Раздел 5. Краткосрочные обязательства
1. Займы и кредиты на срок менее 12 месяцев. 2. Кредиторская задолженность (долги нашей организации другим ФЛ и ЮЛ). Например, долги моей организации перед поставщиками, перед покупателями за полученные у них авансы, задолженность перед персоналом по заработной плате, задолженность перед государством и различными внебюджетными фондами, задолженность перед участниками при выплате дохода и т.п. 3. Обязательства, связанные в резервами предстоящих расходов, доходов будущих периодов. Итого: ББ – это двустороння таблица, эти обе части которого равны. Актив должен равняться пассиву. Почему? Потому что это две стороны одной медали. Источники средств и сами средства хозяйствования. То есть это одно имущество, но в разных «плоскостях»! Балансы разделяются по различным видам: По периодичности баланса 1. Месячные 2. Квартальные 3. Полугодовые 4. Годовые Есть еще вступительный баланс – когда предприятие только начинает действовать. Там указано имущество, которое внесли в УК и источники образования этого имущества. Это очень важно – еще никаких операций не было произведено – вот только-только внесли имущество в организацию! Есть и такая характеристика – заключительный баланс (ЗБ). ЗБ – это отчетный документ, который составляется на конец отчетного периода (31 декабря он составляется). Он формируется на основе проверенных бухгалтерских записей, проведения инвентаризации и средств расчета (сверки различные и т.п.). Тот случай с НТВ – должны были дождаться заключительного баланса. Ликвидационный баланс. Нужен для имущественной характеристики организации на дату прекращения его деятельности. Споры о банкротствах заключаются составлением ликвидационного баланса, который можно оспорить.
Есть еще сводный баланс. Есть организация, у которой есть несколько филиалов/представительств. В этом смысле филиалы/представительства предприятия составляют свои балансы, которые вместе составляют «сводный баланс предприятия». Ведь филиалы и представительства – не ЮЛ! Консолидированный баланс. Есть, допустим, холдинг, группа предприятий – консолидированный баланс дает представление о составе имущества группы. Разделительный и соединительные балансы. Ст. 59 ГК РФ «Передаточный акт и разделительный баланс». Это документ, по которому от одного ЮЛ (реорганизующегося) права и обязанности переходят к другому ЮЛ. Каждому в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности другого лица. Этот баланс должен содержать все права и обязанности реорганизующегося лица, в отношении всех его кредиторов и должников, включая те обязательства, которые оспариваются. Передаточный акт и разделительный баланс – подаются вместе с документами на государственную регистрацию. Компании «Ликвидация в кротчайшие сроки» - это компании, которые переводят на себя долги организаций, которые хотят ликвидироваться. Допустим – одна компания не заплатила другой за поставку. Первая компания – в суд, дело выиграли. Проигравшая сторона по-быстрому сливается с компанией «Ликвидация в кротчайшие сроки» и все, потом ничего с них не возьмешь. Эти компании «нанизывают на себя» долги других компаний и не собираются ничего выплачивать. Как это они зарегистрировали такое «слияние»? А регистраторы в такие тонкости не вникают. Что делать дальше? 08.10.2011 г. Баланс – это документ, характеризующий имущественное состояние предприятие на определенную дату. Цели могут быть утилитарные – использовать баланс в качестве баланса по делу. Для того, чтобы оценить имущественное положение предприятия, здесь достатчно сложно не прибегаю к помощи определенных аналитических приемов что-либо проанализировать.
