Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иерархия оценок зрелости ТП по модели СММ

 

В общем случае, оцениванию подлежат (в приведенной последовательности):

ключевые процедуры (если их оценка предусмотрена в плане работ по SPA или SCE);

разделы (если их оценка предусмотрена в плане работ по SPA или SCE);

цели ключевого направления (всегда);

ключевые направления уровня (всегда);

уровень зрелости (если целью оценивания является определение уровня зрелости).

Цель определенного КРА считается достигнутой (оценка “удовлетворительно”), если в результате обследования ТП обнаруживается, что все ключевые процедуры по всем разделам направления ТП определены, реализованы практически и внедрены во все проекты организации. Оценка “не удовлетворительно" присваивается в том случае, если отмечены существенные недостатки в реализации и внедрении оцениваемых элементов СММ. Каждый метод оценивания может предлагать расширенную шкалу ранжирования, учитывающую частичность реализации целей КРА.

Ключевое направление ТП получает оценку “удовлетворительно”, если эта же оценка присвоена всем целям, достижение которых предусмотрено по данному направлению. Если хотя бы одна из целей КРА не достигается (с оценкой “удовлетворительно”) - КРА получает оценку “не удовлетворительно".

Определенный уровень зрелости считается достигнутым, если все ключевые направления ТП, с которыми связывается данный уровень зрелости в модели СММ, а также все ключевые направления низлежащих уровней получили оценку “удовлетворительно".

Таким образом, обязательным условием аттестации организации-разработчика на соответствующий уровень зрелости является достижение всех целей по всем направлениям данного и всех низлежащих уровней, указанных в модели СММ, для всех проектов организации (текущих и будущих) на все время существования организации.

Отечественным организациям-разработчикам, совершенствование ТП в которых будет осуществляться в направлении достижения второго уровня технологической зрелости по модели СММ, целесообразно:

детально изучить цели и процедуры КРА второго уровня (разд.4 и приложение 2);

получить административную и финансовую поддержку;

создать соответствующие организационные структуры и другие элементы ТП, рекомендуемые СММ (разд.5);

подготовить нормативно-методическую и учебную базу. Перечень необходимых (для достижения уровня 2) международных стандартов, которые могут использоваться в качестве ориентиров при выполнении работ по ключевым направлениям, представлен в табл.1;

организовать процесс обучения специалистов программных проектов;

составить глобальный план работ по совершенствованию ТП организации, рассчитанный на 6-8 лет;

обеспечить надлежащее управление работами.


Заключение

 

СММ не есть панацеей от всех бед и не охватывает всех проблем обеспечения успеха проектов. В частности, действующая модель СММ не касается вопросов проведения экспертизы в автоматизируемых проблемных областях, вопросов выбора технологий проектирования и программирования, не дает советов по подбору и расстановке кадров. Кроме того, СММ определена в терминах нормативной практики крупных государственных организаций-разработчиков ПО и должна адаптироваться для небольших проектов и организаций.

Дальнейшая проработка СММ в SEI идет в направлении конкретизации КРА для 4 и 5 уровня СММ по мере накопления опыта в организациях, занимающих 3 ступень в иерархии СММ, а также по мере появления организаций, способных занять уровни 4 и 5. Со временем СММ должна стать многомерной, что даст возможность учесть в ней проблемы технологии проектирования и программирования, а также управления людскими ресурсами.

SEI тесно работает с ISO над созданием стандартов (в частности, ISO 15504, часть 1-9) по применению методов SPA, SCE и улучшения процессов разработки ПО.

Поскольку отечественные аналоги СММ отсутствуют - основная задача отечественных организаций-разработчиков состоит в том, чтобы, базируясь на СММ, начать движение в направлении совершенствования процессов организации и управления разработкой ПО и достижения уровня зрелости 2 СММ.

9. Оценивание существующего уровня зрелости отечественных организаций

Предлагаемая ниже процедура оценивания зрелости отечественных организаций-разработчиков не является адаптацией ни одного из перечисленных выше методов (SPA, SCE, PI). Цель ее разработки - предоставить организации-заказчику приемлемый механизм выбора организаций-исполнителей программных проектов, концептуально согласующийся с СММ и адекватный уровню отечественной программной инженерии.

Процедура ориентирована на ранжирование технологической зрелости организации-исполнителя по шкале от 0 до 2, где рейтинг 2 соответствует второму уровню зрелости по модели СММ.

Процедура основана на использовании фрагмента оригинала контрольного опросника SEI в части, касающейся уровня 2 СММ, и включает следующую последовательность шагов:

Шаг 1. Организация-заказчик составляет проект паспорта программного продукта, подлежащего разработке, по форме, представленной ниже:

 

Паспорт программного продукта

Класс системы  (например, АСУ ТП, АИС и др.)
Прикладная область  (например, военного назначения)
Масштабность: Продолжительность Количество исполнителей объем продукта степень повторного использования   (в месяцах) (количество человек, принимающих участие в разработке) (объем ПО в строках исходного кода) ___% исходного кода, ___% модифицированного кода, __% повторно используемого кода Примечание (например, большое количество COTS - большие затраты на разработку)
Долевое участие в работе  (например, головной исполнитель, все виды работ и др.)
Организационный подход  (например, временный трудовой коллектив, интегрированная бригада и др.)
Язык (и) используемые языки (среды) программирования
Заказчик наименование организации-заказчика
Применяемые стандарты  (группа применяемых отечественных и международных стандартов)
Наличие соисполнителей  (да/нет, количество организаций-соисполнителей)
Новизна  (например, в замен действующей системы)
Платформа функционирования характеристика аппаратной, программной и телекоммуникационной среды
Другие требования  

