Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стилистическая маркированность языковых средств




           Слова и другие единицы русского литературного языка могут быть маркированными (стилистически окрашенными) и не маркированными (нейтральными).

    Маркированные слова, кроме денотативного (понятийного) значения обладают дополнительным значением (стилистической окраской, коннотацией). Выделяют два типа стилистической окраски:

1) функционально-стилевая

2) эмоционально-экпрессивная

Функционально-стилевая.

Окраска создается прикрепленностью языковых единиц (приставок и суффиксов, слов, фразеологизмов, морфологических форм, синтаксических конструкций) к определенному стилю. Выделяют три основных разряда языковых единиц по функционально-стилевой окраске: книжная, разговорная и нейтральная.

Например:

    Взрастить (книжн.) – вырастить (нейтр.) – поднять (разг.) – вскормить (разг.) – вспоить (разг.)

    Эмоционально-экпрессивная окраска – дополнительные компоненты значения слова, которые прежде свего характеризуют обозначаемый словом предмет (или явление), выражая отношение к нему говорящего. Круг эмоционально-экпрессивных оттенков слова четко не ограничен: бранное, ироническое, неодобрительное, шутливое, пренебрежительно, укоризненное, ласкательное, одобрительное и др.

     Книжная окраска (стилистически повышенная по отношению к нейтральной) обычно связана с выражением положительных эмоций, а разговорная (стилистически сниженная) – с выражением отрицательных эмоций.

Упражнения

1. Сгруппируйте приведенные слова по типу стилистической окраски

(разговорная – нейтральная – книжная). Укажите, в каких функциональных стилях употребляются книжные по стилистической окраске слова.

    Ахнуть, актуальный, анонс, бартер, взыскание, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, дуализм, зачетка, забота, иждивение, ион, иск, искатель, книга, книжка, книжонка, косинус, квартиросъемщик, картошка, лингвистика, начертать, неправосудный, невыполнение, норма, нормальный, отлынивать, периметр, пневмония, работать, рот, трудиться, усыновитель, усыновить, уста, эксперимент, эскалация, этимология, язык, языкознание.

2. Приведите стилистические синонимы к данным ниже словам. Определите

стилистическую окрашенность каждого слова.

    Темнота, выгнать, вылечить, беспорядок, мечты, способный, беспощадно, шуметь, сторонник, позорный, невзначай, тщательно, отнекиваться.

3. Определите оттенки значений каждого слова в приведенных рядах

синонимов.

    Вылинявший – выцветший – выгоревший – поблекший; мокрый – влажный – сырой – волглый; врач – доктор – лекарь – эскулап; истратить – расточить – промотать; устать – изнемочь – вымотаться; одолеть – восторжествовать – осилить; старик – старец – старина.

4. Определите, какими типами окраски обладают слова, какие аффиксы

обладают коннотацией.

    Зодчество, верование, фимиам, безгласный, деляга, хромоногий, возжелать, зачетка, ирод, конфиденциальный, кручинушка, мерило, мольба, недобиток, назидание, без ног, панегирик, стрелочник виноват, фото.

5. Выпишите из текста слова, которые в толковых словарях сопровождаются

пометами, указывающими их экспресивно-стилистические свойства.

    Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах. Она несла большую чашку какао и, поставив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волной под тонкой кожицей ее миловидного лица. Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала; что имела право прийти… Она ходила немножко в развалку, но и это к ней пристало… (Тургенев).

6. Замените выделенные слова фразеологизмами. Проследите, как изменяется

при этом стилистическая окрашенность предложения.

1) Все эти дни Мария была в беспрестанных хлопотах.

2) Я очень давно не видел своих друзей по институту.

3) Мы сильно промерзли в лесу.

4) Мария заметила, что проговорилась, и сидела молча, ожидая, что будет дальше.

5) Приятель у Николая легкомысленный.

6) Было весело, очень шумно, и он почувствовал себя легко, свободно.

7) У нее было очень много самых необходимых хлопот, потому что нужно было приготовить квартиру для брата.

7. Определите значение и стилистическую окрашенность выделенных слов. Укажите, какую стилистическую окрашенность имеют эти слова, употребляясь в ином значении.

1) Он выписывал ногами такие кренделя, что вообще оставалось загадкой, как он мог удерживаться в вертикальном положении.

2) В результате все исследования смешались в такую кашу, что расхлебать ее было трудно.

3) “То раньше было, а то теперь”, - отрезал главный специалист.

4) Я был в затруднении, но, немного помявшись, решил обратиться за советом к компетентному лицу.

5) До поезда мне оставалось часа два, и я решил убить их в местном кинотеатре.

6) До истины хочешь докопаться?

 

Научный стиль

 

    Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормальной речи. Научный стиль обслуживает научную и научно-педагогическую сферу, технику.