Если мы возьмем исползьование баланса в качестве доказательства по делу. Пример: есть предприятие, оно взяло кредит в размере 1.5 млн. долл. И при банкротстве этого предрпиятия, нашли платежный документ - стали требовать возвращения 1,5 млн. долл. В делах не было никаких договоров, было только платежное поручение и назначение платежа – на развитие промысла. Предприятие стало говорить, что вы нам безвозмездно перечислили денежные средства. Атанесян – если это было дарение, то оно не допустимо между ЮЛ. Тем более это должно было быть отражено на балансе. Истребовали баланс и по балансу выяснили, что деньги числятся на пассиве баланса – кредиторской задолженности (т.е. то, что предприятие должно вернуть). Суд удовлетворил иск. Было еще такое дело – Атанесян в Стокгольмском арбитраже. ООО «Усадьба центр» (крупный ареднодатель). Потребовали с него 3,5 млн долл. Было встречное требование со стороны ООО «Усадьба центр» для того, чтобы взыскать с другой стороны неисполненные обязательства в срок по договору. Атанесян – представили мы ББ – по нему оно встало на учет только после приемки государственной комиссии и попало в баланс только в декабре, а не с сентябре. Следовательно, не надо было удовлетворить требования в полном объеме. Дело Атанесян в Стокгольмском арбитраже проиграл – он разозлил одного шведского арбитра своими ходатайствами и он написал особое мнение. Наш арбитр – тоже написала особое мнение. После этого, нужно было признавать и приводить в исполнение это решение третейского суда adhoc. Есть перечень обстоятельств в Конвенции, на основании которой можно признать или не признать решение. Если есть два особых мнения – то решения нет (т.к. решение должно быть подписано всеми судьями). И суд согласился с Атанесяном – дошло до ВАСа и он подтвердил это решение. Тут даже анализа не надо, надо просто сослаться на статью баланса. Но иногда бывают ситуации, когда нужно анализировать состояние предприятия, его имущественное положение. Анализ количественных и качественных его показателей (баланса) и тенденции его развития производится на основании экономических показателей. Экономические показатели характеризуют определенную динамику изменений этих показателей.
Анализ баланса – это систематизированное исследование динамики изменения показателей баланса во взаимосвязи источников средств и средств хозяйства. Нам нужен источник для сравнения – мы берем предшествующий баланс, который был (и получил отметку) в налоговой инспекции. Мы должны на основании нашего систематизированного исследования выяснить определенные интересующие нас вопросы. Мы должны понять, как мы будем анализировать на основании сравнения. Что из себя представляет этот анализ? Как правило, он осуществляется с помощью сравнения (определяем источники за соответствующие периоды времени). Это анализ сходных понятий и явлений. Но это сравнение должно быть технологичным, оно должно вписываться в определенные рамки, они должны быть официальными и документальными (должны быть заверены и иметь все необходимые реквизиты). Этапы 1. После того, как имеем балансы, осуществляем вертикальный анализ – анализируется каждая статья баланса и то, как она изменилась эта статья баланса во времени. Можем выяснить как изменилась прибыльность предприятия во времени. Если увеличилась прибыльность, значить усилилось имущественное положение предприятия. Но на статьи баланса оказывают влияние различные сферы хозяйственной деятельности. Но что конкретно послужило причиной изменения той или иной статьи баланса нужно понять размер, объем изменений. Любое изменение в динамике показателей – нужно понять за счет конкретно чего оно произошло. Увеличилось количество основных средств. Это может быть связано и с тем, что предприятие взяло кредит и приобрело их. 2. Далее следует горизонтальный анализ. Теперь мы смотрим на все остальные статьи баланса и пытаемся выяснить взаимосвязь изменений (взаимосвязь с той статьей, которая нас интересовала). Был «концепт Левина» - мошенническая схема. У него была квартира. Он приходил в банки, терпящие бедствие и говорил, что поставит на их баланс имущество.
