Подготовка отмены крепостного права
ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА Основные события 1855 г. - Начало царствования Александра II 1856 г., март - Заявление Александра II о предпочтительности освобождения крестьян "свыше, нежели снизу" 1857 г. - Создание Секретного комитета 1857 г., ноябрь - Рескрипт Назимову 1858 г. - Создание Главного комитета 1859 г. - Создание Редакционных комиссий 1861 г., 19 февраля - Манифест от обмене крепостного права и "Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" 1863 г. - Начало перехода на выкуп 1881 г. - Закон о принудительном переводе на выкуп Важнейшие понятия Секретный комитет Главный комитет Редакционные комиссии Рескрипты Назимову и Игнатьеву Уставные грамоты Мировые посредники Отрезки Временнообязанные крестьяне Крестьяне-собственники Выкупная операция Капитализация оброка Действующие лица Александр II Н.А. Милютин С.С. Ланской Вел. кн. Константин А.И. Левшин Ю.Ф. Самарин В.И. Назимов М.Н. Муравьев П.Н. Игнатьев П.П. Гагарин Я.Н. Ростовцев В.Н. Панин Основные варианты экзаменационных вопросов: Отмена крепостного права в России Падение крепостного права в России Реформы 60-х гг. XIX в. в России Внутренняя политика России во второй половине XIX в. Внутренняя политика России в 60-х - 90-х гг. XIX в. Содержание ответа Предпосылки падения крепостного права В середине XIX в. крепостническая экономика России находилась в состоянии серьезного кризиса. Это выразилось, в частности, в росте крестьянских повинностей и платежей, которые временами достигали предельного уровня, за которым крестьянскому хозяйству грозило неминуемое разорение. Распространяющийся в черноземных районах перевод крестьян на месячину свидетельствовал о прямой деградации крепостничества и превращении его в неприкрытое рабство. Оборотной стороной разорения крестьянского хозяйства становилось оскудение поместного дворянства, которое для поддержания привычного уровня жизни все чаще вынуждено было закладывать имения. В 50-х гг. 2/3 помещичьих имений было заложено и перезаложено.
С другой стороны, в нечерноземной полосе крестьяне все чаще уходили на неземледельческие заработки, занимаясь строительством, ремеслом, извозом, нанимаясь на мануфактуры. В основном за счет сторонних заработков существовали крестьянские семьи и выплачивался оброк. Таким образом, фактически нарушался один из важнейших принципов крепостнической системы - прикрепление крестьян к земле. В то же время уже складывался капиталистический уклад. В 50-х гг. XIX в. усилилось имущественное расслоение крестьянства. Капиталистые крестьяне арендовали землю (нередко покупали на имя своих господ), основывали мануфактуры и торговые предприятия. Их имущественное положение пришло в резкое несоответствие с бесправием людей, остающихся в крепостной зависимости. В промышленности купеческие и крестьянские мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде, постепенно одерживали верх в конкурентной борьбе над вотчинными и посессионными мануфактурами, использовавшими подневольный труд. В 30-х гг. в России начался промышленный переворот. Однако он сдерживался слабым развитием рынка свободной рабочей силы. Большинство рабочих оставались крепостными-отходниками. Поэтому они сохраняли тесные связи с деревней, вынуждены были возвращаться туда во время сельскохозяйственной страды. К тому же помещик всегда мог отозвать своего крепостного с фабрики. Дальнейшее развитие промышленности требовало отмены крепостного права. Среди историков нет единства по вопросу о том, исчерпал ли крепостнический строй к середине XIX в. возможности дальнейшего экономического развития. Ясно, однако, что сохранение крепостного права обрекало Россию на растущее экономическое отставание от ведущих европейских держав.
