Методика выявления особенностей мыслительных операций
Проблемы и рекомендации для дальнейшей работы с учеником
Проблема
Р. учителям
Р. родителям
Р. ученикам
Податливость чужому мнению
• Практиковать диалогический стиль взаимодействия с классом
• Относиться с уважением к мнению ученика
• Создавать ситуации для собственного выбора и выражения мнения
• Проводить больше времени с ребенком, интересоваться его потребностями, отношениями с друзьями
• Давать проявлять свое мнение, не диктуя своего
• Воспитывать лидерские качества
• Подталкивать и поощрять за проявление инициативы, самостоятельности
• Создавать ситуации для самостоятельного решения и выбора
• Говорить об опасности следования чужому мнению, желанию угождать и отказу от своей позиции
• Выявить способности ребенка и помочь обнаружить хобби
• Увлечь глобальной идеей, распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки
• Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет
• Не поддаваться на провокации, позволяя манипулировать собой
• Чаще спрашивать себя «Действительно ли я с этим согласен?», «Чего Я хочу на самом деле», «Почему я позволяю другим людям руководить моими мыслями и действиями?»
Следовать собственным интересам, не боясь быть отвергнутым друзьями, т.к. появятся, которые будут уважать твое мнение, если ты сам уважаешь свои потребности
Неформальный лидер
• Не давать диктовать свои условия одноклассникам
• Спрашивать не только мнение ученика, но и класс, давая другим выразить свое
• Прислушиваться к чужому мнению
• Учиться слушать и уважать мнение другого
Отвлечения
• Задавать вопросы, требующие размышления, давать индивидуальные интересные задания, к концу урока составлять опорный конспект
• Давать установки: «Здесь стоит быть особенно внимательным», «Пока я считаю до 5, настраиваемся слушать, понимать, запоминать», а также «Обратите внимание», «Обведите в рамку, поставьте рядом с абзацем «!,?» и т.п.
• Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения
• Совместно с ребенком играть в развивающие игры, шахматы, головоломки
• Выполнять интересные упражнения для развития внимательности
• Выделять в окружающих явлениях, предметах детали
• Ставить для себя цель и сроки перед выполнением задания
• При выполнении домашних заданий учитывать время переключения внимания и подстраиваться под свой мозговой ритм (30 минут работы-5-7 перерыв)
Приложение
Методика изучения устойчивости внимания
Тест Пьерона-Рузера
Тест был выполнен за 1м 55 секунд без ошибок, что говорит о среднем уровне устойчивости внимания.
Методика диагностики типа памяти
Протокол
Тип памяти
Количество слов в ряду
Количество правильно воспроизведенных слов
Коэффициент памяти
С = А/10 * 100%
Слуховой
50%
Зрительный
70%
Моторно-слуховой
40%
Комбинированный
60%
Методика Филлипса на уровень тревожности
По результатам методики Филлипса в целом выявлено 22 несовпадения с ответами. Это составляет 38%, что менее 50%. Следовательно, у мальчика есть тревожность, но она не превышает норму.
Если оценивать уровень тревожности по каждому фактору, то общая тревожность составляет 18%, переживание социального стресса – 55%, фрустрация потребности в достижении успеха – 54%, страх самовыражения – 50%, страх ситуации проверки знаний – 33%, страх не соответствовать ожиданиям окружающих – 60%, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 20%, проблемы и страхи в отношениях с учителями – 30%.
Таким образом, самый большой уровень тревожности мальчик испытывает по следующим факторам: страх не соответствовать ожиданиям окружающих, переживание социального стресса и фрустрация потребности в достижении успеха. Это означает, что мальчик ориентируется на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревожится по поводу оценок, которые дают ему окружающие.
Методика выявления особенностей мыслительных операций
Протокол
Список пар слов-понятий
Сходства
Различия
1. стол-стул
Мебель
Стол больше стула
2. корова-лошадь
Копытные
У коровы есть рога, у лошади нет
3.трамвай-автобус
Транспорт
Трамвай ездит по рельсам, автобус нет
4. озеро-река
Вода
Озеро большое, а река длинная
5. река-птица
-
-
6. дождь-снег
Осадки
Дождь – это вода, снег – это снежинки
7. поезд-самолет
Транспорт
Поезд передвигается по земле, самолет по воздуху
8. ось-оса
-
-
9. обман-ошибка
-
Обман серьезнее, чем ошибка
10. яблоня-вишня
Ягоды
Яблоко большое, вишня маленькая
11.ботинок-карандаш
-
12. мальчик- человек
Люди
Возраст
13. молоко-вода
Жидкость
Вода прозрачная, молоко белое
14. ветер-соль
-
-
15. сани-телега
Транспорт
-
16. воробей-курица
Птицы
Воробей летает, курица нет
17. дуб-береза
Дерево
-
18. картина-портрет
Искусство
На портрете изображен человек, а на картине может быть что угодно