Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История естествознания 2. 1. Наука: определения и критерии




Анализ различных определений термина наука. Инварианты дефиниций науки: интерсубъективная форма деятельности людей -общезначимость научного знания, наука как социальный институт, научные традиции; производство и систематизация знаний о природе, общественном бытии, сознании человека - цель науки; научный метод как средство получения знания - индуктивный или дедуктивный методы (Налимов 1993: 14-21); принципиальная незавершённость науки - устремлённость в будущее, ориентация на изучение объектов актуальных и потенциальных, эволюция научного знания (Степин 1992: 58, 177-189, Ясперс 1994: 101-102); эзотеричность науки - особая подготовка, другие формы познания - религия, искусство, обыденное познание, паранаука.

Критерии научного знания в контексте ненаучных форм знания (религия, искусство, паранаука, обыденное знание): теоретическое доказательство, верификация (проверка), фальсифицируемость или опровержение. Проблемы современной науки - незнание природы человека, локальность описания мироздания, отношения науки с философией и религией, этические проблемы (Налимов 1993: 28-43, 235-238). Роль современной науки в системе духовного и материального производства.

2.2. Развитие науки в эпоху античности и средневековья Проблема возникновения науки: в каменнок~ веке, в Древней Греции, с Роджера Бэкона - "111 в., с работ

Коперника-Кеплера-Галилея, в "1" в. (Философия и методология науки 1996: 38-43). Культуры традиционных обществ (Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Египта и Вавилона) не создали предпосылок научного способа исследования, хотя в них возникло множество конкретных видов научного знания и рецептур решения задач. Социально-политический фон (деспотии, кастовость), отсутствие доказательства и предписательный характер знания для практики позволяет говорить о преднауке Древнего Востока.

Переход к науке в собственном смысле слова был связан с изменениями в культуре античного мира - возникает теоретическая наука, в европейской культуре эпохи Возрождения и Нового времени - становление экспериментального метода. Для перехода к научному способу порождения знания необходим был иной тип цивилизации (демократическая форма правления), появление логического и математического доказательства и объяснительный характер знания (модели мира). Греческие философы оперировали идеальными формами (апейрон, атом), и познавали мир ради познания, а не практики (Философия и методология науки 1996: 4347, Степин, Горохов, Розов 1996: 4248).

Античная наука характеризуется умозрительностью и отсутствием эксперимента (вера в совершенные и неизменные сущности, формы, идеи; отношение к миру как к живому организму и Космосу - красоте, гармонии, порядку; презрение к ремеслу и прагматичности знания). Античная наука была целостной (додисциплинарной), описывая мир в единстве, и антиисторичной, понимая мир как стационарный или вечно вращающийся в пределах гармонии целого (Рожанский 1979, Степин 1992: 84-86).

Западноевропейская наука в средние века: натурфилософия Аристотеля и неоплатонизм как основа знаний о природе; теоцентрическая картина мира; астролого-медицинские знания и алхимия; догматизм и схоластика (Гайденко, Смирнов 1989). Первые научные эксперименты эпохи схоластики Роджера Бэкона (Реале, Антисери 1994 т. 2: 162-166).

2.3. Принципы классического естествознания Научные революции (изменение картин мира, методов исследования, философских оснований науки) в истории естествознания - становление классического естествознания, переход к дисциплинарно-организованной науке, становление неклассического естествознания, переход к постнеклассической науке (Степин, Горохов, Розов 1996: 291-306).

