Политическая элита: понятие и типы. Теории элит.
Политическая элита – самая активная часть правящего политического класса, исполняющая ведущую роль в управлении обществом, обладающая наибольшей властью и опирающаяся на институты насилия. = Высшая и законная страта (слой) управления обществом и поддержания его стабильности. Опирается на институты насилия (армию, полицию, чиновничество). Имеет право физического принуждения граждан для реализации своих актов и законов. Типология элит: - по видам деятельности (экономическая, политическая, военная); - по личностным качествам (харизматическая, олигархическая, профессиональная, аристократическая); - по отношению к власти (господствующая, потенциальная, оппозиционная); - по позиции в иерархии управления (правящая, высшая, средняя, маргинальная); - по типу правления (деспотическая, тоталитарная, демократическая, либеральная); - по форме собственности (аграрная, промышленная, финансовая, интеллектуальная); - по видам рекрутирования (отбора): элита крови (по рождению), открытая (из всех слоёв населения), закрытая (только из своей «гильдии», своего класса). Теории элит – Михельс, Моска, Парето, Бердяев. Объясняли причины возникновения правящей элиты из-за: 1) неравенства способностей, качеств людей и их жизненных позиций; 2) неизбежности деления общества на руководящее меньшинство и руководимое большинство; 3) престижности и значимости управленческого труда (статус, положение в обществе); 4) привилегий, получаемых от управления: распределение ресурсов, средств и пр. блага.
12. Сущность и природа политического лидерства. Лидер – авторитетный член организации, личностное влияние которого позволяет ему играть важную роль в социальных и политических процессах. Возглавляет, ведёт за собой, объединяет и координирует людей.
Политическое лидерство – взаимодействие лидера и его последователей, основанное на поддержке решений и действий лидера его сторонниками и их готовности следовать за ним. = Постоянное и легитимное влияние индивида, облечённого властью, на группу, организацию и общество в целом. Зависит от личностных качеств, от ситуации (в мирное время выбирают мягких, в военное – волевых, жёстких), от умения выразить и отстоять интересы своей группы или класса, от качества и количества приверженцев и оппонентов.
13. Функции и типология политического лидерства. Макс Вебер: 1. Традиционное лидерство: право на лидерство приобретается благодаря происхождению. Основа – традиция. 2. Рационально-легальное лидерство: опирается на общепризнанный правовой порядок путём выборов. Основа – закон. 3. Харизматическое лидерство: лидерство зависит от личности лидера, его обаяния, запала, страсти. Опирается на эмоциональную преданность последователей. Основа – личностные качества лидера. Недолговечно, перерастает либо в 1, либо в 2. Такер: 1 – консерваторы: опора на неукоснительное сохранение существующего строя; 2 – реформаторы: за преобразование строя путём реформ; 3 – революционеры: за глобальное преобразование строя путём переворота. Херманн: 1. Знаменосец: своё видение будущего и знание средств его достижения. 2. Служитель: признание через выражение интересов своих приверженцев. 3. Торговец: «продаёт» свои идеи, планы в обмен на поддержку избирателей. 4. Пожарный: быстрота, адекватность и эффективность действий в экстремальных условиях. P.S. Есть ещё оппозиционное лидерство – противостояние официальной власти. Функции политического лидерства: аналитическая (анализ ситуации, разработка плана действий), организаторская (мобилизация масс, формирование команды, планирование действий, контроль), интегративная (объединение и согласование интересов на основе общих идей), новаторская (внесение новых идей, обновления), коммуникативная (связь между властью и разными социальными группами), функция гаранта справедливости, законности и порядка.
