Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и методы механизма стимулирования рационального природопользования

Гергова З. Х. Формы и методы механизма стимулирования рационального природопользования // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 196-201.

 

Тенденция сокращения вмешательства государства в экономику, с одной стороны, и необходимость перехода от политики ликвидации ущерба окружающей среде к политике рационального природопользования и предотвращения загрязнения окружающей среды, с другой стороны, привели к усилению роли экономических рычагов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Если методы прямого регулирования природоохранной деятельности можно отнести к организационным мерам, оказывающим непосредственное влияние на экологическое поведение загрязнителей посредством регулирования использования тех или иных технологических процессов или продукции, запрещения или ограничения выброса (сброса) конкретных загрязняющих веществ и ограничения деятельности на определенной территории, в определенное время через лицензии, установление стандартов, зонирование, то экономический механизм имеет целью оказать стимулирующее влияние на поведение загрязнителей и сбор финансовых ресурсов, необходимых для осуществления мер по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Основными направлениями экономического механизма могут быть следующие: экологические налоги; субсидии; система возврата задатка; внедрение элементов рынка в охрану окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; принудительные стимулы.

Рассмотрим указанные направления механизма стимулирования охраны окружающей среды и рационального природопользования чуть более подробно. Экологические налоги представляют собой «цену», которая должна быть заплачена за загрязнение окружающей среды. Для усиления природоохранной деятельности необходимо создать механизм экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Прежде всего, определимся с требованиями к формированию и функционированию данного механизма. 1) Ориентация деятельности отраслей, объединений, предприятий на конечные результаты, а именно улучшение качества окружающей среды, снижение и предотвращение ущерба от загрязнения природной среды. 2) Эколого-экономическая оценка природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды в регионах. 3) Установление норм платы за использование природных ресурсов и сверхнормативное загрязнение окружающей среды. 4) Строгий учет и контроль за фактическим состоянием окружающей среды и соблюдением нормативов. 5) Создание экономической заинтересованности и ответственности предприятий, объединений и региональных органов в рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. 6) Установление обоснованных соотношений между сокращением агрессивных выбросов и размеров стимулов, выделяемых предприятиям. 7) Установление дифференцированных размеров экономического стимулирования и штрафных санкций на отрасли, предприятия и ответственных за нарушение экологического равновесия в природе лиц. Существует следующая классификация типов экологических налогов. 1) Налоги на выброс (сброс) загрязняющих веществ в окружающую среду — базируются на количестве и качестве выбрасываемых загрязнителей. Данный тип налогов имеет, как правила, более выраженную финансовую цель, которая заключается в сборе средств для увеличения инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды. На стимулирующую или регулирующую роль таких налогов оказывает величина ставки налога. С другой стороны увеличение ставок вызывает недовольство со стороны производителей и требует значительных средств для организации контроля за выбросами и проведения мониторинга со стороны административных структур. Достаточно большое количество загрязняющих веществ трудно или невозможно контролировать имеющимися в распоряжении административных структур техническими средствами. Это в свою очередь снижает регулирующую роль налогов с установленными на них ставками. Однако для целей сбора денежных средств для осуществления экологических программ они достаточно эффективны. Эту эффективность можно повысить в том случае, если на региональном уровне дать право корректировать ставки налогов исходя из экологической ситуации и средств, необходимых для финансирования экологических программ по ее улучшению. Можно также увеличить стимулирующий эффект налогов на выбросы, если ввести понижающие коэффициенты к ставкам налога. Налоги на пользование представляют собой оплату расходов коллективных или коммунальных систем сброса и очистки от загрязнения. Ставки налогов могут быть едиными или дифференцированными в зависимости от количества и качества очищаемых сточных вод или размещаемых отходов. Эти налоги стоит рассматривать скорее как оплату услуг по уменьшению загрязнения, чем как