Шел в другие компании и говорил – что эти предприятия получат кредиты, только надо будет поставить на баланс имущество. Банки заинтересованы, компании заинтересованы. И если много было средств у банков, они могли эмитировать ценные бумаги. Но Центробанк был против (т.к. ЦБ не стал утверждать подобное увеличение уставного капитала – т.к. появятся новые конкурентные, которые будут эмитировать различные ценные бумаги). Тем более не понятно для ЦБ – откуда у вас такое количество активов появилось за такое количество времени. Начали задавать конкретные вопросы – и схема эта рушилась. 3. Изучение внутренних взаимосвязей между разделами баланса. Связаны не только статьи баланса, связаны и разделы баланса. Источники средств хозяйства и сами средства – это две стороны медали. Поэтому две части баланса равные – источники средств и сами средства должны друг другу соответствовать. Когда начинаем прослеживать взаимосвязь между активом и пассивом – можно много чего нового для себя выяснить. 4. Анализ привлечения количественных и качественных показателей отчетности. Привлечение отчета по прибыли, по движению денежных средств, по финансовому состоянию предприятия и т.п. – нужно выяснить получить более конкретные количественные и качественные показатели отчетности. Что мы выясняем: 1. Состояние активов; 2. Состояние собственного капитала; 3. Состояние обязательств у организации Обязательства – это вообще обязательства (краткосрочные и долгосрочные). Обязательства – могут быть краткосрочные, операционные (долгосрочные и краткосрочные долги предприятия, связанные с его деятельностью). Мы устанавливаем платежеспособность и ликвидность предприятия. Кризис 2008 г – связан был с острой не хваткой ликвидностью предприятий (предприятия понахватали кредиты за границей; был пункт в кредитных договорах – если падает стоимость активов, то кредитор может потребовать досрочного возврата денежных средств). И чего сейчас все боятся – есть такие токсичные активы, которые находятся на активах банков (которые «улучшали ликвидность в свое время»)- и если иностранные кредиторы потребует возвратить подобные денежные средства, то они банки этого сделать не смогут. Государство говорит - Ликвидность – это определение способности предприятия погашать свои краткосрочные и долгосрочные обязательства (способность быстро один ресурс переводить в другой ресурс). Очень ликвидны – денежные средства, оборотные средства. Чуть менее ликвидны – сырье. Низколиквидные – недвижимость.
Если ликвидных активов у предприятия больше, чем краткосрочных обязательств, то структура баланса удовлетворительна. Если ликвидных активов у предприятия столько же, сколько и краткосрочных обязательств = это слабая ликвидность баланса. Ели ликвидных активов меньше, чем краткосрочных обязательств – это неудовлетворительная ликвидность баланса (означает, что нельзя в ближайшем периоде «ликвидировать» краткосрочные обязательства). Абсолютная ликвидность – только за счет ликвидных активов можем обеспечить исполнение своих обязательства. Текущая ликвидность – когда мы можем обеспечить исполнение своих обязательств за счет ликвидных активов и материально-производственных запасов Коэффициент покрытия – это соотношение текущих активов (в числителе) к краткосрочным обязательствам знаменателя. Когда текущих активов больше в два раза, чем краткосрочных обязательств, то у вас высокий коэффициент покрытия (и кредит дадут, и договор можно заключить). Но если коэффициент покрытия меньше 1, то у нас больше обязательств, нежели активов. Тогда вряд ли кредит дадут. Итого, нужно, чтобы коэффициент покрытия был больше 1. Есть и такие коэффициенты, которые характеризуют рентабельности деятельности. Рентабельность – это эффективность производства. Это соотношение, которым мы определяем несколько видов рентабельности. 