Пациент и его проблемы с медико-этической точки зрения
План
I. Модели взаимоотношений между пациентами и медицинскими работниками. Введение 1. Становление взаимоотношений 2. Пациент и его проблемы с медико-этической точки зрения 3. Модели взаимоотношений 4. Взаимоотношение основанное на специфике состояния и особенностей пациента Заключение II. Проблемы трансплантологии в современной медицине. Введениер 1. Проблемы трансплантологии на современном этапе 2. Этические проблемы трансплантологии 3. Дальнейшее развитие трансплантологии Заключение Список литературы I. Модели взаимоотношений между пациентами и медицинскими работниками Введение
Взаимоотношения между пациентом и медицинским работником не могли появиться раньше, чем появилось общечеловеческие, не могли они возникнуть и раньше, чем появились профессии врача, медицинской сестры, акушерки. С течением времени медицина превратилась из искусства в систему научных знаний и практической деятельности, появилась медицинская техника, но отношения между медработником и пациентом остаются первостепенно важными. Важная роль в регуляции взаимоотношений между медработником и пациентом играют правила правдивости, конфиденциальности, информированного согласия. Право медицинского работника сообщать пациенту правдивую информацию о состоянии его здоровья ограничено требованием передавать ее в доступной форме и так, чтобы не причинить больному вреда. Правила конфиденциальности предполагают, что та информация, которую пациент передает медицинскому работнику или сам медработник получает ее в результате обследования, не может быть передана третьим лицам без разрешения пациента. Предметом конфиденциальности может быть диагноз, данные о состоянии здоровья, прогноз и те сведения, которые медицинский работник получает в результате обследования.
Правило информированного согласия призвано обеспечивать уважительное отношение к пациенту. Оно обеспечивает пациенту активное участие в выборе методов лечения, оптимальных не только с точки зрения медицины, но и с точки зрения жизненных ценностей самого человека.
Становление взаимоотношений
Существует несколько этапов установления взаимоотношений между медицинским работником и пациентом: · начальный этап – на этом этапе пациент и медицинский работник знакомятся друг с другом. И хотя пациент захвачен своими проблемами, но в интересах приспособления к новой среде он вынужден вступать в контакт с окружающими его лицами. Медицинский работник получает представление о пациенте. На этом этапе важны не только свойства личности, но и те реакции, которые вызывают пациент и медработник друг у друга; · развернутый этап – взаимоотношения зависят от уже сформировавшегося контакта между пациентом и медицинским работником; · конечный этап. Одним из важнейших принципов отношений между медицинским работником и пациентом является принцип дистрибутивной справедливости. Это означает обязанность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. Обычно этот принцип находит отражение в законодательных актах и социально обусловлен. Каждое сообщество устанавливает правила и порядок предоставления медицинской помощи в соответствии со своими возможностями. Обсуждая проблемы справедливости, требуется принятие решений о макро- и микрораспределении. Проблемы макрораспределения товаров и услуг (в условиях рыночных отношений лекарство и медицинская помощь являются товаром) решаются на уровне государства, субъектов федерации. Они включают финансирование научно-исследовательской работы, профилактических и лечебных программ различных уровней и медицинского образования и др.. Однако более насущны для медицинских работников проблемы микрораспределения ограниченных ресурсов нашего здравоохранения. В этих ситуациях, возникающих ежедневно в работе любого медицинского работника, медицинские показания должны служить единственно верным критерием распределения дефицитных лекарств или услуг. Но, к сожалению, довольно часто выбор определяется социальным статусом пациента, его связями или уровнем материального благосостояния.
Пациент и его проблемы с медико-этической точки зрения
Проблема взаимоотношений между медицинским работником и пациентом считается стержневой, главенствующей в медицинской этике, развивающейся вместе с медициной. Рассматривая отношение между пациентом и медицинским работником как систему, мы обязаны взглянуть на медицинского работника и понять, каким он был вчера и каким он предстает сегодня, потом обратить взор на другую сторону системы – пациента и, не забыть о болезни, которая привела его к медицинскому работнику. Все эти слагаемые многолики, многогранны и не случайно требовали тысячи лет назад и требуют сегодня углубленного изучения, ибо без них не возможен успех на том поприще которое мы избрали. Многовековой опыт великих врачей различных времен и народов подтверждает верность закона медицины, сформулированного еще Гиппократом: с первого взгляда у пациента слагается определенное мнение о том, кому он решил доверить свое здоровье… С тех пор требования к облику медицинского работника, к его знаниям, компетентности, профессионализму существенно изменились, но и сегодня мы считаем, что далеко не каждого получившего диплом и надевшего белый халат можно назвать медицинским работником. Как мы помним «быть приятным для больного» является одним из обязательных требований, предъявляемых к медицинскому работнику. Приятность и обаяние – непременные качества истинных медицинских работников всех времен и народов. Обаяние медработника – не сумма искусственных приемов, а следствие всего его морального облика, это уровень его культуры, интеллигентности. Медицинский работник должен постоянно самоусовершенствоваться, для него естественным должно стать стремление к познанию всего прекрасного и возвышенного. Если медицинского работника перестает интересовать поэзия, живопись, гуманитарные науки. То можно не сомневаться в том, что угасает его интерес к окружающему миру и, в частности, к больному человеку. Безразличие ослабевает чувство сопереживания.
