Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постиндустриальное общество

ВВЕДЕНИЕ

 

Различные типы общества и человеческих объединений формируются на протяжении всего времени существования человека на земле. Многими философами и историками были описаны критерии их формирования, особенность мышления и восприятие мира, причины возникновения нового типа общества. Карл Маркс, например, выделял общество как «исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий». Современная философия дает более подробное и доступное понятие типологии общества и особенности его структуры и устройства.

Прежде чем начать рассматривать исторические типы общества, следует сначала обратиться к самому понятию «общество». Часто понятие «общество» подменяется понятием «общность», хотя эти два термина имеют различные значения. Дадим определение каждому из них:

Общность - определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки: социальная группа, профессия, религиозная принадлежность. Например, народ или семья.

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Можно сделать вывод, что понятие «общество» является более широким, оно включает в себя все человечество, а «общность» объединение людей на основе того, что их отличает от общества.

Прежде чем перейти к рассмотрению исторических типов общества, необходимо определить, что подразумевается под определением «тип».

Тип - это совершенная рациональная модель, которая включает в себя значительные признаки группы объектов, подвергающихся исследованию. Выделение основных типов общества необходимо для того, чтобы постичь его сущность.

Главными теориями разделения общества на типы являются теория общественно-экономических формаций и теория цивилизаций, которые будут рассмотрены в следующих главах. Основное внимание при этом будет уделено теории цивилизаций, как теории основанной на историческом делении общества на типы.


 

Теория общественно-экономических формаций

 

Теорию общественно-экономических формаций, как теорию общественного развития, разработал немецкий философ Карл Маркс в ХХ веке. Он выделил экономические отношения в обществе как первичные и определяющие. Маркс свел все социальные системы к нескольким типам и назвал их общественно-экономическими формациями. Каждая формация подразумевается под собой общество на конкретной ступени развития в истории, а вся общественная история представлена закономерным процессом развития и смены формаций.


 

Теория цивилизаций

 

Теория цивилизаций введена советским философом и социологом М.Н. Руткевичем в своем труде «Общество как система. Социологические очерки». Он описывает три исторических типа общества: «История после выхода из первобытного состояния рассматривается как последовательная смена трех эпох: доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества». Причем согласно его теории считается, что контуры последнего типа общества только начали вырисовываться в наиболее развитых странах Запада. Начало этой эпохи было отмечено А.Турэном и Д.Беллом и рядом других социологов конца 60-х - начале 70-х годов ХХ века. Рассмотрим каждый из типов общества согласно теории цивилизаций ниже.

 

Доиндустриальное общество

 

Доиндустриальное общество так же называют традиционным или аграрным. Этот период считается самой ранней стадией развития общества, просуществовавшей до середины XVIII века. Возникновение таких обществ восходит к самым ранним этапам развития человечества, к первобытной культуре. Любое общество от первобытной общины охотников до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать традиционным обществом.

К традиционному обществу относят этнические общности, для которых характерны:

·   общинные поселения;

·   сохранение кровно-родственных связей;

·   преимущественно ремесленная и аграрная формы труда.

Многие ученые считают, что основным принципом организации социальных отношений в доиндустриальном обществе является жесткое иерархическое расслаивание общества. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Последним обстоятельством продиктованы господство коллективного начала в общественной жизни, в труде, в какой-либо другой деятельности, социальные представления ориентированы на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключение индивидуальной свободы, равно как и понимания ее ценности.

Таким образом, традиционное общество - общество, где ценится не оригинальность, а как можно более точное соответствие индивидуума установленной ему социальной роли. Эта роль воспринимается остальным сообществом как предназначенная свыше судьба, которую невозможно переменить. В связи с этим индивидууму остается только отвечать этой отведенной ему единственной роли, поскольку в противном случае он становится изгоем.

Учитывая деление на касты, которое упоминалось выше, эта особенность практически полностью исключает возможность социальной мобильности. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы (касты, клана, семьи) и существует преимущественно в авторитарных формах.

Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется (особенно в странах Востока) жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни.

На данной стадии для общества характерно:

·   чрезвычайно низкие темпы роста экономики;

·   медленное развитие производительных сил и техники;

·   торможение в развитии новых технологий;

·   четко выражено преобладание натурального хозяйства и сословной иерархии;

·   культура и экономика держатся на ручном труде и технике.

Наряду с выделенными особенностями, характерным для экономики традиционного общества считается господство натурального хозяйства, при котором товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Все нововведения отрицаются и считаются невозможными в реализации. «Так происходит потому, что человек живет в Круге времени. Время-круг - напоминание о бесконечной смене времен года. Изменения приходят от Бога, от мистических природных сил». Основным объектом производственной деятельности людей этого периода является природа, а главными производственными отраслями считаются добывающие отрасли в хозяйстве, такие как скотоводство, земледелие, охота и так далее.

