Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели, задачи и принципы приватизации государственного имущества области

Несмотря на то, что в результате массовой приватизации большинство предприятий в области стали частными, достигнуть желаемых результатов при приватизации государственных предприятий не удалось:

-не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
-структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий;

-привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий.

  Поэтому назрела необходимость пересмотра приоритетов государственной политики в области приватизации.

Для достижения поставленных целей необходима была разработка и реализация новых подходов к решению вопросов, связанных с управлением и распоряжением государственным имуществом. Такие подходы нашли отражение в новой Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, разработанной Министерством государственного имущества Российской Федерации и одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 N 1024.
Главной целью государственной политики в области приватизации является проведение процесса приватизации, результатом которого должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народно-хозяйственного комплекса в целом.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
-создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики;

-вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия области в хозяйственных товариществах и обществах;

-привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии областных предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять;

-создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;
-обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

-восстановление активного функционирования фондового рынка;
-рациональное пополнение доходной части бюджета;
усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

Настоящая Концепция основывается на следующих основных принципах проведения приватизации в Ростовской области:

а) решение о приватизации предприятий, имеющих социальную значимость для области, принимает Глава Администрации (Губернатор) области по предложению комитета по управлению государственным имуществом области и отраслевого министерства области. В необходимых случаях Глава Администрации (Губернатор) области может принять решение о закреплении в областной собственности акций создаваемых в процессе приватизации акционерных обществ либо об использовании специального права ("золотая акция") на участие в их управлении.

Решение о целесообразности приватизации остального областного имущества принимает комитет по управлению государственным имуществом области по согласованию с соответствующим отраслевым министерством области с позиций повышения эффективности его использования;

б) способ приватизации каждого объекта государственной собственности определяется комитетом по управлению государственным имуществом области на основании анализа предложений отраслевых министерств области и руководителей государственных унитарных предприятий областной собственности;
в) нормативная правовая база, режим и методы регулирования процессов приватизации должны соответствовать законодательству Российской Федерации.

 Основными направлениями приватизации государственного имущества в области являются:

- переход к приватизации по индивидуальным проектам, проведение мероприятий по предпродажной подготовке предприятий с привлечением отобранных на конкурсной основе организаций, занимающихся оценочной деятельностью. В связи с принятием Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" цена продажи госимущества должна быть определена исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком;

- дифференцированный подход к приватизации государственного имущества в зависимости от их ликвидности, являющийся одной из основных мер, призванных обеспечить достижение цели государственной политики в области приватизации. Причем методы по реализации государственной политики в области приватизации имеют свою специфику, в зависимости от вида государственного имущества.

Целью государственного контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования государственного имущества, безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.
Предусматриваются следующие этапы государственного контроля:
а) подготовка областного имущества к приватизации, включающая в себя контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации государственного имущества (размер отчуждаемых пакетов акций, способ и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества), контроль за обязательным учетом потенциального спроса на приватизируемое имущество;

б) непосредственная   реализация   приватизационных   процедур,

 предусматривающая анализ условий выполнения инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по условиям коммерческих конкурсов, и анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже областного имущества (деловая репутация, продолжительность деятельности, сведения об источниках средств, используемых при оплате);

в) выполнение новым собственником взятых обязательств, которое включает в себя разработку системы показателей постприватизационного развития предприятий с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов и контроль за обязательным соблюдением системы показателей постприватизационного развития предприятий.
Постприватизационный контроль государства должен сопровождаться постприватизационной поддержкой предприятий.

Такая поддержка может включать в себя:

-государственную поддержку квалифицированными кадрами;
-консалтинговое сопровождение предприятий на льготных условиях, включая инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг;

-организационную поддержку, оказываемую предприятиям при освоении новой продукции и заполнении новых ниш на соответствующем рынке.

3.2 Прогнозный план приватизации государственного имущества Ростовской области

 

Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Ростовской области на 2007 год (далее – Программа приватизации) разработан в соответствии с требованиями Областного закона от 18 июля 2002 года № 255-ЗС «О приватизации государственного имущества Ростовской области», бюджетного законодательства. Программа приватизации базируется на основных подходах, определенны Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и направлена на реализацию задач, сформулированных в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области, утвержденной постановлением Главы Администрации Ростовской области от 11 октября 2000 года № 388.

Основными задачами приватизации государственного имущества Ростовской области в 2007 году как части формируемой в условиях рыночной экономики системы управления государственным имуществом являются:

· приватизация государственного имущества Ростовской области, не задействованного в обеспечении государственных функций (полномочий) Ростовской области;

· обеспечение поэтапного сокращения числа областных государственных унитарных предприятий;

· формирование доходов областного бюджета.

Основным принципом формирования Программы приватизации является обеспечение максимальной бюджетной эффективности приватизации каждого объекта государственного имущества Ростовской области, которая будет достигаться за счет принятия индивидуальных решений о способе и начальной цене приватизируемого имущества на основании анализа складывающейся экономической ситуации, проведения полной инвентаризации и независимой оценки имущества, аудиторской проверки областных государственных унитарных предприятий.

Планируемые поступления в областной бюджет от приватизации государственного имущества Ростовской области предполагается обеспечить за счет продажи иного государственного имущества Ростовской области.

На 1 августа 2006 года Ростовская область является собственником имущества 134 областных государственных унитарных предприятий, акционером 15 акционерных обществ и участником 2 обществ с ограниченной ответственностью (без учета включенных в программу приватизации на 2006 год), а также собственником 240 объектов недвижимого имущества государственной казны Ростовской области.