1. Рентабельность всего капитала; 2. Рентабельность собственных средств; 3. Рентабельность инвестиций; 4. Рентабельность реализованной продукции. Как ее технически определить. Рентабельность = (в числителе) чистая прибыль / (деленная на знаменатель) – а там уже будет разные показатели (в зависимости от того, какую конкретную рентабельность нам нужно подсчитать). Пример: Среднегодовая стоимость активов в знаменателе (если, например, нас интересует рентабельность продажи и т.п.) Рентабельность – важнейший критерий, по которому кредитоспособность заёмщика подсчитывается. Средняя рентабельность в промышленности равна примерно 12%. При ставке кредита 25% - мы не сможем погасить кредит, использую собственную рентабельность. В с/х очень низкая рентабельность. Почему? Рискованная деятельность – неурожай и все, беда. Поэтому и кредиты банки под с/х не очень охотно выдают. Где высокая рентабельность – в казино! Купил стол и автоматы и все. Рентабельность – 98% (поэтому и крышуют казино). При такой рентабельности нужно как следует продумать налоги. Кроме рентабельности, очень важный показатель – финансовая устойчивость предприятия. Какое имеется у вас количество собственных средств по отношению к заемным средствам (долгосрочным и краткосрочным). Вспомни дело НТВ – там собственных активов было 180 млн. долл. Сумма «набранных» кредитов – 980 млн. долл. Вот это финансово неустойчивое предприятие. Есть еще показатель такой: деловая активность. Деловая активность – это не просто активность на рынке, активность, выраженная через сумму счетов к оплате, которая в конце года вы получили по отношению к той хозяйственной деятельности, которую вы осуществили. Нужно сопоставить объем реализации продукции, которую вы изготовили со среднегодовым объемом счетов. (объем реализации/ (деленный на) то, сколько вы получили за счет этого объема реализации). Был Байкал ФинансГруп (ООО). Он вышел на конкурс на приобретение активов ЮКОСа за 13.2 млрд. рублей (зарегистрировано недавно, сумма уставного капитала – 10.000 р). Никто не посмотрел на это. Купили они эти активы за 13.2 млрд. рублей. А потом данные активы перекочевали в Роснефть. Конкурсная комиссия должна была спросить – откуда у вас деньги? Было еще дело – было зарегистрировано предприятие, которое пришло в банк и просило дать гарантию за обязательства этого предприятия. Банк за эту гарантию получил денежные средства. Банк дал гарантию. Под эту гарантию предприятие получило денежные средства. Тот, кто взял деньги – убежал. И потом, тот, кто выдал кредит, пошел истребовать денежные средства у гаранта и заемщика. Гаранту пришлось платить. А размер кредита был – 150 млн. рублей. Нужно было просто посмотреть на деловую активность предприятия. В апреле зарегистрировали предприятие, в мае пришел получать деньги, ни одной хозяйственной операции до этого не было. В сговоре был банк и заемщик. Крайним оказался гарант. Баланс: 1. Должен быть реальным; 2. Должен быть преемственным (он не может изменить радикально за один день); 3. Должен быть ясным; 4. И баланса можно получить все необходимые сведения; Чтобы правильно читать баланс, нужно воспользоваться этапами Атанесяна, а также посмотреть на коэффициенты. Баланс – это таблица, характеризующая имущественное состояние предприятия на определенную хозяйственную дату. Баланс изменяется в зависимости от хозяйственных операций. Может быть и так – баланс на одну дату, потом были определенные существенные предприятия. Могут быть получены деньги с расчетного счета в кассу, могут быть оприходованны материалы от поставщика и т.п. Есть 4 вида изменений баланса под влиянием хозяйственных операций: 1. Происходит изменение только в активе баланса. Одна его статья увеличивается, а другая уменьшается. Например, на расчетном счете (актив баланса) есть 20.000р. 5.000 р. – мы перечислили в кассу (это тоже в разделе актива). В итоге баланс не изменился (статьи друг друга уравновесили). Актив + стоимость операции – (минус) стоимость операции = Пассив. В итоге баланс не изменился. 2. То же, только с пассивом. Меняется структура источников баланса. Есть нераспределенная прибыль. Мы решили ее перевести в уставный капитал. И та и другая статья в пассиве. Пассив + стоимость операции – стоимость операции = Актив. Перегруппировка в статьях пассива, баланс в итоге неизмененный. 