экономический механизм охраны окружающей среды. Однако применение таких налогов позволяет достаточно полно покрывать расходы за счет конкретных загрязнителей. В отдельных случаях, в основном при размещении отходов, очень высокие ставки налогов могут привести к нелегальному захоронению отходов, поэтому частично расходы должны покрываться за счет дотаций из бюджета. Налоги на продукцию представляют собой добавочный налог к ценам на ту продукцию, которая загрязняет окружающую среду на стадии производства или потребления. Данный тип налога базируется на отдельных характеристиках продукции или на самой продукции и имеют как стимулирующую цель, так и цель сбора финансовых средств. Стимулирующая цель осуществляется, когда увеличение цены за счет налога сокращает потребление продукции, что достигается при эластичности спроса от цены. Доходы от налогов на продукцию также могут использоваться для финансирования мер по предотвращению или ликвидации загрязнения, связанного с экологическими характеристиками продукции, или для финансирования других мероприятий по охране окружающей среды. Дифференцированные налоги можно рассматривать как специальную форму налога на продукцию, комбинирующую положительный и отрицательный добавочный налог (надбавка и скидка к цене) соответственно на загрязняющую продукцию и альтернативную продукцию, экологически чистую или менее экологически грязную. Административные налоги в основном представляют собой плату (взнос) за регистрацию продукции и контроль. Данный тип налога схож с налогом на продукцию. Как правило, уровень таких налогов невысок, но они позволяют частично финансировать деятельность администрации, тем самым ускоряя регистрацию и проведение контроля. 2) Субсидии представляют собой общий термин для различных форм финансовой помощи, которая выступает, как стимул для загрязнителя изменять его поведение, и которая оказывается фирмам для приведения уровня их воздействия на окружающую среду в соответствие с установленными для них стандартами. Основными видами финансовой помощи являются гранты, льготные кредиты и налоговые льготы. Гранты представляют собой не подлежащую возврату форму финансовой помощи, оказываемую загрязнителю, если он обязуется в конкретные сроки принять конкретные меры по уменьшению уровня загрязнения окружающей среды. Что касается льготных кредитов, то это кредиты, которые выдаются загрязнителям в том случае, если они осуществляют конкретные противозагрязняющие меры, норма процента по которым установлена ниже рыночной. Налоговые льготы — это ускоренная амортизация или другие формы освобождения от уплаты налогов или снижение налоговых ставок, если загрязнитель осуществляет определенные противозагрязняющие меры. 3) В системах возврата задатка добавочный налог (задаток) включается в цену продукции, являющейся потенциальным загрязнителем. В том случае, если удается избежать загрязнения окружающей среды посредством повторного использования такой продукции, например, многоразовая тара, или она поступает в системы сбора отходов, то следует возврат добавочного налога (задатка). 4) Необходимым условием создания экологического рынка является ситуация, когда участники могут покупать или продавать право на загрязнение (фактическое или потенциальное) или размещение отходов их производственного процесса. Применение торговли выбросами представляет собой альтернативу применению системы налогов на выбросы загрязнений. С целью повышения эффективности использования средств, направляемых на природоохранные цели, как самими предприятиями, так и из других источников финансирования, нам кажется возможным экспериментальное использование широко применяемого на Западе подхода торговли загрязнениями. Суть данного метода заключается в том, что нормирование выбросов происходит не по каждому отдельному источнику, а в целом по предприятию или группе близко расположенных предприятий, применяется так называемый принцип «общей крыши». Одновременно с этим обеспечивается торговля разрешениями на право выброса, что в свою очередь требует создания банка выбросов. Предприятие, не использующее полностью объем допустимого выброса, может «положить» оставшееся количество выбросов в банк для последующего использования. За хранение в банке выбросов выплачиваются проценты, т. е. осуществляется поощрение. При этом должна быть разработана шкала поощрений, учитывающая длительность срока сдачи выбросов на хранение. Эти пока не использованные отдельными предприятиями объемы допустимых для них выбросов могут временно передаваться другим предприятиям по повышенным ставкам. В размерах этих ставок, так же как и в размерах поощрительных процентов за хранение выбросов, необходимо учитывать местонахождение источников выбросов. Если же предприятие не планирует последующее использование избыточного объема допустимого выброса, то