Согласно Программе приватизации предполагается приватизировать одно областное государственное унитарное предприятие, а также два объекта иного государственного имущества Ростовской области.

Распределение областных государственных унитарных предприятий и хозяйствующих субъектов, акции и доли которых находятся в государственной собственности Ростовской области, по отраслям экономики указаны в таблице 1.

 

Таблица 1 – Государственные унитарные предприятия и хозяйствующие субъекты, находящиеся в государственной собственности Ростовской области

Наименование отраслей экономики

Количество областных государственных унитарных предприятий

Количество хозяйствующих субъектов с участием Ростовской области

всего включенных в Программу приватизации всего включенных в Программу приватизации
Агропромышленный комплекс 3 - 1 -
Дорожное хозяйство 36 - 1 -
Строительный комплекс 3 - 1 -
Транспорт и связь 2 - - -
Промышленность - - 1 -
Топливно-энергетический комплекс 1 1 2 -
Непроизводственная сфера 89 - 11 -
Итого 134 1 17 -

 

Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Донэнерго» предусматривается преобразовать в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого будут находиться в государственной собственности Ростовской области с целью сохранения контроля за его деятельностью и возможностью участия в управлении преобразованным предприятием.

Объекты недвижимости, предлагаемые к приватизации в 2007 году, представляют собой недвижимое имущество государственной казны Ростовской области.

В результате реализации Программы приватизации количество областных государственных унитарных предприятий снизится на 0,7 процента, количество объектов недвижимого имущества государственной казны Ростовской области – на 0,8 процента.

Исходя из оценки прогнозируемой стоимости предлагаемых к приватизации объектов в 2007 году ожидается поступление в областной бюджет доходов от приватизации государственного имущества Ростовской области в размере не менее 800 тыс. рублей, в том числе от продажи недвижимого имущества государственной казны Ростовской области – 800 тыс. рублей.

Перечень областных государственных унитарных предприятий, которые планируется приватизировать в 2007 году указан в таблице 2. Перечень иного государственного имущества Ростовской области, которое планируется приватизировать в 2007 году рассмотрен в таблице 3.

 

     Таблица 2 – Областные государственные унитарные предприятия, которые планируется приватизировать в 2007 г.

Наименование и местонахождение областного государственного унитарного предприятия Среднесписочная численность работников на 01.01.2006 (чел.) Стоимость основных средств на 01.01.2006 (тыс. рублей) Сроки приватизации, квартал 2007 года
Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Донэнерго», г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 162 5 726 3 396 882 IV

Таблица 3 – Государственное имущество области, которое планируется приватизировать в 2007 г.

Наименование государственного имущества Ростовской области, его местонахождение Занимаемая объектом площадь, (кв.м) Балансовая стоимость объекта на 01.01.2006, (тыс.рублей) Сроки приватизации, квартал 2007 года
1. Нежилое здание, г. Шахты, ул. Белгородская, д. 2 900 42,2 IV
2. Подвальное помещение АБК, г. Шахты, ул. Белгородская, д. 2 700 20,0 IV

 

 

                                                   Заключение

     В заключении проведенного исследования на тему приватизации государственного имущества можно сделать определенные обобщающие выводы.

     Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Естественно, что стерж­нем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ рефор­ма собственности в самом широком смысле в пере­ходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после "первичной" прива­тизации начинается формирование действительно эф­фективной системы прав собственности. Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предприниматель­ство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллектив­ной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной про­дукции.

   В России процесс приватизации был особенно сложен, он начался в период не только перестроения экономики, но и перехода от одного политического строя к другому. Поэтому первый этап приватизации был близок к провальному. Действительно, приватизация проводилась без особых знаний в этой области, что и привело к не самым лучшим результатам. Появилась огромная разница в финансовом благополучии между различными слоями общества, причем резко увеличился контраст между самыми богатыми и самыми бедными гражданами. Не стоит наверно доказывать, что этот этап не привел к главной поставленной ему задаче – к распределению имущества между эффективными собственниками. Процветавшая в тот период коррупция не дала возможность рационально передать во владение государственное имущество тем юридическим и физическим лицам, которые могли бы эффективно им распоряжаться. Однако уже на втором этапе происходит перераспределение имущества с целью передачи его в эффективное пользование. Начали разрабатываться и приниматься различные законы и нормативно-правовые акты для регламента процесса приватизации.

На данном этапе можно сказать следующее, что к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственногоимущества. Однако можно с уверенностью сказать, что несмотря на то, что за последнее время приватизация в России приобрела более законный и четкий характер, существует еще целый ряд нерешенных проблем, которые обязательно должны быть устранены в ближайшем будущем, для того, чтобы  экономика могла дальше гармонично и эффективно развиваться. В то же время, надо отметить и то, что первичная цель, которая была поставлена, достигнута и

главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.

 

 

                           Список литературы

 

1. Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» №178-ФЗ от 21.12.2001

2. Областной Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества Ростовской области» №255-ЗС от 18.07.2002

3.  Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества ростовской области на 2007 год

4. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в

 Российской Федерации. – М.: Юстицинформ, 2002 Ч1.

5. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

6. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. Российская газета от 25 декабря 1993 года

7. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник для ВУЗов: 5-е издание. – М: НОРМА, 2004 год

8. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2006 год и основные направления приватизации федерального имущества

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...