3. Произошли изменения и в активе и в пассиве. Например, наш поставщика поставил материалы на 20.000 р. Мы должны были поставщику 40.000. Он поставил нам еще на 20.000. В итоге актив баланса возрастет (он же поставил материалы). Но и наша задолженность ему возрастет – то есть возрастет и пассив (мы же ему должны за поставки). Актив + стоимость операции = Пассив + стоимость операции. 4. Когда и актив и пассив уменьшается на одинаковую сумму. Из расчетного счета погасили часть кредита. На расчетном счете уменьшится сумма (в активе это) и уменьшится задолженность (в пассиве) по кредитным банкам. Актив – стоимость операции = Пассив – стоимость операции. Итого Всю совокупность балансовых операций можно распределить на эти 4 группы. 15.10.2011 г. Из баланса мы не можем получить данные о конкретной финансовой операции. Можем ли мы на основании общих данных делать юридически значимые действия? Увеличение товаров на складе – увеличение ответственности. Поэтому другой элемент метода БУ (счета) дает нам ответ на эти вопросы. Счета БУ и двойная запись Понятие счетов Непрерывная текущая деятельность и контроль осуществляется при помощи счетов БУ. Для чего предназначены счет? Для текущего отражения хозяйственных операций и фиксации тех изменений, которые произошли в хозяйственной деятельности. Счет – это текущая группировка однородных средств хозяйства (их источников). Счет основных средств – что это? Счет, который говорит группировке основных средств (средства, используемые больше года). На этом счете отражается количество средств хозяйства. Счет – определенный классификационный признак, позволяющий идентифицировать тот или иной объект БУ. Как называются счета? Счет касс – позволяет определить идентификационный признак – денежные средства в кассе. Расчетный счет. Счет ноль первый. Но это бывает не совсем так ясно. Когда Ашан строил свои гипермаркеты он являлся техническим заказчиком. Он осуществлял перечисление денег в адрес генерального подрядчика. У них был соответствующий договор. Суд счел, что технический заказчик и генеральный подрядчик (была там какая-то бредовая аргументация), а так как Ашан не учитывал определенные средства на счете 20, то он занизил налогооблагаемую базу – нужно доначислить налог. Ашан вел учет производительных затрат по счету № 08, а должен был по счет № 20 (так как он был генподрядчиком). А значит, Ашан – ген.подрядчик и он занизил налогооблагаемую базу. Но Ашан был техническим заказчиком и не должен был вести счет № 20. Было другое дело. Головное предприятие отправляло мебель почти готовую (без ручек) к своей дочке. Налоговая сказала – это нужно было рассматривать по счету готовая продукция, а не внутрихозяйственные расчеты (зачем надо было? Чтобы налоги уплачивали не в Москве, а во Владимире). Но мебель без ручек – не готовая продукция. Так что все правильно мы делали. Одним словом нужно правильно прописывать хозяйственные операции по счетам. Важно определение: 1. Стоимости хозяйственной операции; 2. Лиц, участвующих в ее совершении; 3. Место и время совершения хозяйственной операции; 4. Квалификация этой хозяйственной операции (точное установление куда должно быть отнесено уменьшение или увеличение конкретной суммы хозяйственной операции). Поэтому нужно правильно определить, что такое счет. Структура счета Выглядит как таблица. Две строки дебит (он должен) – левая сторона счета - и кредит (он верит) – правая сторона счета. Каждый счет, который открывается, открывается на основании баланса. Допустим из баланса счета «Материалы» видно, что имеется материалов на 10.000 р. Это называется сальдо начальное. Сальдо – (итал.) это расчет, итог. Все средства и источники по этому классификационному признаку располагаются в системе счетов. На основании балансов открываются счета. Счета бывают по отношению к балансу – активные и пассивные. Сальдо начальное – берем из баланса. Сальдо конечное – попадает потом в баланс (смотрим, что пришло, что у ушло (т.е. смотрим дебет и кредит) и подсчитываем конечное сальдо).
