Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности




Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности

 

Я-концепция взрослого продолжает развиваться под воздействием различных внешних и внутренних стимулов. Особенно важны для него контакты со значимыми другими, которые на этапе ранней взрослости продолжают оказывать влияние и во многом определять представление индивида о самом себе. Однако Я-концепция взрослого человека, являясь активным элементом его личности, сама становится важным фактором в интерпретации опыта.

Можно сказать, что функционально Я-концепция выполняет несколько ролей:

– способствует достижению внутренней согласованности личности,

– определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

 

Я-концепция как совокупность ожиданий

 

В соответствии со своей Я-концепцией личность интерпретирует свои действия и действия других в конкретной ситуации. Кроме того, у человека создаются определенные ожидания и представления о том, что может или должно произойти при развитии конкретной ситуации. Некоторые исследователи даже считают эту функцию Я-концепции центральной. Так, например, люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Те же, кто обычно сомневается в своей ценности, заранее убеждены в негативном отношении к себе со стороны других. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, по мнению Р. Бернса, лежит механизм самореализующегося пророчества.

 

Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом

 

На этапе ранней взрослости «самопророчества» формулируются на основе собственного опыта и знаний, которые приобретены личностью на пути ее индивидуального развития, а также в связи с установками в самовосприятии, созданными на основе оценок значимых других. Личность в начале самоактуализации часто использует «пророчества» значимых других для обозначения направления своего развития, выбора целей и средств их достижения. Часто «пророчества» других интериоризируются личностью в самоопределения.

 

Роль психологических защит в Я-концепции

 

Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречия с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

По мнению ряда ученых, индивид часто отказывается видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, отрицает информацию, несовместимую со сложившимися представлениями, в том числе и о себе, то есть проявляет защиту от потенциально тревожной информации (Бернс Р., 1986; Грановская Р. М., 1999 и др. ). Защита может проявляться в форме отрицания или рационализации.

Можно сказать, что отрицание человеком опасной или нежелательной информации происходит для того, чтобы избежать конфликта между Я-образом и непосредственным опытом. Этот способ защиты имеет место при особо серьезных обстоятельствах. Например, любящие родители не способны объективно относиться к деяниям своего ребенка, обвиняемого в асоциальном поведении; порой больные отрицают тяжесть своего заболевания, так как это чревато для них значительными потрясениями в личной жизни и непредсказуемыми последствиями.

Если противоречивый опыт, вносящий рассогласования в структуру личности, тем не менее осознается, то срабатывает такой защитно-психологический механизм, как рационализация. В определении Р. М. Грановской (1999, с. 52) рационализация – это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Суть рационализации состоит в отыскании места для иррационального побуждения или поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей, без разрушения этой системы. С этой целью неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразовывается и после этого осознается, но уже в измененном виде.

При помощи рационализации человек легко закрывает глаза на расхождения между причиной и следствием, которые так заметны для внешнего наблюдателя. Как заметил Р. Бернс (1986, с. 41), рационализация позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. В качестве примера можно представить такую ситуацию, когда на фоне конфликтных взаимоотношений с сотрудниками человек продолжает настаивать на том, что работа вполне его устраивает, так как она высокооплачиваемая. Другой вариант, в котором срабатывает механизм рационализации, связан с жизнью супругов, не испытывающих друг к другу прежних чувств любви и привязанности, но тем не менее продолжающих рассматривать свою семейную жизнь как вполне приемлемую, так как их семейное кредо состоит в «благополучии детей».

Итак, отрицание и рационализация – это уловки, посредством которых человек уклоняется от восприятия проблемной реальности, которая интерпретируется им таким образом, чтобы сохранить «Я-концепцию» достойной и разумной личности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...