 

Отв. исполнитель проекта: (ФИО) _____ Подпись

Рабочий телефон __________________ Дата _______________

Шаг 2. Организация-заказчик рассылает претендентам на роль исполнителей форму паспорта и контрольный опросник;

Шаг 3. Организация-претендент, ознакомившись с проектом паспорта заказываемого продукта, подбирает несколько (но не менее трех) завершенных или находящихся в стадии завершения проектов, разработанных в данной организации и схожих с предлагаемым к разработке;

Шаг 4. Разработчик проекта заполняет паспорт разработанного (разрабатываемого) продукта по форме паспорта и отвечает на все вопросы контрольного опросника (приложение 1). Ответы на вопросы по каждому направлению проставляются посредством отметки (знак "+" при ручном заполнении формы или число “1” при машинном заполнении) в соответствующих колонках интервальной шкалы;

Шаг 5. Организация-претендент отсылает заполненные паспорта и контрольные опросники организации-заказчику;

Шаг 6. Эксперт организации-заказчика обрабатывает все паспорта и контрольные опросники организации-претендента и определяет уровень зрелости организации.

Обработка контрольных опросников для получения оценок включает выполнение следующих действий:

каждой оценке присваивается эквивалентный числовой коэффициент (табл.1)


Таблица 1

Оценка Коэффициент
Почти всегда 1
Часто 0.75
Иногда 0.5
Редко 0.25
Никогда 0

 

обрабатывается один опросник для одного проекта: подсчитывается количество ответов по каждой оценке одного направления ТП (количество отметок “+” или “1” в столбце). Это количество ответов умножается на соответствующий коэффициент (см. табл.1) и вычисляется их сумма. Затем эта сумма делится на количество вопросов, касающихся данного направления (приложение 1) и умножается на 100% (для получения оценки достижимости целей направления в процентах).

Ниже приведен пример заполнения опросного листа по направлению “Управление требованиями” и оценка уровня достижимости целей по данному направлению. Соответствующий опросный лист содержит 6 вопросов. Пример заполнения опросного листа приведен в табл.2. Вычисленная оценка КРА по ответам на вопросы по данному направлению составляет.

 

(2*1 + 1*0.75 + 1*0.5 + 2*0) / 6 = 0.54

 

или в процентном отношении - 0.54*100% = 54%

Процедура повторяется по всем шести направлениям, представленным в опроснике;

3) подобным образом обрабатываются ответы на вопросы по всем проектам;

4) по завершении обработки опросных листов оценки по каждому направлению для всех проектов усредняются. Усредненная оценка направления по всем проектам вычисляется как медиана частных оценок. Например, если в результате обработки вопросов по первому направлению для пяти проектов были получены такие оценки: 54 58 75 79 80

то медианой ряда будет значение 75 и это будет средняя оценка данного направления по представленным проектам.

5) полученные суммарные оценки проектов в процентах по каждому направлению заносятся в итоговый отчет по форме, представленной в табл.3.

6) для расчета уровня зрелости Lзр организации применяется формула:

 

Lзр = 2/6 * {åi=1 [ (КPA%i) /100] }

 

где КРАi - полученные суммарные оценки проектов в процентах.

 

Таблица 2

Управление требованиями Почти всегда Часто Иногда Редко Никогда Не используется
1. Используются ли системные требования, делегированные ПО, в качестве основы для выполнения разработки и управления процессом разработки? +          
2. Выполняется ли корректировка планов ПО, рабочих продуктов и действий при изменении системных требований, делегированных ПО? +          
3. Руководствуется ли проект принятой в организации политикой в части управления системными требованиями, делегированными ПО?   +        
4. Прошли ли лица, которым поручено управление делегированными требованиями, обучение приемам управления требованиями?     +      
5. Проводятся ли измерения с целью определения адекватности действий, выполняемых по управлению делегированными требованиями (например, есть ли учет общего числа предложенных изменений в требованиях, числа принятых предложений по изменениям, числа произведенных корректировок в базовой версии и пр)?         +  
6. Подвергаются ли действия по управлению требованиями в проекте ревизиям с целью обеспечения качества ПО?         +  

 

Таблица 3 Оценка уровня зрелости по КРА

КРА Почти всегда >90% случаев Часто 60-90% случаев Почти поровну 40-60% случаев От случая к случаю 10-40% Крайне редко < 10%
Управление требованиями          
Планирование проектов ПО          
Мониторинг проектов          
Управление соисполнителями          
Обеспечение качества ПО          
Управление конфигурацией          

 

Следует отметить, что чем больше проектов входит в выборку, тем точнее оценка, однако исходя из общего низкого уровня зрелости отечественных организаций разработчиков и сложности сбора информации по большому количеству проектов в одной организации, на данном уровне применения методики допустимо ограничить число проектов тремя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...