Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третья консультация (заключительная)




Ход консультации
Начало беседы
Психолог:Здравствуй, Настя. Рада снова тебя видеть. Клиент: Здравствуйте.
Расспрос клиента, проверка консультативной гипотезы

Психолог: Настя, помнишь, о чем мы говорили с тобой на первой встрече?

Клиент: Да, помню.

Психолог: Ты рассказала мне о своих увлечениях, любимых и нелюбимых предметах, друзьях и планах на будущее. Также ты сказала, что не любишь отвечать у доски, так как боишься получить двойку.

Хотя родители тебя не ругают за плохие оценки. Скажи, пожалуйста, почему ты боишься отвечать у доски?

Клиент: Потому что я вроде бы дома готовлюсь, учу, все запоминаю...

А когда выхожу к доске, коленки трясутся, все из головы вылетает. Если еще и учитель какой-нибудь вопрос задаст, не могу с мыслями собраться, сформулировать ответ.

Психолог: Давай попытаемся разобраться, что происходит, когда ты выходишь отвечать?

Клиент: Я очень сильно начинаю волноваться.

Психолог: А когда человек волнуется? Обычно тогда, когда он почему-то не знает, как себя вести, что делать и боится потерпеть неудачу. Но с таким волнением можно научиться справляться.

Клиент: И как же с ним справиться?

Психолог: Старайся отрепетировать ответ дома, рассказать урок родителям, бабушкам и дедушкам, друзьям семьи, которые бывают у вас в гостях.

Когда тебе особенно трудно отвечать, готовя урок, воспользуйся советом, который дают спортсменам перед ответственными соревнованиями. Продумывай мысленно свой ответ во всех подробностях, постарайся представить все, что будет происходить, – возможные реплики учителей и одноклассников, Петьку на третьей парте, который «строит рожи» и т.п. Представляя, старайся вообразить, что ты будешь переживать, чувствовать в этих ситуациях, как будешь себя вести. Причем представляй ситуацию во всех вариантах, во всех возможных последствиях и реши, как лучше держаться, лучше вести себя во всех случаях (задают дополнительный вопрос, кто-то кидает ехидную реплику и т.п.). Очень полезно представить, как вели бы себя в этой ситуации те из твоих одноклассников, чьи ответы у доски тебе особенно нравятся, а также те, чьи ответы, по твоему мнению, никуда не годятся. Обдумай все это после того, как урок уже выучен и пересказан, и ты убедилась, что хорошо его знаешь. Но не трать на это много времени (не больше 5-7 минут).

Клиент: Хорошо, я думаю, что родители помогут мне в этом.

Психолог: Отлично.

Психолог: Найди дополнительную, интересную информацию к материалу, который нужно выучить. То, что вызвало живой интерес у тебя в период подготовки, лучше отложится в памяти и, несомненно, вызовет отклик у твоих слушателей. Согласись, приятней делиться интересной информацией?

Клиент: Да, согласна.

Психолог: Когда тебя вызывают отвечать, выходи к доске подчеркнуто медленно, спокойно, вспоминая то состояние, в котором ты пересказывала урок дома.

Формулируй цель ответа. Но целью должна быть не отметка, которую ты хочешь или боишься получить, а то, о чем ты должна рассказать (например, «Я должна рассказать, чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»).

Отвечая, старайся говорить спокойно, чётко, следи за своим голосом, за тем, как держишь руки.

Отвечая, постарайся концентрировать свое внимание на тех одноклассниках, с которыми у тебя хорошие отношения, как бы рассказывая им. Это хороший эмоциональный толчок, придающий уверенности.

Клиент: Ага, а если учитель задаст мне какой-нибудь вопрос? И я не смогу ответить на него?

Психолог: Если тебе задают дополнительный вопрос, не пугайся. Постарайся точно понять, о чём спрашивает учитель. Поняв это ты, если знаешь материал, сможешь правильно ответить на вопрос. Только не торопись говорить, что ты не знаешь. Лучше предупреди учителя, что тебе надо немного подумать.

Не бойся ошибиться! Ошибки бывают у всех. Если неправильно ответила, ошиблась в решении задачи, постарайся, возможно, поправить это. Если твою ошибку заметили учителя и одноклассники, а сама ты не смогла ее исправить, запомни ее и проанализируй дома.

Психолог: В большей степени обращай внимание не столько на свои ошибки (над ними тоже стоит работать), но и на свои успехи. Свои неудачи воспринимай как точку роста, как толчок к позитивным изменениям.

Психолог: Придя домой, проанализируй свой ответ у доски.Подумай, правильно ли ты сформулировала цель ответа и сумела ли достичь её. Затем возьми листок и раздели его на 2 столбика. В первом столбике запиши, что в ответе, на твой взгляд, было хорошего. Во втором – что плохого. Когда это сделаешь, посмотри на листок и поставь себе отметку так, как поставила бы её другому человеку. Сравни ее с той отметкой, на которую ты рассчитывала, и которую поставил учитель, и постарайся понять, за счёт чего получилось расхождение. Если отметка ниже той, на которую ты рассчитывала заранее, постарайся понять, в чём конкретно твои недостатки и постепенно исправь их. Если выше – проанализируй, за счёт чего ты добилась успеха, и постарайся закрепить эти сильные стороны. В следующий раз при подготовке ответа уделяй особое внимание своим сильным и слабым сторонам, стараясь максимально использовать сильные и свести к минимуму слабые.