14. Политическая система: понятие, структура, функции. Политическая система – совокупность государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе + сложившиеся между ними отношения по поводу власти. = Политическиеинституты, структуры, процессы, формы поведения, политическая культура. Структура, функции: - Государство – осуществляет управление обществом; - Политические партии – представляют интересы определённых классов; - Общественные объединения, союзы – профессиональные, по социальному статусу, возрасту и пр. - Общественно- политические движения – интересы более широких слоёв населения, чем партии; временное объединение за общую идею. - группы давления (лоббистские группы) – банковские, промышленные – для упрочения своего положения и влияния. - церковь – особенно в мусульманском мире. Формирует мировоззрение. - СМИ – пресса, радио, ТВ, интернет – пропаганда определённого образа жизни, ценностей. Зомбируют больше всего. 15. Типы политических систем, их характеристика. В политической науке существуют различные подходы к определению типов политических систем. Вот некоторые из них:- Марксистско-ленинская концепция - по принципу классового подхода и форм собственности: 1. Рабовладельческий (античный и азиатский); 2. Феодальный; 3. Буржуазный; Социалистический. 5. Смешанного типа – при переходах от одной формации к другой и исторически переходный тип (государство диктатуры пролетариата), которое существует временно и предполагает полный слом старого ны и создание нового типа государства. - Классификация Роберта Даля – по степени демократизации власти: 1. Демократическая;2. Авторитарная;3. Тоталитарная.- Классификация Габриэля Алмонда – по типу политической культуры: 1. Англо–американский (демократический стабильный) ;2. Европейско–континентальный (демократический нестабильный) ;3. Доиндустриальный (развивающиеся страны, недемократический, нестабильный);4. Тоталитарный (однородная политическая культура, высокий уровень интеграции, которые достигается путем насилия).
16. Политический режим. Тоталитаризм и его сущность и разновидности. Политический режим – система методов, используемая государством для осуществления своих властных полномочий и функций + уровень обеспечения властью прав и свобод своих граждан. Тоталитарный режим: полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки: - Жёсткая регламентация всех сторон жизни общества, в основном на основе какой-либо идеологии. Всё, что не разрешено, то запрещено. - Тотальный контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов. Даже над личной жизнью (о чём думают и говорят). - Репрессивная система правосудия: максимальные меры наказания, обвинительный уклон, уголовные меры наказания (не штрафы, а тюрьма). - Однопартийная система, отсутствие и подавление политической конкуренции. - Подавление инакомыслия. Возможные очаги сопротивления режиму подавляются в зародыше; гражданам запрещено публично обсуждать и оценивать правящий режим; исключена свобода печати, слова и отстаивания своего мнения. Разновидности: фашистская диктатура, диктатура пролетариата, …
17. Авторитаризм: его характерные черты и разновидности. Авторитарный режим: сосредоточение власти в одних руках, методы управления путём принуждения и репрессий, неприкрытое ограничение прав и свобод личности. Руководители – абсолютный монарх, диктатор, вождь с неограниченным авторитетом. - Неограниченная власть в руках одного лица. - Фиктивная многопартийная система. - Отсутствие реальной оппозиции. Разновидности: абсолютная монархия, диктатура, военная диктатура.
18. Демократия: понятие, принципы. Демократический режим: либеральные методы управления, соблюдение прав и свобод человека, политический плюрализм. Методы воздействия ограничены законом и находятся под контролем со стороны общества. Признаки: 1. Источник власти – народ. 2. Выборность и регулярная сменяемость органов власти. 3. Конкурентная многопартийная система. 4. Легальная политическая оппозиция. 5. Реальная свобода слова. 6. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.
19. Политические режимы и их сравнительный анализ. 1. Демократический режим: либеральные методы управления, соблюдение прав и свобод человека, политический плюрализм. Методы воздействия ограничены законом и находятся под контролем со стороны общества. Признаки: - Источник власти – народ. - Выборность и регулярная сменяемость органов власти. - Конкурентная многопартийная система. - Легальная политическая оппозиция. - Реальная свобода слова. - Стремление к созданию гражданского общества и правового государства. 2. Авторитарный режим: сосредоточение власти в одних руках, методы управления путём принуждения и репрессий, неприкрытое ограничение прав и свобод личности. Руководители – абсолютный монарх, диктатор, вождь с неограниченным авторитетом. - Неограниченная власть в руках одного лица. - Фиктивная многопартийная система. - Отсутствие реальной оппозиции. 3. Тоталитарный режим: крайняя форма авторитаризма. Полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки: - Жёсткая регламентация всех сторон жизни общества, в основном на основе какой-либо идеологии. Всё, что не разрешено, то запрещено. - Тотальный контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов. Даже над личной жизнью (о чём думают и говорят). - Репрессивная система правосудия: максимальные меры наказания, обвинительный уклон, уголовные меры наказания (не штрафы, а тюрьма). - Однопартийная система, отсутствие и подавление политической конкуренции. - Подавление инакомыслия. Возможные очаги сопротивления режиму подавляются в зародыше; гражданам запрещено публично обсуждать и оценивать правящий режим; исключена свобода печати, слова и отстаивания своего мнения. 4. Военно-диктаторский режим: захват и удержание власти военными под предлогом наведения порядка + военно-полицейские методы управления, ограничение прав и свобод личности. Признаки: - Сосредоточенность власти в руках военных.