Наука "У1 - "УП в.в.: гелиоцентрическая модель Космоса Н. Коперника, учение о бесконечности миров и отсутствии центров во Вселенной Дж. Бруно, законы движения планет И. Кеплера. Возникновение экспериментальной науки: опыты Г. Галилея, первые нау 1нь1е инструменты (телескоп, маятник), закон инерции и принцип относительности движения, идеализация как метод познания. Математика как язык описания природы. Френсис Бэкон: обоснование индуктивного метода в науке, классификация наук. Правила классической рациональности в познании Р. Декарта; правило "когито" (абсолютность сознания), объективность и протяженность внешних материальных тел, сознание как зеркало, адекватно отражающее материальный мир (Мамардашвили 1994: 6-12). Гносеологические и онтологические следствия принципа устранения субъекта из концептуального аппарата науки. Внемировой наблюдатель, неспособный влиять на извечный, определённый Богом ход событий, но способный познавать и предугадывать (Моисеев 1998: 25-28). Механическая картина мира И. Ньютона (Реале, Антисери 1996: 140-147): принципы элементаризма (всё состоит из неделимых, твёрдых частиц), редукционизма (свойства любой системы выводимы из свойств элементов системы, Моисеев 1998: 32-35), детерминизма (мир - это часовой механизм, в котором все связано и причинно обусловленно), обратимости законов природы (кем-то запущенный механизм Вселенной функционирует по вечным, неизменяющимся законам, а человек способен познавать эти законы, и, следовательно, познавать абсолютную истину), простоты окружающего мира (Моисеев 1998: 23-35, Мамардашвили 1994: 3-38).

2.4. Развитие представлений об эволюции Идеи и теории геологии о становлении земной поверхности во времени (Н. Стено, 1669, Г. В. Лейбниц, 1680, Р. Гук, 1757, Д. Геггон, 1785, А. Вернер, 1787). Эволюционная гипотеза Канта (1754)-Лапласа (1796) о становлении Солнечной системы из вихревой туманности. М. В. Ломоносов (1757) о постоянном развитии Земли и всей Вселенной (Фолта, Новы 1987: 115-148).

Эволюционные идеи Ж. Л. Бюффона в работах 1749 года - связь животных и растений со средой, изменчивость видов под влиянием среды, борьба за существование, подобие обезьян и человека (Фолта, Новы 1987: 135). Первая целостная концепция биологической эволюции (1809) Ж. Б'. Ламарка (среда заставляет организм приспосабливаться и перестраиваться, приобретённые признаки наследуются, живое самозарождается из неживого). Палеонтологические,

сравнительно-анатомические исследования и теория катастроф Ж. Кювье (в прежних геологических эпохах существовали отсутствующие ныне животные виды, отрицание изменчивости видов).

Революционное значение теории происхождения видов путём естественного отбора Ч. Дарвина (1859): живые организмы возникли не в результате творения, а являются результатом длительной эволюции от простых форм к сложным; причина эволюции - борьба за существование (конкуренция) и выживание наиболее приспособленных к среде (естественный отбор); доказательства (искусственный отбор, географическое распределение, сходство всего живого, данные археологии и эмбриологии). Причины критики теории Ч. Дарвина - значение случайности, происхождение от обезьян (Реале, Антисери 1997: 230-237). Открытие биогенетического закона Э.Геккелем в 1866 году (онтогенез повторяет филогенез) и периодического закона химических элементов Д.И.Менделеевым в 1871 году: единство линии развития неживой и живой материи (Силин 1997: 142).

Философские концепции развития: развитие монад от неживых к живым и мыслящим у Лейбница; саморазвитие Абсолютной Идеи по законам диалектической логики в концепции Г. В. Ф. Гегеля (Реале, Антисери 1996: 275-286, 1997: 67- 70, 95-98). Теории общественного развития: идеи социального прогресса (А. Тюрго, Ж. А. Кондорсе); данные этнографии; экономическая теория К.Маркса (эффективность производства условий существования людей как высший критерий прогресса в обществе, эволюция надстройки - общественных отношений, Реале, Антисери 1997: 127-128). Наука и производство: научно-технический прогресс.

2.5. Термодинамические законы Во второй половине "1" века радикальные изменения произошли в понимании физической картины Вселенной -

представление о запретах, налагаемых законами природы и возникновение эволюционных идей в физике. Закон сохранения энергии (первое начало термодинамики): энергия может переходить из одной формы в другую, но она не может возникать из ничего и не может исчезать (Р. Майер, Д. Джоуль), нельзя совершить работу без внешней энергии, невозможно создать вечный двигатель.