оно имеет право продать его на рынке выбросов. Все это может быть осуществимо при наличии четкой долговременной политики улучшения качества окружающей среды в регионе, когда устанавливаются сроки поэтапного достижения стандартов качества окружающей среды и в соответствии с этим на длительный период устанавливаются стабильные нормативы допустимых выбросов. Должен быть разработан подход к установлению допустимых выбросов в окружающую среду для вновь создаваемых или реконструируемых предприятий, основанный на принципе возмещения вновь создаваемыми источниками затрат по уменьшению выбросов на действующих предприятиях. При этом необходимо разработать шкалу соотношения между выбросами на вновь вводимом предприятии и уменьшением выбросов на действующих предприятиях с учетом их местоположения и расстояния между ними, чтобы в результате произошло улучшение состояния окружающей среды в регионе. 5) Как отмечалось выше, существуют также и принудительные стимулы. Эта категория экономического механизма носит скорее правовой характер, чем экономический, и представляет систему санкций и штрафов, применяемых к загрязнителю в случае его несогласия с установленными правилами. Это могут быть принудительные обязательства, которые представляют собой плату, взимаемую административными структурами с загрязнителя априори в надежде на согласие с установленными правилами. В случае достижения согласия, взысканная сумма подлежит возврату. К принудительным стимулам относится также и система штрафов за нарушение правил и стандартов. Если предприятие-загрязнитель не подчиняется установленным правилам, то на него налагается штраф, величина которого зависит от прибыли, которая была незаконно получена загрязнителем в результате нарушения требований. В решении вопросов совершенствования эколого-экономического механизма управления природопользованием в современных условиях большой интерес, на наш взгляд, представляет изучение и критический анализ методов стимулирования природоохранной деятельности в развитых странах. Показательно, что еще в начале 60-х годов указанные страны имели централизованные административные системы управления охраной окружающей природной среды, которые основывались на национальных законодательных базах. Позже в США и в других странах наряду с административными мерами начали широко применяться экономические рыночные регуляторы, в частности: — прямые инвестиционные субсидии, которые покрывают часть расходов на разработку новых природоохранных и ресурсосберегающих технологий. Например, во Франции они покрывают до 50 % затрат на приобретение природоохранного оборудования и создание природоохранных сооружений; в Швеции они предоставляются на 5 лет и могут покрыть до 25 % инвестиционных расходов на оборудование по очистке от загрязнений; — предоставление долгосрочных займов с низкими процентными ставками платежей. Например, в Канаде — до 10 лет, а в Финляндии — до 30–50 лет, покрывающих до 70 % стоимости природоохранного проекта; — выдача субсидий для капиталовложений в энергосберегающие технологии, особенно в целях снижения количества сжигаемого органического топлива; — система налоговых льгот: на расходы по НИОКР в области охраны окружающей природной среды, на расходы, связанные с контролем загрязнения воздуха (например, в США), закупкой, установкой и эксплуатацией природоохранного оборудования. Кроме того, система льгот включает: снижение ставок налога, например в Канаде при приобретении природоохранного оборудования НДС снижается на 12 %; снижение базы налогообложения, в частности, разрешение ускоренной амортизации дает возможность списать оборудование за 2 года, а в Японии самортизировать в течение 1 года до 50 % стоимости природоохранного оборудования; предоставление инвестиционного налогового кредита, т. е. уменьшение суммы уже начисленного налога на прибыль, например, в США из суммы начисленного налога на прибыль вычитается 6 % стоимости капитальных вложений в машины и оборудование со сроком амортизации 3 года и 10 % капитальных вложений в остальные виды машин, оборудования, зданий и сооружений. Принято считать, что налоговые льготы наиболее приемлемы в нестабильных экономиках, в свою очередь, в стабильных экономиках чаще находят применение ссуды и субсидии. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективно сочетание налогового и кредитно-денежного регулирования. Помимо чисто фискальной функции, налоги способны стимулировать внедрение достижений научно-технического прогресса, наиболее рациональное использование финансовых и природных ресурсов, а, следовательно, стимулируют экономический рост и эффективность производства. Это достигается четко продуманной системой налогообложения, которая выполняет роль не только «экономического кнута», но и «экономического пряника», последнее особенно важно для стимулирования научно-технического прогресса в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Довольно высокая эффективность налоговых систем в области природопользования и охраны природы в странах Запада, в первую очередь, по мнению ряда специалистов, таких как Голуб А. А., Струкова Е. Б., Бурцева Н. Н., Алиев Я. Д. и др., обусловлена хорошо разработанной методикой исчисления налоговой базы и ставок, а также широким использование налоговых льгот. Применение последних основывается на концепции прямой зависимости между понижением налогов и стимулированием активности производителей в необходимом направлении. При этом считается, что снижение налогов помогает в перспективе сбалансировать государственный бюджет, поскольку временное недополучение доходов в нем будет в последующем компенсировано ростом доходов в результате повышения темпов роста экономики. Хотя льготное налогообложение, направленное на стимулирование НТП, имеет достаточно давнюю историю с конца 50-х гг. XX в., в нашей стране оно начало реализовываться значительно позже. Информационные стимулы в виде обеспечения полноты информации и свободы ознакомления с ней играют роль, подобную экономическим стимулам. Если фирмы предоставляют всю информацию, то потребители и жители близлежащих территорий оповещены о размерах загрязнения или содержания вредных веществ в продукции. В данном случае информированность будет своего рода антирекламой, ведущей к изменению спроса на продукцию, в то же время, обеспечивая сокращение загрязнения, использование соответствующих первичных ресурсов или типа технологий. У человека должен быть интерес к бережливости, разбудить который призвана система материального стимулирования. Существуют разработанные рекомендации по материальному стимулированию рационального природопользования. Целью таких рекомендаций является повышение материальной заинтересованности работников предприятий в рациональном природопользовании, понимаемом как такое использование природных ресурсов, которое, обеспечивая необходимое производство материальных благ, предполагает предотвращение или снижение вредных воздействий на окружающую среду. В соответствии с законодательством РФ предприятие обязано своевременно осуществлять природоохранные мероприятия, направленные на снижение и компенсацию негативного воздействия его производства на окружающую среду. Выполнение этой обязанности стимулируется введением платы за негативное воздействие на окружающую среду. В то же время в условиях самостоятельности предприятий возникает опасность того, что предприятия могут отдать предпочтение проведению работ по наращиванию объемов производства, а, следовательно, получению дополнительной прибыли, за счет повышения нагрузок на окружающую среду в ущерб бесприбыльным природоохранным мероприятиям. В силу этого экономическое стимулирование должно быть дополнено системой материального стимулирования работников, воздействующей непосредственно на интересы работников через оплату труда. Трудовые доходы каждого работника от вида предприятия определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы предприятия. В условиях нарушенного экологического равновесия конечным результатом деятельности предприятия должно быть не только получение необходимой продукции или оказания необходимого объема услуг любой ценой, в том числе загрязнения окружающей среды, но и получение их путем рационального природопользования. Различные методические рекомендации исходят из того, что конечный результат деятельности предприятий и организаций наряду с общепринятыми в системе стимулирования экономическими показателями включают систему нормативов качества окружающей среды. К наиболее обобщающим показателям, характеризующим необходимое качество среды, уровень экологической чистоты предприятия, относятся, с одной стороны, выполнение научно обоснованных нормативов допустимых выбросов и сбросов, размещение отходов загрязняющих веществ, с другой — выполнение нормативов потребления ресурсов. Объектом стимулирования выступают научно обоснованные нормативы допустимых выбросов и сбросов, размещения отходов загрязняющих веществ. Но поскольку в ряде случаев нет объективной возможности сразу достичь нормативного уровня экологической чистоты, то предприятием утверждаются лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду на определенный период с разбивкой по годам, с том, чтобы поэтапно подойти к достижению нормативного уровня допустимых выбросов или сбросов загрязняющих веществ в природную среду. В то же время как объект стимулирования лимиты выбросов могут быть приняты только условно на определенный срок, в течение которого должны быть проведены те или иные природоохранные мероприятия. Субъектом стимулирования выступают работники государственных предприятий, прежде всего руководители предприятий, которым