Двойная запись Одна и та же запись влечет изменение дебета по одному счету и кредита по другому счету. В вышеуказанном примере – договор купли-продажи. На основании товарной накладной будет отражено увеличение по счету материалов. На основании счета будет изменен счет расчетов с поставщиками. Счета – это текущее (между балансами) отражение хозяйственной жизни предприятия. Очень важно правильно распределять по счетам хозяйственные операции. Счета бывают активные и пассивные. В активных счетах все увеличение идет по дебету.Уменьшение в активных счетах идет ко кредиту. В пассивных счетах все увеличение идет по кредиту. Уменьшение в пассивных счетах идет по дебету. Любая хозяйственная операция отражается дважды – в дебете одного счета и на кредите другого счета. Нужно искать взаимосвязанный счет. Лука Почейли 1494 в труде «Трактат о счетах и записях». Там он впервые обосновал «принцип двойной записи» - Венецианский способ. В таких городах как Венеция, Генуя – центры коммерческой деятельности. Нужно было все хозяйственные операции учитывать. Приходилось одни и те же операции отражать по двум счетам. Взаимосвязь счетов БУ; Смысл двойной записи – вначале нужно квалифицировать конкретный объект БУ, узнать, где он должен быть отражен, далее нужно отразить текущую хозяйственную операцию (на основании определенных принципов), потому нужно отразить операцию на двух счетах. Эти два взаимосвязанных счета – называются корреспондирующими счетами. Корреспонденция счетов – типичная взаимосвязь счетов. Если соблюдается корреспонденция счетов – тогда не может быть речи о хищениях. Атипичная взаимосвязь – та связь, которая не предусмотрена планами ведения БУ. Когда лицо, нарушив правила, отражает операцию так, как оно захочет, пытаясь, например, скрыть какие-нибудь последствия. Указание двух корреспондирующих счетов называется «бухгалтерской проводкой». Бухгалтерские проводки бывают двух видов – простые и сложные. Но давайте подумаем так – материалы, которые пришли приходят обычно в таре. Тару нужно учитывать отдельно. Для этого нужно отделить материалы от тары. В нашем примере – нужно будет операцию по поставке в наш адрес товаров еще и поставку тары на счете «Тара». Например, товары получиил на 10.500. 10.000 идет на дебет счета материальных товаров, а 500 – идет на дебет счета тары. Вот это будет называться сложной проводкой (когда увязывается дебет одного счета и кредиты нескольких счетов или кредит одного и дебит многих). Есть планы счетов БУ. БУ ведется на основании планов счетов и инструкций по их применению. На основании планов счетов разрабатываются рабочий план счетов (т.е. тот перечень счетов, который может применяться этой организацией). План ведения счетов – Приказом Министерства Финансов утвержден. Этот план действует с 1 января 2001 года для подавляющего большинства хозяйствующих субъектов. У банков несколько иная структура, но мы ее трогать не будем. Плане счетов БУ состоит из 2 частей: 1. Перечня счетов, которые применяются в БУ (основные средства, износ основных средств, долгосрочные финансовые вложения и т.п.); 2. Инструкция по применению планов счетов БУ. Фактически план счетов БУ представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности. Инструкция по плану счетов устанавливает единые подходы по применению планов счетов. Т.е. у нас стоит задача классификации с тем, чтобы четко определить к какой группе основных средств относится тот или иной объект, как он ставится на учет, как нужно его учитывать. Признание, оценка, группировка – устанавливаются различными положениями по ведению БУ. Типовая корреспонденция счетов – это нормативно установленная взаимосвязь счетов. Узнаем из плана счетов – что это за объект. И узнаем, как нужно вести те или иные счета. Синтетические и аналитический учет; Счета БУ в плане счетов подразделяются на: 1. Счет основных средств (№ 01); К счету 01 могут быть субсчета – более дробная группировка средств хозяйства и его источников. Основные средства же могут разделяться на здания, автомобили, гаражи и т.п. Надо же внутри этого счета разделить на более конкретные субсчета. Например, субсчет «здания и сооружение», «машины и оборудования» и т.п. Субсчета по счету 01 ведутся по видам основных средств. 2. Счет № 08 (долгосрочные финансовые вложения) Субсчета – 08.1 приобретение земельных участков, 08.4 – приобретение объектов основных средств и т.п. Все вышеуказанные счета и иные им подобные – это синтетические счета. Аналитический счета – это счета, которые учитывают более дробное деление. 