Клиент: Хорошо, я буду теперь стараться это использовать.

Психолог: Молодец.У тебя есть еще какие-нибудь вопросы ко мне?

Клиент: Нет.

 

 

Завершение беседы

Психолог: Настя, к сожалению, наши с тобой встречи заканчиваются. Я надеюсь, что наши беседы, помогут тебе справиться с волнением при ответе у доски. Я уверена, что у тебя все получится!

Клиент: Ага!

Психолог: Спасибо тебе за приятно проведенное время. Приятно было с тобой пообщаться. До свидания.

Клиент: До свидания.

 

Результаты диагностики:

1. Методика «Шкала тревожности» (по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша): общийуровень тревожности (включает в себя школьную, самооценочную и межличностную тревожность) нормальный.

 

Выводы

Выдвинутая гипотеза была доказана, у девочки страх отвечать у доски связан с тем, что она боится забыть материал или неправильно ответить, и вследствие этого получить плохую оценку.

Анастасия является творческим и очень общительным человеком. Активно проявляет себя как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Например, выступает с танцевальными номерами на школьных мероприятиях. У нее уже есть более четкое представление о своем будущем. Имеет достаточно большой круг знакомств.

Выданные рекомендации в совокупности с помощью родителей и учителей помогут Анастасии преодолеть данный страх.

С Анастасией было проведено три консультации по выявленной проблеме. Консультации прошли успешно, все поставленные задачи были выполнены.

 

 

Вывод

За время прохождения психологической практики было проведено 9 консультаций с 3 клиентами, которые включали в себя беседу и выполнение необходимых диагностических методик.

Также в ходе консультаций выдвигались гипотезы, которые были доказаны.

Непосредственно перед началом консультаций происходило наблюдение за прикрепленным классом, как во время учебной деятельности, так и на переменах и выбор клиентов.

По окончанию консультаций всем клиентам были разработаны рекомендации по выявленным проблемам не только самим ученикам, но и родителям, а также учителям.

Список литературы

1. Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование. [Текст] / В.Ю. Меновщиков. - Москва: СМЫСЛ. 2010.

2. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции [Текст] / З.Фрейд. – Москва, Санкт-Петербург и др.: Питер.2011.

3. Витакер, Д.С. Группа как инструмент психологической помощи. [Текст] / Д.С. Витакер. - Москва: «Класс». 2010.

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческих взаимоотношений [Текст] Э. Берн. – Минск: ПОПУРРИ. 2011.

5. Портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/

6. Портал «Виртуальная педпрактика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://praktika.karelia.ru/

7. Психология ребенка – детским психологам, родителям, для семьи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psylist.net/pedagog/

8. Педагогика – воспитание, обучение, дидактика, инновации, педагогическая деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psylist.net/pedagogika/

 

Приложение 1

Карта обращения I

 

Ф.И.О. Д.К. Класс 5 «б»

Дата: 14 октября 2015г.

Возраст: 11 лет.

Заявленная проблема: По направлению психолога

Методы диагностики (по желанию клиента): Методика на мышление «Исключи слова», Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия).

Выявленная проблема: Отсутствие нормальных взаимоотношений с младшей сестрой, из-за большой разницы в возрасте (6 лет).

Рекомендации:

1. Ученику: Необходимо найти общие интересы с младшей сестрой, стараться предлагать ей играть в какие-нибудь интересные игры, попробовать организовать дома небольшое мероприятие, направленное на ваше совместное взаимодействие.

2. Классному руководителю: -

3. Учителю: -

4. Родителям:

· Старайтесь поощрять помощь, щедрость и сопереживание сестер друг другу — хвалите за это.

· В ситуации конфликта между детьми просто останавливайте их и показывайте, как можно разрешить спор словами — сначала по очереди говорим, потом вместе ищем варианты решения.

· Организация совместных мероприятий, прогулок и т.д.

 

Приложение 3

Карта обращения II

Ф.И.О. К.Б. Класс 5 «а»

Дата: 15 октября 2015г.

Возраст: 11 лет.

Заявленная проблема: По направлению психолога

Методы диагностики: Методика «Корректурная проба».

Выявленная проблема: Небольшая устойчивость внимания, особенно проявляется в такой деятельности, как плетение из бисера или шитье.

Рекомендации:

1. Ученику:

Упражнения для тренировки устойчивости внимания:

· Понадобятся отрывок любого текста (например, из газеты) и карандаш или ручка. Необходимо очень внимательно читать текст и вычеркивать одну букву (например, «а») в течение 5 минут в день; потом две буквы (например, «С» и «П»), потом три, потом четыре. Время постепенно увеличивать (каждую неделю на 5 минут (до 20 минут в день)). И проверять правильность.

