Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности физкультуры при диабете




 

Проводить занятия утренней или лечебной гимнастикой необходимо после обязательного предварительного совета с лечащим врачом. Занятия физкультурой должны проходить в хорошо проветренном помещении или на воздухе. Если представляется возможность, то помимо упражнений утренней гимнастики рекомендуется такой же комплекс упражнений повторить вечером, примерно за 1,5—2 часа до сна.

Физические упражнения необходимо чередовать, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на разные мышцы. Увеличение или уменьшение физической нагрузки во время занятий физкультурой при диабете проводится в зависимости от состояния больного, его тренировке и физическому развитию.

Исходные положения при физических упражнениях следует чередовать, движения выполнять нужно с большим размахом в суставах. Дыхание при занятиях физкультурой должно быть свободным и ритмичным, осуществляться через нос, выдох должен быть продолжительнее вдоха. Если после занятий физкультурой у диабетика возникает чувство усталости или слабости, то это должно служить поводом для изменения комплекса физических упражнений в сторону снижения нагрузки.

Комплекс упражнений лечебной физкультуры при диабете должен сочетать подвижные игры, бег, упражнения с сопротивлением и т.д. По окончании занятий нужно принять душ или прибегнуть к обтиранию.

Лечение диабета направлено на восстановление нарушенного углеводного обмена путем применения диетотерапии и инсулина. При лечении таких больных используют и лечебную физкультуру.

Показания к лечебной гимнастике. Лечебное действие физических упражнений обусловлено активизирующим и нормализующим действием их на углеводный, а также на менее нарушенный жировой и белковый обмен.

При диабете из-за недостаточности инсулина нарушен не только синтез и фиксация гликогена в печени, но и его потребление мышцами, связанное с нарушением окислительно-ферментативных процессов в них. При физической работе увеличивается усвоение и потребление сахара мышцами, усиливается активность окислительных ферментов и повышаются щелочные резервы в крови, что приводит к уменьшению гипергликемии и повышению толерантности организма к углеводам. Как показали клинические исследования, сочетание физических упражнений с введением инсулина усиливает действие последнего, что связано с большей утилизацией сахара мышцами. Кроме того, физические упражнения способствуют укреплению нервной системы и сердца больного, повышению сопротивляемости его организма и задерживают прогрессирование атеросклероза. При тяжелых формах диабета применять лечебную гимнастику следует только после вывода больного из тяжелого состояния (уменьшение гипергликемии, приближение кетопемии к норме, уменьшение глюкозурии, прибавка в весе).

При легких и средних формах диабета применять лечебную физкультуру следует с первых же дней лечения больного.

Методика лечебной гимнастики. Отличительной особенностью лечебной гимнастики при диабете является систематическое применение длительных упражнении, совершаемых в умеренном темпе (нескоростных), а также упражнений с мышечным усилием, при которых преобладают не анаэробные, а окислительные процессы, приводящие к увеличению потребления сахара мышцами.

При постельном режиме больного применяют исходное положение лежа, которое по мере улучшения состояния здоровья сменяют исходным положением сидя и стоя. При постельном и полупостельном режимах применяют простые упражнения без отягощения для крупных мышечных групп туловища и конечностей и несложные комбинации их, а также дыхательные упражнения.

После перевода больного на общий режим целесообразно включать в занятия упражнения с отягощением (гантели, набивные мячи весом 1—2 кг), а также применять упоры и тренировку в ходьбе.

Дозировка движений. При постельном режиме упражнения вначале проделывают с неполной амплитудой и небольшим мышечным напряжением; число повторений постепенно увеличивают и доводят до 4 раз. Применяют только медленный темп движений.

При полу постельном и общем режиме все движения проводят с полной амплитудой и возрастающим мышечным напряжением. Число повторений упражнения постепенно увеличивают до 5—6 раз, а темп движений постепенно повышают до среднего. Длительные паузы для отдыха необходимы больным с постельным и полу постельным режимом.

Дозировку упражнений со снарядами осуществляют с учетом реакции больного на них. После этих упражнений показаны дыхательные упражнения.


Заключение

Изучение процессов, возникающих в организме человека при сахарном диабете, позволило значительно улучшить профилактику и лечение различных форм сахарного диабета, а так же предотвратить развитие коматозных состояний.

Использование наряду с другими средствами лечения сахарного диабета физкультуры оказывает положительное действие на больного. Лечебная физкультура при диабете снижает уровень сахара в крови, улучшает общее самочувствие диабетика, повышает его работоспособность. Занятия лечебной физкультурой рекомендованы всем больным сахарным диабетом, за исключением тех диабетиков, у которых имеются болезни и расстройства, не показанные для ее применения.

В связи с тем, что заболеваемость СД за последние десятилетие увеличилась, диабетология приобрела важнейшее медико-социальное значение.

Значительно реже стали наблюдаться такие грозные осложнения СД, как кетоацидотическая и гипогликемическая кома и др.

 


Список литературы

1. Балаболкин М.И. Сахарный диабет. М.: Медицина, 1994. С. 30-33.

2. Внутренние болезни. / Под ред. А.В. Сумаркова. М.: Медицина, 1993. Т.2, С. 374-391.

3. Воробьев В.И. Организация диетотерапии в лечебно-профилактических учреждениях. М.: Медицина, 1983. С. 250-254.

4. Галенок В.А., Жук Е.А. Иммуномодулирующая терапия при ИЗСД: проблемы и новые перспективы. // Тер.архив. 1995. № 2. С. 80-85.
 5. Голубев М.А., Беляева И.Ф. и др. Потенциальный клинико-лабораторный тест в диабетологии. // Клинико-лабораторная диагностика. 1997. № 5. С. 27-28.

6. Гольдберг Е.Д., Ещенко В.А., Бовт В.Д. Сахарный диабет. Томск,
1993. С 85-91.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...