1. Синтетический учет – учет обобщенных данных БУ о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. Субсчета – промежуточные между аналитическими и синтетическими счетами. Конкретнее, чем синтетические счета, но менее конкретные, чем аналитические счета. 2. Аналитический учет – учет, который группирует детальную информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. В аналитическом учете мы можем учитывать натуральные измерители (мы сможем получить более детальную информацию о составе материалов запаса – о составе имущества хозяйственных операций). Вся типовая корреспонденция отражается в БУ. Атипичные бухгалтерские проводки совершаются тогда, когда люди хотят скрыть масштабы хозяйственной деятельности. Пример – кассир получил деньги в банке. Решили взять часть денег себе. Зачислили часть денег на счет предприятия, а другую часть перечислили на счет расходов. Вот это будет атипичная корреспонденция. Нельзя сразу же после получения денег (если в платежном поручении была указано Основание Платежа «для выплаты заработной платы») занести деньги на расходы Способы исправления ошибочных записей. Все операции, которые могут быть произведены – должны быть отражены в учете, как это предписано в планах счетов БУ. Но может быть ситуация,что бухгалтер ошибся с квалификацией – записали не в тот счет. Налоговый орган попросит изменить счета. Вопрос: как будем менять? Предусмотрено ли это изменение в планах счетов? (будут ли корреспондировать эти счета). Приходится доказывать, что мы не имеем право отразить ту или иную операцию на том или ином счете продукции, который нам предписывают налоговые органы (вспомни пример с мебелью). Например, бесплатные пакеты в Ашане. Налоговый орган говорит, что вы не можете включить это в расходы. Мол, это просто ваш маркетинговый ход. Атанесян – упаковка является составной частью продажи. Не можем продать товар без этой части. Это упаковка, следовательно, должна быть отражена в соответствующей статье расходов, а не просто маркетинговый ход (который пришлось бы отнести к рекламе, в результате чего мы бы не смоги убавить налогооблагаемую базу). Еще один пример. Есть такое предприятие – АлмазЮниЭкспорт. Монопольный экспортет драгоценных материалов. 22.10.2011 г. В балансе отразить текущее ведение счета невозможно. Текущая хозяйственная деятельность отражается на счетах хозяйственного учета. Есть баланс – между балансами счета. Мы должно четко представлять что такое счета – это способы группировки хозяйственный операций. Счет – это таблица, состоящая из двух столбцов – дебит и кредит. Дебит и кредит по разному отражают хозяйственные операции. В активном счете – сальдо – дебетовое (то есть в плюсе). В пассивном – кредитовое (то есть в минусе). Произошла хозяйственная операция – она должна быть тут же отражена на счетах. Причем на нескольких – счета же взаимосвязаны – это «корреспонденция счетов». Конкретная запись – конкретная финансовая операция, документа, на основании которого прошла операция – это бухгалтерская проводка. Проводки бывают простые и сложные Все счета отражены в плане счетов бухгалтерского счета (показано там какие есть счета и как они друг с другом взаимосвязаны). «В определенных рамках счета корреспондируют – за этими рамками счета не корреспондируют». Начислено рабочим и служащим з/п 15 тысяч рублей. Эту операцию нужно объективировать в счетах БУ. Нужно знать, какие два счета отразят эту операцию. Нужно определиться с квалификацией той или иной хозяйственной операции. Эта операция должна отразить два счета: · основное производство (код счета - № 20; счет активный, там сальдо дебетовое); Сальдо начальное – 3000 р. (допустим была такая сумму там до операции по начислению з/п). Предположим, эта была первая операция - напишем –15.000. Но нужно еще и на другом счете отразить. · Расчеты с персоналом (счет № 70; это счет пассивный, салдьо там кредитовове) Сальдо начальное там (в столбце «кредит») – допустим было 5000 р. Значит предприятие должно работникам 5000р. Нужно в столбец «кредит» счета № 70 прописать 15.000 Вот это был пример простой проводки (проводка была типовая). Теперь будет сложная проводка. Поступили от наших поставщиков товары и поступили они на сумму 20.000 р. Из них 2.000 р. – НДС и одновременно эти товары поступили в таре (ее нужно учитывать отдельно). Нужно осуществить сложную бухгалтерскую проводку. Нельзя на одном счете учитывать стоимость товара вместе с НДС. · Расчеты с поставщиками и подрядчиками (№ 60; пассивный (величина задолженности перед своими кредиторами)) В столбце «кредит» было, допустим 