Модели взаимоотношений
Медицинская практика – это сложная дифференцированная система, в которой медицинские работники и пациенты находятся в самых разных формах социального взаимодействия. Для описания различных видов взаимодействий между больным и медицинским работником американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели. 1. Модель сакрального типа (патерналистическая модель). С древнейших времен в медицине складывалось понимание того, что медицинский работник должен заботится о своем пациенте так же, как он хотел бы, чтобы позаботились о нем в случае болезни. Сравнивали его работу, его внимание к нуждам пациента с родительской заботой о своих детях. Материнская, родительская забота медицинских работников о своих пациентах дала основание назвать такую модель взаимоотношений между ними парентализмом (от анг. parents – родители), или патернализмом (от лат. pater – отец). Патернализм может проявляться сильно или слабо в зависимости от способности пациента принимать самостоятельные решения. a) сильный – отвергает те решения, которые пациент принял добровольно на основе достаточно полной информации о своем состоянии; b) слабый – когда способность пациента принимать самостоятельные решения находится под влиянием эмоций, что делает эти решения не добровольными, или когда пациент недостаточно информирован и его решения не могут быть адекватными сложившейся ситуации. Патернализм имеет определенные возможности для того, чтобы защитить человека от его собственных неправильных решений, но в таком случае он противоречит принципу уважения автономии пациента. Сильный патернализм, чрезмерная забота о пациенте, навязывание ему своего мнения не всегда морально оправданы, в отличие от патернализма в слабой форме.
2. Модель коллегиального типа. Если заботу о здоровье пациенте и ответственность за него берет на себя не один специалист, а несколько, то мы имеем право говорить о коллегиальной модели взаимоотношений. Этот тип модели позволяет рассматривать медицинского работника и пациента как коллег, которые стремятся к общей цели – выздоровлению, к защите здоровья пациента. В этой модели доверие играет решающую роль. Она весьма распространена в современном здравоохранении, но не всегда бывает самой лучшей с позиций медицинской этики. В условиях специализации, бригадных методов лечения, когда с пациентом работают несколько врачей, медсестер, имеющих разный уровень профессиональной и нравственно-этической подготовки, нередко происходит деформация взаимоотношений в системе медицинский работник – пациент и не всегда ясно, с кого спросить в случае, если лечение оказалось неэффективным или даже нанесло ущерб здоровью пациента. 3. Модель контактного типа. Сущность контрактной модели взаимоотношений пациента и медицинского работника ясна из названия. Они заключают между собой контракт, договор, соглашение, в котором определяются рамки их взаимоотношений. Моральная сторона в контракте не находит прямого отражения, проявляется косвенно, но легко догадаться, что большим успехом у пациентов пользуется специалист, сочетающий высокий профессионализм с тщательным соблюдением норм и правил медицинской этики, а при оказании медицинской помощи будут учтены его интересы и ценные ориентации. Решения медицинского работника основаны на доверии к нему пациента. Как только доверие будет утрачено, соглашение модет быть расторгнуто. 4. Модель технического типа. Существующая модель взаимоотношений, точно и образно названная «модель автомеханика» (иногда она называется инженерной), при которой пациент встречается с медицинским работником только для «устранения поломки» в своем организме. Однако и для автомехаников существуют какие-то моральные нормы и гарантийные обязательства. При «модели автомеханика» в медицине медицинский работник не проявляет заботы (патернализма) о своем пациенте после завершения «ремонта». Но если этот «ремонт» будет плохо сделан, вряд ли кто-нибудь обратится к нему вторично или посоветует сделать это своим друзьям, знакомым родственникам. Рассмотренные модели взаимоотношений могут быть квалифицированны и по тому, как представлены в них взаимодействия между медицинским работником и пациентом: Монологическая модель – отношение между медицинским работником и пациентом выстраиваются как монолог знающего специалиста с неосведомленным слушателем. Диалогическая модель – отношения между пациентом и медицинским работником выстраиваются как диалог равноправных партнеров, обсуждающих общую проблему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|