Также одной из отличительных особенностей традиционного общества считается либо полное отсутствие письменности, либо ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов). При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык - на Ближнем Востоке, китайская письменность - на Дальнем Востоке). Поэтому межпоколенная трансляция культуры осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община.

Традиционное общество характеризуется:

·   традиционной экономикой, а именно экономической системой, в которой использование природных ресурсов определяется преимущественно традициями. Преобладают традиционные отрасли - сельское хозяйство, добыча ресурсов, торговля, строительство, нетрадиционные отрасли практически не получают развития;

·   превалированием аграрного строя;

·   постоянством структуры;

·   сословной организацией;

·   низкой мобильностью;

·   высокой рождаемостью;

·   низкой продолжительностью жизни.

Культура в традиционном обществе развивается медленно. В культуре важнейшей является религия, а на более ранних его этапах - мифология. Культура первобытных народов характеризуется теснейшими связями с природой. Адаптация к жизни окружающей среды (собирательство, приручение животных, наблюдение за повадками диких зверей и использование этих наблюдений в хозяйственной практике) сопровождается появлением веры в сверхъестественные силы природы. Существовало мнение о том, что жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники, либо как его хранители - тотемы.

Повседневная жизнь традиционного общества отличается поразительной устойчивостью. Она регулируется не столько законами, сколько традициями - сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, олицетворяющих опыт предков. В человеческом сознании считается, что «золотой век» уже позади, а боги оставили образцы поступков и подвигов, которым надлежит подражать. Социальные привычки людей практически не изменяются на протяжении многих поколений. Организация быта, способы ведения хозяйства и нормы общения, праздничные ритуалы, представления о болезни и смерти - все, что является повседневной жизнью социума, воспитывается в семье и передается из поколения в поколение. Многие поколения людей застают одни и те же социальные структуры, способы деятельности и социальные привычки.

Изменения в повседневной жизни традиционного общества происходят медленно, с течением веков. Наиболее медленно меняется жизнь крестьян. Способы обработки земли, одежда, рацион, физический облик крестьянина сохранялись (с учетом местных особенностей) практически до начала XVIII века. В крестьянских сообществах практические схемы деятельности кодифицированы: через распорядок дня и года, обычаи и ритуалы, через народную мудрость, заключенную в пословицах и поговорках. Эти коды существуют длительное время и, как правило, не фиксируются в письменной форме (не существует кодексов обычного права).

Таким образом, доиндустриальное общество - это общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которые могут удовлетворять людей на минимальном уровне. Поведение в таком обществе регулируется обычаями, нормами и социальными институтами. Выполняя свои функции, культура подавляет любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного развития общества.

 

Индустриальное общество

 

Термин «индустриальное общество» впервые ввел в XIX веке французский философ Анри Сен-Симон.

Эпоха индустриального общества началась с развития капиталистических отношений и предприятий в период распада феодального общества в отдельных странах Западной Европы: Голландии, Италии, Англии в конце XVIII века. Смена произошла в результате промышленной революции, из-за которой общество перешло от традиционного доиндустриального типа общества к индустриальному.

Процесс становления либеральной цивилизации шел довольно быстро. Национальные государства боролись за рынки сбыта, мировое господство и политическое влияние. Возникали союзы государств, разделяющие сферы экономического и политического влияния.

С точки зрения политической организации индустриальное общество характеризуется:

·   распадом империй и возникновением национальных государств;

·   разделением законодательной, исполнительной, судебной властей;

·   всеобщим избирательным правом;

·   развитием права;

·   формированием гражданского общества и массовой политической культуры.

Происходит развитие обрабатывающей промышленности, природа больше не является основным объектом в производственной деятельности. Растет уровень качества жизни населения, а так же развитие инновационной экономики. Техника активно внедряется во все сферы жизни, появляется крупное машинное производство, свободная торговля и общий рынок больше не является запретным. Организация работы все больше и больше осуществляется по фабричном типу. Труд и капитал теперь занимают одну из главных позиций. Происходит расслоение общества на капиталистов и пролетариат, между которыми четко прослеживается противостояние.

Класс капиталистов составляют собственники капитала, средств производства, пользующиеся трудом наёмных работников, а класс пролетариев составляют наемные рабочие, источником существования которых является продажа собственной рабочей силы собственникам средств производства.

Капиталистические предприниматели занимаются мирным приобретением товаров, земельных участков и других ценностей за свои деньги, например, орудий или условия труда, наймом работников и осуществлением производства материальных благ и услуг для продажи за деньги с целью получения прибыли.

Если раньше люди считали, что «время - это круг», теперь в их понятии «время-стрела». Люди больше не держатся за родные места, все больше и больше народа покидает родные края в поисках учебы и хорошей работы. Умственный труд теперь считается престижным, поэтому возрастает спрос на образование.