К тому же крепостное право порождало постоянные крестьянские волнения. Выступления крестьян были разрозненными и малочисленными. Они легко подавлялись властями и сами по себе не создавали угрозы свержения существующего строя. Однако постоянное недовольство крестьян беспокоило власть и дворянство, напоминая о возможности новой пугачевщины. Необходимость отмены крепостного права была ясна значительной части российских правящих кругов уже в 30-х - 40-х гг. XIX в. Однако пойти на решительные меры власть не рискнула. Отношение к крепостному праву хорошо выразил Николай I: "Крепостное право - зло, однако внезапная его отмена явилась бы в настоящее время еще большим злом". Правительство в случае освобождения крестьян как массовых волнений, так и недовольства помещиков. Перелом наступил после позорно проигранной Крымской войны, когда невозможность дальнейшего сохранения крепостного права стала очевидной. Подготовка отмены крепостного права Вступление Александра II на престол ознаменовалось переменой политического курса. Были удалены со своих постов наиболее одиозные деятели предыдущего царствования, такие как Л.В. Дубельт и П.А. Клейнмихель. Постепенно смягчалась цензура, расширялась гласность. В марте 1856 г. царь, выступая перед предводителями дворянства, сказал: "Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо, а от этого было несколько случаев неповиновения крестьян помещикам: Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого; мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною: следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу". Публичное заявление царя о неизбежности отмены крепостного права создало новую общественно-политическую ситуацию. До сих пор все проекты освобождения крестьян держали в тайне, чтобы не возбуждать крепостных. К тому же в многие консервативно настроенные дворяне полагали, что ликвидация крепостничества повлечет кровопролитные беспорядки, введение политических свобод и конституции.
Предварительная работа по подготовке крестьянской реформы сосредоточилась в МВД и в специально созданном в 1857 г. "Секретном комитете по устройству быта помещичьих крестьян". Власть, желая избежать волнений и ослабить дворянскую оппозицию, стремилась представить инициатором освобождения само поместное дворянство. Однако попытки министра внутренних дел С.С. Ланского и его заместителя ("товарища") А.И. Левшина организовать дворянские ходатайства об отмене крепостного права закончились неудачей. Требуемое прошение представил осенью 1857 г. виленский генерал-губернатор В.И. Назимов (литовские дворяне были в большей степени, нежели российские, готовы к отмене крепостного права, т.к. знали о преимуществах развития сельского хозяйства в соседних Курляндии, Лифляндии и Эстляндии, где крепостное право было отменено еще в 1816-1819 гг.). В ответ на ходатайство дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний царь в ноябре 1857 г. направил Назимову рескрипт, распорядившись создать губернские дворянские комитеты для обсуждения проектов освобождения крестьян. Через несколько дней такой же рескрипт был направлен петербургскому генерал-губернатору П.Н. Игнатьеву. С этого времени обсуждение готовящейся реформы стало гласным. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Основным в ходе подготовки отмены крепостного права стал вопрос о наделении освобождаемых крестьян землей. Ходатайства литовских дворян были ориентированы на освобождение крестьян без земли по прибалтийскому образцу (крестьяне получили бы только свои усадьбы). Не исключал такого решения и рескрипт Назимову. Немало сторонников безземельного освобождения было в Главном комитета. МВД, напротив, настаивало на том, чтобы крестьян получили полевые земельные наделы. Дворянские проекты освобождения можно разделить на три группы. Помещики черноземных губерний, особенно производившие товарный хлеб, стремились сохранить в своих руках как можно больше плодородной земли, поэтому предлагали освободить крестьян без земли или с минимальными наделами.