    Основная функция научного стиля – передача логической информации и доказательств ее истинности, а часто также новизны и ценности. Вторичной функцией научного стиля, вытекающей из его основной функции, считают активизацию логического мышления читателя (слушателя).

Выделяют три разновидности (подстиля) научной речи:

1) Собственно-научный подстиль

2) Научно-учебный подстиль

3) Научно-популярный подстиль.

В рамках Собственно-научного подстиля Выделяются такие жанры, как монография, диссертация, доклад и др. Подстиль отличается в целом строгой, академической манерой изложения. Он объединяет научную литературу, написанную специалистами и предназначенную для специалистов. Этому подстилю противопоставлен научно-популярный подстиль. Его функция заключается в популяризации научных сведений. Здесь автор-специалист обращается к читателю, не знакомому в достаточной мере с данной наукой, поэтому информация преподносится в доступной, и нередко – в занимательной форме. Особенностью научно-популярного подстиля является соединение в нем полярных стилевых черт: логичности и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности. В отличие от научной прозы в научно-популярной литературе значительно меньше специальных терминов и других собственно научных средств. Реферат

Научно-учебный подстиль соединяет в себе черты Собственно-научного

подстиля и научно-популярного изложения. С собственно научным подстилем его роднит терминологичность, системность в описании научных сведений, логичность, доказательность; с научно-популярными – доступность, насыщенность иллюстративным материалом. К жанрам научно-учебного подстиля относятся: учебное пособие, лекция, семинарский доклад, ответ на экзамене и др.

Таким образом, научный стиль реализуется в следующих жанрах:

1) Устные: реферативное сообщение, лекция, доклад.

2) Письменные: статья, монография, учебник, реферат, аннотация, документация, справочник и др. Рассмотрим некоторые из этих жанром подробнее.

В реферативном сообщении излагается, как правило, вне оценки содержание одного или нескольких книжных источников. В последнем случае изложения приобретает обзорный характер.

Лектор, как справедливо отмечает В. В. Одинцов, “не должен передавать только содержание предмета”, – схему учебника или соответствующей разработки, он должен “переработать это в содержании конкретной лекции, т. е. Изменить форму изложения – композицию, стиль, язык” (3, 77). Следует различать учебные лекции (для будущих профессионалов) и популярные лекции для лиц, у которых есть потребность получить определенную информацию по интересующему их вопросу или узнать нечто новое о предмете речи.

    Научный подход – это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения. В учебном докладе на гуманитарные темы, в частности, эта новизна в большей мере субъективна. Она определяется наличием новых фактов или их оригинальной интерпретацией, наличием своей точки зрения, своей позиции.

    Научная статья – сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Монография – научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса. В эту группу жанров – оригинальных сочинений исследовательского характера – можно включить курсовую и дипломную работу. Для данных научных сочинений характерны строгая композиция. В каждом тексте выделяются структурно – смысловые компоненты (части): заголовок, введение, основная часть, заключение. Заголовок (название) научного произведения – это информационная единица; он обычно отражает тему данного текста и должен соответствовать содержанию этого текста. Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования, описываются методы, используемые в процессе исследования, формулируется цель работы (например, раскрыть специфику…, объяснить явление, обобщить факты). Основная часть текста монографии (курсовой, дипломной работы) членится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац. Заключение имеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.

    Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: “О чем говорится в первичном тексте?”

    Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: “Какая информация содержится первоисточнике, что излагается в нем?” Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы. В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат. Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.

    Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.

    Стилевые особенности языка науки – обобщенность и отвлеченность, объективность, точность, логичность.

    Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины. В любом научном тексте общеупотребительная лексике составляют основы изложения. В первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлеченным значением (бытие, сознание, фиксирует, температура). При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники (система, вопрос, значение, обозначить). Одной из особенностей употребления общенаучных слов является их многократное повторение в узком контексте. Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание. Термин несет логическую информацию большого объема. В толковых словарях термины сопровождаются пометкой “специальное”.

    Морфологические черты стиля: преобладание имен существительных, широкое распространение отвлеченных существительных (время, явление, изменение, состояние), использование во множественном числе существительных, не имеющих в обычном употреблении форм множественного числа (стоимости, стали…), употребление существительных единственного числа для обобщенных понятий (береза, кислота), употребление почти исключительно форм настоящего времени во вневременном значении, указывающий на постоянный характер процесса (выделяется, наступают).

Объективный характер изложения“мы” вместо “я”, пропуском местоимений, сужение круга личных форм глагола (3 лицо), употреблением форм страдательного причастия прошедшего времени, возвратно-безличных, безлично-предикативных форм (нами был разработан; можно утверждать, что…)

    В научном стиле господствует логический, книжный синтаксис. Типичны осложненные и сложные конструкции, повествовательные предложения, прямой порядок слов. Логическая определенность достигается посредством подчинительных союзов (потому что, так как…), вводных слов (во-первых, следовательно).

