Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория промышленного штандорта Альфреда Вебера.




Вопрос о географическом размещении промышленности является насущной проблемой в хозяйственной деятельности человека. Штандортным фактором (фактор размещения) Вебер назвал экономическую выгоду, заключающаяся в сокращении издержек производства и сбыта товаров, то бишь в таком размещении предприятий промышленного характера, что расходы при изготовлении продукции были бы минимальны.

Основная идея теории заключается в том, что заранее задано размещение сырьевой базы (это имеет отношение как к добывающей промышленности, так и к сельскому хозяйству), приближенное к реальности; установлено размещение центров потребления продукции промышленного характера и объемы спроса. При систематизации полученных данных в ходе работы, не учитывается ни заработная плата, ни интенсивность труда.

Суть теории состоит в том, чтобы определить главенствующий фактор размещения (региональный, агломерационный, природно-технический, культурно-общественный) и определить закономерность действия данных факторов.

Для построения общей теории необходимо знание лишь общих факторов регионального характера. Поэтому особо внимание было уделено 7 видам производственных издержек:

1. Издержки на земельную ренту (аренда, покупка).

2. Издержки на основной капитал (здания, машины, оборудование).

3. Издержки на сырье и энергоресурсы.

4. Издержки на рабочую силу.

5. Транспортные издержки.

6. Процент на заемный капитал.

7. Амортизационные отчисления на основной капитал.

Проведя полный анализ каждой из семи издержек, определилось два штандортных фактора:

1. Издержки на рабочую силу.

2. Транспортные издержки.

Издержки на рабочую силу

Рабочие пункты – места, где производительность труда и заработная плата имеют низкие издержки на рабочую силу, — будут притягивать к себе промышленные штандорты с минимальными транспортными издержками.

Смоделировать этот фактор можно графически с помощью изодапан — кривых линий, соединяющих точки с одинаковыми отклонениями от минимальных издержек транспортной ориентации. Если изодапана, соединяющая точку отклонения от минимальных транспортных затрат, равна изодапане, соединяющей точку экономии на трудовые ресурсы, то такая изодапана называется «критической».

Итак, чем выше рабочий коэффициент, тем сильнее концентрация отрасли в том или ином пункте.

Транспортные издержки

Транспортные издержки определяются только двумя факторами: весом транспортируемых грузов и расстоянием перевозки. При вычислении транспортных издержек во внимание берутся издержки по перевозке материалов к местам перевозки, потом готовой продукции к местам ее потребления. Тогда выходит, что фактор размещения этого производства находится в каком-то из этих мест, либо на прямой между ними. Получается, что постоянной величиной станет один из двух элементов транспортных издержек — расстояние, переменной величиной, дифференцирующей общую величину транспортных издержек от места к месту, будет только вес перевозимых грузов.

Для понимания методики расчета всех затрат в теорию введены понятия «склад» — место добычи промышленного сырья и энергетических ресурсов и «штандортная фигура». Тогда для каждого места потребления по каждому виду продукции можно построить геометрическую фигуру, образованную взаиморасположением n-складов и потребительским местом. Это сочетание и названо Вебером «штандортной фигурой», на которую следует опираться к дому производству при выборе места размещения.

При числе «складов» — 2, штандортная фигура образует простой треугольник, вершины которого образованы 2 «складами» и местом потребления данного продукта (М).

Для вычисления наилучшего по транспортным издержкам штандорта следует учесть соотношение издержек на потребляемые локализованные материалы (сырье, топливо) и на отправляемые к месту потребления готовые продукты. Соотношение веса локализованных материалов к весу продукта называется материальным индексом. Общий вес грузов, перевозимых от «материальных складов» к месту производства и от этого места к местам потребления товаров называется штандортным весом.

Если для производства 100 т. какого-либо продукта потребуется 300 т. одного локализованного материала и 200 т. другого локализованного материала, то материальный индекс данного производства (отрасли) будет равен: (300 + 200): 100 = 5. Исходя из этих же величин, штандортный вес в целом будет равен 600, а в расчете на единицу продукции — 6.

Поиск штандорта — оптимального места размещения, ведется в рамках штандортной фигуры следующим образом, «Положим, — пишет Вебер, — мы имеем перед собой производство, работающее с 2 локализованными материалами, причем для выработки 1 т. продукта требуется ¾ т. одного материала и ½ т. другого. В таком случае мы получаем штандортную фигуру на «материальных компонентах» (линиях, соединяющих штандорт с «материальными складами») которого передвигаются веса в 3/4 и 1/2, в то время как «потребительская компонента» отягощена 1,0. Отсюда, исходя из принятого выше допущения, что единственными факторами, определяющими транспортные издержки, служат вес и расстояние, мы приходим к следующему выводу: веса, соответствующие различным компонентам, представляют те силы, с которыми различные вершины углов штандортной фигуры притягивают к себе штандорт производства».

На основе этого подхода с использованием материальных индексов и штандортных весов Вебер проанализировал более сложные случаи расчета штандортных фигур, что позволило ему придти к ряду общих закономерностей, связанных с размещением промышленности при транспортной ориентации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сколько новых знаний открывает для нас математика в географии. Все-таки, я считаю, что математизация географии это новые двери, за которыми спрятан огромный кладезь знаний, которые нам еще необходимо изучить.

 

 

Литература

1. Интернет ресурс: ru.wikipedia.org

2. Интернет ресурс: www.geokniga.org

3. Интернет ресурс: old.exponenta.ru.

4. Интернет ресурс: istina.msu.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...