Индустриальное общество является обществом, основанным на экономике, что находит отражение в его культурной составляющей. Культуру капиталистического типа общества характеризуют рационализм, полистилизм и индивидуализм, существующих в экономической форме, а также ослабление религиозного мировоззрения и усиление светского (либерального, социалистического, анархистского), появление социалистических проектов переустройства общества, ожесточение противоборства разных классов. Главными ценностями являются деньги, труд, семья и свобода, что в свою очередь определяет поведение граждан. Уровень культуры, приобретаемый посредством образования, становится фактором главных социальных отличий между образующими общество социальными группами.

Религия больше не играет главную роль в культуре, она больше не может контролировать искусство и науку. Новейшие технические конструкции и сооружения все больше и больше пополняют культурную среду цивилизации. Телеграф, пароход, железная дорога, автомобили и многое другое уже не считаются «проделками» дьявола. Эти приспособления входят в повседневную людскую жизнь. Появляются газеты и телевидение, книгопечатание знакомит население с Библией.

Также для культуры индустриального типа общества характерны:

·   реформация церкви;

·   развитие естественного и технического знания;

·   становление массового образования;

·   возникновение средств массовой информации.

Новая религия, философия Бэкона, Галилея, Декарта, естественные науки изменяют духовную среду постреформационной Европы. Также на становление индустриального или капиталистического общества большое влияние оказывает явление протестантизма, основателем которого стал правозащитник и публицист Мартин Лютер Кинг. Он отвергает роль духовенства и церкви в качестве посредника между человеком и Богом, утверждая, что спасение души человека зависит от веры, образа жизни и профессионального мастерства.

Научный и технический прогресс вторгается во все сферы повседневной жизни и постепенно изменяет их. Впервые индустриальный общественный тип возник в Европе. После довольно успешного развития распространился и на другие территории.

Таким образом, индустриальное общество - это общество, с основанным на промышленности способом хозяйства. Для него характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизацией и ослаблением религиозного мировоззрения.

 

Постиндустриальное общество

 

Термин «постиндустриализм» был введён в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь породило информационно общество. Сторонники теории информационного общества считают, что оно характеризуется процессами, противопоставленными тем, которые были на предшествующих этапах развития общества. Вместо централизации - регионизация, вместо иерархизации и бюрократизации - демократизация, вместо стандартизации - индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.

Осуществляется переход от механизации труда к автоматизации. Как писал Д.Белл «корни постиндустриального общества лежат в беспрецедентном влиянии науки на производство». В таком обществе прослеживается возникновение новых видов производства, включающих в себя микроэлектронику, атомную энергетику и роботостроение. В деятельность людей входит все больше и больше посредников, при этом не живых людей, а информационных технологий. Увеличение количества используемой автоматизированной техники приводит к тому, что ручной труд практически исчезает. Большинство трудовых ресурсов перенаправлены в другие сферы, например, здравоохранение, науку и образование, управление и так далее.

В социальной сфере важной чертой постиндустриального общества становится усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного и творческого труда. Ряд исследователей характеризуют постиндустриальное общество, как «общество профессионалов», где основным классом является «класс интеллектуалов», а власть принадлежит интеллектуальной элите. Как писал основоположник постиндустриализма Д.Белл, «постиндустриальное общества … предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов». По мнению экономиста П.Друкера, «”работники знания” не станут большинством, но они уже стали его лидирующим классом».

Для обозначения нового интеллектуального класса американский социолог Э.Тоффлер вводит понятие «когнитариат». Когнитариат - это широкая прослойка наемных работников умственного труда. «….Чисто физический труд находится в нижней части спектра и постепенного исчезает. С малым количеством занятых физическим трудом в экономике «пролетариат» сейчас находится в меньшинстве и больше заменяется «когнитариатом». По мере становления суперсимволической экономики пролетарий становится когнитаристом».

Таким образом, постиндустриальное общество - это общество, развитое на информационной основе. Добыча и переработка природных ресурсов сменяется приобретением и переработкой информации, а так же, в отличие от традиционного общества, значительным развитием сферы услуг. Обновление всех сфер жизни проходит быстрее, чем в других исторических типах общества.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе были рассмотрены две теории разделения общества: теория общественно-экономических формаций и теория цивилизаций.

Основное внимание было уделено теории цивилизаций, как теории основанной на историческом делении общества на типы. Данная теория выделяет три этапа исторического развития: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.

Доиндустриальный тип - это общество, где преобладающим является ручной труд, а главным ресурсом природа. Развитие всех сфер жизни проходит медленно, потому что люди не имею свободу, а это основа для обновления общества.

Индустриальный тип- это общество, в котором в отличии от традиционного, преобладает машинное производство, начинается разделение труда. Ослабляется религиозное мировоззрение и вместе с этим влияние церкви.

В постиндустриальном обществе главным ресурсом является информация, развиваются средства коммуникация. Происходит переход к автоматизированному труду.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...