Помещики нечерноземных губерний соглашались предоставить крестьянам большие наделы, но рассчитывали получить максимальный выкуп. Это объяснялось тремя причинами. Во-первых, здешние помещики предпочитали сохранить в своих руках только часть земли, но приобрести средства, которые можно было использовать для улучшения малоплодородной почвы. Во-вторых, в большинстве имений нечерноземной полосы не велась барская запашка, не имелось ни скота, ни инвентаря. Для их приобретения также требовались деньги. В-третьих, нечерноземные губернии отличались высоким уровнем промышленного развития. Поэтому крестьяне, получив чрезмерно малые наделы, могли вовсе забросить земледелие и уйти на фабрики. Наконец, помещики степной полосы, отличавшейся низкой плотностью населения и наличием незанятой земли, готовы были предоставить крестьянам значительные наделы, но требовали на возможно больший срок сохранить барщину. В марте 1859 г. при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии (председатель - Я.И. Ростовцев), которые должны были проанализировать и обобщить предложения губернских комитетов и выработать окончательный проект освобождения. В ходе подготовки реформы в Редакционных комиссиях и в Главном комитета происходили острейшие дискуссии между либералами (Я.Н. Ростовцев, Н.А. Милютин, великий князь Константин Николаевич, Ю.Ф. Самарин) и крепостниками, настаивавшими на сохранении всей земли в руках помещиков (М.Н. Муравьев, В.Н. Панин, П.П. Гагарин). Неоднократно последние оказывались в большинстве, но царь присоединялся к мнению меньшинства. В конце концов победил принцип освобождения крестьян с землей. Решающим стал аргумент Я.И. Ростовцева: "Отрезывая землю от крестьян, мы зажжем Россию!". В то же время авторы проекта стремились не допустить разорения дворянства. Отмена крепостного права. Редакционные комиссии завершили свою работу в октябре 1860 г. После того, как проект крестьянской реформы был рассмотрен Главным комитетом, он был передан на утверждение в Государственный совет. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". В "Положениях" рассматривался вопрос о личной свободе крестьян, наделении их землей и размерах выкупа, уплачиваемого ими за полученную землю. Крестьяне становились лично свободными людьми. Они могли свободно заключать сделки, приобретать не только движимое, но и недвижимое имущество, вступать в брак, переходить в другие сословия. Однако сохранилось крестьянское неполноправие. Крестьянин был подчинен общине ("миру"). Без согласия мира он не мог покинуть деревню и избрать иное место жительства. По приговору сельского схода крестьянин мог быть подвергнут телесному наказанию. В общине была установлена круговая порука по уплате податей. Община, а не отдельная крестьянская семья считалась и владельцем полученной крестьянами земли.
В основу наделения землей было положено стремление, во-первых, обеспечить крестьянству средства к существованию и тем самым избежать массовой пролетаризации, чреватой революцией, а во-вторых, обеспечить помещичьи хозяйства рабочими руками. Следовательно, предоставляемый надел должен был не полностью обеспечивать крестьянскую семью. Если помещик и крестьяне не достигали "полюбовного соглашения", то наделение землей проводилось на основе установленных норм. Для каждой местности были определены высшая и низшая норма душевого надела. Если надел, которым крестьянин пользовался до освобождения, был меньше низшей нормы, помещик должен был дополнительно "прирезать" крестьянину земли. Если надел превышал высшую норму, то излишнюю землю полагалось "отрезать". Независимо от величины надела, у помещика должно было остаться не менее 1/3 земли. Таким образом, даже если крестьянские наделы были меньше высшей нормы, но при этом помещику оставалось менее 1/3, земля у крестьян отрезалась. На практике прирезка явилась редким исключением, а отрезки коснулись значительного большинства крестьян. Крестьянское землепользование увеличилось только в 8 западных губерниях, в 27 губерниях оно сократилось и в 9 губерниях практически не изменилось. В среднем у крестьян было отрезано 20% используемой ими земли, а в отдельных губерниях - до 40%. Средний размер крестьянских наделов составил 3,4 дес. На душу. Между тем, по подсчетам земских статистиков в нечерноземной полосе для того, чтобы прокормить семью (без учета уплаты податей) требовалось около 8 дес. Самые большие наделы получили крестьяне Севера и