Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общность искусства и науки




Искусство и наука: две формы познания

 

Реферат по истории и философии

искусства и культуры

Выполнил: ассистент-стажер II курса

кафедры медных духовых

и ударных инструментов

Поспелова А.В.

Преподаватель: Сиднева Т.Б.

 

Нижний Новгород

2017 г.

Содержание

Введение. Понятие и специфика искусства и науки………………....3

 

Общность искусства и науки……………………………………….….6

 

Различие искусства и науки…………………………………….……..9

 

Роль искусства и науки в познании мира……………………………14

 

Элитарное и массовое…………………………………………………17

 

Заключение……………………………………………………………..18

 

Список литературы…………………………………………………… 21

 

 

«Два глаза человеческой культуры»

Ю.Лотман.

 

«Две культуры»

Ч.Сноу.

Как мы можем заметить, сейчас достигает высот развитие науки и техники. Все новые изобретения и исследования поражают своей многофункциональностью и индивидуальным подходом, совершенствуя наш мир. Казалось, что искусству нет места в нашем мире. Обращаясь к истории, мы видим, что искусство возникло раньше науки. Именно искусство влияет на мировосприятие человека, на его душевный мир, воздействуя через эмоциональную систему. Стоит заметить, что существует область, где наука и искусство пересекаются – это сфера этикета (правила поведения человека). Раньше искусство отвечало лишь за формирование моральных ценностей, в наш век – человек несёт ответственность за всё живое на земле.

 

Понятие и специфика искусства и науки

 

Обратимся к понятию искусства. Существует множество определений искусства, имеющих различные основания.

«Искусство понимается как высшее выражение свободы, свободная игра творческих познавательных способностей (Кант), как «чувственная манифестация истины (Гегель). Его смысл видится в оправдании мира (Достоевский), в единственном шансе для существования мира (Ницше), теургии как совместном богочеловеческом творчестве (Вл. Соловьев, Флоренский, Бердяев). Искусство обосновывается «как бытие в истине», удовлетворяющее потребность в интимном переживании быта (Хайдеггер, Гадамер, Сартр). В искусстве обнаруживается «подлинность бессознательного» (Фрейд), отражение действительности, оно интерпретируется как «орган жизни» (Чехов), «конкретно-чувственное выражение невербализуемого духовного опыта» (В.Бычков), моделирование мира (М.Каган) и человеческой деятельности (Ю.Борев), универсальная форма мышления (Ю.Лотман)» [5, c. 4-5].

Множество определений искусства раскрывают его необходимость в культуре. Роль искусства в жизни человека и мире в целом наиболее многогранно предстает в определении его отношения к другим формам культуры: мифу, науке, нравственности, религии, языку, повседневности. Рассмотрим искусство и науку, как две формы познания.

Научный и художественный способы познания мира, по мнению учёных, вправе считаться основополагающими для развития эстетики. Как известно, эстетика – синоним красоты, гармонии, совершенства. Именно через эстетическую красоту можно рассмотреть мир искусства сквозь призму философско-теоретического познания.

Искусство является предметом эстетики, оно всецело проявляется во всех её областях, которые раскрывают мир. Здесь можно сделать вывод, что именно искусству принадлежит роль отражения души человека.

«Определение искусства неотделимо от проблемы его самоидентификации, от понимания отношения художественного опыта к природе, человеку, культуре, истории» [6, c. 29].

В этом рассмотрении приобретает особую значимость проблема искусства как интерпретация – истолкования, разъяснения – бытия.

«Следует отметить, что само понятие «интерпретация» является чрезвычайно многозначным и «размытым». Оно характеризует разные моменты творчества (отражает прочтение художником тем, концепций, сюжетов, его диалог с традиционными стилями, жанрами, культурными эпохами, смежными искусствами и т.д.). Оно связано с исполнительским искусством, и здесь перед нами открывается некая бесконечность от «перевода» до произвольного прочтения авторского текста. Кроме того восприятие произведения, художественная критика, научные изыскания – тоже представляют собой разного рода интерпретации» [6, с. 29].

Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность.

«Наука – система рационально обоснованных и логически выверенных знаний о мире, базирующаяся на поиске объективных законов и закономерностей. Общность искусства и науки – в познавательной активности, эвристической направленности мышления. Искусство так же, как и наука, создаёт многоаспектное и множественное знание о мире, оно не может существовать и развиваться вне контакта с наукой. В одном из писем Марсель Пруст о своем романе «В поисках утраченного времени» пишет: «Но <…> это все наблюденная деталь, это целая теория памяти и познания (во всяком случае, таково мое притязание), не выстраиваемая прямо в логических терминах» (об этом пишет Мамардашвили М. Психологическая топология пути). В замечании писателя сокрыто глубокое понимание смысла художественного исследования, признание его важной концептуальной миссии.

Искусство способно метафорическим языком не только излагать теории и концепции. Прогнозирование является свойством, роднящим его с наукой (не только жанры научной фантастики)» [7, c. 414, 415].

 

Общность искусства и науки

В обществе развитие современных технологий и средств массовой коммуникации проходит с участием эстетических потребностей. Например, мотивом для возникновения телевидения стала необходимость быстрого и качественного донесения информации. Сейчас мы с легкостью можем узнать новости, которые произошли совсем недавно, или посмотреть прямую трансляцию, в любом месте и в любое время. Потребности человека безграничны, и поэтому научно - технический прогресс набирает обороты.