принадлежит право принятия решений в пользу того или иного технологического варианта, варианта использования природных ресурсов, а также руководящие работники производственных подразделений, специалисты, которые своей деятельностью способны оказывать влияние на выполнение нормативов качества природной среды. Задача материального стимулирования рационального природопользования заключается во внедрении в существующую систему материального поощрения и ответственности работников элементов, связанных с учетом экологических показателей, не нарушая общепринятых на предприятии принципов. При этом система стимулирования должна быть простой и доступной для понимания работников. Осуществление на практике разработанных рекомендаций предполагает организацию постоянного контроля за состоянием среды не только на уровне предприятия, но и основных его подразделений, что требует использования надежной контрольно-измерительной аппаратуры. Учитывая важность стимулирования рационального природопользования, в создавшихся условиях целесообразно сумму премий, выплачиваемых за внедрение новой природоохранной техники, и сумму премий за достижение в деле улучшения качества среды включать в необлагаемый налогами размер средств. И все же в современных условиях развитие рыночно-хозяйственных отношений опережает развитие законодательной базы, в частности это касается и вопросов рационального природопользования. Основные формы и методы стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды, описанные в данном разделе диссертационного исследования, являются важным фундаментом для дальнейшего развития экономико-правовых отношений в области экологической безопасности региона. Яндекс.Директ Б/у моторы BAW Все двигатели с документами. Без пробега по РФ. vagmotor.comАдрес и телефон Курсы по охране окружающей среды В международной бизнес-школе. До конца месяца 1 модуль MBA бесплатно! О бизнес-школеКорпоративные программыВебинарыСпецпредложения mbschool.ruАдрес и телефон Кун на МТЗ. Усиленный Аналог! Навесные погрузчики к МТЗ. Сменные рабочие органы. Выгодные цены здесь! Универсал 800Универсал VIPОплата по фактуДоставка по РФ universal.agroczentr.ru Хотите инвестировать? Консультации экспертов. Получайте дивиденды и зарабатывайте на росте акций! finmarkcons.com Содействие в подборе финансовых услуг/организаций Литература: Ацканов Р. Р., Нагоев З. В., Нагоев А. Б. Экологическое развитие регионов как основа реализации государственной политики в сфере природопользования / Биоэкономика и экобиополитика. 2015. № 1 (1). С. 23–28. Болтаевский А. А., Юдин А. И. Некоторые вопросы экономики природопользования/ Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 51–53. Витушкин И. И., Болтаевский А. А., Нур Ф. И., Скляренко С. А., Мастихин А. А., Сапатовски С. О. Концепции развития биоэкономики и зеленых городов для региональной и промышленной экономики, а также для территории экономики природопользования России/ Экономика и предпринимательство. 2015. № 11–1 (64–1). С. 61–65. Бурцев Н. Н., Алиев Я. Д. Экономические механизмы природопользования: зарубежный опыт // Проблемы окружающей среды природных ресурсов: Обзорная информация. — М.: РГАСНТИ, 1991. № 10. — с. 48–63.). Голуб А. А., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 319 с. Кирюшин П. А. Эколого-экономическая оценка снижения энергоемкости России / Вестник Чувашского университета. 2011. № 1. С. 388–392. Нагоев А. Б. Основные направления и перспективы развития санаторно-курортной и туристско-рекреационной сферы КМВ и КБР/ Управление экономическими системами: электронный журнал. 2011.№ 33. с.26 Нагоев А. Б. Проблемы развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса Кавказских минеральных вод / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011.№ 33. с.33 Нагоев А. Б., Татуев А. А., Скляренко С. А., Шаров В. И. Проблемы формирования цепочек добавленной стоимости биопродуктов в экономике природопользования / Фундаментальные исследования. 2015. № 11–1. С. 174–178. Нестеров П. М., Нестеров А. П. Экономика природопользования и рынок. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. — 413 с. Охрана природной среды: Пособие для инженера-эколога / Под ред. В. И. Седлецкого и А. Д. Хованского. — Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 1992. — 302 с. Татуев А. А., Скляренко С. А., Шаров В. И., Нагоев А.Б Роль биоэкономической политики в национальной экономике природопользования /Фундаментальные исследования. 2015. № 10–3. с.635–639 Яндыганов Я. Я. Экономика природопользования. — М.: КНОРУС, 2005. — 576 с.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Гергова З. Х. Формы и методы механизма стимулирования рационального природопользования // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 196-201.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...