степных губерний (Самарской, Астраханской). Меньше всего земли оказалось у крестьян черноземной полосы, особенно - Правобережной Украины. Раздел земли между крестьянами и помещиками должен был производиться на основе "уставных грамот", составление которых должно было завершиться через два года, в 1863 г. Для урегулирования споров между крестьянами и помещиками был создан институт мировых посредников. Посредником мог быть только дворянин данного уезда. Мировыми посредниками стали многие представители либеральной и демократической интеллигенции того времени, видевшие в этой работе способ послужить народу. Но немало было среди посредников и тех, кто, в силу сословной солидарности, стремился обеспечить помещикам односторонние преимущества. В ходе раздела земли помещики постарались удержать в своих руках лучшие и наиболее удобные земли, уступив крестьянам "песочки". К тому же в руках помещиков сохранилась большая часть лесов, пастбищ и сенокосов, что заставило крестьян арендовать эти угодья. Бывшие дворовые и крепостные мелкопоместных помещиков, а также посессионные рабочие вообще не получили земли. В черноземной полосе широкое распространение получили т.н. "дарственные" наделы. В отличие от обычных они давались крестьянам без выкупа, но и составляли 1/4 нормального надела. За полученные земельные наделы крестьяне (за исключением дарственников) должны были по-прежнему выполнять повинности в пользу помещика: работать на барщине или платить оброк. Через два года барщинные крестьяне имели право перейти на оброк. Перевод с оброка на барщину был запрещен. Такие крестьяне назывались временнообязанными. После составления уставных грамот помещик мог (но не был обязан) перевести крестьян на выкуп. Перевод на выкуп растянулся на многие годы. К 1881 г. около 15% крестьян еще оставались временнообязанными. В 1881 г. был принят закон, обязавший помещиков перевести всех крестьян на выкуп начиная с 1883 г. Полностью переход помещичьих крестьян на выкуп был завершен в 1895 г. С переходом на выкуп крестьянин получал наименование крестьянина-собственника, хотя по-прежнему не имел права продажи надела. Размер выкупа зависел не от цены земли, а от величины оброка. Сумма выкупа определялась таким образом, чтобы, будучи положена в банк, она приносила проценты, равные ежегодному оброку. Обычный банковский процент того времени составлял 6%. Такой порядок называется капитализацией оброка из 6%. В промышленных губерниях оброк за высший надел составлял 10 рублей. В этом случае крестьянин должен был заплатить 166 руб. 66 коп. В то время как рыночная стоимость крестьянских наделов в средних ценах 1863-1872 гг. составляла 648 млн. руб., общая сумма выкупа составила 867 млн. Очевидно, крестьянин был не в состоянии выплатить сразу всю сумму выкупа. Поэтому крестьяне выплачивали 20% (иногда этот платеж заменялся отработкой), а 80% платило государство. Естественно, государство расплачивалось с помещиками не "живыми деньгами", а ценными бумагами, обеспечивающими доход, равный утраченному оброку. Средства, выплаченные государством, были предоставлены крестьянам в ссуду под 6% годовых сроком на 49 лет. Таким образом, в результате выкупной операции крестьяне должны были уплатить почти тройную сумму первоначально определенного выкупа (294%). Из-за накопившихся недоимок в 1882 г. размеры выкупных платежей были снижены, а с 1907 г. выкупные платежи были вообще отменены. Тем не менее, крестьяне успели уплатили 1,5 млрд. руб. Превышение суммы выкупа над рыночной стоимостью крестьянской земли означает, что фактически крестьянам пришлось заплатить не только за землю, но и за личное освобождение. Главной проблемой пореформенной деревни оказалось малоземелье и несоответствие наделов чрезмерно высоким платежам. Помещичьи крестьяне составляли приблизительно половину всех крестьян России. В 1863 г. было проведено наделение землей удельных крестьян (находившихся в собственности царской фамилии). От личной зависимости они были освобождены еще в 1858 г. Наделы удельных крестьян составили в среднем 4,8 дес. на душу. В 1863-1865 гг. они были переведены на выкуп. В 1866 г. был принят закон о поземельном устройстве государственных крестьян. На выкуп они перешли в 1886 г. Государственные крестьяне получили самые большие наделы - в среднем 5,9 дес. на душу. Однако даже наделы удельных и государственных крестьян были недостаточны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|