    Среди простых предложений широко распространенна конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа.

 

Рекомендуемая литература

1. Блюменау Д. И. Проблемы свертывания научной информации М., 1982.

2. Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. – М., 1976

3. Вартапетов С. С. Стиль научной речи// Русский язык в школе. – 1998 – №6

4. Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений. – М., 1984

5. Соловьев В. И. Составление и редактирование рефератов. – М., 1975

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы функции научного стиля?

2. Какие разновидности выделяются в системе научного стиля?

3. Перечислите основные жанры научного стиля, охарактеризуйте их специфику.

4. Каковы ведущие стилевые черты научного изложения?

5. Охарактеризуйте лексические и грамматические особенности языка науки.

 

Упражнения

1. Определите разновидность,лексические и грамматические особенности

научного стиля.

1) В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного

слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование. Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII в. до конца 30-х годов XIX в., вместе с тем определил во многих направления пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образом художественного слова для современного читателя. Стремясь к концентрации живых сил русской национальной культуры речи, Пушкин, прежде всего, произвел новый, оригинальный синтез тех разных социально-языковых стихий, из которых исторически складывается система русской литературной речи. Это были: 1) церковнославянизмы; 2) европеизм; 3) элементы живой русской речи…(В. В. Виноградов “Очерки по истории русского литературного языка XVII – XIX вв.”)

2) Валентность – способность слова вступать в синтаксические связи с другими

элементами. В лингвистику впервые ввел это понятие С. Д. Кацнельсон. А. Теньер, веденный термин “валентность” в западноевропейское языкознание для обозначения сочетаемости, относил его только к глаголу и определял валентность как число актантов, которые может присоединять глагол. В современном языкознании развивается более широкое понимание валентности как общей сочетательной способности слов и единиц иных уровней (лингвистический энциклопедический словарь).

3) Как известно, у слова есть внешняя сторона (звуковая) и внутренняя – его

содержание (значение). Из каких мельчайших частиц состоит внешняя сторона слова? Это каждому ясно: из звуков (фонем). А из чего складывается лексическое значение слова? Мы знаем, что название, независимо от признака, положенного в его основу, становится знаком явления действительности со всеми его признаками. Получается, что слово все эти признаки хранит в своей “памяти”, как бы осознавая свою принадлежность к широкому кругу других названий. Но одновременно оно стремится ограничить себя от других слов, выявляя свою индивидуальность… Значение слова складывается из нескольких частичек (компонентов). А так как смысловая сторона слова называется еще и семантикой, то кратчайшие частички значения ученые называют семами (Подгаецкая И. М., Постникова И. И. “Необъятный мир слова”).

2. Проанализируйте одну из статей научных журналов по плану: 1) Композиционные части, 2) Направленность содержания статьи – научная, практическая, научно практическая, полемическая, информативная, 3) Языковые средства, отражающие эту направленность.

3. Напишите рецензию на одну из научных статей.

4. Проанализируйте устную научную речь студентов вашей группы при ответе на практических и семинарских занятиях. Сделайте заключение о соответствии ее нормам научного стиля.

5. Оцените аннотацию с точки зрения соответствия жанру.

    Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский. – М. 1976.

Книга представляет собой научную биографию К. Э. Циолковского. В ней приведены интересные сведения о работе Циолковского по аэронавтике, ракетной технике и космонавтике, дана характеристика творческого стиля ученого. Рассчитана на широкий круг читателей.

6. Отредактируйте приводимые ниже предложения научного текста.

1) То, что изомерные ди- и тетраалкидензолы имеют различные молекулярные

рефракции, не согласуется с представлениями Таревсого.

2) Полосы сближающиеся между собой.

3) Был намечен целый ряд экспедиций.

4) Три года тому назад состоялась первая конференция.

5) Одному из замечательных русских зоологов прошлого века принадлежит это открытие.

6) Рассматривая кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, можно видеть, что они имеют индивидуальный характер.

7. Подберите 10 – 15 терминов, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы: авто-, анти-, био-, гипер-, гипо-, интер-, интра-, мета-, микро-, моно-, морфо-, мульти-, нео-, поли-, пост-, прото-, псевдо-, суб-, супер-, экстра-.

 

 

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

 

Официально-деловой стиль – это такая разновидность литературного языка, которая обслуживает сферу официальных деловых отношений: отношение между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждениями, между личностью и обществом.

    Функция делового стиля заключается в том, что он изложению характер документа и тем самым переводит отраженные в этом документе различные стороны человеческих отношений в разряд официально-деловых.

    Официально-деловой стиль подразделяется на две разновидности:

1) Официально-документальный,

2) Обиходно-деловой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...