Конечно, непрекословное удобство составляет телевидение, особенно в рамках просвещения. Транслирование концертов, оперных постановок, спектаклей даёт возможность нескольким миллионам людей одновременно обогащать свой внутренний мир и наслаждаться искусством не выходя из дома, у экрана телевизора.

Художественное воздействие вызывает у человека воодушевление и нравственные чувства, благодаря которым и происходит процесс формирования творческой личности. Для активации свойств этой личности необходим толчок, который поможет разбудить чувство прекрасного и дать обществу новый шедевр.

Появление записи музыкальных произведений играет важную роль в нашей жизни. Абсолютно любой может воспользоваться средствами воспроизведения музыки и тем самым приблизиться к искусству. Многие продукты, содержащие в себе современные технологии, имеются в магазинах, и будь то профессионал, эстет или просто рядовой слушатель, может стать обладателем необходимого товара. Благодаря профессиональным записям происходит синтез между театром, телевидением и т.д.

Отметим, что даже «бытовые музыкальные жанры…обладают огромной силой эмоционального воздействия и… предполагают самоидентификацию личности.

Благодаря развитию современных технологий, в сфере «потребления» музыки стираются исторические, географические, жанрово-стилевые дистанции. Любую оперу, симфонию или какой-либо иной образец музыки в любом исполнении можно воспроизвести в «домашних условиях». Отметим, что студийная запись обладает большими преимущества перед звучанием в реальной акустической среде. Данный факт способствовал трансформации слушательского восприятия. Эту проблему, вызывающую искренне беспокойство музыкантов-профессионалов и приобретающую глобальные масштабы, отмечает Л. Десятников: «…обычно, если вы слушаете в концерте, например, симфонию Малера, то у вас дивное ощущение целостности звучания, но вы не слышите партитуру, все нюансы так, как в стереонаушниках». Композитор акцентирует внимание на акустическом несовершенстве залов, которое ставит под сомнение форму публичного концерта как такового. Однако есть в этой проблеме и не менее важные аспекты, не позволяющие однозначно оценивать явление. С одной стороны, очевидны доступность, приобщение, просвещение. С другой стороны, имитация пространства звучания, утрата праздничности как «репрезентации общности в её законченной форме», праздничности как «погружения в особого рода покой», отсутствие экзистенциальной «отрешённости» от будничной повседневности»[6, 122].

Затрагивая сторону интуитивного понимания сущности, а также вдохновение, «озарение», заметим, что все эти черты присущи не только художнику, но и учёному.

Интуитивное мышление позволяет художнику прозревать будущее, получать целостный образ знания – мгновенно, без предварительной работы сознания. Интуицией (слово происходит от латинского intuitio, «пристальное, внимательное созерцание») называли в древности способность узнавать истину, предшествующую логике. Свет интуиции озаряет всегда то, чего мы не знали и не могли знать, не видели и не могли видеть, не чувствовали и не могли чувствовать. Интуиция, благодаря своим безграничным возможностям несопоставимо объемнее и богаче всех остальных форм познания. Интуиция действует подобно вспышке, быстро, молниеносно.

Чтобы дать жизнь любому произведению искусства, чтобы дойти до изобретения или открытия, чтобы создать что-то новое, чтобы понять смысл любой идеи и любого закона существования, необходимо не только знание, не только приборы и инструменты, не только техническое мастерство. Необходимо обладать особым чувством, чтобы понять суть, особую силу и энергетику идеи, закона Природы, творческого произведения или внутреннего мира человека.

Интуиция человека берет во внимание не только визуальные образы, но и символы, метафоры, неординарные способы и формы, собранные за всю историю эволюции человека. Именно поэтому интуиция по своим ресурсам богаче всех остальных, простых и более знакомых форм познания. Она намного старше логического мышления, и долгие годы человечество опиралось исключительно на неё. Интуитивный опыт обозначает русло, по которому протекает наше мышление, получают оформление наши жизненные критерии. (Примел личности великого Бетховена - будучи глухим, он дал жизнь своим лучшим произведения, а также дирижировал оркестром.)

В работе В.И. Вернадского «Два синтеза Космоса» ученый пишет о том, что только искусство способно восстановить целостность ощущения мира. «Художественное творчество выявляет нам Космос, проходящий сквозь сознание живого существа». В. И. Вернадский говорил: «прекращение деятельности человека в области искусства…не может не отразиться болезненным…подавляющим образом на науке». Многие великие учёные обладали универсальностью, совмещая в себе «синтез науки и искусства». Здесь можно выделить такие имена, как М. В. Ломоносов (в своих научных работах ссылался на собственные поэтические сочинения), А. Эйнштейн (знаменитый физик увлекался игрой на скрипке), М. Планк (был талантливым пианистом), Л. Эйлер (занимался теорией музыки и вопросами цветомузыкальных ассоциаций), И. Пригожин (талантливый музыкант), А. Бородин (великий композитор и химик), Леонардо да Винчи (живописец, скульптор, архитектор, писатель, музыкант, изобретатель и учёный – анатом, естествоиспытатель – известные изобретения Леонардо да Винчи – дельтаплан, веротолёт).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...