· Необходимо выбрать любое слово, очень длинное. Засечь время (например, 15 минут) и составлять различные слова из букв, входящих в данное слово. Это задание можно делать также с родителями, чтобы было интереснее.

2. Классному руководителю:

· Выберите специальное время для упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться. Таких упражнений достаточно много, но они должны быть интересными и не восприниматься как продолжение скучных уроков.

3. Учителю:

· Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой. Начиная от ручки, бумаги и до таблиц, схем, словарей и т.п.

· В перерывах между сложными видами работы используйте приемы расслабления или двигательную разрядку.

· Развивайте у него навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы. Можно специально составить текст из 13-14 предложений. В каждое предложение включите одну-две типичные для него ошибки. Например: пропуски букв, слов; повторение слогов в слове; замена букв или слов и т.п. Ребенку надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Причем проверять можно разными способами:

- самостоятельно, читая про себя;

- читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками;

- сравнивать текст с правильным образцом.

4. Родителям:

· Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления. Сделайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения. Для таких детей особенно важно всегда начинать приготовление уроков в одно и то же время. Тогда им легче мобилизоваться, настроиться на работу. Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение. Причем желательно, чтобы это место было только местом для занятий, а не для игр и дополнительного чтения.

· Научите ребенка при проверке пользоваться непрозрачной линейкой. С ее помощью слово открывается постепенно, по слогам, без забегания вперед. Ведь ошибки часто не замечаются, если ребенок забегает вперед и «узнает» слово.

· Необходимо проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность.

 

Приложение 5

Карта обращения III

 

Ф.И.О. А.И. Класс 5 «а»

Дата: 16 октября 2015г.

Возраст: 11 лет.

Заявленная проблема: По направлению психолога

Методы диагностики: Методика «Шкала тревожности» (по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша)

Выявленная проблема: Страх отвечать у доски, так как боится получить двойку.

Рекомендации:

1. Ученику:

· Старайся отрепетировать ответ дома, рассказать урок родителям, бабушкам и дедушкам, друзьям семьи, которые бывают у вас в гостях.

· Найди дополнительную, интересную информацию к материалу, который нужно выучить. То, что вызвало живой интерес у тебя в период подготовки, лучше отложится в памяти и, несомненно, вызовет отклик у твоих слушателей. Согласись, приятней делиться интересной информацией.

· Отвечая урок, постарайся концентрировать свое внимание на тех одноклассниках, с которыми у тебя хорошие отношения, как бы рассказывая им. Это хороший эмоциональный толчок, придающий уверенности.

· Стремись развивать уверенность в себе, в своих силах. В большей степени обращай внимание не столько на свои ошибки (над ними тоже стоит работать), но и на свои успехи. Свои неудачи воспринимай как точку роста, как толчок к позитивным изменениям.

2. Классному руководителю:

· Формируйте веру в успех:

Ø Подчеркивайте любые улучшения.

Ø Объявляйте о любых вкладах.

Ø Раскрывайте сильные стороны ученика.

Ø Демонстрируйте веру в ученика.

· Концентрируйте внимание ученика на прошлых успехах.

Ø Повторяйте и закрепляйте успехи. Если продвижение к новым учебным задачам затормозилось, не спешите, возвратитесь к успешным задачам и повторите сегодняшние достижения.

3. Учителю:

· Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Страх сделать ошибку очень снижает уровень «Я могу». Когда этот страх исчезает, у ученика происходит прорыв сознания и ученик начинает чувствовать гораздо большие возможности.

Вот приёмы для этой цели:

Ø Рассказывайте об ошибках. Главное показать, что каждый делает ошибки, нет людей, которые не ошибаются.

Ø Показывайте ценность ошибки как попытки. Нужно признать, больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется.

4. Родителям:

· Старайтесь отрепетировать весь ответ дома, подскажите ребенку, с чего лучше начать свой рассказ, а чем – закончить. Станьте для него настоящим слушателем, вместе обсудите самые интересные факты из подготовленного материала, заранее подсчитайте время, требующееся на ответ. Научите ребенка логически выстраивать любую монологическую речь.

· Поддерживайте любую инициативу ребенка.

· Обсудите с ребенком ситуацию повышения тревожности по мере того, как учитель вызывает к доске всех по очереди. Проиграйте в домашних условиях «Обычный урок», чтобы ребенок ощутил и осознал, что ответить самому в начале урока – гораздо легче, чем, переживая и тревожась, долгое время ожидать, вызовет учитель или нет.

· Будьте в курсе устных заданий по предметам, оказывайте любую помощь в поиске дополнительного материала для более яркого и интересного выступления ребенка.

· Постарайтесь определить, чего больше боится ребенок и, по возможности, решить именно эту проблему. Учебный материал, который повторялся несколько раз дома, с привлечением дополнительной любопытной информации поможет ребенку поверить в то, что ему не будет страшно рассказать его у доски.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...