12.000. Нужно дописать сумму –20.000. · Открываем еще один счет «Товары» (№ 41.2; здесь сальдо – дебетовое, это активный счет). Допустим, сальдо начально там было 1.500 р. Поставка на сумму 20.000 р, там НДС – 2.000 р и тары на · НДС по приобретенным ценностям (№ 19; активный счет) Допустим, остаток 700 (сальдо начальное). Дописываем там 2.000 · Тара (счет № 41.3; тоже активный) Допустим, сальдо начальное – 50. Дописываем там операцию – (в дебете) 1.000 р. Счет активный – пишем в дебет, счет пассивный – пишем в кредит. Кредитуется один счет, дебетуется три счета. Вуалируется хозяйственная операция путем неправильных сложных проводок. Корреспонденция счетов в плане счетов прописана. Если операция выходит за рамки той корреспонденции счетов, которая предусмотрена, то это атипичная корреспонденция. Иногда под видом ошибок маскируются незаконные хозяйственные операции. БУ систематизирован, там нет двоякого толкования. Там очень ясные рамки. Было одно дело, которое касалось следующего: осуществлялся банковский контроль, была очень большая сумма. Нужно было доказать, что Центральный Банк не прав. «План счетов не трактуется, объект БУ отражается не как решил бухгалтер, а так, как ему предписано. В праве мы можем толковать нормы, но не в БУ – там нормы доведены до автоматизма. Если сказано, что счет должен быть отражен на этом счете – то на этом счете он и должен быть отражен». Смысл спора – заключался в том, можно ли определенную операцию признать доходом. Это зависело от того, как отразим операцию в БУ. Налоговый орган говорил, что нужно отражать ситуацию по другому. Но его требования не обоснованы, т.к. по плану счетов нужно было отражать ту операцию таким образом, какие организация это и отразила. Могут ли быть операции, которые не предусмотрены планом счетов? Могут. Тогда нужно по согласованию с Минфином отражать новый счет. Или можно сделать рабочий план счетов – отправляешь в налоговую – и если она принимает этот план, тогда потом его требования беспочвенны. Пишут налоговому органу – вот такая у меня политика, вот такую корреспонденцию счетов я применяю. Поэтому налоговый орган в курсе. В целом вся хозяйственная деятельность подпадает под тот или иной счет (может быть чуть отдаленно, но подпадет). Любая хозяйственная деятельность определяется хозяйственными операциями, которые редко когда характеризуются экзотичностью. Если такое есть все же, тогда нужно согласовывать с Минфином. Если произошла ошибка БУ не предполагает вольного отношения к ошибкам. Любую ошибку нужно найти. Все хозяйственные операции отражаются хронологически. Когда мы путь раскладываем по хронологии – тогда мы сможем найти ошибку. Если мы хотим увидеть как что-то происходило – рисую себе хронологию событий. По такому же принципу собираются все адвокатские досье. Надо сказать, что хронология отношений является необходимым атрибутом в любом арбитражном споре, особенно если это международный арбитраж (у нас в судах – проще). В нашем БУ тоже все записи идут в хронологической операции. Может быть ситуация такая – хозяйственная операция была совершена, а в БУ ее нет. Операция должна быть отражена в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения. Если бухгалтер нашел ошибку, то он должен ее исправить. Есть 3 способа исправления ошибки. В зависимости от того, где находим: 1. Корректурный способ; Это способ, который преимуещствено применятся в аналитических счетах. Как правило, ошибка, которая исправлетсякорректурно, должна быть обнаружена до того, как были подведены итоги. Исправления ошибки осуществляется путем зачеркивания неправильных записей и написания правильных записей. Делается запись «исправленному верить», а нужно надписывается над зачеркнутым. Как правило такой способ записывается в карточках аналитического учета. 2. Способ дополнительной проводки; Как правило в счетах синтетического счета, когда ситуация либо вообще не была отражена или отражена не правильно. НАпримерм, поступили материалы на 20.000, а написали в счете, что на 15.000. Дополнительная проводка – делается на правильном счете дополнительная проводка еще на 5.000. Делается в бухгалтерии дополнительная справка. Бухгалтеры иногда так хитрят – пишут, что 15.000 рублей, а 5.000 рублей забирают себе (в надежде, что ничего не заметят). Это может отразиться и в накладной. Я поставил вам на 20.000 р. А вы мне говорите, что по вашим счетам – 15.000. Ничего не знаю, у меня есть накладная, вы идите и разбирайтесь дальше сами со своей бухгалтерией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|