- Значительное ограничение демократических прав и свобод. - Произвольное нарушение властью конституционно провозглашённых прав и свобод под предлогом наведения и сохранения порядка в стране. 20. Роль выборов и политической жизни общества. Избирательное право: принципы и виды. Абсентеизм. Выборы – способ формирования системы представительской власти, осуществляемый путём голосования. Должны быть свободными, периодичными, обязательными, открытыми, гласными, альтернативными (минимум 2 кандидата), справедливыми (объективными и защищёнными от фальсификаций). Роль выборов: 1. Представительство общественных интересов (разных социальных групп и слоёв). 2. Легитимация власти: власть, избранная народом, является законной. 3. Социальный барометр политической жизни: степень влияния разных политических сил, отношение граждан к политическому режиму, правящей элите и оппозиции. 4. Рекрутирование политической элиты. 5. Институализация участия граждан в политической жизни страны. 6. Политическая социализация граждан: адаптация к данной политической системе. Избирательное право – 1) право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти; 2) Совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти. Виды избирательного права: 1) Активное – право голосовать; 2) Пассивное – право избираться. Принципы избирательного права: 1. Принцип всеобщности – участвуют все взрослые и психически здоровые граждане. 2. Принцип равенства – каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими. 3. Возрастной ценз – право участвовать в выборах с определённого возраста. 4. Ценз гражданства – избирательные права предоставляются только гражданам. 5. Принцип тайного голосования – исключение контроля за волеизъявлением (закрытая кабина). 6. Принцип прямого избирательного права – голосование непосредственно, лично. Косвенное избирательное право – голосование через избранную коллегию представителей (избрание президента США). 7. Ценз осёдлости – условие проживания на данной территории не менее определённого срока (в Японии – 3 месяца). 8. Ценз пола – признание избирательных прав только за мужчинами (некоторые мусульманские страны). 9. Имущественный ценз – право участия в выборах только при наличии имущества определённого размера или уплаты налогов. Абсентеизм – уклонение от участия в голосовании. Причины – аполитичность, отсутствие достойных кандидатов, неверие в возможность личного влияния на ситуацию в стране, + «бытовой» абсентеизм – плохая погода, болезнь, отсутствие в городе.
21. Избирательные системы и их виды. Избирательная система (электоральная формула) – способ определения результатов выборов. Три основных вида: 1. Мажоритарная (принцип большинства голосов): побеждает кандидат, набравший большинство голосов. Разновидности: относительного большинства голосов (кандидату надо набрать голосов больше, чем любому из его соперников) и абсолютного большинства голосов (кандидату надо набрать 50 % голосов + 1 голос). Австралия, Бразилия, Франция. Россия – на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. 2. Пропорциональная (голосование за списки кандидатов, выдвигаемые партиями): распределение мандатов между партиями осуществляется пропорционально числу поданных голосов. Действует заградительный барьер (определяется минимальное число голосов, которое должна собрать партия для участия в распределения мандатов). Австрия, Дания, Бельгия, Латвия, Швейцария, Нидерланды. 3. Смешанная (соединяет преимущества обеих систем и смягчает их недостатки): либо с доминированием какого-либо типа, либо уравновешенное. Армения, Германия, Литва, Мексика, Япония.
