Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Резюме. Аффективная сфера




Резюме

 

Подводя итоги, следует отметить, что развитие психических функций человека носит неравномерный гетерохронный характер. Так, развитие психофизиологических функций, определяющих особенности функционирования сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста. В то же время развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем если показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума в 30–35 лет, то вербальный интеллект развивается еще после 40. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.

Кроме того, развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности.

 

Возрастные часы   – внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек опережает ключевые события в жизни (или отстает от них): обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др.

Биологический возраст   – соответствие индивида определенному моменту жизни.

Социальный возраст   – степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста.

Психологический возраст   – характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр.

Психофизиологические функции   – функции коры головного мозга, обеспечивающие взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами.

Мотивация   – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Аналитическая деятельность полушарий   – деятельность полушарий головного мозга по расчленению полученной информации на составные элементы.

Синтетическая   деятельность полушарий – деятельность полушарий головного мозга по соединению отдельных единиц информации в целостный психический образ.

Сенсибилизация   – повышенная чувствительность нервных центров под влиянием действия раздражителей.

Сенсорно-перцептивные процессы   – процессы получения чувственной информации о предметах и явлениях окружающей действительности.

Мышление   – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Образное мышление   – вид мыслительного процесса, в котором используются образы.

Логическое мышление   – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия.

Практическое мышление   – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление   – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Данный вид мышления обычно отличают от мышления практического.

Вербальные функции интеллекта   – функции интеллекта, связанные с оперированием словами, в том числе возможность получения и анализ речевой информации, понимание смысла слов и др.

Шкала Векслера – Беллвью   – психодиагностическая методика оценки уровня интеллектуального развития, предложенная Д. Векслером в 1939 г. Беллвью – название клиники, в которой данная шкала была разработана. Наибольшую известность получил модифицированный вариант этой шкалы, опубликованный в 1955 г. под названием «Векслера интеллекта взрослых шкала».

Невербальные функции интеллекта   – функции интеллекта, связанные с восприятием, оценкой и оперированием образами, например геометрическими фигурами.

 

 

Глава 2

Аффективная сфера

 

Аффективная сфера совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Эмоции   – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...