Второе начало термодинамики или закон возр~стания энтропии: тепло идет только от горячего к холодному, но не наоборот или невозможно совершить работу за счег энергии тел в тепловом равновесии (Л. Карно), запрет позволяет ввести функцию - энтропию (от греч. поворот, превращение) как меру "степеней" хаоса, рассеивания энергии, однообразия, равновесия (Р. Клаузиус 1865). Формулировки второго начала (Моисеев 1998: 29-30, 78-80) - в любой замкнутой системе энтропия может либо оставаться постоянной (если в системе нет диссипации энергии), либо возрастать, или всякая система, не подверженная внешним воздействиям (взаимодействиям), стремится к состоянию максимального хаоса (термодинамического равновесия).

Теория тепловой смерти Вселенной (А. Эддингтон, Дж. Джинс). Концепция необратимости и времени (нарушение симметрии прошлое-настоящее). Л. Больцман первый открыл смысл энтропии как меры молекулярного хаоса, связал энтропию с числом комплексов, применил вероятностный подход к трактовке второго начала термодинамики - порядок в Космосе, жизнь и Интеллект это результат маловероятной статистической флуктуации (Пригожин 1985: 30-31, 95-96, Е.А.Седов Одна формула и весь мир. Книга об энтропии. М., 1982). Возникновение основного естественнонаучного парадокса эволюционной картины мира.

2. 6. Идеалы и нормы неклассического естествознания Дуализм субъекта и объекта, принцип простоты и вечности законов природы как наследие классического рационализма. Формирование специфических картин реальности, дифференциация идеалов и норм исследования: переход к дисциплинарно-организованной, неклассической науке - третья научная революция (конец "1" - середина "" столетия, Степин, Горохов, Розов 1996: 293-297).

Революция в математике - неевклидова геометрия (1826г.) Н. И. Лобачевского (Моисеев 1998: 40), теорема К. Геделя (1931) о неполноте любой математической или логической системы (Успенский 1982).

Открытия в естествознании "1" в. - клеточная природа живого (Т.»ванн (1839), теория электромагнитных явлений Дж. К. Максвелла (1864), законы наследственности и мутации (Г. Мендель, Г. Де Фриз), закон возрастания эн~ропии Р. Клаузиуса и теория биологической эволюции Ч. Дарвина - возникновение парадокса эволюционной картины мира, открытия радиоактивности (А.Беккерель, 1896) и электрона (Д. Томсон, 1897). Эксперименты Майкельсона-Морли: крах закона сложения скоростей.

Теория относительности и квантовая механика - наука о микро-мире (начало "" в.): изменение представления об одновременности, связь материи - энергии - пространства - времени - движения, невозможность разделения субъекта и объекта (проблема наблюдателя, необходимость учета средств наблюдения), крах детерминизма и элементаризма, неопределённость в мире элементарных частиц и вероятностное (неоднозначное, полиморфное, размытое) видение мира (Налимов, Дрогалина 1995: 16-27), принципы соответствия (включённость идей классической науки в более общую систему) и относительности истинности теорий (Моисеев 1998: 41-61).

Исследования высшей нервной деятельности (И. П. Павлов) и структуры сознания (3. Фрейд) - проблема иррациональности.

2.7. Структура научного познания Достоинства и недостатки гносеологических концепций: классической (знание как адекватное отражение объекта, Демокрит и Аристотель, Р.Декарт и И.Ньютон); субъектной (знание есть познание абсолютного мира идей или априорных форм сознания, Платон, Кант, Гегель); агностицизма (познание принципиально ограничено, Юм и Кант). Опв~бочность представлений о существовании только двух элементов в познании (субъекта и объекта).

Идеи Ф. Энгельса о деятельностной природе познания (реальность тождественна объекту, науки отличаются по предмету) и развитии форм движения матерйи. Деятельностная концепция научного познания в современной философии науки (Степин 1992: 56-57, 187-188): взаимодействие с объектом через призму технических средств (научные приборы, экспериментальные ситуации, компьютер); предметность (исследование конкретной стороны объекта); отражение предмета в идеальных формах (научные понятия, числа) как результат научной деятельности.

Синтетический характер данной концепции познания (активность субъекта, зависимость научного знания от технологий, диалектика субъективного и объективного в практике и научном познании). Структура научной деятельности: субъект, средства, объект, предмет, результат.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...