22. Теории происхождения государства. Сущность государства, его основные признаки и функции. Государство – основной институт политической системы общества. Управляет обществом, охраняет его политическую и социальную структуру на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Признаки: - наличие системы органов и учреждений (представительных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции власти; - наличие права, системы норм, обязательных для исполнения всеми членами общества; - наличие определённой территории, на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) этого государства; - исключительное право взимать налоги и сборы с населения. Функции: 1. Внешние: - защита общества от внешних врагов - развитие отношений с другими государствами; 2. Внутренние: - политическая (осуществление политической власти), - правовая (разработка и реализация законов, защита прав и интересов граждан), - экономическая (налоговая политика, кредиты, вложения, санкции), - организаторская (принятие решений, координирование, контроль), - социальная (забота о гражданах), - культурно-образовательная (создание условий для удовлетворения культурных и образовательных запросов людей). Теории происхождения государства: 1. Патриархальная теория (древняя Греция): государство – продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе. 2. Теологическая концепция: государство – священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. Фома Аквинский, Августин Аврелий. 3. Теория общественного договора. Локк, Гоббс, Руссо: государство – результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. 4. Теория «насилия» или «захвата». Гумплович, Каутский: государство – результат акта насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. 5. Социально-экономическая (марксистская) концепция: государство – результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими. Маркс, Энгельс 6. Расистская концепция: государство - продукт естественного отбора среди людей по их биологическим или личностным качествам для установления господства «высших» людей над «низшими». Ницше, Чемберлен.
23. Формы государственного правления и их характеристика. 1. Монархия: формальный источник власти – монарх. Власть передаётся по наследству. Устойчивая форма правления. - Абсолютная – власть полностью в руках монарха. Немного стран. Саудовская Аравия. - Конституционная – ограниченная или номинальная власть монарха как символа нации. Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и пр. 2. Республика: формальный источник власти – воля народного большинства. Глава государства сменяем. - Президентская – страной руководит одно лицо, избранное населением. - Парламентская – страной руководит коллективный выбираемый орган. - Смешанная (полупрезидентская) – страной руководят и президент, и парламент одновременно. - Теократическая – страной руководит духовенство. Ватикан.
24. Государственно-территориальное устройство. 1. Унитарное государство – единое государственное образование, разделённое на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие самостоятельностью. Франция, Польша, Беларусь. 2. Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и пр.), у которых есть свои права, сопоставимые с правами центра. У федерации есть 2 уровня власти: федеральная и местная, + двухпалатный парламент, представляющий интересы как субъектов федерации, так и всей федерации в целом. США, Российская Федерация, СССР. 3. Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель – проведение единой политики, решение совместных оборонных, экономических и пр. задач. Самое неустойчивое объединение. Объединённая Арабская республика – союз Сирии и Египта, Сенегамбия – Сенегал и Гамбия.
25. Правовое государство: сущность, принципы, пути формирования. Социальное государство. Основные направления, цели, методы социальной политики социального государства. Правовое государство – государство со стабильным законодательством, где право первенствует над властью. Принципы: 1. Незыблемость конституции, которую не вправе преступать даже само государство; стабильная система законодательства; главенство конституции и законов над остальными актами, распоряжениями и указаниями. 2. Равенство всех граждан перед законом. 3. Ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством: полная гарантия прав и свобод, защита от произвола власти + защита властью общества от покушения на него антисоциальных элементов. 4. Наличие эффективной системы правоохранительных органов, подчиняющихся только закону. 5. Развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, уважение к закону. Социальное государство – государство, ориентированное на социальную справедливость (право на труд и его достойное вознаграждение, справедливое распределение материальных благ) и решение социальных проблем (рост материального благосостояния граждан, охрану их здоровья, духовное развитие, получение образования). Методы легитимные, демократические, основанные на социальной справедливости.
26. Гражданское общество: понятие и характерные черты. Гражданское общество – в котором осуществляется превращение «подданных» государства в свободных граждан, способных делать самостоятельный выбор (политический, идеологический и пр.) Признаки: - Существенное ограничение государственного вмешательства в экономическую деятельность граждан; - обеспечение широкого круга их экономических, политических, культурных прав и свобод.
27. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти. Глава государства – человек или орган, считающийся верховным представителем государства. Соединяет законодательную, исполнительную и судебную власти. В США президент является главой исполнительной власти. В Германии президент имеет лишь представительские функции. В других странах также является главой высшей судебной и/или законодательной власти и/или верховным главнокомандующим вооружённых сил страны. В республиках главой государства является Президент или парламент, в монархиях — король или королева, в Японии — император. Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу и распускает её, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект, подписывает и обнародует законы. Но: он не может принимать законы, а издаваемые им нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.
28. Правительство: порядок формирования, полномочия и функции. Правительство – высший коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство государственным управлением. РБ – Совет министров. Состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства или премьер-министром. Функции: - приводит в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом, -осуществляет оперативное управление государственными делами, - обеспечивает порядок в обществе и охрану прав граждан. Формируются двумя основными способами: 1. Парламентским (в странах с парламентарной формой правления: парламентская республика, монархия, смешанные республики.). Формируется партией или коалицией партий, имеющей большинство мест в нижней палате парламента. 2. Внепарламентским (в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республик). Правительство формируется президентом. Полномочия: - разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; - обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; - обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; - осуществляет управление федеральной собственностью; - осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства; - осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
29. Политические партии: понятие и происхождение. Типы и функции политических партий. Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы определённой части народа и ставящая целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении. Появились в древней Греции (клиентеллы – группы в поддержку какого-либо деятеля). В современном понимании – с 19 века. Цель – завоевание и осуществление политической власти. Есть детальная политическая программа и устав. Есть организационная структура в центре и на местах. Активно участвуют в выборных кампаниях. Типы: - по социальному признаку (какие социальные слои, страты представляет: буржуазные, крестьянские, рабочие и пр.); - по идеологическому признаку (консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, клерикальные (религиозные) и пр.); - по организационному признаку (кадровые – без фиксированного членства, свобода внутри партии, подбирают кандидатов во власть; массовые – жёсткое фиксированное членство, взносы, иерархия, ведут идеологическую работу); - по ориентации, методам достижения целей (левые – социалистическая и коммунистическая направленность, радикально-революционные методы; правые – консервативные и буржуазные ценности, поддержка традиций, против реформ и революций; центристские – за умеренные нерезкие перемены и эволюционный путь развития, методы – реформы и компромиссы). - по отношению к существующему режиму (правящие – победившие на выборах и сформировавшие правительство и оппозиционные – лишённые возможности влиять на формирование правительства, находящиеся в противостоянии власти и критикующие её). Функции: - Выражение интересов определённых страт и попытка реализации этих интересов; - Участие в формировании правительства; - Выработка курса социально-политического развития страны; - Осуществление политической власти или попытка влиять на неё.
30. Партийные системы и их характеристика. Переход от однопартийности к многопартийности в России и Беларуси. Партийная система – совокупность существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь. 1. Монопартийная система – власть в обществе контролирует одна партия (КПСС). Характерна для тоталитарного общества. Ведёт к застою во всех сферах жизни и бюрократизации. 2. Двухпартийная система – лишь две ведущие партии (даже при формальном наличии других) составляют политическую конкуренцию. В странах с устойчивой социальной и культурной средой и традиционными ценностями. Великобритания – лейбористы и консерваторы, США – республиканцы и демократы. Последовательно сменяют друг друга у власти, «качели». Эффективное развитие страны + выражение интересов разных слоёв. 3. Многопартийная система – реальная борьба за власть более чем двух партий. Раздробленность политических сил. Результат – объединение партий со схожими целями и взглядами, создание межпартийной коалиции для завоевания большинства в парламенте и формирования кабинета министров. В СССР – монопартийная система: была только одна, коммунистическая партия. С расформированием СССР и образованием республик (1991) – появление многопартийности. В РФ – около 100 партий. НО: создание партий часто идёт не «снизу», а «сверху»: лидер сам ищет себе сторонников, финансирует их и затем создаёт партию. В РБ – то же самое, только меньше партий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|